АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело №А45-17274/2019
16 октября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Лузаревой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохуля А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения «Новосибирская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Новосибирск
к акционерному обществу «Региональные электрические сети», г. Новосибирск
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании права собственности на нежилое здание - здание ТП 115, расположенное по адресу: <...>,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1, по доверенности № 12 от 23.01.2019, паспорт,
от ответчика: ФИО2 по доверенности № 488/19 от 08.08.2019, паспорт,
от третьего лица: не явился, уведомлен,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение «Новосибирская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании отсутствующим права собственности акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС», Общество) на здание ТП 115, расположенное по адресу: <...>, кадастровый (или реестровый) номер 54:35:031050:17 (с ранее присвоенным государственным учетным номером: 54:35:031050:0007:05), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее – Управление).
В обоснование предъявленного требования истец сослался на то, что спорная трансформаторная подстанция находится в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:031050:7, что подтверждается осмотром трансформаторной подстанции ( л.д.7 т. 3).
Земельный участок предоставлен истцу в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 54-АБ №018506 (л.д..12 т.1), постановлением мэрии города Новосибирска №1938 от 26.07.2001 с кадастровым планом (л.д. 31-32 т. 2) и актом №8056 определения согласования границ (л.д.33 т. 2).
Окончание строительства большинства зданий истца приходится на 1975 год (приказ №140 от 20.08.1975 – л.д.45 т. 2, приказ №165 от 09.10.1975 – л.д.43-44 т. 2).
В 1979 году было закончено строительство трансформаторной подстанции (технический паспорт от 20.02.2012 – л.д.24-29 т. 1; инвентарная карточка учета нефинансовых активов – л.д.20 т. 3).
Как утверждает истец, строительство трансформаторной подстанции велось силами АООТ «НЗХК».
На основании акта приема-передачи от 30.11.1995, утвержденного заместителем председателя Госкомимущества Российской Федерации, с баланса АООТ «НЗХК» на баланс Минздравмедпрома России комплекса психоневрологической больницы МСЧ-25 г. Новосибирска были переданы здания и сооружения психиатрической больницы ЦМСЧ-25, находящиеся на балансе АООТ «НЗХК», В составе передаваемого имущества числится, в том числе и "Подстанция РУ-0,4 кВт" (л.д.34-41 т. 2).
В 1998 году актом №695-А от 03.04.1998 закрепления государственного имущества за государственным учреждением "Новосибирской психиатрической больницей/стационар/специализированного типа с интенсивным наблюдением" (л.д. 17-23 т. 1, далее, Акт №695А) за истцом было закреплено недвижимое имущество, которое находилось в фактическом владении и пользовании у истца. Сведения в Акт №695А по трансформаторной подстанции вносились на основании технического паспорта от 16.10.1997 (л.д.136-143 т. 2).
По сведениям Новосибирского центра инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.147 т. 2) техническая инвентаризация и в 1997 и в 2012 годах проводилась в отношении одного и того же объекта недвижимости - трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <...>, литер Ж. При этом, Федеральное БТИ пояснило, что изменение площади объекта произошло за счет получения размеров электронным лазерным прибором, а год постройки изменен на основании предоставленных заказчиком документов бухгалтерского учета.
На основании Акта №695-А истцом было зарегистрировано право оперативного управления на трансформаторную подстанцию, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.09.1998 внесена запись регистрации №980824-21 (л.д.16 т. 1). Государственная регистрация проводилась Государственным комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска (письмо Управления Росреестра по Новосибирской области №01-16-2979/14 от 29.05.2014 – л.д.27-28 т. 2). Однако, сведения о регистрации недвижимости Государственным комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска в Управление Росреестра по Новосибирской области переданы не были и в Единый государственный реестр недвижимости включены не были.
Истец полагает, что из представленных документов следует, что в свидетельстве о государственной регистрации права серия РФ-НСК №980909-41 (л.д.16 т. 1), в выписке из кадастра недвижимости от 08.08.2001 (л.д.32 т. 1) и в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.04.2019 №54-0-1-121/4687/2019-435 (л.д.13-14 т. 1) идет речь об одном объекте недвижимого имущества – трансформаторной подстанции (ТП 115), расположенной по адресу: <...>, кадастровый (или реестровый) №54:35:031050:17 (с ранее присвоенным государственным учетным номером: 54:35:031050:0007:05, с предшествующим кадастровым номером 03105003-05). Так, в свидетельстве о государственной регистрации права серия РФ-НСК №980909-41 кадастровый номер объекта недвижимости указан 03105003-05. В выписке из кадастра недвижимости от 08.08.2001 указано: "предшествующий кадастровый номер: 03105003-05", и "присвоен кадастровый номер 54:35:031050:07:05". В Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.04.2019 №54-0-1-121/4687/2019-435 содержится информация о "ранее присвоенных государственных учетных номерах" где указано, что у здания ТП 115 ранее был условный (кадастровый) номер: 54:35:031050:0007:05.
