АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
«19» июля 2018 г. Дело №А45-16308/2018
Резолютивная часть 16.07.2018
Полный текст 19.07.2018
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям Общества с ограниченной ответственностью "ФАКТОР", г. Новосибирск, Общества с ограниченной ответственностью «ИСТОК», г. Новосибирск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области,
г. Новосибирск,
о признании недействительными решения № 2/18 от 03.04.2018 и предписания № 01-2/18 от 16.04.2018
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: 1) ФИО1 по доверенности №11/4-Ф от 09.01.2018, паспорт; 2) ФИО2 по доверенности №12/4-Ф от 09.07.2018, паспорт
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности № СГ/2 от 09.01.2018, удостоверение
У С Т А Н О В И Л
Общество с ограниченной ответственностью "ФАКТОР" (по тексту –заявитель 1, ООО «ФАКТОР») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (по тексту- Управление, заинтересованное лицо, Новосибирское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения № 2/18 от 03.04.2018 и предписания № 01-2/18 от 16.04.2018 (Дело А45-16308/2018).
Общество с ограниченной ответственностью "ИСТОК" (по тексту –заявитель 2, ООО «ИСТОК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о признании недействительными решения № 2/18 от 03.04.2018 (Дело А45-16339/2018).
Определением суда от 21.06.2018 года указанные дела в порядке ст. 130 АПК РФ объединены для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А45-16308/2018.
В отсутствии возражений сторон суд перешел к судебному разбирательству в судебном заседании (ст. 137 АПК РФ).
Требования заявителями мотивированы неправильным определением Управлением фактических обстоятельств, нарушения законодательства о рекламе не было допущено. В спорном рекламном баннере были указаны все достаточные условия проведения стимулирующей акции, при этом более подробно все условия акции были указаны на сайте www.monro.biz., на что также было указано в баннере. Дополнительно продавцами-консультантами доводились условия как этой акции, так и иной параллельной акции в отношении летней обуви (в отношении которой были распространены листовки). Введения в заблуждение потребителей не было. Более подробно доводы изложены в заявлениях. При этом ООО «ИСТОК» выданное в отношении него предписание не оспаривает, требования в этой части не уточнял, просил признать недействительным только решение 2/18 от 16.04.2018.
Управление находит доводы заявителей необоснованными, полагает, что содержание информации в баннере о стимулирующей акции из буквального понимания вводило в заблуждение потребителей, поскольку существенные условия акции были доведены некорректно, что является нарушением Закона о рекламе. Более подробно доводы изложены в отзыве.
Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с правилами статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).
Таким образом, для удовлетворения заявления о признании оспариваемого решения недействительным необходимо наличие в совокупности двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае совокупность таких условий не установлена судом.
Так, как следует из материалов дела, в адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх.5856э от 10.11.2017) по факту размещения ненадлежащей рекламы. Как указано в обращении, 29.10.2017 года в магазине «Монро», расположенном по адресу: <...>, им был замечен рекламный баннер с информацией следующего содержания: «Стиль и комфорт / коллекция осень-зима / по 1990р /1+1=3 / третий товар БЕСПЛАТНО! / Срок акции с 11 сентября по 30 октября 2017 года включительно. Количество товара ограничено. Подробные условия на сайте www. monro. biz». При вопросе сотрудникам магазина об этой акции, подателю жалобы сообщили, что коллекция осень-зима в акции не участвует. В связи с чем, подателем жалобы была оставлена претензия в книге отзывов и предложений магазина за №5 от 29.10.2017г.
Актом фиксации информации от 10.01.2018г. Новосибирским У ФАС России зафиксировано, что на сайте «Монро», в разделе «акции», размещена информация следующего содержания:
«Акции 11.09.2017
Коллекция осень - зима по 1990рублей!
По условиям акции «Стиль и комфорт», коллекция осень-зима (1+1=3), на часть осеннего и зимнего ассортимента обуви снижены и установлены фиксированные цены: 1990 рублей за пару. Количество товара по акции ограничено. С ассортиментом акционного товара можно ознакомиться в магазинах МОНРО и на сайте www.monro.biz.
Сроки акции: с 11.09.2017 по 30.10.2017 включительно.
