ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-16052/10 от 02.11.2010 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102 г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6

почтовый адрес суда: info@arbitr-nso.ru,

официальный сайт: http://novosib. arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-16052/2010

08 ноября 2010 года

02.11.2010г. объявлена резолютивная часть в судебном заседании

08.11.2010г. изготовлено решение в полном объеме

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Амелешиной Г.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волошиной А.Г., рассмотрев в заседании суда дело по иску Закрытого акционерного общества «Обогатительная фабрика «Антоновская», п. Чистогорский, Новокузнецкий район, Кемеровская область,

к ответчику: Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва,

о восстановлении записи на лицевом счете,

при участии в судебном заседании представителей:

истца: ФИО1, доверенность №7/2 от 12 октября 2009 года;

ответчика: ФИО2, нотариально удостоверенная доверенность №НЮ16/66 от22 января 2009 года,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Обогатительная фабрика «Антоновская» обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании восстановить запись на едином лицевом счете ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская» № 1000413682 в Дорожном центре фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» необоснованно списанную в безакцептном порядке сумму 95971 руб. 32 коп., в том числе: 39971 руб. 32 коп. платы за пользование вагонами (с учетом НДС), 56000 руб. штрафа за задержку вагонов.

Иск предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения филиала ОАО «Российские железные дороги» - Западно-Сибирская железная дорога, из деятельности которого возник спор.

Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Закрытое акционерное общество «Обогатительная фабрика «Антоновская» является владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Между сторонами заключен договор № 83-Н от 01.11.2005 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования «Обогатительная фабрика «Антоновская» Закрытое акционерное общество при станции Бардино Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» сроком действия с 1 ноября 2005 по 31 октября 2010 (по тексту – договор №83-Н). В соответствии с пунктом 24 договора, общество уплачивает ответчику плату за пользование вагонами по ставкам Тарифного руководства № 2, а также штрафы за задержку вагонов в соответствии со статьями 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта РФ (по тексту – Устав). Указанные выплаты списываются в безакцептном порядке со счета ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская» в Кузбасском ТехПД, согласно разделу 3 договора КД-147 о расчетах за перевозку грузов и оказании дополнительных услуг по договорным ценам от 26 апреля 2007 года, с дополнительным соглашением от 27 марта 2009 года к договору. Договором предусмотрено, что железная дорога производит подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути и их уборку с железнодорожных путей, а общество своим локомотивом обеспечивает продвижение вагонов с выставочных путей на свои подъездные пути, либо продвижение вагонов со своих подъездных путей на выставочные пути ответчика.

15 октября 2009 на основании договора на организацию расчетов №ЕЛС-215/9к от 27 марта 2009 года Западно-Сибирская железная дорога - филиал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» через Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) неправомерно взыскала (списала) с единого лицевого счета ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская» № 1000413682 :

* плату за пользование вагонами в количестве 20 в размере 39971 руб. 32 коп. (без учета НДС – 33874 руб.) в соответствии со счет-фактурой №0000010000000670/0000112289 от 15 октября 2009 с перечнем первичных документов;

*штраф за задержку вагонов в общей сумме 56000 руб. в соответствии со счетом на оплату штрафных санкций №0000010000000670/7352 от 15.10.2009 с перечнем первичных документов.

