ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-17035/2022 от 12.09.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                 Дело № А45-17035/2022

18 сентября 2022  года

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2022  года

Решение изготовлено в полном объеме 18 сентября 2022  года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Рединой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санжиевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по иску публичного акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» (ОГРН 1067746341024), г. Москва

к обществу с ограниченной ответственностью «Мероса Транс» (ОГРН <***>), г. Якутск

о взыскании 356 620, 80 руб. задолженности по оплате за дополнительное предоставление контейнеров, 25 326, 53 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-772770 от 23.12.2017

при участии в судебном заседании представителей:

от истца:  ФИО1 (доверенность № Ц/2022/НКПЗ-СИБ-34 от 10.02.2022, диплом № 40951 от 14.06.2002, паспорт)

от ответчика:  ФИО2 (доверенность от 06.11.2021, диплом № 1808-Ю от 09.07.2009, паспорт)

установил:

публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мероса Транс»   о взыскании 356 620, 80 руб. задолженности по оплате за дополнительное предоставление контейнеров, 25 326, 53 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-772770 от 23.12.2017.

Ответчик отзывом на иск исковые требования не признает, указывает на отсутствие вины ответчика в простое контейнеров, просить применить ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Истец, обосновывая иск, ссылается на то, что между ООО «Мероса Транс» (клиент) и ПАО «ТрансКонтейнер» (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции от 23.12.2017 № НКП ЗСЖД‑772770, согласно которому истец предоставил ответчику контейнеры и/или вагоны для осуществления перевозки груза. Истцом ответчику оказаны услуги по дополнительному предоставлению контейнеров и вагонов, в связи с чем заявлен настоящий иск. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании   25 326, 53 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-772770 от 23.12.2017.

При рассмотрении спора суд исходит из того, что в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Между ООО «Мероса Транс» (клиент) и ПАО «ТрансКонтейнер» (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции от 23.12.2017 № НКП ЗСЖД‑772770, в соответствии с п. 1 которого клиент, подписывая договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться Общими, Специальными и Коммерческими условиями, размещенными для ознакомления в сети Интернет на веб-сайте ПАО «ТрансКонтейнер».

Под термином «Договор», согласно содержащемуся в разделе 1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции в редакции от 15.02.2021 (далее – Общие условия) понятию и определению, понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания Услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, являющиеся неотъемлемой частью Договора Общие, Специальные и Коммерческие условия, заказ(ы), дополнительные соглашения, приложения, прайс-листы и иные документы, регулирующие отношения Сторон.

В соответствии с п.2 договора ТЭ ТрансКонтейнер обязуется на возмездной основе оказать услуги по заказу клиента.

Согласно Коммерческим условиям по срокам предоставления контейнеров и/или вагонов ПАО «ТрансКонтейнер» в редакции от 15.02.2021 (далее - Коммерческие условия) Клиент оплачивает ТрансКонтейнеру все время предоставления Контейнеров и Вагонов для осуществления перевозки Груза на всем маршруте. Предоставление оплачивается при оплате Услуг (включается в согласовываемую в Заказе стоимость Услуг), а также дополнительно, исходя из фактического времени предоставления Контейнеров и/или Вагонов для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов.

Дополнительное предоставление рассчитывается исходя из стоимости Услуги «Предоставление вагона / контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов / контейнеров» на один Контейнер или Вагон за одни сутки, которая при предоставлении вагона составляет с 1 по 5 сутки 2 112 руб. (без НДС), с 6 суток и далее 3 168 руб. (без НДС), при предоставлении 20-ти футового контейнера при согласовании заказа в период с 01.06.2019 по 09.05.2021 – 134  руб. (без НДС), при согласовании заказа после 10.05.2021: с 1 по 10 сутки - 300 руб. (без НДС), с 11 по 20 сутки - 600 рублей (без НДС),  с 21 суток - 1 000 рублей (без НДС). Неполные сутки (свыше 1 часа) округляются до полных. Вышеуказанные ставки размещены в сети Интернет на веб-сайте ПАО «ТрансКонтейнер» в разделе «Коммерческие условия и ставки».