Условия акции «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!» действуют во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов данного списка:
-<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...>
Акция: при покупке трех единиц товара из категорий: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы или тапочки -предоставляется скидка 100% на одну из 3-х выбранных позиций, меньшую по стоимости.
Скидки не суммируются. Скидки предоставляются от текущей цены на ценнике. Скидка по дисконтной карте на данную акцию не распространяется. Акция действует во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов данного списка: -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...> -<...>».
По результатам рассмотрения обращения и изучения представленных ООО «ФАКТОР» и ООО «ИСТОК» доказательств и пояснений Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области вынесено решение (от 16.04.2015 по делу №2/18, которым признаны информация, размещавшаяся 29.10.2017 года в магазинах «Монро», расположенных по адресам: <...>, <...>, следующего содержания: «Стиль и комфорт / коллекция осень-зима / по 1990р / 1 + 1=3 / третий товар БЕСПЛАТНО! / Срок акции с 11 сентября по 30 октября 2017 года включительно. Количество товара ограничено. Подробные условия на сайте www.monro.biz.». ненадлежащей рекламой, а
ООО «Фактор» (ОГРН <***>; ИНН/КПП <***>/540101001, юридический адрес: 630015, <...>) и
ООО «Исток» (ОГРН <***>; ИНН/КПП <***>/540401001, юридический адрес: 630048, <...>) нарушившими требования п.4 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе» - недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе» - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На основании названного решения ООО «Фактор» выдано предписание от 16.04.2018 №01-2/18 о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
ООО «ИСТОК» также было выдано предписание № 02-2/18 от 16.04.2018 года, которое предметом рассмотрения в настоящем деле не является.
Суд находит выводы Управления обоснованными.
Так, в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).
Объектом рекламирования может быть товар (работа, услуга), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе). Исходя из цели проведения стимулирующего мероприятия - побуждения потребителей к совершению пробной или повторной покупки рекламируемого товара в период, ограниченный по времени, для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия - приобретения определенного товара.
Исходя из изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.
ООО «Фактор» и ООО «ИСТОК» представлены Приказы о проведении акций и Правила проведения и участия в акциях, проводимых с 11.09.2017г. по 30.10.2017г.
В соответствии с правилами проведения, по условиям акции «Стиль и комфорт/коллекция осень-зима/по 1990р./1+1 =3/третий товар БЕСПЛАТНО!/Срок акции с 11 сентября по 30 октября 2017года включительно. Количество товара ограничено» - на часть осеннего и зимнего ассортимента обуви снижены и установлены фиксированные цены: 1990 рублей за пару. При покупке акционного товара по фиксированной цене 1990 рублей в период акции на каждую третью пару обуви предоставляется скидка 100% от стоимости.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными познаниями.
Рассматриваемая на спорном баннере в торговом зале реклама, следующего содержания: «Стиль и комфорт / коллекция осень-зима /по 1990р /1+1=3 /третий товар БЕСПЛАТНО! / Срок акции с 11сентября по 30 октября 2017 года включительно. Количество товара ограничено. Подробные условия на сайте www.monro.biz» содержит изображение женской осенней обуви на каблуке; цена «1990р» обведена пунктирной рамкой; словосочетание «1+1=3 / третий товар БЕСПЛАТНО!» размещено внутри окружности, расположенной в нижней правой части баннера рядом с изображением осенней обуви.
При этом, как указывает податель жалобы в Новосибирское УФАС, в магазине ему пояснили, что к акции «1+1=3» относятся следующие товары: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы, тапочки.
Из рассматриваемой рекламы невозможно однозначно сделать вывод, что акция «1+1=3» относится к летней обуви, туфлям, кроссовкам, шлепанцам или тапочкам. В совокупности элементов рекламы, у рядового потребителя может сложиться впечатление, что акция «1+1=3» относится к рекламируемой коллекции «осень-зима», поскольку реклама данных акций располагается на одном рекламном баннере.
При этом из представленного баннера не усматривается, что такие условия относятся только к товарам по фиксированной цене по 1990р., а можно предположить, что такие условия относятся к товарам коллекции осень-зима, вне зависимости от цены.