Истец ссылается на то, что трансформаторная подстанция находится в фактическом владении и пользовании истца, и из владения и пользования истца не выбывала, истец несет затраты на содержание трансформаторной подстанции.
Ответчик в отзыве на иск ссылается на то, что спорная подстанция была внесена ОАО «Новосибирскэнерго» в качестве взноса в уставной капитал Общества на основании акта приема-передачи от 30.09.2005, в свою очередь, право собственности ОАО «Новосибирскэнерго» на здание подстанции возникло на основании сделки приватизации с 23.02.1993, не оспоренной в установленном законом порядке, с сентября 2005 года Общество владеет, распоряжается и пользуется спорной подстанцией, несет расходы на ее содержание.
Возражения ответчика истец расценивает несостоятельными, документы, на которых ответчик основывает свои возражения – ненадлежащими доказательствами, доводы ответчика о том, что он несет расходы на содержание подстанции, по мнению истца, противоречат обстоятельствам дела.
Третье лицо (Управление) исковые требования Учреждения поддерживает, просит иск удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, проверив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения предъявленного иска, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение, что предусмотрено п.53 Постановлением № 10/22.
В соответствии с п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Однако, истцом в нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) соответствующих доказательств не представлено.
АО «РЭС» приобрело и зарегистрировало право собственности на здание ТП-115 на законном основании в связи с его внесением ОАО «Новосибирскэнерго» в уставный капитал Общества.
Свидетельством о государственной регистрации права 54-АВ № 751561 от 19.04.2006 подтверждено право собственности АО «РЭС» на здание ТП (115), площадь 49,5 кв. м, нежилое здание, инвентарный номер Ф-000594, литер А, этажность: 1, адрес: г. Новосибирск, Заельцовский район, ул. Охотская (90) (запись регистрации № 54-54-01/088/2006-402) (л.д. 85 т. 1). Ограничения, обременения прав в ЕГРН не зарегистрированы.
В качестве документов-оснований в данном свидетельстве указаны выписка из протокола заседания Совета директоров ОАО «Новосибирскэнерго» № 7 от 24.09.2004 и акт приемки-передачи имущества как взнос в уставный капитал от 30.09.2005.
Согласно акту приемки-передачи имущества как взнос в уставный капитал от 30.09.2005 (л.д. 86 т. 1) ОАО «Новосибирскэнерго» внесло в уставный капитал здание (ТП 115), площадью 49,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский район, ул. Охотская, (90).
Указанное имущество на дату внесения его в уставный капитал АО «РЭС» принадлежало ОАО «Новосибирскэнерго» на праве собственности на основании плана приватизации (проспекта эмиссии) государственного предприятия Производственное объединение энергетики и электрификации «Новосибирскэнерго», утв. 14.01.1993 (л.д. 87-103 т. 1) (зарегистрирован Финансовым управлением Администрации Новосибирской области № 51386-1п-223 от 06.04.1993).
Представленной Обществом выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.04.2019 также подтверждается принадлежность указанного объекта АО «РЭС». В то же время, исходя из данной выписки, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о регистрации права оперативного управления Учреждения в отношении спорного имущества, а также права собственности Российской Федерации на этот объект.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Учреждением не представлены бесспорные доказательства наличия у него зарегистрированного права оперативного управления на спорное имущество и тождественности имущества АО «РЭС» и ФКУ «Новосибирская ПБСТИН» Минздрава России.
Представленное Учреждением свидетельство о государственной регистрации права РФ-НСК № 980909-41, выданное Государственным Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска, не является надлежащим доказательством существования зарегистрированного права оперативного управления Учреждения спорным имуществом. Кроме того, указанное свидетельство содержит сведения о здании (трансформаторной подстанции), находящемся по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский район, ул. Охотская, 90, без указания при этом каких-либо идентифицирующих признаков данного здания (номера, площади, инвентарного номера, литера, этажности, пр.), которые позволили бы установить тождественность указанного объекта объекту АО «РЭС».