  На основании заказа клиента от 12.05.2021 № 13825728 (далее – заказ 1) ТрансКонтейнер принял на себя обязательство по оказанию комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания при перевозке 20-футовых контейнеров с грузом «Ферросплавы, не поименованные в алфавите» со станции отправления Клещиха Западно - Сибирской железной дороги до станции назначения Комсомольск - на - Амуре Дальневосточной железной дороги в адрес грузополучателя ООО «Амурсталь», обслуживающегося на подъездном пути/местах необщего пользования ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК».

Во исполнение заказа 1 клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлены контейнеры №№ TKRU3018754, RZDU3001648.

21.05.2021 контейнеры №№ TKRU3018754, RZDU3001648 с грузом, принятым к перевозке железнодорожным транспортом по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЬ599717, ЭЬ599539 (соответственно) были погружены на вагон № 94279544 и отправлены назначением на станцию Комсомольск-на-Амуре грузополучателю ООО «Амурсталь».

Согласно пункту 2.2 Специальных условий оказания услуг транспортной экспедиции по предоставлению вагонов и/или контейнеров в местах необщего пользования ТрансКонтейнер не несет ответственность, а клиент самостоятельно обеспечивает, кроме прочих операций, своевременную подачу/уборку вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера перевозчиком/владельцем мест н/п, а также  приемо-сдаточные операции.

Контейнеры прибыли на станцию Комсомольск - на - Амуре 03.06.2021 в 05:00 мск. и, несмотря на их прибытие в адрес грузополучателя, обслуживающегося на подъездных путях, были поданы под выгрузку на места общего пользования - 04.06.2021 в 09:17, выгружены из вагона 04.06.2021 в 10:52 мск. Указанные даты подтверждаются справками «История контейнера TKRU3018754» за период времени с 01.06.2021 по 04.07.2021, а также «История контейнера RZDU3001648» за период времени с 01.06.2021 по 02.07.2021 (по данным информационных систем ОАО «РЖД»).

Контейнер № TKRU3018754 вывезен груженым с места общего пользования 28.06.2021 в 04:10 и завезен порожним 28.06.2021 в 06:50.

Контейнер № RZDU3001648 вывезен груженым с места общего пользования 25.06.2021 в 06:10 и завезен порожним 25.06.2021 в 10:24.

Поскольку фактически Контейнеры находились на местах общего пользования, применению подлежит пункт 4.3. Коммерческих условий, согласно которому при прибытии груженого контейнера на терминал, являющийся местом общего пользования, согласованный срок предоставления контейнера составляет 2 суток с 00 часов дня, следующего за днем обеспеченной перевозчиком выгрузки груженого контейнера. Дополнительно подлежит оплате время Доп. Предоставления, возникшее в результате задержки контейнера сверх согласованного срока до момента возврата контейнера в порожнем состоянии или завершения выгрузки груза из контейнера на контейнерной площадке.

Следует отметить, что Экспедитором по станции Комсомольск - на - Амуре был установлен льготный период дополнительного предоставления контейнеров - 6 суток.

Соответственно, согласованный срок предоставления контейнеров истек в 24:00 мск 10.06.2021 и оплачиваемый период составляет:  по контейнеру № TKRU3018754 с 00:00 11.06.2021 по 28.08.2021 (включительно) 18 суток;  по контейнеру № RZDU3001648 с 00:00 11.06.2021 по 25.08.2021 (включительно) 15 суток.

Согласно Ведомостям учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО «ТрансКонтейнер» для дополнительных операций за период с 11.06.2021 по 20.06.2021, а также с 21.06.2021 по 30.06.2021 сумма платы за дополнительное предоставление составила: 7 800 руб. (без НДС) по контейнеру  TKRU3018754 (с 11.06.2021 по 20.06.2021 - 300 руб. за сутки, с 21.06.2021 по 28.06.2021 - 600 руб. за сутки); 6 000 руб. (без НДС) по контейнеру  RZDU3001648 (с 11.06.2021 по 20.06.2021 - 300 руб. за сутки, с 21.06.2021 по 25.06.2021 - 600 руб. за сутки).

На основании заказа от 12.05.2021 № 13825733 (далее – заказ 2) ТрансКонтейнер принял на себя обязательство по оказанию комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания при перевозке двух 20-футовых контейнеров с грузом «Ферросплавы, не поименованные в алфавите» со станции отправления Клещиха Западно - Сибирской железной дороги до станции назначения Комсомольск - на - Амуре Дальневосточной железной дороги в адрес грузополучателя ООО «Амурсталь», обслуживающегося на подъездном пути/местах необщего пользования ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК».

