ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-16410/15 от 28.09.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                              ДЕЛО № А45-16410/2015

« 30» сентября 2015 года                                                                                                

Резолютивная часть решения объявлена: 28 сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено: 30 сентября 2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Черновой О.В, 

при ведении протокола  судебного заседания  помощником судьи Сантрапинской И.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агромашины»

к  заинтересованному лицу: администрации Новосибирского района  Новосибирской области

о признании незаконным  отказа в предоставлении земельного участка,   выраженного в письме от 13.07.2015 № 4680/01-12

в судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: Хабаров А.А. по доверенности от 29.01.2015,

от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по доверенности от 10.12.2014,

           Заявитель- общество с ограниченной ответственностью  «Агромашины» (далее –ООО «Агромашины») обратилось в арбитражный суд с заявлением  о признаниинезаконным  отказа администрации Новосибирского района  Новосибирской области, выраженного  в письме от 13.07.2015 № 4680/01-12,  о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Агромашины» земельного участка  с кадастровым номером 54:19:060501:249 площадью 6 253 кв.м. для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район,   Верх-Тулинский сельсовет,  в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск_Кочки-Павлодар, в аренду на срок 10 лет.

         В обоснование своего заявления заявитель ссылается на то, что отказ заинтересованного лица не соответствует земельному законодательству  и нарушает права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в том числе создает препятствия для завершения процедуры оформления земельного участка и его дальнейшему освоению в соответствии с разрешенным использованием.

          Заинтересованное лицо-  администрация Новосибирского района  Новосибирской области ( далее администрация Новосибирского района)  не согласно с доводами заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемое решение  об отказе в  предоставлении в аренду земельного участка, выраженного в письме от 13.07.2015 № 4680/01-12, законным и обоснованным.

           Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд

                                    у с т а н о в и л :           

            Как видно из материалов дела, 16.11.2012 комиссией, образованной распоряжением главы Новосибирского района Новосибирской области от 28.03.2012 № 44, составлен акт о выборе обществом многоконтурного земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск-Кочки-Павлодар ориентировочно площадью 7345 кв.м. с кадастровым номером  54:19:060501:97 из земель, не разграниченной государственной собственности.

        30.05.2013 главой Новосибирского района Новосибирской области вынесено постановление № 2682-на об утверждении акта о выборе земельного участка от 16.11.2012 и предварительном согласовании заявителю места размещения зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 6253 кв.м., расположенном в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск-Кочки-Павлодар с разрешенным использованием- для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.

       22.07.2013 из земельного участка  с кадастровым номером 54:19:060501:97 образован земельный участок площадью 6253+/-55 кв.м. с кадастровым номером 54:19:060501:249, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, который поставлен на кадастровый учет.

        01.06.2015 ООО «Агромашины» обратилось в администрацию Новосибирского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 6253+/-55 кв.м. с кадастровым номером 54:19:060501:249, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск-Кочки-Павлодар, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.

        13.07.2015 администрация Новосибирского района в письме № 4680/01-12 отказала обществу  в предоставлении испрашиваемого  земельного участка,  на основании несоответствия категории земель сельскохозяйственного назначения целям использования обществом земельного участка и указало на  необходимость  перевода испрашиваемого  земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную  категорию.

          Заявитель не был согласен с вынесенным  решением об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого  земельного участка,  оформленного в письме от 13.07.2015,  в связи с чем,     обратился  в суд с настоящим заявлением.

           Суд считает требования заявителя  подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.

           Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Порядок предоставления земельных участков регулировался нормами Земельного кодекса РФ ( в редакции, действующей в период обращения за предоставлением земельного участка).

 Так,  согласно статье 29 Земельного кодекса  РФ   предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

   В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

  В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса  РФ органами субъектов Российской Федерации осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в  собственности субъектов Российской Федерации.

   В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ « О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

    Испрашиваемый земельный участок, находился в государственной не разграниченной собственности,  и распоряжением им осуществляло заинтересованное лицо

     Исходя из пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

   Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса  РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

   В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса  РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

  2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

   3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

  Выбор земельного участка с предварительным согласованием  места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 31 земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

 Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).

   Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).

   Исходя из системного толкования предусмотренных статьями 31, 32 Земельного кодекса  РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, судом установлено следующее: обществу земельный участок предоставлен для строительства с предварительным согласования места размещения объекта; возможность принятия в дальнейшем,  решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства  действующим законодательством,  не предусмотрено.

         Из материалов дела усматривается и судом установлено, что постановлением администрации Новосибирского района № 2682-на от 30.05.2013 «О предварительном согласовании места размещения зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники  ООО «Агромашины»  утвержден акт выбора земельного участка,  предварительно согласовано место размещения объекта, утвержден проект границ земельного участка.

          В установленном законом порядке, земельный участок поставлен на кадастровый учет 22.07.2013, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № 54/201/15-175600 от 15.05.2015, в котором указаны следующие данные: кадастровый номер земельного участка 54:19:060501:249, площадь  6553  +/- 55 кв.м.,  категория земель: земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование: для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Верх-Тулинский сельсовет, в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск-Кочки-Павлодар.

   По смыслу положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.

