АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело №А45-16309/2019
17 июля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 июля 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетниковой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Сибирская энергетическая компания», г.Новосибирск
к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Кемерово
третье лицо: 1) Прокуратура г.Новосибирска, 2) Прокуратура Калининского района <...>) Прокуратура Дзержинского района <...>) Прокуратура Ленинского района г.Новосибирска
о признании незаконными и отмене постановлений №32-080 от 16.04.2019, № 32-081 от 17.04.2019, №32-091 от 23.04.2019, № А60-24-02/42 ЮЛ от 14.05.2019
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1, по доверенности от 14.03.2019, паспорт;
заинтересованного лица - ФИО2, по доверенности от 31.12.2018, удостоверение; ФИО3, по доверенности от 31.12.2018, удостоверение;
третьих лиц – 1) ФИО4, по доверенности № 2-173в-2019 от 24.06.2019, удостоверение; 2) ФИО4, по доверенности № 8-1022в-2019 от 21.06.2019, удостоверение; 3) ФИО4, по доверенности № 12-1142в-2019 от 24.06.2019, удостоверение; 4) ФИО4, по доверенности от 24.06.2019, удостоверение
установил:
акционерное общество «Сибирская энергетическая компания» (далее – заявитель, АО «СИБЭКО», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, Управление, Сибирское управление Ростехнадзора) о признании незаконными и отмене постановлений №32-080 от 16.04.2019, № 32-081 от 17.04.2019, №32-091 от 23.04.2019, № А60-24-02/42 ЮЛ от 14.05.2019, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 27.05.2019 в одно производство объединены для совместного рассмотрения дела №№ А45-16309/2019, А45-16311/2019, А45-16785/2019, А45-19837/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Прокуратура г.Новосибирска, Прокуратура Калининского района г.Новосибирска, Прокуратура Дзержинского района г.Новосибирска, Прокуратура Ленинского района г.Новосибирска (далее – третьи лица), проводившие проверки и вынесшие постановления о возбуждении дел об административном правонарушении.
Заявленные требования мотивированы отсутствие в действиях общества состава правонарушения, принятием всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства, эксплуатацией опасных объектов в состоянии крайней необходимости; по мнению заявителя, Сибирское управление Ростехнадзора необоснованно вынесло четыре постановления о привлечении общества к административной ответственности, поскольку фактически совершено одно правонарушение.
Управление считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзывах на заявления, ссылается на эксплуатациюобществом опасныхпроизводственных объектовв отсутствие действующей лицензии, полагает, что с момента постановки объектов на учет с 2015, 2016 гг. у заявителя имелась возможность внести соответствующие изменения в лицензию, при этом принятые обществом меры являются недостаточными.
Третьи лица в отзывах на заявления поддерживаю правовую позицию заинтересованного лица, полагают, что основания для применения статьи 2.7 КоАП РФ в данном случае отсутствуют.
Как следует из материалов дела, в период февраль-март 2019 года, третьими лицами в целях исполнения задания прокуратуры Новосибирской области от 23.01.2019 № 7/1-2/1524-2018 проведена проверка исполнения АО «СИБЭКО» законодательства о промышленной безопасности на объектах жилищно-коммунального комплекса, расположенных на поднадзорной территории.
Прокуратурой г. Новосибирска в ходе проведения на основании решения о проведении проверки соблюдения АО «СИБЭКО» законодательства о промышленной безопасности от 18.03.2019 №135, было установлено, что опасные производственные объекты III класса опасности - система теплоснабжения (газовая котельная №52 по ул. Пихтовой,26, per. №А60-06677-0074) и система теплоснабжения (газовая котельная №51 по ул. Ленинградская,358, per. №А60-06677-0075) эксплуатируются АО «СИБЭКО» без лицензии; обществом не заключены договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами на обслуживание 5 опасных производственных объектов: площадка козлового крана (рег.№А60-06677-0006), площадка козлового крана (рег.№А60-06677-0007), участок транспортный (рег.№А60-06677-0008), транспортный цех ТЭЦ-2 (рег.№А60-06677-0077), транспортный цех ТЭЦ-4 (рег.№А60-06677-0079).
По результатам проверки Прокуратурой г. Новосибирска в отношении АО «СИБЭКО» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В ходе проведения Прокуратурой Дзержинского района г. Новосибирска на основании решения от 19.03.2019 №12-106в-2019 проверки было установлено, что опасный производственный объект III класса опасности – участок трубопроводов тепловых сетей 5 РТС эксплуатируется АО «СИБЭКО» без лицензии.