Во исполнение заказа 2 клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлены контейнеры №№ TKRU3060420, RZDU3046339.

31.05.2021 контейнеры №№ TKRU3060420, RZDU3046339 с грузом, принятым к перевозке железнодорожным транспортом по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЭ121792, ЭЭ121639 (соответственно) были погружены на вагон № 94275872 и отправлены назначением на станцию Комсомольск-на-Амуре грузополучателю ООО «Амурсталь».

Контейнеры прибыли на станцию Комсомольск - на - Амуре 11.06.2021 в 06:17 мск. и согласно Заказу 2 были поданы под выгрузку на места необщего пользования - 13.06.2021.

В силу п. 3.5.2 Специальных условий при завершении грузовых операций и готовности порожних вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера к уборке / сдаче Клиент обязан уведомить ТрансКонтейнер и вернуть вагоны и/или контейнеры ТрансКонтейнера в соответствии с указаниями / инструкцией ТрансКонтейнера.

Информация о готовности порожних контейнеров к сдаче поступила от ООО «Амурсталь» 25.06.2021, в этот же день ООО «Амурсталь» в системе ЭТРАН была создана «заготовка» накладной на отправление контейнеров назначением на станцию Камышта Красноярской  железной дороги.

Контейнер TKRU3060420 принят к перевозке по транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ620557 в 18:22 25.06.2021 мск. Контейнер RZDU3046339  принят к перевозке по транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ620942 в 18:20 25.06.2021 мск.

Учитывая установленный льготный срок (6 суток), согласованный срок предоставления контейнера / вагона в соответствии с Коммерческими условиями истек в 24:00 мск 17.06.2021 и оплачиваемый период составляет: по контейнеру TKRU3060420 с 00:00 18.06.2021 по 25.06.2021 (включительно) 8 суток; по контейнеру RZDU3046339 с 00:00 18.06.2021 по 25.06.2021 (включительно) 8 суток.

Согласно Ведомости учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО «ТрансКонтейнер» для дополнительных операций за период с 11.06.2021 по 20.06.2021, а также с 21.06.2021 по 30.06.2021 сумма платы за дополнительное предоставление составила:  2 400 руб. (без НДС) по контейнеру TKRU3060420;  2 400 руб. (без НДС) по контейнеру RZDU3046339.

 На основании заказа от 21.04.2021 № 13779140 (далее – заказ 3) ТрансКонтейнер принял на себя обязательство по оказанию комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания при перевозке шести 20-футовых контейнеров с грузом «Ферросплавы, не поименованные в алфавите» со станции отправления Клещиха Западно - Сибирской железной дороги до станции назначения Комсомольск - на - Амуре Дальневосточной железной дороги в адрес грузополучателя ООО «Амурсталь», обсуживающегося на подъездном пути/местах необщего пользования ООО «ТОРЭКС-ХАБАРОВСК».

Во исполнение Заказа 3 клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлены контейнеры №№ RZDU3009588, TKRU3027313, TKRU3098889, TKRU3137270, TKRU3155675, TKRU3319188, вагоны №№ 94431244, 93979698, 94316858.

27.04.2021 контейнеры №№ TKRU3027313, TKRU3098889 с грузом, принятым к перевозке железнодорожным транспортом по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЫ262593, ЭЫ262745 (соответственно) были погружены на вагон № 94431244 и отправлены назначением на станцию Комсомольск-на-Амуре грузополучателю ООО «Амурсталь».

Вагон с контейнерами прибыл на станцию Комсомольск - на - Амуре 10.05.2021 в 10:33 мск и был подан под выгрузку на места необщего пользования 12.05.2021.

ООО «Амурсталь» 09.06.2021 в системе ЭТРАН была создана «заготовка» накладной на отправление контейнеров назначением на станцию Гончарово  Восточно-Сибирской  железной дороги. Контейнеры приняты к перевозке по транспортной железнодорожной накладной № ЭЭ734025 в 16:59 от 09.06.2021 мск.