            В соответствии с частью 4 статьи  200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий ( бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий ( бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемое действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решения или действия ( бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

          В обоснование своих доводов заинтересованное лицо ссылается на то, что земельный участок предоставленный обществу для строительства относится к землям сельскохозяйственного назначения, а, следовательно, строительство на землях сельскохозяйственного назначения зданий для хранения сельскохозяйственной техники  запрещено и необходимо осуществить перевод земельного участка из одной категории в другую.

           Данные доводы заинтересованного лица судом во внимание не принимаются, так как являются несостоятельными.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

   Решение о предоставлении земельного участка под строительство принимается органом местного самоуправления с учетом совокупности различных условий и факторов - экологических, градостроительных и иных условий, в том числе, требование о рациональном использовании земельных ресурсов. При этом Земельный кодекс РФ  на  этапе   предоставления земельного участка не устанавливает перечень оснований, по которым в предоставлении земельных участков может быть отказано, этот перечень является открытым и основание для отказа с учетом множества факторов принимается органом местного самоуправления с учетом конкретной градостроительной ситуации.

          При принятии решения о предоставлении земельного участка под строительство того или иного объекта  орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления  оценивает рациональность строительства объекта и использования в связи с этим земельного участка, в том числе определяя порядок его предоставления.

       Таким образом, только на стадии утверждения акта о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта возможен отказ в предоставлении земельного участка, в дальнейшем, если он предварительно согласован, то законом отказ не предусмотрен, поскольку заявитель начинает формирование земельного участка и проведение всех необходимых межевых работ.

           В данном случае, обществу предварительно был согласован земельный участок общей площадью 6553  +/- 55 кв.м.,   из земель сельскохозяйственного назначения,  с кадастровым номером 54:19:060501:249 и разрешенным использованием: для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники.

           На этапе предварительного согласования принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники не являлось препятствием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

           В постановлении  администрации Новосибирского района № 2682-на от 30.05.2013 «О предварительном согласовании места размещения зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники  ООО «Агромашины» не было указано на то, что для предоставления его в  аренду, необходимо осуществить перевод земли сельскохозяйственного назначения  в другую категорию.

         В соответствии с пунктом 1.0 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540,  в ведение сельского хозяйства включается обеспечение сельскохозяйственного производства ( п.1.18), в содержание которого входит размещение машинно-транспортных  и  ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.

          Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает требования специальной правосубъектности для обладания земельным участком сельскохозяйственного назначения.

         Согласно пункту 3.2 Устава ООО «Агромашины»,  общество осуществляет следующие виды экономической деятельности: оптовая и розничная торговля сельскохозяйственной техникой, в том числе, автомобильной, оборудованием для сельского хозяйства, комплектующими и запасными частями к сельскохозяйственной технике, в том числе резинотехническими изделиями и смазочными материалами, сервисное обслуживание сельскохозяйственной и автомобильной техники.

         Таким образом, обществом испрашивался земельный участок с разрешенным использованием для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, который предварительно был согласован обществу. Оснований для отказа в его предоставлении у заинтересованного лица не имелось.

      В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в части 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.   

          Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ  земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

          Изменение категории выбранного земельного участка могло быть осуществлено исключительно субъектом Российской Федерации- уполномоченными органами Новосибирской области, как лицом, обладающим правами в отношении земельного участка, что подтверждается частью 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ, согласно которой перевод земель из одной категории в другую, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

             В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»  для перевода земельного участка  заинтересованным  лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категорию в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается  в том числе, права на земельный участок.

        ООО «Агромашины» не могло самостоятельно изменить или инициировать процедуру изменения категории земельного участка, поскольку общество не обладает вещными или обязательственными правами в отношении выбранного земельного участка.

Постановление  администрации Новосибирского района № 2682-на от 30.05.2013 «О предварительном согласовании места размещения зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники  ООО «Агромашины»  свидетельствует об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, но не наделяет общество каким-либо правом в отношении выбранного земельного участка, дающим право на обращение с инициативой изменения его категории.

            Факт отсутствия перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в  иную категорию земель,   служил единственным препятствием для предоставления земельного участка ООО «Агромашины » в аренду. Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в оспариваемом решении, изложенным в письме от 13.07.2015, не указано. На момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду трехлетний срок действия постановления  о предварительном согласовании от 30.05.2013 не истек.

Доказательств обратного, заинтересованным лицом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  представлено не было.

    Частью 1 статьи 34Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.

          Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 2  статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий ( бездействия) незаконными.

          В соответствии со статьей 110 АПК РФ, уплаченная заявителем при подаче заявления в суд госпошлина в сумме 3000 рублей, полежит взысканию с заинтересованного лица.

           Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

                                         Р Е Ш И Л :

            Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Агромашины»  удовлетворить.

Признать незаконным  отказ администрации Новосибирского района  Новосибирской области, выраженный в письме от 13.07.2015 № 4680/01-12,  о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Агромашины» земельного участка  с кадастровым номером 54:19:060501:249 площадью 6 253 кв.м. для строительства зданий для обслуживания и хранения сельскохозяйственной техники, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район,   Верх-Тулинский сельсовет,  в районе поселка Красный Восток, с левой стороны автодороги Новосибирск_Кочки-Павлодар, в аренду на срок 10 лет.

            Взыскать с администрации Новосибирского района   Новосибирской области  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агромашины» ( ИНН 5403232275, ОГРН 1095403010020)  государственную пошлину в сумме 3000 рублей.

           После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

              Судья                                                       О.В.Чернова