Все 20 вагонов группой в соответствии с пунктом 12.2 договора №83-Н были запрошены к выдаче с пути необщего пользования. Ответчик обязан был принять указанные выше вагоны на станцию Бардино, но по вине работников станции Бардино Западно-Сибирской железной дороги вагоны были приняты с задержкой 39 часов и плата за пользование вагонами и штраф за задержку вагонов были списаны без учета задержки по причине, не зависящей от грузоотправителя. Истец считает неправомерными действия ответчика по начислению и списанию платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов. В соответствии с пунктами 11, 11.2 договора № 83-Н возврат вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению, которое передается приемосдатчиком станции Бардино приемосдатчику «Владельца» круглосуточно по телефону <***> не позднее, чем за 2 часа до предстоящей сдачи вагонов с записью в книге уведомлений формы ГУ-2 или ГУ-2ВЦ. ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская» письменно уведомило железную дорогу о времени и готовности вагонов к передаче их с железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожные выставочные пути станции Бардино. Уведомление №973 о завершении грузовой операции и передаче вагонов на выставочный путь было передано работникам станции Бардино своевременно в соответствии с пунктом 11.2 договора 83-Н. Памятка приемосдатчика №2003 на уборку вагонов и ведомость подачи-уборки вагонов №000722 представителем ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская» оформлены с разногласиями. Работники станции Бардино пояснили, что группу из 20 вагонов назначением на станцию Ванино Дальневосточной ж.д. не могут принять на выставочный путь, так как это не маршрутная погрузка. Порожние вагоны для погрузки отправительского маршрута отсутствовали более двух суток и ответчик отправил группу из 65 вагонов не маршрутом, отменив маршрутную скидку и, признав свою вину, что подтверждается актом общей формы №1/1235 от 11.10.2009. Претензия истца № 482/01 от 23 ноября 2009 года о восстановлении записи на едином лицевом счете необоснованно списанных денежных средств, составляющих суммы платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов, оставлены ответчиком без удовлетворения. Отклоняя претензию, железная дорога сослалась на отсутствие своей вины и нормативных документов, освобождающих от ответственности за простой вагонов в связи с задержкой приема дорогой вагонов. Отказ железной дороги в восстановлении на лицевом счете записи о заявленной сумме явился причиной обращения в арбитражный суд.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик отклонил исковые требования как необоснованные, исходя из следующего. Ссылка истца на неправомерное безакцептное списание денежных средств несостоятельна. Согласно пункту 13 договора 83-Н, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на приемоотправочных (выставочных) путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на приемоотправочные (выставочные) пути и сдаче их «Перевозчику» на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Согласно памятке на уборку вагонов №2003, уведомление №917 о готовности к выдаче 45 груженых вагонов назначением на ст. Ванино ДВЖД передано 11.10.2009 на 15 часов 30 минут. Вагоны с железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская» не приняты на основании пункта 12.1 договора 83-Н от 01.11.2005, так как не были сформированы в состав установленного веса или длины в соответствии с принятой заявкой. Все 45 вагонов были сняты с ответственного простоя 11.10.2009 на 22 час. 30 мин., после выдачи сформированного маршрута на ст. Ванино ДВЖД.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверка доводов сторон, оценка представленных доказательств, приводит к следующему.

Материалами дела подтверждаются и сторонами не оспариваются факты:

-владения истцом железнодорожными путями необщего пользования;

-заключения сторонами договора № 83-Н на срок с 1 ноября 2005 по 31 октября 2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования;

-начисления ответчиком и списания им со счета истца в  Дорожном центре фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в безакцептном порядке суммы 95971 руб. 32 коп., в том числе 39971 руб. 32 коп. платы за пользование вагонами (с учетом НДС), 56000 руб. штрафа за задержку вагонов;

-своевременного уведомления истцом железной дороги о возврате спорных вагонов;

-задержка в принятии вагонов в 39 часов;

-составление истцом актов общей формы об отказе железной дороги от приема вагонов на выставочные пути;

-оформления железной дорогой памятки №203 на уборку вагонов и ведомости подачи – уборки вагонов №000722 с разногласиями представителя ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская».

Исследование фактов, подтверждающихся приведенными обстоятельствами и доказательствами, приводит к выводу о состоятельности доводов истца о его невиновности в задержке вагонов.

Статьей 39 Устава предусмотрено, что плата за пользование вагонами вносится перевозчику за время нахождения вагонов у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, а также за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев пути необщего пользования.

В силу статьи 62 Устава плата исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути, под которыми понимается выполнение этими ветвевладельцами всех необходимых и зависящих от них действий по возвращению перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожные выставочные пути.

По смыслу норм названной статьи 62 Устава, за время ожидания владельцем железнодорожных путей необщего пользования возможности перемещения вагонов, контейнеров с железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожные выставочные пути по причинам, зависящим от перевозчика, плата за пользование вагонами, контейнерами взиматься не должна.

Как следует из материалов дела, истец мог выдать груженые вагоны в количестве 20 штук, которые были готовы к передаче на выставочные пути по истечении 2 часов с момента вручения уведомления о готовности, но не выдал вагоны по независящим от него причинам.

Разногласия истца, касательно сведений, содержащихся в ведомости и памятке приемосдатчика, сводятся к тому, что уведомление №973 на передачу 20 п/ вагонов груженых на ст. Ванино на выставочный путь ст. Бардино, было передано 10.10.2009 в 05:20; снятие вагонов с простоя должно быть 10.10.2009 на 07:50. Уведомление №977 на передачу группы 45 п/вагонов груженых на ст. Ванино на выставочный путь ст. Бардино было передано 11.10.2009 в 15:30. Снятие п/вагонов с простоя должно быть 11.10.2009 на 18:00.