На вагон № 94431244 12.05.2021 экспедитором в системе ЭТРАН создана заготовка накладной  на отправление вагона в адрес АО «Вагонная ремонтная компания-2», порожний вагон выведен на пути станции только 04.06.2021.

27.04.2021 контейнеры №№ TKRU3155675, TKRU3319188 с грузом, принятым к перевозке железнодорожным транспортом по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЫ262807, ЭЫ262668 (соответственно) были погружены на вагон № 93979698 и отправлены назначением на станцию Комсомольск-на-Амуре грузополучателю ООО «Амурсталь».

Вагон с контейнерами прибыл на станцию Комсомольск - на - Амуре 10.05.2021 в 10:33 мск и был подан под выгрузку на места необщего пользования - 12.05.2021 в 12:00.

Информация о готовности порожних контейнеров к сдаче поступила от ООО «Амурсталь» 25.06.2021, в этот же день ООО «Амурсталь» в системе ЭТРАН была создана «заготовка» накладной на отправление контейнеров назначением на станцию Камышта Красноярской  железной дороги.

Контейнеры приняты к перевозке по транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ620302 в 16:17 от 25.06.2021 мск.

На вагон № 93979698 04.07.2021 ООО «Амурсталь» в системе ЭТРАН была создана «заготовка» накладной на отправление на вагоне порожних контейнеров назначением на станцию Тальцы, вагон принят к перевозке по транспортной железнодорожной накладной № ЭА087397 04.07.2021.

27.04.2021 контейнеры №№ TKRU3137270, TKRU3009588 с грузом, принятым к перевозке железнодорожным транспортом по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЫ262454, ЭЫ262530 (соответственно) были погружены на вагон № 94316858 и отправлены назначением на станцию Комсомольск-на-Амуре грузополучателю ООО «Амурсталь».

Контейнеры прибыли на станцию Комсомольск - на - Амуре 10.05.2021 в 10:33 мск и были поданы под выгрузку на места необщего пользования - 12.05.2021.

ООО «Амурсталь» 28.05.2021 в системе ЭТРАН была создана «заготовка» накладной на отправление контейнеров назначением на станцию Камышта Красноярской  железной дороги. Контейнеры приняты к перевозке с вагоном № 94316858 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЭ093570 в 20:22 от 28.05.2021 мск.

Учитывая установленный по станции Комсомольск- на - Амуре льготный срок (4 суток), согласованный срок предоставления перечисленных в настоящем пункте контейнеров истек в 24:00 мск 14.05.2021 и оплачиваемый период в соответствии с Коммерческими условиями составляет:  по контейнеру TKRU3027313 с 00:00 15.05.2021 по 09.06.2021 (включительно) 26 суток;  по контейнеру TKRU3098889 с 00:00 15.05.2021 по 09.06.2021 (включительно) 26 суток; по контейнеру TKRU3155675 с 00:00 15.05.2021 по 25.06.2021 (включительно) 42 суток; по контейнеру TKRU3319188 с 00:00 15.05.2021 по 25.06.2021 (включительно) 42 суток; по контейнеру TKRU3137270 с 00:00 15.05.2021 по 28.05.2021 (включительно) 14 суток; по контейнеру TKRU3009588 с 00:00 15.05.2021 по 28.05.2021 (включительно) 14 суток.

Согласованный срок предоставления перечисленных в настоящем пункте вагонов истек в 24:00 мск 14.05.2021 и оплачиваемый период в соответствии с Коммерческими условиями составляет: по вагону № 94431244 с 00:00 15.05.2021 по 04.06.2021 (включительно) 21 сутки; по вагону № 93979698 с 00:00 15.05.2021 по 04.07.2021 (включительно) 51  суток; по вагону № 94316858 с 00:00 15.05.2021 по 28.05.2021(включительно) 14  суток.

Согласно Ведомостям учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО «ТрансКонтейнер» для дополнительных операций за период с 11.05.2021  по 20.05.2021, с 21.05.2021 по 31.05.2021, с 01.06.2021 по 10.06.2021, с 11.06.2021 по 20.06.2021, с 21.06.2021 по 30.06.2021 сумма платы за дополнительное предоставление  контейнеров, исходя из ставки 134 руб./сут. (без НДС) составила: 3 484 руб. (без НДС) по контейнеру TKRU3027313;  3 484 руб. (без НДС) по контейнеру TKRU3098889; 5 628 руб. (без НДС) по контейнеру TKRU3155675; 5 628 руб. (без НДС) по контейнеру TKRU3319188; 1 876 руб. (без НДС) по контейнеру TKRU3137270;  1 876 руб. (без НДС) по контейнеру TKRU3009588.

