АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-16522/2021
Решение в виде резолютивной части, в порядке статьи 229 АПК РФ, принято 23 августа 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено после поступления соответствующего ходатайства 3 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "СПАС-Дом" (ОГРН: <***>) об отмене постановления от 09.06.2021, административный орган: Административная комиссия Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г.Новосибирска, без вызова представителей сторон,
установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "СПАС-Дом" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 09.06.2021, административный орган: Административная комиссия Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г.Новосибирска (далее – административная комиссия).
Общество считает постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, указывает на отсутствие события правонарушения.
Административная комиссия представила копии материалов административного дела, отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению, а оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Ведущим специалистом отдела энергетики, жилищного и коммунального хозяйства администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому, Центральному районам г. Новосибирска ФИО1, на основании проведенных осмотров территории 17 и 18 мая 2021 года по адресу: улица Аэропорт, дом 45, выявлен факт нарушений со стороны ЗАО «УК «СПАС-Дом» а именно, в нарушение пунктов 4.1, 4.2, 4.5 Правил благоустройства, пункта 3.1 раздела 1 приложения к Правилам благоустройства, не произведена ежедневная уборка контейнерной площадки, используемой жильцами дома № 45 по улице Аэропорт для складирования твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
Согласно данных реестра площадок твердых коммунальных отходов (https://map.novosibirsk.ru), контейнерная площадка в районе ул. Аэропорт, д. 45 обслуживается ЗАО «УК «СПАС-Дом».
Согласно договору управления многоквартирным домом от 01.04.2007 № 1003/682 заключенному между собственниками дома, расположенного по адресу: улица Аэропорт, дом 45 в городе Новосибирске и ЗАО «УК «СПАС-Дом» обслуживание многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляет ЗАО «УК «СПАС-Дом».
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления 19.05.2021 протокола об административном правонарушении №28, что соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска от 09.06.2021 № 625/28-21 закрытое акционерное общество «Управляющая Компания «СПАС-Дом» привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-03 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», выразившегося в нарушении пунктов 4.1, 4.2, 4.5 Правил благоустройства территории города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, пункта 3.1 раздела 1 приложения к Правилам благоустройства. Назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8.22 Закона Новосибирской области № 99-03, нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства на территории города Новосибирска.
Объективная сторона правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих требования, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства.
Субъектом правонарушения выступает лицо, допустившее указанные нарушения.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469 утверждены Правила благоустройства территории города Новосибирска.
Согласно пункту 4.1 Правил благоустройства, содержание территории города Новосибирска осуществляется ответственными лицами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска и предусматривает выполнение мероприятий по благоустройству в соответствии с Перечнем мероприятий по благоустройству и периодичностью их проведения.
Согласно пункту 4.2. Правил благоустройства, содержание территории города Новосибирска включает уборку территории, которая подразделяется на: уборку в весенне-летний период (с 15 апреля до 15 октября); уборку в осенне-зимний период (с 15 октября до 15 апреля).
Периодичность выполнения мероприятий по уборке территории в весенне-летний период указана в разделе 1 приложения к Правилам благоустройства территории города Новосибирска.
Пункт 3.1 раздела 1 приложения к Правилам благоустройства предусматривает ежедневную уборку контейнерных площадок.
Согласно пункту 4.5. Правил благоустройства, организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Новосибирска осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Системы мусороудаления в городе Новосибирске принимаются в соответствии с правовым актом мэрии.
Накопление крупногабаритных отходов осуществляется в бункерах, расположенных на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Ответственные лица обязаны обеспечивать содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки коммунальных отходов, не допускать складирование твердых коммунальных отходов вне мест, определенных схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил благоустройства, лицами, ответственными за благоустройство территории города Новосибирска (далее - ответственные лица), являются: физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, зданий, строений, сооружений, элементов благоустройства, подземных инженерных коммуникаций;
- физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, не являющиеся собственниками указанных объектов, несущие права и обязанности по благоустройству территории города Новосибирска в пределах обязательств, возникших из заключенных ими договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством;
- физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность по благоустройству территории;
- физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие выполнение земляных, строительных и иных работ, влекущих за собой нарушение благоустройства территории.
Пункт 2.2.2. Правил благоустройства, содержит требования к благоустройству земельных участков, на которых расположены здания (включая жилые дома) и сооружения. Обязательный перечень элементов благоустройства земельных участков, на которых расположены жилые дома, в числе прочего включает наличие контейнеров для мусора, контейнерных площадок.
Согласно пункту 2.2.4.5. Правил благоустройства, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов - специально оборудованные места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов.
Наличие таких площадок предусматривается в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться твердые коммунальные отходы.
Постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
А так же установлено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Пункт 26(1) указанного постановления предусматривает работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, ответственность по организации работ и содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: улица Аэропорт, дом 45 в городе Новосибирске, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в том числе контейнерной площадкой, без использования которой невозможна эксплуатация жилого дома, несет ЗАО «УК «СПАС-Дом».
При этом тот факт, что площадка находится не на земельном участке, входящим в общее имущество, правового значения не имеет, так как собственники используют указанную контейнерную площадку для своих нужд, доказательств обратного заявителем не представлено.
В ходе проведенной административным органом проверки, выявлено нарушение пунктов 4.1, 4.2, 4.5 Правил благоустройства, пункта 3.1 раздела 1 приложения к Правилам благоустройства - не произведена ежедневная уборка контейнерной площадки, используемой жильцами дома № 45 по улице Аэропорт для складирования твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, что подтверждается актами осмотра территории и фотоматериалами, полученными в ходе проведения осмотров в указанные даты.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается актами осмотра территории от 18.05.2021 №28, фотоматериалами, полученным в ходе осмотра территории.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Основаниями для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Оснований считать, что у заявителя отсутствовала возможность соблюсти установленные правила, не имеется, в связи с чем в действие (бездействие) Общества присутствует как объективная, так и субъективная сторона правонарушения.
В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе (но не обязано) в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе такую как осмотр принадлежащего юридическому лицу помещений и/или территории с участием представителя юридического лица и понятыми.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ у должностного лица имеются полномочия возбудить дело об административном правонарушении в виду непосредственного обнаружения им достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления должностным лицом протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Из статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, следует, что административный орган обязан соблюдать процедуру оформления протокола в целях предоставления возможности лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушений процессуальных тре бований, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Руководствуясь частью 5 статьи 170, статьей 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что мотивированное решение суда по рассмотренному делу составляется в случае поступления в арбитражный суд от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения арбитражного суда, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.А. Нахимович