ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-17349/2012 от 31.07.2012 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск ДЕЛО № А45-17349/2012

«03» августа 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена: 31 июля 2012г.

В полном объеме решение изготовлено: 03 августа 2012г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Черновой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибиковой Н.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации Огнево-Заимковского сельсовета Черепановского района Новосибирской области

к заинтересованным лицам: 1. Главному управлению МЧС России по Новосибирской области, 2. Отделу государственного пожарного надзора по Черепановскому району Новосибирской области

о признании недействительным предписания в части

при участии представителей сторон:

от заявителя : ФИО1 по доверенности от 05.04.2012г.,

от заинтересованных лиц: 1.не явился (извещен), 2. ФИО2 (служебное удостоверение)

Заявитель- администрация Огнево-Заимского сельсовета Черепановского района Новосибирской области ( далее- администрация Огнево-Заимского сельсовета) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности по Черепановскому району Новосибирской области от 26.03.2012 № 98/1/1-6 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданного администрации Огнево-Заимского сельсовета в части пунктов 1 и 6.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что оспариваемое предписание не соответствует закону, в связи с отменой Правил пожарной безопасности, на которые ссылается заинтересованное лицо и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него незаконные обязанности по приобретению переносной пожарной мотопомпы и оборудования подъезда к водоему с площадкой.

Заинтересованное лицо возражало против заявленных требований, считает, что оспариваемое в части предписание от 26.03.2012 является законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Заинтересованное лицо-Главное управление МЧС России по Новосибирской области, уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, явку своего представителя не обеспечило.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие надлежащим образом уведомленного заинтересованного лица по имеющимся материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд

У С Т А Н О В И Л :

Как следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности по Черепановскому району Новосибирской области на основании распоряжения о мероприятиях по контролю № 98 от 22.03.2012 в отношении администрации Огнево-Заимского сельсовета была проведена проверка по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.

В ходе проведения проверки отделом надзорной деятельности по Черепановскому району Новосибирской области были установлены нарушения пунктов 31, 89,90,92, 92 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, что отражено в акте проверки № 98 от 26.03.2012.

Отделом надзорной деятельности по Черепановскому району Новосибирской области администрации Огнево-Заимского сельсовета было выдано предписание № 98/1/1-6 от 26.03.2012 об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 20.05.2012.

Заявитель не был согласен с вынесенным в отношении него предписанием в части пунктов 1 и 6 и обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно пункта 1 оспариваемого предписания от 26.03.2012 указано, что населенный пункт с.Новошмаково не укомплектовано одной переносной мотопомпой для целей пожаротушения, что является нарушением пункта 31 ППБ 01.03.

В силу пункта 31 ППБ 01-03 «сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу».

Согласно пункта 6 оспариваемого предписания от 26.03.2012 указано, что в населенном пункте с. Новошмаково на имеющемся водоеме (речка) отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером 12х12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением пункта 94 ППБ 01-03.

Согласно пункта 94 ППБ 01-03 « при наличии на территории объекта или вблизи его ( в радиусе 200м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации ( в населенных пунктах- на органы местного самоуправления)».

Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела в суде ППБ 01-03 утратили силу с 22.07.2012, в связи с изданием приказа МЧС России от 31.05.2012 № 306.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что пункты 1 и 6 оспариваемого предписания от 26.03.2012 не подлежат исполнению, в связи с тем, что отсутствует нормативный акт, возлагающий обязанность на заявителя по исполнению требований указанных пунктов предписания, в связи с отменой ППБ 01-03.

Как пояснил в суде представитель заявителя, в соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, в том числе наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами. В селе Новошмаково имеется водопровод с пожарными гидрантами, которые находятся в рабочем состоянии. Кроме пожарных гидрантов, которые по своей конструктивной особенности приспособлены для заправки пожарной техники водой, в селе Новошмаково имеется водонапорная башня.

Согласно пункта 4 предписания, в этой части не оспоренного заявителем, на администрацию Огнево-Заимского сельсовета возложены обязанности по оборудованию водонапорной башни приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Данный пункт предписания заявителем исполняется. Таким образом, в селе Новошмаково созданы условия для забора из источников наружного водоснабжения в любое время года в целях пожаротушения. При чем заправку пожарных машин водой возможно производить как из пожарных гидрантов, так и из водонапорной башни.

Ссылка заинтересованного лица на применение СП 8.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Источники наружного водоснабжения» не принимается, поскольку указанный документ является нормативным документом добровольного исполнения ( пункт 1.1 СП) и распостраняет свое действие на вновь вводимые в эксплуатацию объекты.

Согласно статье 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления не относятся обязанности по организации пожаротушения, осуществление тушения пожаров в населенных пунктах является полномочиями федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности ( статья 16 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Глава 12 Федерального закона « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает классификацию пожарной техники. В соответствии с нормами указанного закона к мобильным средствам пожаротушения относятся транспортные или транспортируемые пожарные автомобили, предназначенные для использования личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, включая пожарные мотопомпы.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что нормы Федерального закона « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» относит пожарные мотопомпы к специальным средствам пожаротушения, используемые специализированными подразделениями пожарной охраны.

В силу положений части 1 ст. 198, части 4 ст. 200, части 4 ст. 170 АПК РФ обстоятельства, связанные с установлением факта нарушения оспариваемым актом, решением, действием ( бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат обязательному установлению судом, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта соответствие его закону возлагается на государственный орган.

В обоснование своих доводов заинтересованное лицо ссылается на те нормы ППБ 01-03, которые утратили силу на момент рассмотрения дела в суде, следовательно, не подлежат применению заявителем и по сути отсутствует обязанность по их исполнению.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое предписание в части признания пунктов 1 и 6 не основано на нормах действующего законодательства и подлежит признанию недействительным.

Государственная пошлина не подлежит взысканию, поскольку в силу закона заявитель освобожден от её уплаты и требования заявителя удовлетворены.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования администрации Огнево-Заимского сельсовета Черепановского района Новосибирской области удовлетворить.

Признать недействительными пункты 1 и 6 предписания отдела государственного пожарного надзора по Черепановскому району Новосибирской области от 26.03.2012 № 98/1/1-6 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданного администрации Огнево-Заимского сельсовета Черепановского района Новосибирской области.

На решение может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд ( г.Томск).

Судья О.В.Чернова