Сторонами представлены акты, исключающие друг друга.

Из актов, оформленных истцом, усматривается готовность вагонов к передаче в установленное время, что, в свою очередь, подтверждается уведомлениями.

Согласно актам общей формы железной дороги, вина работников станции Бардино ЗСБ ж.д. не усматривается.

Суд не может не согласиться с доводами истца, что  поскольку Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом не предусмотрено удостоверение таких обстоятельств как отказ железной дороги принять вагоны, поданные ветвевладельцем на выставочные пути железной дороги, истец вправе был составить акт об обстоятельствах, исключающих вину ветвевладельца, о невозможности подать выгоны на выставочный путь железной дороги не по его вине.

В акте общей формы №1/1235 от 11.10.09 работники станции Бардино в качестве обстоятельств, вызвавших составление акта, указали: «Согласно плану формирования грузовых поездов на 2008-2009 г.г. маршрут №863118 не состоялся. В маршруте вагоны, погрузкой в разные календарные сутки в пределах 3х суток с датой погрузки ранее предыдущих суток. Маршрутная скидка не сохраняется. Отправитель ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская». Получатель ОАО «ВАНИНСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ».

Указанным актом подтверждаются доводы истца, что в результате приведенных обстоятельств 20 груженых вагонов были задержаны железной дорогой на пути необщего пользования по неприему на 39 часов и излишне взыскана плата в размере 33874 руб., без учета НДС, и штраф в размере 56000 руб. в порядке безакцептного взыскания и списания со счета, что не предусмотрено Уставом железнодорожного транспорта.

Представленные истцом акты отражают юридически значимые обстоятельства о причинах не передачи истцом груженых вагонов, которые дополняются сведениями, содержащимися в иных доказательствах, имеющихся в материалах дела, в том числе, разногласиями к памяткам, актам общей формы, оформленными железной дорогой, из которых явствует своевременная передача истцом уведомления о готовности вагонов.

Железной дорогой не опровергнута информация, содержащаяся в актах истца, его письменных разногласиях. Ответчиком не приведено убедительное обоснование причин явного несоответствия информации в актах общей формы железной дороги, не подписанных истцом, и документах истца, неоднократно и последовательно излагающих фактически имевшие место события.

Как установлено судом, ЗАО «Обогатительная фабрика «Антоновская» письменно уведомило железную дорогу о времени готовности вагонов к передаче с его железнодорожного подъездного пути на железнодорожный выставочный путь. Ответчиком не представлены надлежащие доказательства, исключающие достоверность доводов истца о готовности передать груженые вагоны, а его утверждение о недоказанности вины железной дороги в неприеме вагонов не основано на материалах дела.

Железная дорога начислила обществу плату за пользование вагонами и штраф за нахождение вагонов у ветвевладельца по не зависящим от него причинам.

С учетом требований статей 39, 62 Устава, у ответчика отсутствовали основания для списания с лицевого счета истца спорной суммы, не подлежащей взиманию за время ожидания владельцем железнодорожных путей необщего пользования возможности перемещения вагонов, контейнеров с железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожные выставочные пути по причинам, зависящим от перевозчика.

Необоснованно списанные суммы: 39971 руб. 32 коп. платы за пользование вагонами (с учетом НДС), 56000 руб. штрафа за задержку вагонов подлежат восстановлению ответчиком на лицевом счете истца.

По правилам распределения судебных расходов при удовлетворении иска (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) государственная пошлина по иску относится на ответчика.

В соответствии со статьей 176 (часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дата составления решения в полном объеме 8 ноября 2010 считается датой принятия решения.

Учитывая изложенное, и, руководствуясь статьями 167-170, 110, 176 (часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» восстановить на едином лицевом счете Закрытого акционерного общества «Обогатительная фабрика «Антоновская» № 1000413682 в Дорожном центре фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» необоснованно списанную в безакцептном порядке сумму 95971 руб. 32 коп., в том числе 39971 руб. 32 коп. платы за пользование вагонами (с учетом НДС), 56000 руб. штрафа за задержку вагонов.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу «Обогатительная фабрика «Антоновская» Закрытое акционерное общество 3838 руб. 85 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск, в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г. Тюмень, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Судья Г.Л. Амелешина