Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-1583/07-33/74
"04" мая 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена «11» апреля 2007 года
Решение в полном объеме изготовлено «04» мая 2007 года
Арбитражный суд Новосибирской области
в составе судьи Ивановой Г.Л.
при ведении прокола судебного заседания судьей Ивановой Г.Л.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации г. Ленинска-Кузнецкого
к ответчику: ООО «Лекс», г. Новосибирск
о взыскании 1 226 267 руб. 77 коп.
При участии в заседании представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности от 01.03.2007 года
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 29.11.2006 г.
установил: Иск заявлено взыскании 1 226 267 руб. 77 коп. долга по государственному контракту № П-37/2003 от 18.12.2003 г., в том числе 16 267 руб. 77 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Представитель истца уточнил в судебном заседании 11.04.2007 года, что предметом настоящего иска является взыскание денежных средств согласно ст. 810 ГК РФ, поскольку денежные средства, полученные в рамках контракта № П-37/2003, по дополнительному соглашению № 1 к государственному контракту от 19.12.2003 года ответчик обязался вернуть в виде долевого финансирования согласно графика. Договор залога, подписанный ответчиком также свидетельстве, что заем является возвратным.
Ходатайство в виде уточнения принято судом согласно ст. 49 АПК РФ.
Представитель истца пояснил при этом, что требования основаны на дополнительном соглашении № 1 к государственном контракту, который является договором займа, следовательно, обязательства сторон являются встречными.
При заключении контракта и дополнительного соглашения к нему стороны имели ввиду возвратность денежных средств.
Представитель ответчика заявил в судебном заседании, что иск является неправомерным. Государственный контракт не является договором займа и не содержит обязательство по возврату денежных средств. Заключен в соответствии с постановлением Правительства № 840 от 24.12.2004 года и приказом Минэнерго № 185 от 19.06.2002 года. Дополнительное соглашение к договору по своей правовой природе является сделкой дарения. Ответчик заявил односторонний отказ от исполнения обязательств по дополнительному соглашению от 02.04.2007 года.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев документы по делу, арбитражный суд установил обоснованность возражений ответчика, исходя из следующего.
Истец обосновывает свои требования к ответчику, тем, что 18.12.2003 года между Администрацией г. Ленинска-Кузнецка и ООО «Лекс» был заключен государственный контракт № П-27/2003 на реализацию проекта для создания новых рабочих мест «Организация линии по пошиву одежды спортивного направления».
В соответствии с п. 2.2.1. контракта Администрация обязалась профинансировать из средств господдержки данный проект в сумме 2 420 000 руб. Согласно дополнительному соглашению № 1 от 19.12.2003 года к государственному контракту № П-37/2003 от 18.12.2003 года и в соответствии с графиком участия ООО «Лекс» в долевом финансировании проектов по созданию рабочих мест в рамках муниципальной программы реинвестирования г. Ленинска-Кузнецкого, ООО «Лекс» должен возвратить средства господдержки в размере 1 210 000 руб. и в 3 квартале 2006 года, 1 210 000 в 4 квартале 2006 года.
Администрация в полном объеме выполнила свои обязательства по государственному контракту, перечислив на расчетный счет ООО «лекс» денежные средства в сумме 2 420 000 руб.
В соответствии с распоряжением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от 04.08.2005 года № 704 «Об утверждении получателя возвратных господдержки», получателем возвратных средств господдержки по договорам, заключенным в соответствии с программами местного развития по направлению «Создание новых рабочих мест», является муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Ленинска-Кузнецкого.
На сегодняшний день ООО «Лекс» средства господдержки не возращены.
По истечении срока возврата (3 квартал 2006 года) ответчик, в нарушение графика возврата средств господдержки платежи не производил.
По состоянию на 13.11.2006 года сумма, подлежащая возврату составляет 1 210 000 руб. срок первого возврата 1 210 000 руб. наступил 30.09.2006 года (3 квартал).