По итогам проверки Прокуратурой Дзержинского района г. Новосибирска в отношении АО «СИБЭКО» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В ходе проведения Прокуратурой Ленинского района г. Новосибирска в соответствии с решением от 13.03.2019 № 94 проверки, было установлено, что опасные производственные объекты III класса опасности – участок трубопроводов тепловых сетей 2 РТС и система теплоснабжения (газовая котельная №27 по ул. Клубная,39) эксплуатируются АО «СИБЭКО» без лицензии, что послужило основанием для вынесения Прокуратурой Ленинского района г. Новосибирска в отношении АО «СИБЭКО» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В ходе проведения Прокуратурой Калининского района г. Новосибирска на основании решения от 04.02.2019 № 30 проверки было установлено, что опасный производственный объект III класса опасности - участок трубопровода тепловых сетей 4 РТС в г. Новосибирске эксплуатируется АО «СИБЭКО» без лицензии, что послужило основанием для вынесения Прокуратурой Калининского района г. Новосибирска в отношении АО «СИБЭКО» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 23.31, 28.8 КоАП РФ дела об административных правонарушениях были переданы третьими лицами на рассмотрение в Сибирское управление Ростехнадзора.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Управлением были вынесены постановления № 32-080 от 16.04.2019, № 32-081 от 17.04.2019, № 32-091 от 23.04.2019, № А60-24-02/42 ЮЛ от 14.05.2019, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, назначены наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей за каждое правонарушение.
Полагая, что постановления вынесены необоснованно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектов и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 1 Закона № 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами, а также виды работ в составе лицензируемого вида деятельности определены Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - № 99-ФЗ) лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона № 99-ФЗ установлено, что в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения, в том числе об адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Лицензия подлежит переоформлению в случаях, установленных в части 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ, в том числе в случае изменения наименования, адреса места нахождения юридического лица, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела, АО «СИБЭКО» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности на основании лицензии № ВХ-00-016582 от 12.05.2017.
Общество является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, которые относятся в соответствии с пунктом 5 приложения 2 Закона № 116-ФЗ к III классу опасности:
- система теплоснабжения (газовая котельная №52 по ул. Пихтовой,26, per. №А60-06677-0074) и система теплоснабжения (газовая котельная №51 по ул. Ленинградская,358, per. №А60-06677-0075); в соответствии со свидетельством № ЖА60-06677 указанные опасные производственные объекты зарегистрированы в реестре опасных производственных объектов в 2016 году;
- участок трубопроводов тепловых сетей 5 РТС (районы г. Новосибирска: Дзержинский, Октябрьский, Центральный); в соответствии со свидетельством №А60-06677 опасный производственный объект зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов в 2015 году;
- участок трубопроводов тепловых сетей 2 РТС (районы г. Новосибирска: Кировский, Ленинский) и система теплоснабжения (газовая котельная №27 по ул. Клубная,39); в соответствии со свидетельством №А60-06677 опасные производственные объекты зарегистрированы в реестре опасных производственных объектов в 2015 и 2017 годах;
- участок трубопровода тепловых сетей 4 РТС (районы г. Новосибирска: Дзержинский, Заельцовский, Калининский); в соответствии со свидетельством №А60-06677 опасный производственный объект зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов в 2015 году.
В ходе проверок прокуратурами было установлено, что в лицензии отсутствуют адреса осуществления деятельности по эксплуатации вышеуказанных опасных производственных объектов, что свидетельствует об эксплуатации обществом объектов в отсутствии соответствующей лицензии.
В силу части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии общество как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязано заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Новосибирска в ходе проведения проверки было выявлено, что АО «СИБЭКО» не заключены договоры на обслуживание 5 опасных производственных объектов: площадка козлового крана (№А60-06677-0006), площадка козлового крана (№А60-06677-0007), участок транспортный (№А60-06677-0008), транспортный цех ТЭЦ-2 (№А60-06677-0077), транспортный цех ТЭЦ-4 (№А60-06677-0079).
Довод заявителя о том, что на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «СИБЭКО», заявитель не осуществлял эксплуатацию площадку козлового крана (№А60-06677-0007) и участок транспортный по ул. Большой, 300 (№А60-06677-0008), поскольку указанные объекты были подготовлены к передаче (продаже) другому собственнику (ООО СК «АУРА»), обслуживающий персонал был выведен, не принимается судом во внимание, поскольку указанные объекты были включены в реестр опасных производственных объектов АО «СИБЭКО» с 17.07.2011 и на момент проведения проверки не были исключены из реестра, при этом предусмотренная часть 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ обязанность заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями не поставлена в зависимость от того, эксплуатируется или не эксплуатируется опасный производственный объект, соответственно, оснований для несоблюдения в отношении указанных объектов требований части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ у заявителя не имелось.