03.04.2018г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России, подателем жалобы представлен оригинал письма ООО «Фактор», направленного заявителю в качестве ответа на претензию, следующего содержания:
«Мы рассмотрели Ваше заявление №5 от 29.10.2017 года и сообщаем следующее:
Подробная информация об условиях акции, которая Вас интересует размещена на сайте www.monro.biz.(http://www.monro.biz/nsk/actions/ocenzima/?archive=l&PgNum=l)
По условиям акции «Стиль и комфорт» коллекция осень-зима (1+1=3) на часть осеннего и зимнего ассортимента обуви снижены и установлены фиксированные цены: 1990 рублей за пару. Количество товара по акции ограничено.
С ассортиментом акционного товара можно ознакомиться в магазинах МОНРО и на сайте www.monro.biz.
Сроки акции: с 11.09.2017 по 30.10.2017 включительно.
Акция «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!» действует во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов из списка, указанных на сайте.
При покупке трех единиц товара из категорий: летняя обувь, туфли, кроссовки, шлепанцы или тапочки -предоставляется скидка 100% на одну из 3-х выбранных позиций, меньшую по стоимости.Скидки не суммируются. Скидки предоставляются от текущей цены на ценнике. Скидка по дисконтной карте на данную акцию не распространяется. Акция действует во всех магазинах обувной сети «МОНРО», за исключением магазинов из списка, указанных на сайте.
При обращении в магазин 29 октября 2017 года (предпоследний день акции) опционный товар в данном магазине закончился, поскольку количество по акции ограничено, в связи с чем, сотрудник магазина известила Вас об отсутствие акционного товара.
На основании вышеизложенного вынуждены отказать Вам в удовлетворении Ваших требований».
Таким образом, исходя из информации на сайте, а также письма, полученного подателем жалобы, следует, что рекламодатели позиционируют данные акции (Акция «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!», Акция «1+1=3») как отдельные самостоятельные акции, не относящиеся друг к другу.
Стоит отметить, что в Приказах о проведении акций содержится информация, что при покупке акционного товара по фиксированной цене 1990 рублей в период акции на каждую третью пару обуви предоставляется скидка 100% от стоимости.
Однако, рядовой потребитель, не знакомый с приказами о проведении акций, руководствуется информацией, полученной из рекламы, распространяемой, в том числе, непосредственно в магазине. Так, податель жалобы был введен в заблуждение об условиях акции, в связи с чем, не имел возможности воспользоваться предлагаемой скидкой.
То, что данная рекламная информация вводит потребителей в заблуждение, так же следует не только из того факта, что заявитель по жалобе в Новосибирское УФАС России был введен в заблуждение, в том числе, тем, что продавцы –консультанты некорректно изложили условия акции (акций), но и из того, что в ходе судебного заседания представитель ООО «ИСТОК» также путалась, давая пояснения по делу, к какой именно акции и на каких условиях относится надпись на баннере «1+1=3/третий товар бесплатно» обведенный в окружность, сначала указав, что она относится к иной акции, а именно, к летнему ассортименту.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п.4 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Из рассматриваемой рекламы создается впечатление, что при покупке двух пар обуви коллекции «осень-зима», третья пара обуви той же коллекции будет получена в подарок, при этом независимо от цены, что не соответствует фактическим обстоятельствам.
Следовательно, условия приобретения товара, заявленные в рекламе, не соответствуют действительности, что нарушает требования, установленные п.4 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку из рассматриваемой рекламы четко не следует, являются ли акции «1+1=3/третий товар бессплатно» и «Коллекция осень - зима по 1990 рублей!» самостоятельными акциями или одной акцией, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, потребитель был введен в заблуждение. Данное обстоятельство нарушает требования, установленные ч.7 ст. 5 Закона «О рекламе».
Ответственность за нарушение п.4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель (ст. 38 закона «О рекламе»). Согласно материалам дела, рекламодателями являются ООО «Фактор» и ООО «Исток».
На основании изложенного, оспариваемые решение № 2/18 и предписание № 1-2/18 приняты заинтересованным лицом при полном исследовании обстоятельств дела, в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, не могут нарушать права и интересы заявителей, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
СУДЬЯ Т.А. Наумова