ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-17304/12 от 10.12.2012 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск Дело № А45-17304/2012

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2012 года. Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рыбиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Банной Е.В., рассмотрев в судебном заседании

дело по иску открытого акционерного общества «Сибпромжелдортранс», г. Новосибирск (ОГРН <***>)

  к открытому акционерному обществу «Сибирская энергетическая компания», г. Новосибирск (ОГРН <***>)

о взыскании 27 068 380 рублей 89 копеек задолженности

при участии в судебном заседании представителей:

истца: ФИО1 по доверенности от 09.04.2012, паспорт;

ответчика: ФИО2 по доверенности № 1219 от 10.05.2012, паспорт

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общества «Сибпромжелдортранс» (далее по тексту – ОАО «Сибпромжелдортранс», ОАО «СПЖТ») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Сибирская энергетическая компания» (далее по тексту – ОАО «Сибирская энергетическая компания», ОАО «СИБЭКО») о взыскании 27 068 380 рублей 89 копеек задолженности.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец исходил из того, что в марте, апреле 2012 года истцом оказывались услуги по подаче и уборке вагонов в адрес ответчика на ТЭЦ - 2, 3, 5 города Новосибирска. Поскольку ответчиком не исполнены свои обязательства по оплате оказанных услуг по тарифу 4 325 рублей за вагон, истец просит удовлетворить его исковые требования.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, ответы на поставленные вопросы, консультации и пояснения специалиста, суд пришёл к следующим выводам.

В марте, апреле 2012 года истец оказал услуги по подаче и уборке вагонов в адрес ответчика на ТЭЦ - 2, 3, 5 города Новосибирска. Договор между сторонами на поставку угля на ТЭЦы на условиях единицы измерения тонна заключен не был.

Истец, со ссылкой на Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2011 № 722-ТС «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях Открытым акционерным обществом «Сибпромжелдортранс»» (далее - Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2011 № 722-ТС), произвел расчет за оказанные ответчику услуги с применением тарифа 4 325 рублей за вагон. Истцом а адрес ответчика были направлены счета-фактуры и акты выполненных работ по подаче и уборке вагонов за март 2012 года по тарифу 4 325 рублей за вагон.

Ответчик письмами № 09-08/139 от 03.04.2012, № 150-2/1328 от 06.04.2012 вернул истцу счета-фактуры и акты выполненных работ как неверно выставленные, указав, что ОАО «СИБЭКО» должно оплачивать оказанные услуги по тарифу 43 рублей 50 копеек за тонну, а не по тарифу 4 325 рублей за вагон.

ОАО «Сибпромжелдортранс» является организацией, которая публично оказывает услуги по подаче и уборке вагонов по железнодорожным путям необщего пользования и размер вознаграждения за данный вид услуг устанавливается государством.

ОАО «Сибпромжелдортранс» является организацией промышленного железнодорожного транспорта и оказывает своим контрагентам, в том числе ОАО «Сибирская энергетическая компания», услуги по подаче, уборке вагонов.

Тарифы на услуги, оказываемые истцом, подлежат государственному регулированию и устанавливаются уполномоченным органом власти – департаментом по тарифам Новосибирской области.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 № 326 «О департаменте по тарифам Новосибирской области», приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 18.11.2010 № 59 «Об утверждении Административного регламента департамента по тарифам Новосибирской области исполнения государственной функции по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта», решением правления департамента по тарифам Новосибирской области (протокол заседания правления от 29.11.2011 № 68) издан приказ департамента по тарифам Новосибирской области № 722-ТС от 29.12.2011

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2011 № 722-ТС установлены тарифы на транспортные услуги ОАО «Сибпромжелдортранс» в размере 43 рублей 50 копеек за тонну и 4 325 рублей за вагон.

01.03.2012 департаментом по тарифам Новосибирской области был издан Приказ № 22-ТС «О внесении изменений в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2011 № 722-ТС», согласно которому: «единица измерения «тонна» применяется для расчетов с потребителями услуг, осуществляющими поставку угля на тепловые электростанции (ТЭЦ) в соответствии с договорными условиями».

В целях внесения ясности по применяемому тарифу ответчик обратился в департамент по тарифам Новосибирской области с запросом о разъяснении условий применения тарифов на транспортные услуги, оказываемые истцом.

В данном запросе № 001-13/331 от 12.05.2012 (л.д. 59, 60 т.15) ответчиком для разъяснения был поставлен вопрос о том, какая единица измерения «тонна» или «вагон» должна применяться для расчетов между ОАО «СПЖТ» и ОАО «СИБЭКО» за оказанные услуги по подаче/уборке вагонов с углем, поступающих в адрес подразделений ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5 ОАО «СИБЭКО» при отсутствии заключенного между сторонами договора транспортного обслуживания (договора на подачу/уборку вагонов).

