ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-16873/06 от 31.01.2007 АС Новосибирской области

Арбитражный суд Новосибирской области

Именем   Российской   Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                       Дело № А45-16873/06-20/412

 31 января 2007г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Буровой А.А.,  

при ведении протокола судебного заседания судьей Буровой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Государственного учреждения Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска

о признании недействительным решения.

при участии представителей:

заявителя: ФИО1 – доверенность от 22.01.2007г., ФИО2 - доверенность от 22.01.2007г.

заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность № 155 от 12.01.2007г.,  ФИО4 - доверенность №137 от 21.12.2006г..

Государственное учреждение Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть (далее- заявитель, налогоплательщик)  обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Новосибирска № 297  от 19.06.2006г. с учетом уточнения требований  от 17.10.2006г. (л.д.42-45 том 1).

Представитель ответчика считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Из материалов дела следует, что заявитель 31 мая 2006г. представил налоговому органу налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество за 1 квартал 2005 года.

Камеральной проверкой правильности исчисления и уплаты налога на имущество за 1 квартал 2005 года налоговым органом выявлено  занижение налоговой базы и доначислен авансовый платеж по налогу на имущество за 1  квартал 2005 года в размере 10327719 руб.( из расчета 1877767070 руб.х2,2%: 4).

По мнению налогового  органа, налогоплательщиком неправомерно занижена налоговая база по налогу на имущество, что в свою очередь, привело к доначислению налога на имущество, подлежащего уплате в бюджет за 1 квартал 2005 года в сумме 10327719 руб.

По результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение от 19.06.2006г. № 297 «Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым налогоплательщику предложено уплатить 103277719 руб. налога на имущество за 1 квартал 2005 года (авансовый платеж) и пени в размере  1731958 руб. 48 коп.

Налогоплательщик, полагая, что указанный ненормативный акт не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился  в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что имущество, закрепленное за центральными органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, учреждениями, входящими в состав вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления не являются объектами налогообложения налогом на имущество, в налоговой декларации  по налогу на имущество за 1 квартал 2005г. ошибочно был указан код льготы  2010228, налоговый орган не уведомлял заявителя о необходимости дачи пояснений по исчислению и уплаты налога на имущество за 1 квартал 2005г.

Налоговый орган, возражая против доводов заявителя, указывает на то, что налогоплательщик является юридическим лицом, не входит в структуру федеральных органом исполнительной власти, а соответственно, является плательщиком налога на имущество, кроме того, в налоговой декларации по налогу на имущество за 1 квартал 2005г. был указан код льготы 2010228, уведомление о дачи пояснений  по исчислению и уплаты налога на имущество отправлялось налогоплательщику почтой, а также налогоплательщик был уведомлен о рассмотрении камеральной проверки  по телефону.

       Определив предмет доказывания в рамках настоящего дела, проанализировав доводы сторон, сопоставив их с нормами действующего законодательства, арбитражный суд пришел к убеждению об обоснованности требований заявителя в полном объеме.       При этом исходит из следующего.

В  соответствии со ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с  требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Налоговым органом в материалы дела было представлено уведомление  № 2955 от 09.06.2006г.  о  том, что при проведении камеральной проверки было установлено необоснованное применение налогоплательщиком  льготы по коду 2010228, в связи с чем налогоплательщику предлагалось в срок до 26.06.2006г. представить пояснения по исчислению и уплате налогов и возражения по фактам, изложенным в уведомлении. Указанное уведомление было направлено налогоплательщику только 04.07.2006г. (л.д.46-48 том 2), то есть после вынесения  оспариваемого решения, в связи с чем  налогоплательщик  был лишен возможности дать свои пояснения по поводу исчисления и уплаты налога на имущество.

Как указал в своем Определении от 12.07.2006г. № 267-О Конституционный Суд Российской Федерации  по смыслу взаимосвязанных положений частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1  статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и  месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем налогового органа. Доказательств заблаговременного уведомления налогоплательщика о дате и  месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки  налоговым органом не  представлено. Поэтому довод налогового органа  о том, что налогоплательщик знал о проведении камеральной проверки и имел возможность дать свои пояснения,  является необоснованным.

В соответствии с положениями статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

1). Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие  природные ресурсы);

2). Имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Согласно норме пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Исходя из правоположений Федерального закона от 31.05.96 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и Федерального закона от 28.03.98г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» под определением «федеральный орган исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба», следует понимать Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, поименованные в статье 2 Федерального закона от 28.03.98г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Статьей 11 Федерального закона от 31.05.96 г. № 61-ФЗ «Об обороне» определен общий состав Вооруженных  Сил Российской Федерации, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

На основании нормы пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.96г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

В соответствии с пунктами 17, 24 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-морского флота, утвержденного приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 N 75, общее руководство квартирно-эксплуатационной службой осуществляется квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны. Начальник квартирно-эксплуатационной службы района подчиняется начальнику квартирно-эксплуатационного управления военного округа.

Как видно из пункта 1 Положения о Государственном учреждении Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть, последнее создано в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил  СССР 1939 года № ОГР/1/470705. При этом имущество Учреждения является федеральной собственностью и находится у него на праве оперативного управления, а также  использует принадлежащее ей на праве оперативного управления имущество для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации

Таким образом,  КЭЧ является подведомственным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, следовательно, правило подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ о том, что имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации не признается объектом налогообложения налогом на имущество, распространяет свое действие и на правоотношения, связанные с использованием имущества заявителем.

Суд отклоняет довод налогового органа о том, что КЭЧ не входит в структуру Федеральных органов исполнительной власти, как ошибочный.

Структура Федеральных органов исполнительной власти, состав которой положен налоговым органом в основу своих возражений имеет в качестве единственного критерия – орган, управляющий их деятельностью (президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации).

В рассматриваемом же случае правовое значение имеет общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации, определенный в статье 11 Федерального закона от 31.05.96г. № 61-ФЗ «Об обороне».

Суд признает не имеющим юридического значения довод налогового органа о том, что заявитель является юридическим лицом и в силу этого должен уплачивать налог на имущество.

Учитывая, что Министерство Обороны Российской Федерации, входя в систему органов государственной власти и являясь центральным органом военного управления, входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, а заявитель является подведомственным подразделением  Министерства обороны Российской Федерации, что имущество заявителя является федеральной собственностью и находится у него на праве оперативного  управления, а также принимая во внимание, что в рассматриваемом случае имеются неустранимые сомнения, противоречия и неясности (о чем свидетельствует различное толкование нормы подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом и налогоплательщиком), а также имея в виду положения пункта 7 статьи  3 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд признает обоснованной правовую позицию заявителя в данном деле.

Аналогичная позиция  содержится  в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 21.11.06 г.  № 7290/06.

В силу изложенного суд считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления заявителю налога на имущество в сумме 103277719 руб. и пени в размере  1731958 руб. 48 коп

При таких обстоятельствах, суд пришел к убеждению о правомерности требований заявителя о признании недействительным решения ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Новосибирска № 297  от 19.06.2006г.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ  с заинтересованного лица  подлежит взысканию государственная пошлина в пользу  заявителя.

В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 26.01.2007г. до 31.01.2007г.

    Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

 Признать  недействительным решение ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Новосибирска об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности за совершение налогового  правонарушения № 297 от 19.06.2006г.

Взыскать  с ИФНС России  по Октябрьскому району г. Новосибирка в пользу заявителя  расходы по оплате  госпошлины в сумме 2 000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание  госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу,  может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                  А.А. Бурова