АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
03 ноября 2010 года Дело № А45-17565/2010
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 03 ноября 2010 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Васютиной О.М., при ведении протокола судьёй Васютиной О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Народный капитал», г. Новосибирск
к Федеральной службе по финансовым рынкам, г. Москва
о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерегистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций именных обыкновенных бездокументарных ОАО «Народный капитал» и обязании осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска именных обыкновенных бездокументарных акций ОАО «Народный капитал»
с участием представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 15.09.2010, паспорт, ФИО2 генеральный директор, протокол от 04.12.2009, паспорт
заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.02.2010 № 10-ВМ-05/2427, удостоверение,-
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Народный капитал» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Федеральной службы по финансовым рынкам, выразившегося в нерегистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций именных обыкновенных бездокументарных ОАО «Народный капитал» и обязании Федеральной службы по финансовым рынкам осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска именных обыкновенных бездокументарных акций ОАО «Народный капитал».
Заявленное требование мотивировано тем, что Федеральная служба по финансовым рынкам в нарушение пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в течение 30 дней с даты обращения к нему общества не произвело государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций именных обыкновенных бездокументарных, незаконно приостановила эмиссию ценных бумаг.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленного требования, указывая на наличие оснований для приостановления эмиссии ценных бумаг, соблюдение сроков проведения проверки, недоказанность заявителем нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 19.02.2010 общество обратилось в Федеральную службу по финансовым рынкам с заявлением о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций именных обыкновенных бездокументарных.
19.03.2010 Федеральной службой по финансовым рынкам обществу направлено уведомление № 10-СХ-03/5539 о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг Открытого акционерного общества «Народный капитал».
06.04.2010 обществу Федеральной службой по финансовым рынкам направлен запрос о предоставлении в целях проверки дополнительных документов, 22.04.2010 издан приказ № 10-1084/пз-и о приостановлении эмиссии обыкновенных именных бездокументарных акций Открытого акционерного общества «Народный капитал».
Заявитель, считая бездействие Федеральной службы по финансовым рынкам по непроведению в тридцатидневный срок государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций именных обыкновенных бездокументарных ОАО «Народный капитал» незаконным и нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд полагает заявленное требование не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно указанной норме для признания незаконным бездействия государственного органа требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого бездействия закону и нарушения данным бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Незаконное бездействие государственного органа предполагает несовершение действий, совершение которых предусмотрено законом. Бездействие лица означает полный отказ от выполнения лежащих на нём обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся в случае нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации.
Порядок приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным урегулирован Положением «О порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным», утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.12.1997 № 45 (далее – Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом, в частности, когда эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации.
В случае обнаружения признаков нарушений, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган могут принять решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо в ходе рассмотрения документов, представленных обществом для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций, установило нарушения, указанные в пункте 2.1 Положения, что и явилось основанием для вынесения Приказа ФСФР России от 22.04.2010 № 10-1084/пз-и «О приостановлении эмиссии обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Народный капитал».
Основанием для приостановления эмиссии ценных бумаг общества послужили следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Согласно пункту 8.3.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н, уставный капитал акционерного общества, созданного в результате преобразования, формируется за счет уставного (складочного) капитала (паевого фонда, уставного фонда) и/или за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и других) юридического лица, реорганизованного путем такого преобразования.
Уставный капитал общества (эмитента) сформирован за счет уставного капитала, преобразованного ООО «БИОТЕХ», основным активом которого, переданным в соответствии с передаточным актом при реорганизации, является интеллектуальная собственность – «Общенациональный проект финансирования приоритетных направлений развития Российской Федерации на основе мобилизации интеллектуальных ресурсов «ПРОРЫВ». В соответствии с отчетом № 091112-РС от 12.11.2009, подготовленным оценщиком ФИО4, рыночная стоимость проекта составляет 1 050 691 510 000 (один триллион пятьдесят миллиардов шестьсот девяносто один миллион пятьсот десять тысяч) рублей.
По мнению заинтересованного лица, при определении рыночной стоимости вышеуказанного нематериального актива оценщиком допущены нарушения стандартов оценки и правил оценочной деятельности.
Таким образом, заинтересованное лицо полагает, что существует опасность того, что указанный нематериальный актив (проект «ПРОРЫВ»), оцененный в размере 1 050 691 510 000 рублей, превышает его действительную стоимость и в случае регистрации выпуска и отчета об итогах ценных бумаг эмитента уставный капитал общества в размере 1 050 691 510 000 рублей не будет определять минимальный размер его имущества, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации и может привести к нарушению прав кредиторов общества.
В связи с этим заинтересованное лицо направило копию отчета от 12.11.2009 № 091112-РС на экспертизу в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является ФИО4, что подтверждается письмом исх. № 10-сх-03/8091 от 14.04.2010.
В уведомлении о приостановлении эмиссии ценных бумаг общества от 26.04.2010 № 10-СХ-03/9186 ФСФР России указала, что решение о возможности государственной регистрации выпуска и отчета об итогах ценных бумаг эмитента будет принято посоле получения соответствующего заключения из Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Ассоциации Российский Магистров Оценки». Заключение на Отчет от 26.04.2010 № 10-СХ-03/9186 заинтересованным лицом по состоянию на 27.10.2010 не получен.
Таким образом, ФСФР России в рамках предоставленных ей полномочий и в установленные сроки статьей 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" рассмотрела документы общества, представленные для регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг эмитента и в связи с обнаружением признаков нарушения действующего законодательства, руководствуясь пунктами 1.5, 2.1, 2.2 Положения приостановила эмиссию ценных бумаг общества. Срок приостановления эмиссии ценных бумаг законодательством не установлен.
Заявитель законность ненормативного акта – Приказ ФСФР России от 22.04.2010 № 10-1084/пз-и «О приостановлении эмиссии обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Народный капитал» в установленном законом порядке не оспорил. Заинтересованным лицом эмиссия не возобновлена в установленном законом порядке, регистрация выпуска не может быть осуществлена.
Поэтому требование заявителя о признании незаконным бездействия Федеральной службы по финансовым рынкам, выразившегося в нерегистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций именных обыкновенных бездокументарных ОАО «Народный капитал» не может удовлетворено.
Суд не рассматривает доводы заявителя о несоответствии закону приостановления эмиссии ценных бумаг Приказом ФСФР России от 22.04.2010 № 10-1084/пз-и, положенные им в обоснование требования, поскольку данные основания не соответствуют заявленному требованию о признании незаконным бездействия по нерегистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Поскольку сам факт бездействия Федеральной службы по финансовым рынкам по нерегистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций именных обыкновенных бездокументарных ОАО «Народный капитал» обусловлен приостановлением эмиссии ценных бумаг, заявитель не обосновал каким нормам закона не соответствует оспариваемое бездействие, не указал какие права и законные интересы нарушаются правовых оснований для признания незаконным бездействия не имеется. С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании.
Судья О.М. Васютина