Аналогично относимым и допустимым доказательством по настоящему делу не может являться представленная истцом выписка из реестра федерального имущества. Из данного документа даже при его рассмотрении в совокупности с представленными истцом техническим паспортом по состоянию на 20.02.2012, кадастровым паспортом от 15.03.2012, выпиской из кадастра недвижимости, выданной 08.08.2001 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска, не усматривается тождественность имущества Учреждения и Общества.
По утверждению истца, право оперативного управления ТП 115 закреплено за ним Актом № 695-А от 03.04.1998 закрепления государственного имущества за государственным учреждением «Новосибирской психиатрической больницей/стационар/специализированного типа с интенсивным наблюдением». Однако в указанном Акте отсутствует указание на здание ТП с характеристиками, указанными в иных представленных истцом документах, в том числе, с площадью 49.1 кв. м, 1979 года постройки. При этом единственная указанная на стр. 2 данного Акта трансформаторная подстанция РУ-0,46 кВ имеет площадь 62,2 кв. м и введена в эксплуатацию в 1975 году. Соответственно, Учреждением не подтверждено законное основание возникновения у него права оперативного управления в отношении спорного имущества.
Из указанного следует, что истцом не представлены доказательства наличия у него права оперативного управления зданием ТП 115, собственником которого в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости является АО «РЭС», что исключает возможность удовлетворения иска Учреждения.
Напротив, законность регистрации права собственности ОАО «РЭС» на спорное имущество подтверждается следующими доказательствами.
Право собственности ОАО «Новосибирскэнерго» на здание ТП 115 возникло на основании сделки приватизации с 23.02.1993.
ОАО «Новосибирскэнерго» было создано в порядке приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Новосибирскэнерго» в соответствии с указом Президента РФ от 01.07.1992 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (дата регистрации - 23.02.1993 г., что подтверждается свидетельством 54 № 001572674).
Согласно п. 17 Плана приватизации ПО ЭиЭ «Новосибирскэнерго» представляло собой технологически и экономически объединенный комплекс предприятий и энергетических объектов, заключающий в себя электрические станции, электрические и тепловые сети.
Таким образом, ПО ЭиЭ «Новосибирскэнерго» было создано с целью консолидации энергетических объектов на территории Новосибирской области.
Распоряжением Минимущества РФ от 25.04.2002 № 1061-р «О подтверждении права собственности ОАО «Новосибирскэнерго» на недвижимое имущество Новосибирского производственного объединения энергетики и электрификации «Новосибирскэнерго» Департаменту имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области дано распоряжение создать комиссию для подтверждения перечня объектов недвижимости по состоянию на 01.07.1992 , учтенного при расчете уставного капитала ОАО «Новосибирскэнерго» и после завершения работы комиссии утвердить являющийся неотъемлемой частью плана приватизации указанного объединения перечень объектов недвижимости, находящихся в собственности ОАО «Новосибирскэнерго» и учтенных при расчете уставного капитала общества.
Перечень объектов недвижимости по состоянию на 01.07.1992, учтенных при расчете уставного капитала ОАО «Новосибирскэнерго», был утвержден распоряжением Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 03.07.2003 г. № 1594-р (л.д. 105 т. 1). При этом Министерством имущественных отношений РФ было указано, что утвержденный перечень объектов недвижимости является неотъемлемой частью плана приватизации по ЭиЭ «Новосибирскэнерго».
Таким образом, Министерством имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области было подтверждено, что здание ТП-115 по состоянию на 01.07.1992 уже было учтено в уставном капитале ОАО «Новосибирскэнерго».
Стоит отметить, что в связи с обнаружением допущенных технических ошибок указанный перечень был скорректирован в части распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области от 03.03.2004 № 284-р «О внесении изменений в перечень объектов, учтенных в уставном капитале ОАО «Новосибирскэнерго» по филиалу Городские электрические сети» (л.д. 106 т. 1).
Из изменений в перечень объектов недвижимости по состоянию на 10.07.1992, учтенных при расчете уставного капитала ОАО «Новосибирскэнерго» по филиалу Городские электрические сети, утвержденного распоряжением Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 03.07.2003 № 1594-р, являющихся приложением к распоряжению Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области от 03.03.2004 № 284-р следует, что под номером 992 в указанный перечень включено здание ТП 115, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский район, ул. Охотская (90) (л.д.3-5 т. 3).