Срок возврата 1 210 000 руб. истекает 30.12.2006 года (4 квартал) на дату предъявления иска не наступил.
Однако, данное требование не может быть удовлетворено судом по следующим основаниям.
Согласно решению Наблюдательного Совета г. Ленинска-Кузнецкого от 27.10.2003 г. № 10 проект Общества с ограниченной ответственностью «Лекс» - «Организация линии по пошиву одежды спортивного направления» признан значимым для города и для его реализации за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости населения города Ленинска-Кузнецкого из федерального бюджета выделено средств в сумме 2420,0 тыс. рублей.
18.12.2003 г. между Администрацией г. Ленинска-Кузнецкого и 000 «Лекс» был заключен государственный контракт № П-37/2003 на реализацию проекта по созданию новых рабочих мест «Организация линии по пошиву одежды спортивного направления».
Общая сметная стоимость проекта определена п. 1.2. договора и составляет 4840,0 тыс. рублей.
По условиям настоящего договора Администрация осуществляет финансирование указанного проекта (п.1.1.) за счет средств господдержки в сумме 2420,0 тыс. рублей.
Обязанность по реализации настоящего проекта возложена на ООО«Лекс». Согласно п. 2.1. договора ООО «Лекс», именуемый «Исполнитель», обязуется привлечь на реализацию проекта собственные средства в сумме 2420,0 тыс. рублей.
Таким образом, из буквального содержания договора следует, что финансирование Проекта «Организация линии по пошиву одежды спортивного направления» осуществляется из двух источников: собственных средств ООО «Лекс» в сумме 2420,0 тыс. рублей и средств государственной поддержки угольной отрасли в сумме 2420,0 тыс. рублей, выделяемых из федерального бюджета в соответствии с порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктом 2.1.3. договора на ООО «Лекс» в рамках реализации Проекта возлагается обязанность по созданию за счет полученных средств господдержки 12 новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан по направлениям центра занятости населения.
Свои обязательства, предусмотренные государственным контрактом № П-37/2003 от 18.12.2003 г., Администрация г. Ленинск-Кузнецкого и ООО«Лекс» выполнили в полном объеме, что подтверждается актом приемки созданных новых рабочих мест, актом рабочей комиссии об исполнении проекта от 22.12.2003 г. и актом проверки целевого и эффективного использования средств государственной поддержки, выделенных из федерального бюджета, от 11.05.2003 г. Ленинск-Кузнецкого межрайонного отдела КРУ МФ РФ в Кемеровской области.
Как следует из акта КРУ от 11.05.2003 г., «нарушений в исполнении условий государственного контракта № П-37/2003 от 18.12.2003 г. на реализацию проекта для создания новых рабочих мест «Организация линии по пошиву одежды спортивного направления» не установлено.
При таких обстоятельствах несостоятельны доводы истца о неисполнении ответчиком обязательств, предусмотренных госконтрактом, по возврату полученных средств господдержки в сумме 2420,0 тыс. рублей.
По мнению Администрации, госконтракт № П-37/2003 по своей правовой природе с учетом дополнительного соглашения № 1 от 19.12.2003 г. является договором займа, вследствие чего на ответчике (ООО «Лекс») лежит обязанность по возврату полученных средств господдержки в сумме 2420,0 тыс. рублей.
Однако, для данных выводов отсутствуют правовые основания.
В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец») передает в собственность другой стороне («Заемщику») деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Предметом госконтракта № П-37/2003 является реализация проекта «Организация линии по пошиву одежды спортивного направления» в рамках программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. То есть, по условиям контракта стороны осуществляют совместную деятельность для достижения общественно значимой цели.