Согласно письму (л.д. 63, 64 т. 15) руководителя департамента по тарифам Новосибирской области от 29.05.2012 № 1127/5 «О разъяснении условий применения тарифов на транспортные услуги» «… Государственное регулирование тарифов в сфере железнодорожного транспорта осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами, оптимизации совокупных транспортных затрат, обеспечения недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта необщего пользования, создания экономических стимулов, обеспечивающих оптимизацию себестоимости услуг железнодорожного транспорта и улучшение их качества.

Основным методом государственного регулирования тарифов в сфере железнодорожного транспорта является метод экономически обоснованных затрат, обеспечивающий достижение безубыточной деятельности субъектов регулирования. Принципы дифференциации тарифов определяются с учетом условий организации определяются с учетом условий организации перевозочного процесса, влияющих на величину расходов и доходов субъектов регулирования.

В соответствии с действующим законодательством формирование тарифов на услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ОАО «Сибпромжелдортранс», осуществлялось исходя из необходимой валовой выручки, обеспечивающей возмещение экономически обоснованных затрат от оказания регулируемых услуг.

Структура объема указанных затрат и соответствующая дифференциация тарифов, включая размерность единицы измерений (руб./тонну и руб./вагон) сформированы исходя из проектируемой производственной программы ОАО «Сибпромжелдортранс» на регулируемый период и структуры объемных показателей по потребителям регулируемых услуг, заявленных ОАО «Сибпромжелдортранс»  .

Установленные приказом департамента от 29.12.2011 № 722-ТС тарифы на транспортные услуги ОАО «Сибпромжелдортранс» сформированы исходя из экономически обоснованных расходов организации от регулируемой деятельности в рамках сложившихся в 2011 году договорных (возмездных) отношений и особенностей перевозимого груза, согласно которым:

-единица измерения «тонна» установлена для взаиморасчетов ОАО «Сибпромжелдортранс» с ОАО «Сибирская энергетическая компания»;

-единица измерения «вагон» установлена для взаиморасчетов ОАО «Сибпромжелдортранс» со всеми остальными потребителями его услуг.

Указанное решение об установлении тарифов (приказ) в соответствии с действующим законодательством было принято на заседании правления департамента. Экспертное заключение и протокол доведены до ОАО «Сибпромжелдортранс».

В связи с поступающими обращениями от потребителей транспортных услуг по применению тарифов, для исключения неопределенности отношений во взаиморасчетах ОАО «Сибпромжелдортранс» с потребителями услуг, приказом департамента от 01.03.2012 № 22-ТС были внесены изменения в приказ департамента от 29.12.2012 № 722-ТС. Учитывая изложенное, при расчетах между ОАО «Сибпромжелдортранс» и ОАО «Сибирская энергетическая компания» за оказанные услуги по подаче и уборке вагонов должна применяться единица измерения «тонна»  , установленная регулирующим органом.».

В соответствии с подп. 7, 8 п. 32 Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденным постановлением губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 № 326, Департамент по тарифам Новосибирской области для реализации своих полномочий имеет право разрабатывать (издавать) в соответствии с действующим законодательством инструкции, методические рекомендации и давать разъяснения по вопросам полномочий департамента; осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, по ходатайству ответчика в судебное заседание 27.09.2012 был вызван специалист департамента по тарифам Новосибирской области для дачи в устной форме консультаций и пояснений, для получения ответов на поставленные перед ним вопросы.

Согласно статье 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации специалистом в арбитражном процессе является лицо, обладающее необходимыми знаниями по соответствующей специальности, осуществляющее консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Лицо, вызванное арбитражным судом в качестве специалиста, обязано явиться в суд, отвечать на поставленные вопросы, давать в устной форме консультации и пояснения.

Статьей 87.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого судом спора, арбитражный суд может привлекать специалиста. В целях получения разъяснений и дополнений по оказанной консультации специалисту могут быть заданы вопросы судом и лицами, участвующими в деле.

Судом было предложено истцу заявить ходатайство о вызове в судебное заседание иного специалиста, обладающего, по мнению истца, знаниями, необходимыми для осуществления консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам, что зафиксировано в аудиопротоколе судебного заседания.

Ходатайство о вызове в судебное заседание иного специалиста от истца не поступило.

В судебном заседании 27.09.2012 вызванная в качестве специалиста ФИО3, являющаяся начальником отдела регулирования транспорта и социальной сферы департамента по тарифам Новосибирской области и действующая на основании доверенности от 26.09.2012, отвечала на поставленные перед ней вопросы суда, лиц, участвующих в деле, давала в устной форме пояснения, консультации.

Так, из пояснений специалиста ФИО3 следует, что в отношениях между истцом и ответчиком должна применяться ставка «тонна», что является обоснованным и полностью согласуется с разъяснением департамента по тарифам Новосибирской области о порядке применения тарифов, установленных Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2011 N 722-ТС.