Ссылка общества на заключение дополнительного соглашения №1 от 27.03.2019 к Договору №НТЭЦ-5-19/16 от 24.01.2019 между АО «СИБЭКО» и ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» (обслуживание площадки козлового крана на ТЭЦ-5), дополнительное соглашение № 1 от 22.03.2019 к Договору №НТЭЦ-2-18/127 от 28.12.2018 между АО «СИБЭКО» и ООО «НТЦ Экологическая безопасность Сибири» (обслуживание транспортного цеха ТЭЦ-2), дополнительного соглашения № 1 от 21.03.2019 к Договору №НТЭЦ-4-18/124 от 13.12.2018 (обслуживание транспортного цеха ТЭЦ-4), также не свидетельствует об отсутствии в действиях нарушений требований статьи 10 Закона № 116-ФЗ, поскольку дополнительные соглашения были заключены после проведения проверки и вынесения прокуратурой представления от 20.03.2019 об устранении нарушений законодательства в сфере промышленной безопасности.
На основании вышеизложенного вывод Управления о наличии в действиях общества события правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ является обоснованным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В обоснование довода об отсутствии в действиях общества вины в совершении правонарушений, заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
АО «СИБЭКО» осуществляет все мероприятия по расширению адресов действия лицензии в соответствии с техническими возможностями предприятия и специализированных организаций в части выполнения главного лицензионного требования, а именно проведения экспертизы промышленной безопасности трубопроводам, которые находятся в эксплуатации более 20 лет, при этом работы по проведению
экспертизы промышленной безопасности возможны только в межотопительный период, что существенно ограничивает возможность проведения соответствующих экспертиз временными рамками.
Мероприятия по проведению экспертизы промышленной безопасности ведутся в соответствии с перспективным графиком проведения экспертиз промышленной безопасности трубопроводов тепловых сетей филиала «Тепловые сети» разработанного на период 2016-2020 гг., который направлялся в Сибирское управление Ростехнадзора письмом исх. № 001-19/259 от 21.06.2016, в ответ на которое каких-либо возражений со стороны Управления в адрес АО «СИБЭКО» не поступало.
Для выполнения экспертизы промышленной безопасности технических устройств 4 РТС, 5 РТС обществом в 2016-2018 гг. были проведены экспертизы промышленной безопасности по всем магистральным трубопроводам и трубопроводам внутриквартальных тепловых сетей. 20.11.2018 АО «СИБЭКО» было подано заявление и комплект документов (зарегистрированы в Ростехнадзоре от 20.11.2018 за вх. № 121/3932л) на расширение перечня адресов действующей лицензии на ОПО - участок трубопроводов тепловых сетей 4 РТС за номером А60-06677-0068, 5 РТС за номером А60-06677-0069, Управлением в отношении лицензиата АО «СИБЭКО» было выявлено несоблюдение отдельных пунктов лицензионных требований (в отношении участка трубопровода тепловых сетей 5 РТС в Новосибирске - отсутствие необходимого количества лиц обслуживающего оборудование под давлением персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста и удовлетворяющих квалификационным требованиям, с чем общество не согласно), препятствующее расширению перечня адресов действующей лицензии, в связи с чем выдано уведомление № 00-02-07/1649 от 29.12.2018 об отказе в переоформлении лицензии. Несмотря на указанный отказ, АО «СИБЭКО» ведет работы по устранению выявленных замечаний (нарушений), в том числе по вводу в эксплуатацию и постановке на учет трубопровода тепловой сети по улице Сухарной в СУ Ростехнадзора.
После возвращения оригинала лицензии, который был направлен ранее для переоформления лицензии по участку трубопроводов тепловых сетей 4,5 РТС, АО «СИБЭКО» направило 12.03.2019 заявление на переоформление лицензии в Центральный аппарат Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в г. Москва.10.04.2019 в адрес АО «СИБЭКО» поступило уведомление от Центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о необходимости устранения выявленных нарушений, недостающая документация по котельной № 27 направлена в Центральный аппарат Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 12.04.19.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, 4 и 5 участки трубопроводов тепловых сетей (4 РТС и 5 РТС) согласно реестру опасных производственных объектов включены в реестр с 19.01.2015, при этом с заявлением о переоформлении лицензии в отношении этих объектов общество обратилось в Ростехнадзор только 20.11.2018, то есть спустя более чем через 3, 5 года.
Газовые котельные №51 и 52 включены в реестр особо опасных производственных объектов 26.09.2016, заявление о переоформлении лицензии в отношении котельных общество направило 12.03.2019, то есть спустя 2,5 года и за несколько дней до начала проверки прокуратуры г. Новосибирска (решение о проверке от 18.03.2019).
Котельная №27 по ул. Клубной в реестре особо опасных производственных объектов с 04.07.2017, а меры по переоформлению приняты только 12.03.2019, за 1 день до проверки прокурора Ленинского района г. Новосибирска (решение о проверке от 13.03.2019).