Согласно Ведомостям учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО «ТрансКонтейнер» для дополнительных операций на вагоны №№ 94431244, 93979698, 94316858 сумма платы за дополнительное предоставление  вагонов (без НДС) составила: 61 248 руб. (без НДС) по вагону № 94431244 (5 сут. х 2 112 руб,   16 сут. по 3 168 руб.); 156 288 руб. (без НДС) по вагону № 93979698 (5 сут. х 2 112 руб,   46 сут. по 3 168 руб.); 39 072 руб. (без НДС) по вагону № 94316858 (5 сут. х 2112 руб,   9 сут. по 3168 руб.).

В связи с возникновением дополнительного предоставления оборудования  клиенту были выставлены (размещены в личном кабинете Клиента) по вагонам счета №№ 6865257, 6865256, 6865260 от 31.07.2021, № 6887848 от 10.08.2021. Счета и ведомости также  направлялись на электронный адрес представителя клиента. Также клиенту было направлено уведомление от 10.08.2021 №256 о необходимости оплатить дополнительные расходы.

В ответ на уведомление (письмо от 11.08.2021 № Т-110821/1)  ООО «Мероса Транс» сообщило о несогласии с выставленными счетами по вагонам, указав на то, что заказом № 13779140 не предусмотрена обязанность Клиента по контролю использования вагонов и отсутствует указание на пункт сдачи вагонов после выгрузки. Также Клиент указывал на то, что ПАО «ТрансКонтейнер» не информировало ООО «Мероса Транс» в процессе исполнения заказа о наличии простоев.

В силу пункта 2.3.16 Общих условий обязанностью Клиента является обеспечение своевременного возврата/сдачи ТрансКонтейнеру после выгрузки груза вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии в пункт возврата вагонов и/или контейнеров, определенный в заказе, релизе, инструкции ТрансКонтейнера или ином порядке, предусмотренном Договором.

В случае предоставления вагонов/контейнеров в местах необщего пользования при завершении грузовых операций и готовности порожних вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера к уборке / сдаче Клиент обязан уведомить ТрансКонтейнер и вернуть вагоны и/или контейнеры ТрансКонтейнера в соответствии с указаниями / инструкцией ТрансКонтейнера (п. 3.5.2. Специальных условий).

Более того, клиент обязан обеспечить необходимое взаимодействие с владельцем места необщего пользования и при необходимости с перевозчиком (п. 2.3. Специальных условий), а также согласно п. 2.3.10 Общих условий проинформировать грузополучателя об объеме его прав и обязанностей, условиях Договора, заказа и несет ответственность за действия / бездействия  грузополучателя и иных привлеченных им лиц при исполнении ими обязательств, вытекающих из согласованного заказа.

Таким образом, Договор ТЭ возлагает на клиента обязательства в отношении возврата предоставленных вагонов  и контейнеров, исполнение которых требует самостоятельного обеспечения клиентом контроля использования предоставленного экспедитором транспортного оборудования. 

Также в письме от 11.08.2021 № Т-110821/1 ООО «Мероса Транс» указало на наличие у Клиента информации о массовых простоях вагонов на Дальневосточной железной дороге в мае - июле 2021 года и об отказах собственников подвижного состава от выставления платы за возникшие простои.

Указанные в письме Клиента обстоятельства не могли быть рассмотрены Истцом в качестве подтверждения невозможности исполнения обязательств по Договору ТЭ, поскольку не основаны на документальных доказательствах.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства  не допускается.

В пункте 3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации  указано, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно п. 7.2. Общих условий надлежащим доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы будут служить справки или иные документы, выданные компетентными органами, учреждениями.

Также пунктом 7.4 Общих условий предусмотрено, что  сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по договору, обязана незамедлительно, не позднее 2 рабочих дней с даты возникновения таковых обстоятельств, уведомить другую Сторону о наступлении, предполагаемом сроке действия и прекращении обстоятельств непреодолимой силы. Таких уведомлений, а так же сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах от клиента не поступало.