Надлежащим образом заверенное распоряжение Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области от 03.03.2004 № 284-р «О внесении изменений в перечень объектов, учтенных в уставном капитале ОАО «Новосибирскэнерго» по филиалу Городские электрические сети» с его приложением было обозрено судом в судебном заседании 09.10.2019.
Поскольку право собственности АО «РЭС» на ТП 115 было зарегистрировано на основании Акта приемки-передачи имущества как взнос в уставный капитал от 30.09.2005, отсылающего к вышеуказанным распоряжениям, следовательно, уполномоченный орган при осуществлении государственной регистрации права исходил из того, что Министерством имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области было подтверждено, что здание ТП 115 по состоянию на 01.07.1992 уже было учтено при расчете уставного капитала ОАО «Новосибирскэнерго» для проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество последнего (т. е. подтверждено право собственности ОАО «Новосибирскэнерго» на спорное имущество).
Таким образом, зданием ТП 115 ОАО «Новосибирскэнерго» владело на основании Плана приватизации, распоряжения Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 03.07.2003 г. № 1594-р, распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области от 03.03.2004 г. № 284-р, которые отражают перечень имущества, принадлежащего ОАО «Новосибирскэнерго» по состоянию на 01.07.1992.
В силу п. 11 Постановления № 10/22 акционерное общество, созданноев результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник - собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Из указанного следует, что право собственности ОАО «Новосибирскэнерго» на здание ТП 115, расположенное по адресу: <...>), возникло с момента государственной регистрации Общества - с 23.02.1993.
Спорное имущество до приватизации находилось в фактическом владении государственного предприятия ПО ЭиЭ «Новосибирскэнерго», после приватизации — во владении ОАО «Новосибирскэнерго», а впоследствии - АО «РЭС».
Указом Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29.01.1992 № 66 было утверждено Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (далее - Временное положение).
В соответствии с п. 4.2 Временного положения со дня регистрации акционерного общества государственное или муниципальное предприятие считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс акционерного общества.
На баланс акционерного общества передается имущество государственного, муниципального предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества, а также государственное, муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом акционерному обществу по договору.
Согласно п. 4.3 Временного положения акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей государственного, муниципального предприятия, имевшихся у него на момент преобразования, в том числе прав пользования землей и другими природными ресурсами.
В соответствии с п. 4 указа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 г. № 721 преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа.
На основании п. 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия.
Факт владения ПО ЭиЭ «Новосибирскэнерго» спорным имуществом до приватизации подтверждается Паспортом трансформаторного пункта (ТП) № 115, который ведется с момента постройки и ввода в эксплуатацию ТП и является одним из главных технических документов объекта электросетевого хозяйства (л.д. 123-132 т. 1).
Из содержания паспорта следует, что с 1980 года именно государственное предприятие ПО ЭиЭ «Новосибирскэнерго» осуществляло эксплуатацию ТП 115.
Кроме того, подтверждением владения ТП 115 ПО ЭиЭ «Новосибирскэнерго» является указание на паспорте «Министерство энергетики и электрификации СССР Главвостокэнерго», «Р.Э.У. «Новосибирскэнерго», «Новосибирские городские электросети», «Северный электросетевой район».
Следует отметить, что ОАО «Новосибирскэнерго» вело паспорт ТП 115 и после приватизации, а в настоящее время его ведет АО «РЭС».
Факт владения Обществом ТП 115 также подтверждается подписанными истцом актами разграничения (л.д. 118-122 т.1):
-актом разграничения электрических сетей и энергопринимающего устройства, находящихся на праве собственности или во владении на ином законном основании, и эксплуатационной ответственности от 22.01.2008,-актом разграничения балансовой принадлежности сторон № АРБП/53/СРЭС/1021 от 20.05.2015,
-актом разграничения границ эксплуатационной ответственности № АРЭО/53/СРЭС/1021 -гот 20.05.2015 (л.д. 118-122 т.1).
Также из материалов дела следует, что АО «РЭС» надлежащим образом несет бремя содержания спорного имущества.
В соответствии с требованиями ст. 210 ГК РФ АО «РЭС» как собственник ТП 115 поддерживает имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также несет расходы на его содержание.