Доводы общества о наличии графика экспертиз промышленной безопасности трубопроводов тепловых сетей, возможности выполнения работ только в межотопительный период, не могут бесспорно свидетельствовать о принятии заявителем всех возможных мер для соблюдения требований законодательства, при этом АО «СИБЭКО» не представлены доказательства невозможности выполнения работ по экспертизе промышленной безопасности в иные периоды, в том числе в неотопительный период, отсутствие у общества возможности заключить договор на проведение экспертизы с иным лицом в более короткие сроки, невозможности провести экспертизу промышленной безопасности спорных объектов в иные сроки, отличные от указанных в графике.
Оценивая действия заявителя, направленные на переоформление лицензии, суд пришел к выводу, что данные действия не отвечают требованию своевременности, поскольку они были предприняты обществом по прошествии длительного периода времени после начала эксплуатации опасных производственных объектов.
При этом безусловные доказательства наличия объективных препятствий к своевременному совершению достаточных юридически значимых действий, направленных на переоформление лицензии, обществом в материалы дела не представлены.
Следует отметить, что отказы уполномоченного органа в переоформлении лицензии связаны с необходимостью устранения выявленных нарушений, допущенных обществом и препятствующих переоформлению.
Исходя из изложенного вывод Управления о наличии в действиях общества составов правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ является правомерным.
Доводы заявителя о возможности применения в данном случае статьи 2.7 КоАП РФ, судом отклоняется, исходя из следующего.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
По смыслу указанной нормы лицо может действовать в состоянии крайней необходимости при наличии и доказанности существования одновременно следующих условий - существование реальной, а не мнимой либо предположительной опасности правам и законным интересам; доказанность невозможности устранения такой опасности иными средствами, которые лицо фактически предпринимало для устранения опасности; доказанность меньшей значительности причиненного вреда по сравнению с предотвращенным вредом.
Вышеуказанных оснований для применения положений статьи 2.7 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку общество не доказало, что после регистрации опасных производственных объектов заявитель на протяжении длительного времени, не внося соответствующих изменений в лицензию, действовал во избежание и предотвращение опасности, угрожающей законным интересам граждан, то есть в состоянии крайней необходимости. Осуществление экспертизы промышленной безопасности длительное время в соответствии с графиком не являлется достаточным основанием для отказа от своевременного переоформления лицензии.
Также суд не усматривает исключительных обстоятельств совершения правонарушений, позволяющих признать их малозначительными на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с часть 2 стать 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 11 названного Федерального закона систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Частями 1, 2 статьи 21 Закона о прокуратуре установлено, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В данном случае проверка проводилась по заданию прокуратуры Новосибирской области от 23.01.2019 № 7/1-24/1524-2018, к которому была приложена информации Сибирского управления Ростехнадзора от 15.01.2019 № 3-24-10/199 об организациях, в чьих действиях выявлялись нарушения законодательства в области промышленной безопасности в 2018 году, в том числе об осуществлении АО «СИБЭКО» эксплуатации опасных производственных объектов, на основании решений о проведении проверок, принятых третьими лицами.
В соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ; указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.
Содержание постановлений третьих лиц о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ.
Оспариваемые постановления вынесены уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных полномочий, размер административного штрафа определен в минимальном размере в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
Постановления о назначении административных наказаний мотивированы, содержат ссылки на нормативные акты, требованиям статьи 29.10 КоАП РФ не противоречат.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дел об административных правонарушениях и назначении административного наказания не истек.
Довод заявителя о необходимости вынесения по постановлениям прокуроров г. Новосибирска, Калининского, Кировского, Ленинского районов г. Новосибирска о возбуждении дел об административных правонарушениях одного постановления о назначении административного наказания, судом отклоняется, как необоснованный, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Возможность назначения одного административного наказания предусмотрена частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ - при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.
ООО «СИБЭКО» в результате бездействия совершено несколько самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правонарушения выявлены в разное время в ходе четырех самостоятельных проверок прокуроров по фактам непереоформления лицензий в отношении различных опасных производственных объектов, расположенных по различным адресам в разных районах г. Новосибирска. Не совпадает место совершения административных правонарушений, время их совершения, а также объективная сторона (прокуратурой г. Новосибирска также выявлено нарушение части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ).
Таким образом, оснований для вынесения одного постановления о назначении наказания на основании четырех постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях у Управления не имелось.
Кроме того, отсутствуют основания для снижения на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначенного обществу размера штрафа и назначения его менее минимального размера, установленного соответствующей санкцией статьи, исходя из следующего.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снижение размера административного штрафа возможно только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
АО «СИБЭКО» не представило доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также доказательств, подтверждающих затруднительное имущественное и финансовое положение.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Т.В.Абаимова