Кроме того, несмотря на обязанность клиента в  случае возникновения спора о возврате вагона и/или контейнера (сроках, пункте возврата, состоянии) представить документы, подтверждающие возврат вагона и/или контейнера ТрансКонтейнера и соответствующие обстоятельства, ООО «Мероса Транс», выражая несогласие с выставленными счетами, не предоставило документы, оспаривающие  требования ПАО «ТрансКонтейнер».

В случае возникновения при оказании услуг дополнительных расходов клиент обязуется их оплатить/ возместить экспедитору (п.5.4 Общих условий). К таким расходам относятся объемы услуг, фактически превысившие согласованные (например, согласованные в Заказе сроки хранения контейнеров, сроки нахождения вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера под ответственностью клиента, в том числе под грузовыми операциями, в местах необщего пользования, за время задержки  в пути следования по обстоятельствам, зависящим от клиента либо привлеченных  им лиц, время, затраченное на автоперевозку груза и т.п.). Данные расходы  оплачиваются исходя из фактически оказанных объемов.

Оплата дополнительных расходов осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты получения от ТрансКонтейнера соответствующего счета на оплату (п. 5.5 Общих условий).

На текущую дату размер задолженности клиента составляет: по дополнительному предоставлению вагонов 256 608 руб. без НДС, с учетом НДС        20 % - 307 929 ,60 руб.; по дополнительному предоставлению контейнеров 40 576 руб. без НДС, с учетом НДС 20 % - 48 691, 20 руб.

Во исполнение претензионного порядка, предусмотренного разделом 8 Общих условий, истцом в адрес ответчика была направлена претензия №ИСХ-0661/НКП З-СИБ от 08.04.2022 с требованием оплаты дополнительного предоставления контейнеров и вагонов в размере 356 620,80 руб. и пени за просрочку исполнения обязательства на 15.04.2022 в размере 22 583,64 руб. с приложением всех подтверждающих претензионные требования документов.

25.05.2022 получен ответ на претензию №Т-250522/1 от 25.05.2022 о «готовности рассмотреть возможность принятия штрафа по заказу 13825728 в сумме 13 800 руб. при отмене счетов на остальную сумму штрафа».

В судебном заседании представитель истца указала, что ответчик ошибочно полагает, что предъявляемая к оплате задолженность является штрафом. Дополнительное предоставление контейнеров является продолжением оказания услуги по предоставлению контейнеров при использовании клиентом транспортного оборудования за рамками оплаченного периода.

31.05.2022 истец повторно обратился к ответчику c письменным обоснованием своих доводов относительно задолженности последнего, ответ на которое в адрес истца не поступил.

Пункт 5.5 Общих условий предусматривает оплату Клиентом дополнительных расходов в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления и счета.

Довод ответчика, указывающего относительно задержки контейнеров на то, что с декабря 2020 года по декабрь 2021 года при перевозках по железной дороге происходили беспрецедентные простои вагонов и контейнеров в связи с ограничением пропускной способности железных дорог, рассмотрен судом.

При этом ответчик не устанавливает и не подтверждает документально причинно-следственную связь между задержкой возврата конкретных контейнеров в период их нахождения на подъездных путях с вышеупомянутыми обстоятельствами.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В пункте 3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации  указано, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы. Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Из приведенных разъяснений следует, что ограничение пропускной способности железных дорог не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

В судебном заседании представитель истца указала, что в период подачи заказов экспедитору (истцу) 21.04.2021 и 12.05.2021, проблемы с «ограничением пропускной способности железных дорог», согласно доводам ответчика, уже существовали несколько месяцев. В связи с чем, ответчик имел возможность взвесить свои риски неисполнения обязательств по Договору ТЭ и их последствия, а также проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства.

На основании изложенного, сам факт ограничения пропускной способности железных дорог не освобождает ответчика от предоставления надлежащих доказательств, подтверждающих, что в соответствующем регионе в определенный период имели место обстоятельства непреодолимой силы, не позволившие ему своевременно вернуть контейнеры истцу. Ответчик в материалы дела таких доказательств не предоставил.