В частности, Общество осуществляет техническое освидетельствование здания и оборудования ТП 115, что подтверждается следующими документами (л.д.133-149 т. 1):
- записью в разделе II «Эксплуатационные данные» Паспорта трансформаторного пункта (ТП) № 115 - в 2007 г. по результатам проведения технического освидетельствования электрооборудования ТП замечаний не выявлено;
-актом технического освидетельствования от 21.06.2007 г. - комиссией филиала «Новосибирские городские электрические сети» ЗАО «РЭС» общая оценка состояния здания ТП 115 определена как удовлетворительная;
-актом технического освидетельствования от 22.06.2007 - комиссией филиала «Новосибирские городские электрические сети» ЗАО «РЭС» общая оценка состояния электрооборудования ТП 115 определена как удовлетворительная;
-актом технического освидетельствования от 15.03.2012 - комиссией филиала «Новосибирские городские электрические сети» ЗАО «РЭС» общая оценка состояния оборудования ТП 115 определена как удовлетворительная;
-актом технического освидетельствования от 03.04.2012 - комиссией филиала «Новосибирские городские электрические сети» ЗАО «РЭС» общая оценка состояния здания ТП 115 определена как удовлетворительная;
-актом технического освидетельствования от февраля 2017 - комиссией филиала «Новосибирские городские электрические сети» АО «РЭС» с участием представителя специализированной организации АО «РЭМиС» техническое состояние здания и оборудования ТП 115 определено как работоспособное, пригодное к дальнейшей эксплуатации;
Общество выполняет тепловизионное обследование оборудования ТП 115, что подтверждается записью в подразделе 6 «Дополнительные сведения» Паспорта трансформаторного пункта №115, производит осмотр ТП 115, что подтверждается выкопировками из журналов осмотров ТП уч. №5 (л.д. 132 т.1);
Общество осуществляет ремонт ТП 115, что подтверждается:
- записью в разделе II «Эксплуатационные данные» Паспорта трансформаторного пункта (ТП) № 115 - 06.06.2018 проведен капитальный ремонт, чистка оборудования, ревизия контактных соединений, покраска дверей, ячеек, брони кабелей, ревизия концевых и замков, частичная замена бирок и схем, доливка масла в трансформатор (л.д. 131 т.1);
- актом сдачи-приемки отремонтированных объектов электрических сетей, утв. 13.06.2018 главным инженером филиала «Новосибирские городские электрические сети» АО «РЭС» ФИО3 - 06.06.2018 произведен плановый капитальный ремонт электрооборудования ТП 115 (л.д. 148-149 т. 1).
Также Общество надлежащим образом уплачивает налог на здание ТП 115, что следует из Расчета на имущество по объекту «Здание ТП 115, инв. № 344122» за период с 2013 г. по 1 квартал 2019 года, налоговыми декларациями по налогу на имущество организаций за период с 2013 год по 2018 год, налоговым расчетом по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2019 года (л.д. 96-113 т. 2).
В свою очередь, Учреждением не представлены доказательства фактического владения и пользования зданием ТП 115, а также несения затрат на его содержание.
Также арбитражный суд учитывает, что здание ТП 115 не могло быть правомерно передано в оперативное управление Учреждения без ведома в то время его собственника - ОАО «Новосибирскэнерго».
В соответствии с п. 11 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» при определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности следует исходить из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Следовательно, ТП 115 входит в единый энергетический комплекс, относится к объектам инженерной инфраструктуры, предназначено для преобразования и распределения электрической энергии и не может существовать автономно.
Как отмечалось выше, ПО ЭиЭ «Новосибирскэнерго» представляло собой технологически и экономически объединенный комплекс предприятий и энергетических объектов, заключающий в себя электрические станции, электрические и тепловые сети (п. 17 Плана приватизации).
Следовательно, исходя из принципа сохранения единства энергетического комплекса при осуществления приватизации, здание ТП 115 не могло быть передано на законных основаниях в оперативное управление ФКУ «Новосибирская ПБСТИН» Минздрава России, соответственно, несостоятельны доводы Учреждения о том, что право федеральной собственности на трансформаторную подстанцию возникло в силу п. 3 раздела 2 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1.
Таким образом, вопреки доводам Учреждения, государственная регистрация права собственности на ТП 115 за АО «РЭС» не может нарушать прав ни ФКУ «Новосибирская ПБСТИН» Минздрава России, ни Российской Федерации. Напротив, Истец необоснованно ставит под сомнение законно приобретенное ответчиком право собственности на здание ТП 115.
Представленный истцом акт приема-передачи с баланса АООТ «НЗХК» на баланс Миндздрамедпрома России комплекса психоневрологической больницы МСЧ-25 г. Новосибирска от 30.11.1995 не подтверждает оснований возникновения у истца права оперативного управления на здание ТП 115.