Доводы истца о том, что поскольку между сторонами отсутствует заключенный договор на условиях единицы измерения тонна, то в расчетах между сторонами должна применяться единица измерения вагон; что именно в договоре должно быть закреплено, какой тариф должен применяться в отношениях между ОАО «Сибпромжелдортранс» и ОАО «Сибирская энергетическая компания», является несостоятельным исходя из следующего.

Применение того или иного тарифа не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия заключенного между сторонами договора. В соответствии с требованиями действующего законодательства тариф рассчитывается исходя из проектируемой производственной программы на регулируемый период и структуры объемных показателей по потребителям услуг, а также особенностей перевозимого груза и устанавливаетсяисключительно уполномоченным на то государственным органом (департаментом по тарифам Новосибирской области). Договор, регулирующий только порядок (технологию) подачи и уборки вагонов, не может повлиять на формируемый департаментом тариф, поскольку последний рассчитывается, исходя из средневзвешенного объема оказанных услуг за предыдущий и планируемый регулируемые периоды. Согласно разъяснениям департамента по тарифам Новосибирской области от 29.05.2012 № 1127/5 расчеты между истцом и ответчиком должны производиться исходя из единицы измерения тонна, вне зависимости от наличия либо отсутствия заключенного между сторонами договора. Расчеты между сторонами производятся исключительно на основании тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, в связи с чем произвольное определение тарифов в договоре не допустимо.

Данная позиция подтверждается многочисленной судебной практикой. В частности, в решении от 04.10.2012 по делу № А45-15477/2012 по спору между теми же лицами, удовлетворяя иск ОАО «Сибирская энергетическая компания» к ОАО «Сибпромжелдортранс» о понуждении заключить договор, суд указал следующее: «Суд полагает, что недопустимо вмешательство суда в определение тарифа оказываемых услуг посредством фиксации в судебном акте (условиях договора) единицы измерения груза в целях определения тарифа – тонна или вагон, поскольку установление тарифа, в т.ч. с определением единицы измерения, является прерогативой департамента по тарифам Новосибирской области, который применительно к каждому поставщику услуг определяет в соответствующем правовом акте, какая единица измерения подлежит применению.».

Кроме того, устными пояснения специалиста департамента по тарифам Новосибирской области ФИО3 в судебном заседании 27.09.2012 подтверждается, что в расчетах между ОАО «Сибпромжелдортранс» и ОАО «Сибирская энергетическая компания» должна применяться единица тарифа - тонна.

Довод истца о том, что пояснения специалиста не имеют доказательственного значения в рассматриваемом деле, поскольку специалист отвечал односложно, не аргументируя и не подтверждая свои выводы ни одним расчетом, является необоснованным. Согласно статье 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, вызванное арбитражным судом в качестве специалиста, обязано отвечать на поставленные вопросы, давать в устной форме   консультации и пояснения. В соответствии со ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации консультации специалиста являются одним из видов доказательств, которым суд дает соответствующую оценку при вынесении решения по делу. Разъяснение, консультация специалиста в рамках данного дела является надлежащим и допустимым доказательством. Все ответы на поставленные перед специалистом вопросы были предельно ясны, обоснованы, конкретны и понятны, отражены в ходатайстве ответчика о привлечении к участию в деле специалиста от 14.08.2012 (т.16 л.д. 7). Кроме того, истец имел право наряду с иными вопросами, задавать свои собственно сформулированные вопросы специалисту в судебном заседании, что и было сделано представителем истца.

Довод истца о том, что утверждение специалиста о том, что в отношениях между истцом и ответчиком должна применяться ставка «тонна» противоречит официальному документу Отчету департамента по тарифам за 2011 год, отражающему динамику тарифов на транспортные услуги (подача и уборка вагонов), оказываемые организациями на подъездных железнодорожных путях, за период 2009 -2012 гг., не может быть принят судом во внимание. Ссылка истца на противоречие позиции специалиста вышеприведенному Отчету департамента необоснованна, поскольку данный отчет не подтверждает, что с 2009 года по настоящее время для ОАО «Сибпромжелдортранс» установлен исключительно тариф вагон.

В судебном заседании от 27.09.2012, отвечая на поставленные судом и сторонами вопросы, специалист департамента по тарифам Новосибирской области ФИО3 пояснила, что оказанные истцом услуги по подаче и уборке вагонов, поступающих в адрес ТЭЦ (ответчика), независимо от наименования груза  ,подлежат оплате по ставке тарифа тонна, поскольку тариф применяется не в отношении грузов, а применим для пользователей таких услуг; кроме того, истцом не было представлено отдельного расчета, содержащего сведения о количестве и наименовании поступившего в заявленный период иного груза.

Таким образом, на основании представленных в материалы дела документов, фактических обстоятельств дела, суд оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и пришел к выводу, что исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.А.Рыбина