Кроме того, согласно п. 7.2. Общих условий договора ТЭ надлежащим доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы будут служить справки или иные документы, выданные компетентными органами, учреждениями.

Также пунктом 7.4 Общих условий предусмотрено, что сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по договору, обязана незамедлительно, не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты возникновения таковых обстоятельств, уведомить другую Сторону о наступлении, предполагаемом сроке действия и прекращении обстоятельств непреодолимой силы. Таких уведомлений, а также сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах от клиента (ответчика) не поступало.

Суд обращает внимание на то, что ТрансКонтейнером в период оказания услуг по заказам №№ 13825728, 13825733, 13779140 были установлены для Клиентов более длительные сроки согласованного предоставления контейнеров и вагонов на путях необщего пользования (при 2х сутках, установленных договором ТЭ, фактическое согласованное время предоставления составляло от 4 - х до 6 - ти суток).

Довод ответчика относительно дополнительного пользования контейнерами №№ TKRU3060420, RZDU3046339, предоставленными по заказу от 12.05.2021 № 13825733 (далее - Заказ 2), указывающего на нарушение истцом требований п.п. 50, 52, 53, 54 Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (далее по тексту - Правила), очевидно, путающего понятия «вагонов» и «контейнеров», рассмотрен судом.

Ответчик без приложения подтверждающих документов указывает на отсутствие инструкций на отправку порожних контейнеров №№ TKRU3060420, RZDU3046339, отказ истца оформить заготовку накладной, недоказанность получения от ООО «Амурсталь» информации о завершении грузовых операций.

В силу п. 3.5.2 Специальных условий оказания услуг транспортной экспедиции по предоставлению вагонов и/или контейнеров в местах необщего пользования (в редакции от 15.02.2021, далее по тексту СпецУсловия) при завершении грузовых операций и готовности порожних вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера к уборке / сдаче клиент обязан уведомить ТрансКонтейнер и вернуть вагоны и/или контейнеры ТрансКонтейнера в соответствии с указаниями / инструкцией ТрансКонтейнера.

В соответствии с п. 4.5.1. СпецУсловий при прибытии контейнера на железнодорожного пути необщего пользования согласованный срок предоставления Контейнера составляет - 2 суток с 00 часов дня, следующего за днем прибытия Контейнера на станцию примыкания пути необщего пользования. Дополнительно подлежит оплате время Доп.Предоставления, возникшее в результате задержки Контейнера сверх согласованного срока до момента приема к перевозке Контейнера в груженом / порожнем состоянии или сдачи Контейнера в соответствии с указаниями ТрансКонтейнера.

Периоды дополнительного предоставления клиенту контейнеров, суммы, подлежащие оплате за предоставление, в соответствии с условиями Договора ТЭ указываются ТрансКонтейнером в Ведомостях учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО «ТрансКонтейнер» для дополнительных операций.

Под термином «Ведомость» в договоре ТЭ, согласно содержащемуся в разделе 1 Общих условий понятию и определению, понимается информационный документ, формируемый и направляемый Клиенту ТрансКонтейнером, в котором фиксируются периоды дополнительного предоставления Клиенту вагона и/или контейнера ТрансКонтейнера, рассчитываются суммы, подлежащие оплате за указанное предоставление. В случае расхождения данных Клиента с данными ТрансКонтейнера о периодах предоставления вагона и/или контейнера ТрансКонтейнера, в целях разрешения спорных вопросов, клиент предоставляет ТрансКонтейнеру документы, содержащие необходимые сведения и подтверждающие обоснованность возражений Клиента.

Таким образом, при несогласии с начисленной платой за дополнительное предоставление контейнеров и вагонов обязанность доказывания обоснованности возражений лежит на клиенте (ответчике). Выражая в отзыве на иск сомнения относительно даты передачи уведомления ООО «Амурсталь» об окончании грузовых операций, ответчик документально не подтверждает свои доводы.

Также ответчик в своем отзыве не указал, в чем именно выражался отказ ТрансКонтейнера в оформлении заготовки накладной и каким пунктом Договора ТЭ такая обязанность предусмотрена.