Исходя из указанного Акта и приложения № 3 к нему, АООТ «НЗХК» передало со своего баланса на баланс Минздравмедпрома России 33 объекта, среди которых указана подстанция РУ-0,4 кВт.
Вместе с тем из приложения № 3 не следует, что с баланса на баланс передано именно здание трансформаторной подстанции - не указаны какие-либо характеристики здания (год постройки, площадь и др.), из которых было бы возможно установить факт передачи недвижимого имущества.
Напротив, из формулировки имущества, как «Подстанция РУ-0,4 кВт», следует, что с баланса на баланс было передано исключительно оборудование РУ-0,4 кВ.
Согласно п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок. Седьмое издание, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 № 242 (далее - ПУЭ), под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ (распределительных устройств), устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
В соответствии с п. 4.2.4 ПУЭ распределительное устройство (РУ) - это электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений.
Согласно представленному ответчиком паспорту ТП 115, в здании ТП 115 установлено 2 трансформатора, распределительное устройство напряжением 10 кВ, а также абонентское распределительное устройство напряжением 0,4 кВ.
Данное доказательство согласуется с в полной мере с другими представленными ответчиком доказательствами - Актом разграничения электрических сетей и энергопринимающего устройства, находящихся на праве собственности или во владении на ином законном основании, и эксплуатационной ответственности от 22.01.2008, Актом разграничения балансовой принадлежности сторон № АРБП/53/СРЭС/1021 от 20.05.2015, Актом разграничения границ эксплуатационной ответственности № АРЭО/53/СРЭС/1021 от 20.05.2015.
Согласно указанным Актам здание ТП 115 с расположенным внутри оборудованием РУ-10 кВ и трансформаторами принадлежит АО «РЭС», в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Учреждения находится лишь низковольтное оборудование РУ-0,4 кВ.
Таким образом, на баланс истца было передано движимое имущество - низковольтное оборудование РУ-0,4 кВ, что свидетельствует об отсутствии оснований для признании отсутствующим права собственности АО «РЭС» на здание ТП 115.
Оценивая представленный Учреждением Актприема-передачи, арбитражный суд также учитывает, что в отсутствие в данном документе сведений о договоре, во исполнение которого произведена передача имущества, или наличия обязательств одной стороны перед другой, такой Акт приема-передачи нельзя оценивать иначе, чем акт безвозмездной передачи имущества.
По общему правилу передача имущества с баланса на баланс предполагает лишь передачу в пользование, а применительно к рассматриваемой правовой ситуации в отсутствие условий в Акте приема-передачи о возмездности использования, следует считать передачу спорного объекта в безвозмездное пользование Минздравмедпрома России, что не предполагает возникновение у него каких-либо прав на имущество.
При этом материалами дела не подтверждается, что перечисленные в Акте приема-передачи от 30.11.1995 объекты изначально были включены в План приватизации АООТ «НЗХК».
Выписка из реестра федерального имущества №30/1 от 22.01.2019, пояснения представителей Учреждения и Управления, указывающих на возникновение права федеральной собственности на здание ТП 115 как на объект Министерства здравоохранения РФ на основании пункта 3 раздела 2 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 не могут быть положены в обоснование правомерности позиции истца, поскольку здание трансформаторной подстанции ТП 115 не является объектом Министерства здравоохранения РФ, а входит в единый энергетический комплекс, относится к объектам инженерной инфраструктуры, подстанция предназначена для преобразования и распределения электрической энергии и не может существовать автономно от всего комплекса объектов энергетического хозяйства.
Соответственно, истцом не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств оснований возникновения у него права оперативного управления на здание ТП 115.
В то же время материалами дела подтверждается, что право собственности АО «РЭС» на спорное имущество законно возникло в результате внесения здания ТП 115 в уставный капитал ответчика открытым акционерным обществом «Новосибирскэнерго». В свою очередь, ОАО «Новосибирскэнерго» приобрело право собственности на здание ТП 115 на основании никем не оспоренной и не признанной недействительной сделки приватизации с 23.02.1993, что подтверждается Планом приватизации и являющимся его неотъемлемой частью распоряжением Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 03.07.2003 № 1594-р, утвердившим Перечень объектов недвижимости по состоянию на 01.07.1992, учтенных при расчете уставного капитала ОАО «Новосибирскэнерго» (п. 992).
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований ФКУ «Новосибирская ПБСТИН» Минздрава России следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска отказать.
Судебные расходы по государственной пошлине по иску отнести на Федеральное казенное учреждение «Новосибирская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации».
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья И.В. Лузарева