Госконтракт N2 П-37/2003 не предусматривает условий о возврате Администрации г.Ленинска-Кузнецкого полученных 000«Лекс» из федерального бюджета средств господдержки угольной отрасли в сумме 2420,0 тыс. рублей. Не предусматривает такого условия и дополнительное соглашение № 1 от 19.12.2003 г. к госконтракту № П - 37/2003. Обратное противоречило бы действующему на момент заключения госконтракта законодательству РФ, регламентирующему порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной отрасли (Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. № 1523; Положение о формировании и реализации про грамм местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, УТВ. Приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2002 г. № 185).
При таких обстоятельствах, госконтракт № П-37/2003по своей правовой природе не является договором займа, а, следовательно, на ответчика не может быть возложена обязанность по возврату Администрации ФИО3 полученных средств господдержки в сумме 2420,0 тыс. рублей по основаниям, предусмотренным ст. 810 ГК РФ.
В обоснование заявленных исковых требований Администрация ссылается на дополнительное соглашение № 1 к госконтракту № П-37/2003. Между тем, по условиям названного дополнительного соглашения ООО«Лекс» приняло на себя обязательство после ввода в эксплуатацию мощностей и получения прибыли от хозяйственной деятельности принять участие в долевом финансировании проектов по созданию рабочих мест в рамках муниципальной программы реинвестирования г. Ленинска- Кузнецкого.
Таким образом, указанное дополнительное соглашение к госконтракту предусматривает одностороннее обязательство ООО «Лекс» по участию в муниципальной программе финансирования проектов по созданию рабочих мест в сумме 2420,0 тыс. рублей. Указанному обязательству ответчика не корреспондирует наличие встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства со стороны истца (Администрации).
Следовательно, в этой части договор представляет собой сделку по безвозмездной передаче муниципалитету денежных средств в сумме и в сроки, указанные в приложении № 1 к дополнительному соглашению № 1. То есть, по своей правовой природе сделка в этой части представляет собой договор дарения.
Между тем, дополнительное соглашение № 1 от 19.12.2003 г. связывает возникновение обязательств 000 «Лекс» по безвозмездной передаче Администрации денежных средств в сумме 2420,0 тыс. рублей с наличием одновременно двух условий: 1) ввода в эксплуатацию мощностей в рамках Проекта «Организация линии по пошиву одежды спортивного направления»; 2) получения прибыли от финансовой деятельности.
Таким образом, в этой части сделка считается совершенной под отлагательным условием (ст. 157 ч. 1 ГК РФ), наличие которого является необходимой предпосылкой вступления в силу обязательств ответчика, вытекающих из договора дарения.
Основанием же заявленных исковых требований является неисполнение ответчиком обязательств по возврату заемных средств господдержки в сумме 2420,0 тыс. рублей.
С учетом анализа финансово- хозяйственной ситуации на предприятии и в соответствии со ст. 577 ч. 1 ГК РФ уведомлением от 26.03.2007 года ООО «Лекс» заявило об отказе от исполнения договора в части, предусмотренной дополнительным соглашением № 1 к госконтракту № П-37/2003, а именно, в части обязательств ООО «Лекс» по участию в долевом финансировании проектов по созданию рабочих мест в рамках муниципальной программы реинвестирования г. Ленинска-Кузнецкого согласно графику.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ «в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным». Возможность одностороннего отказа от их исполнения договора полностью или частично в данном случае прямо предусмотрена положениями ст. 577 ч. 1 ГК РФ. Поэтому для изменения или расторжения договора при указанных обстоятельствах не требуется вынесения судебного решения.
В соответствии с уведомлением от 26.03.2007 года настоящий односторонний отказ от исполнения договора в части считается вступившим в силу с момента его заявления, то есть с 26 марта 2007 года. Соответственно с 26.03.2007 года считается измененным госконтракт № П-37/2003 от 18.12.2003 года в части обязательств, предусмотренных дополнительным соглашением № 1 к указанному контракту.
При таком положении оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного,
руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в апелляционную инстанцию арбитражного суда Новосибирской области и кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
СУДЬЯ Г.Л. Иванова