Информация, находящаяся в распоряжении Ответчика о передаче уведомления о завершении грузовых операций ТрансКонтейнеру 14.06.2021 не соответствует действительности, поскольку запрос инструкции представителем ООО «Амурсталь» направлен в адрес истца 25.06.2021, что подтверждается электронной перепиской, представленной в материалы дела.

Довод ответчика относительно дополнительного пользования контейнерами №№ TKRU3009588, TKRU3137270 и вагоном № 94316858, предоставленными по заказу от 21.04.2021 № 13779140 (далее - Заказ 3), указывающего на нарушение истцом требований п.п. 50, 52, 53, 54 Правил, рассмотрен судом.

При этом ответчик не учитывает, что перечисленные пункты Правил относятся к разделу IV «Предъявление к перевозке порожних вагонов» и распространяют свое действие исключительно на соответствующие правоотношения.

В рассматриваемом случае контейнеры №№ TKRU3009588, TKRU3137270 были отправлены с подъездных путей на вагоне № 94316858, который в данных обстоятельствах не может считаться порожним.

Информация ответчика об уведомлении ТрансКонтейнера о завершении грузовых операций 14.05.2021 и 09.06.2021 опровергается тем, что со стороны истца в адрес ООО «Амурсталь» неоднократно направлялись требования (26.05.2021, 31.05.2021, 05.06.2021, 08.06.2021, 17.06.2021, 22.06.2021) о необходимости выгрузки вагонов, что подтверждается электронной перепиской, представленной в материалы дела.

Ответчик в отзыве на иск не оспаривает требования истца в размере 13 800 руб.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

 В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.

Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

При этом одной из основных задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

В силу статьи 2, части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает условия для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, что необходимо для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов других участников гражданских и иных правоотношений.

При рассмотрении настоящего дела судом в порядке части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств, ответчик извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, что позволяло ответчику совершить процессуальные действия (в том числе ознакомиться с материалами дела; ходатайствовать о фальсификации доказательств либо подать иные процессуальные заявления; предоставить дополнительные доказательства, опровергающие доводы истца).

Исходя из принципа состязательности судопроизводства риск наступления последствий несовершения ответчиком процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов лежит на нем (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения статей  309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии  оснований для удовлетворения иска.

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании   25 326, 53 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-772770 от 23.12.2017.

Пунктом  6.5 Общих условий установлено, что за нарушение сроков оплаты ТрансКонтейнер вправе начислить, а Клиент обязан оплатить пеню в размере 0, 03 %  от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Часть 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет сторонам возможность обеспечить исполнение обязательств в том числе неустойкой, предусмотренной законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенёй) признаётся определённая законом или договором сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Неустойка (пеня) носит компенсационный характер и не может служить источником обогащения. Часть 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В соответствии с постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации» неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.

При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Суд, рассмотрев ходатайство ответчика о применении ст. 333 ГК РФ, отказывает в удовлетворении ходатайства ответчика о снижении неустойки на основании следующего.

Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд имеет право уменьшить неустойку в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Определение соразмерности заявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства осуществляется судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и право уменьшения ее размера является прерогативой суда первой и апелляционной инстанций исходя из принципов равноправия сторон и состязательности при судопроизводстве, а также инстанционного разделения компетенции судов.

При подаче ходатайства о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо должно обосновать заявленную несоразмерность последствиям нарушения обязательства. В частности, лицо может сослаться на то, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), не могут служить основанием для снижения неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения; о неисполнении обязательств контрагентами; о наличии задолженности перед другими кредиторами; о наложении ареста на денежные средства или иное имущество ответчика; о непоступлении денежных средств из бюджета; о добровольном погашении долга полностью или в части на день рассмотрения спора и другие аналогичные по характеру доводы.

Суд акцентирует внимание на том, что в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено объективных доказательств несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушенного обязательства.

Кроме того, ответчик, заявляя о наличии оснований для снижения неустойки, не указал на обстоятельства, которые в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, могли бы свидетельствовать об отсутствии вины ответчиком в несвоевременном исполнении обязательства по оказанию услуг.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мероса Транс» (ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» (ОГРН <***>) 356 620, 80 руб. задолженности по оплате за дополнительное предоставление контейнеров, 25 326, 53 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-772770 от 23.12.2017, 10 639 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд                     Западно-Сибирского округа  при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал  в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                   Н.А.Редина