ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-16522/2021 от 03.09.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-16522/2021

Решение в виде резолютивной части, в порядке статьи 229 АПК  РФ, принято 23 августа 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено после поступления соответствующего ходатайства 3 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "СПАС-Дом" (ОГРН: <***>) об отмене постановления от 09.06.2021, административный орган: Административная комиссия Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г.Новосибирска, без вызова представителей сторон,

установил:

закрытое акционерное общество "Управляющая компания "СПАС-Дом" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 09.06.2021, административный орган: Административная комиссия Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г.Новосибирска (далее – административная комиссия).

Общество считает постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, указывает на отсутствие события правонарушения.

Административная комиссия представила копии материалов административного дела, отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению, а оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Ведущим специалистом отдела энергетики, жилищного и коммунального хозяйства администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому, Центральному районам г. Новосибирска ФИО1, на основании проведенных осмотров территории 17 и 18 мая 2021 года по адресу: улица Аэропорт, дом 45, выявлен факт нарушений со стороны ЗАО «УК «СПАС-Дом» а именно, в нарушение пунктов 4.1, 4.2, 4.5 Правил благоустройства, пункта 3.1 раздела 1 приложения к Правилам благоустройства, не произведена ежедневная уборка контейнерной площадки, используемой жильцами дома № 45 по улице Аэропорт для складирования твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.

Согласно данных реестра площадок твердых коммунальных отходов (https://map.novosibirsk.ru), контейнерная площадка в районе ул. Аэропорт, д. 45 обслуживается ЗАО «УК «СПАС-Дом».

Согласно договору управления многоквартирным домом от 01.04.2007 № 1003/682 заключенному между собственниками дома, расположенного по адресу: улица Аэропорт, дом 45 в городе Новосибирске и ЗАО «УК «СПАС-Дом» обслуживание многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляет ЗАО «УК «СПАС-Дом».

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления 19.05.2021 протокола об административном правонарушении №28, что соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска  от 09.06.2021 № 625/28-21 закрытое акционерное общество «Управляющая Компания «СПАС-Дом» привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-03 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», выразившегося в нарушении пунктов 4.1, 4.2, 4.5 Правил благоустройства территории города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, пункта 3.1 раздела 1 приложения к Правилам благоустройства. Назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии со статьей 8.22 Закона Новосибирской области № 99-03, нару­шение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области бла­гоустройства и жилищно-коммунального хозяйства на территории города Новосибирска.

Объективная сторона правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих требования, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства.

Субъектом правонарушения выступает лицо, допустившее указанные наруше­ния.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469 утвер­ждены Правила благоустройства территории города Новосибирска.

Согласно пункту 4.1 Правил благоустройства, содержание территории города Новосибирска осуществляется ответственными лицами в соответствии с требова­ниями нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Новосибир­ска и предусматривает выполнение мероприятий по благоустройству в соответствии с Перечнем мероприятий по благоустройству и периодичностью их проведения.

Согласно пункту 4.2. Правил благоустройства, содержание территории города Новосибирска включает уборку территории, которая подразделяется на: уборку в ве­сенне-летний период (с 15 апреля до 15 октября); уборку в осенне-зимний период (с 15 октября до 15 апреля).

Периодичность выполнения мероприятий по уборке территории в весенне-летний период указана в разделе 1 приложения к Правилам благоустройства терри­тории города Новосибирска.

Пункт 3.1 раздела 1 приложения к Правилам благоустройства предусматривает ежедневную уборку контейнерных площадок.

Согласно пункту 4.5. Правил благоустройства, организация деятельности по на­коплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Новосибирска осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Системы мусороудаления в городе Новосибирске принимаются в соответствии с правовым актом мэрии.

Накопление крупногабаритных отходов осуществляется в бункерах, располо­женных на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Ответственные лица обязаны обеспечивать содержание контейнерных площа­док, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки коммунальных отходов, не допускать складирование твердых коммунальных отходов вне мест, определенных схемой раз­мещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1.3 Правил благоустройства, лицами, ответственными за благоустройство территории города Новосибирска (далее - ответственные лица), являются: физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, зданий, строений, сооружений, элементов благоустройства, подземных инженерных коммуникаций;

- физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, не являющиеся собственниками указанных объектов, несущие права и обязанности по благоустройству территории города Новосибирска в пределах обязательств, возникших из заключенных ими договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством;

- физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность по благоустройству территории;

- физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие выполнение земляных, строительных и иных работ, влекущих за собой нарушение благоустройства территории.

Пункт 2.2.2. Правил благоустройства, содержит требования к благоустройству земельных участков, на которых расположены здания (включая жилые дома) и сооружения. Обязательный перечень элементов благоустройства земельных участков, на которых расположены жилые дома, в числе прочего включает наличие контейнеров для мусора, контейнерных площадок.

Согласно пункту 2.2.4.5. Правил благоустройства, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов - специально оборудованные места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов.

Наличие таких площадок предусматривается в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться твердые коммунальные отходы.

Постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.

А так же установлено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.

Пункт 26(1) указанного постановления предусматривает работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела, ответственность по организации работ и содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: улица Аэропорт, дом 45 в городе Новосибирске, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в том числе контейнерной площадкой, без использования которой невозможна эксплуатация жилого дома, несет ЗАО «УК «СПАС-Дом».

При этом тот факт, что площадка находится не на земельном участке, входящим в общее имущество, правового значения не имеет, так как собственники используют указанную контейнерную площадку для своих нужд, доказательств обратного заявителем не представлено.

В ходе проведенной административным органом проверки, выявлено нарушение пунктов 4.1, 4.2, 4.5 Правил благоустройства, пункта 3.1 раздела 1 приложения к Правилам благоустройства - не произведена ежедневная уборка контейнерной площадки, используемой жильцами дома № 45 по улице Аэропорт для складирования твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, что подтверждается актами осмотра территории и фотоматериалами, полученными в ходе проведения осмотров в указанные даты.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается актами осмотра территории от 18.05.2021 №28, фотоматериалами, полученным в ходе осмотра территории.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение долж­ностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события админи­стративного правонарушения.

Основаниями для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредви­денными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях вы­полнения законодательно установленной обязанности.

Оснований считать, что у заявителя отсутствовала воз­можность соблюсти установленные правила, не имеется, в связи с чем в действие (бездействие) Общества присутствует как объективная, так и субъективная сторона правонарушения.

В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе (но не обязано) в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе такую как осмотр принадлежащего юридическому лицу помещений и/или территории с участием представителя юридического лица и понятыми.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ у должностного лица имеются полномочия возбудить дело об административном правонарушении в виду непосредственного обнаружения им достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления должностным лицом протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Из статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, следует, что административный орган обязан соблюдать процедуру оформления протокола в целях предоставления возможности лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Нарушений процессуальных тре бований, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Руководствуясь частью 5 статьи 170, статьей 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить, что мотивированное решение суда по рассмотренному делу составляется в случае поступления в арбитражный суд от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения арбитражного суда, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                       Е.А. Нахимович