ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-17615/2021 от 28.09.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

04 октября 2021 года Дело № А45-17615/2021

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 04 октября 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турбановой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Сургутнефтегаз», г. Сургут

к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск

о признании незаконным отказа в подписании актов на ликвидацию горных выработок, выраженного в письме от 05.04.2021 №СФО-01-01-10/703;

об обязании подписать акты на ликвидацию горных выработок по объектам: «Притрассовый карьер №13 в районе скважины №231ЗП (расширение) на лицензионном участке №12 - Заречный», «Притрассовый карьер №110 в районе скважины №231 ЗП (3 участок) на Заречном-12 лицензионном участке», «Карьер экскаваторной разработки грунта №203 в районе поисково-оценочной скважины №231 ЗП (4 участок) в пределах Заречного-12 лицензионного участка»,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.10.19, паспорт, диплом; ФИО2 доверенность от 05.08.2021, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность №44 от 11.11.20, паспорт, диплом,

Публичное акционерное общество «Сургутнефтегаз», (далее - заявитель, общество, ПАО «Сургутнефтегаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным решения об отказе в подписании актов на ликвидацию горных выработок, изложенного в письме от 05.04.2021 №СФО-01-01-10/703 (далее – оспариваемое решение) и обязании департамента подписать акты на ликвидацию горных выработок по объектам: «Притрассовый карьер №13 в районе скважины №2313П (расширение) на лицензионном участке №12 - Заречный»; «Притрассовый карьер №110 в районе скважины №2313П (3 участок) на Заречном-12 лицензионном участке»; «Карьер экскаваторной разработки грунта №203 в районе поисково-оценочной скважины №2313П (4 участок) в пределах Заречного-12 лицензионного участка».

В ходе судебного разбирательства представители общества поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, указали на незаконность оспариваемого решения поскольку нормы федерального и регионального законодательства о недрах не связывают срок ликвидации горных выработок (карьеров по добыче ОПИ), разрабатываемых по правилам статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.01.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), со сроком действия лицензии на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу иного полезного ископаемого (в данном случае - на углеводородное сырье) и не содержат норм, запрещающих ликвидировать карьеры ОПИ ранее истечения срока действия Лицензии на углеводород, соответствующие Технические проекты ликвидации, соблюдение требований которых является для заявителя обязательным, предписывают завершить ликвидацию горных выработок до 31.12.2020, кроме того департаментом при принятии оспариваемого решения и ранее принятого аналогичного решения использовались различные основания (отсутствие полномочий, срок действия лицензии не истек) что в соответствии с действующим законодательством не допускается, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества поскольку влечет возможность привлечения общества к административной, налоговой ответственности, предполагает несение дополнительных финансовых расходов (контрольные выездные мероприятия).

Представитель департамента в ходе судебного разбирательства заявленные требования не признал, по доводам, изложенным отзыве, указал на то, что в данном случае ликвидация горных выработок не является ликвидацией предприятия по добыче полезных ископаемых, у департамента отсутствует обязанность по подписанию соответствующих актов, оспариваемое решение и ранее принятое решения не содержат разных оснований для их принятия, кроме того оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов общества.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

ПАО «Сургутнефтегаз» имеет лицензию НОВ 02874 HP (дата государственной регистрации 15.10.2018) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча углеводородного сырья на участке № 12-Заречный на территории Кыштовского района Новосибирской области, срок действия - 27.05.2031, лицензия является действующей, решение о досрочном прекращении действия лицензии не принималось.

Заявитель осуществлял добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) по основаниям, предусмотренным статьей 19.1 Закона о недрах, постановлением Администрации Новосибирской области от 09.04.2010 №44-па (далее - Постановление №44-па), на трех карьерах, расположенных на территории Заречного-12 лицензионного участка недр, предоставленного по Лицензии на углеводород («Притрассовый карьер №13 в районе скважины №2313П (расширение) на лицензионном участке №12 - Заречный», «Притрассовый карьер №110 в районе скважины №2313П (3 участок) на Заречном-12 лицензионном участке», «Карьер экскаваторной разработки грунта №203 в районе поисково-оценочной скважины №2313П (4 участок) в пределах Заречного-12 лицензионного участка») (далее – карьеры, объекты).

В 2020 году заявитель завершил работы по добыче ОПИ на указанных карьерах. В соответствии с Техническим проектом ликвидации и консервации горной выработки на объекты, акт о ликвидации горной выработки подлежит подписанию органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и управлением Федеральной службы Ростехнадзора (раздел 11).

Письмами от 01.09.2020 №28-01-36-11708, от 15.12.2020 №28-01-36-16790 трест «Сургутнефтеспецстрой», являющийся структурным подразделением ПАО «Сургутнефтегаз», направил на рассмотрение и подписание в департамент акты о ликвидации горных выработок по объектам.

Акты были возвращены заявителю без рассмотрения по причине отсутствия у заинтересованного лица соответствующих полномочий на их рассмотрение (письма от 07.09.2020 №СФО-01-01-10/1784, от 24.12.2020 №СФО-01-01-10/2648).

За разъяснением ситуации общество обращалось в Федеральное агентство по недропользованию, в ответе (от 01.03.2021 № ОК-03-31/2848) агентство указало на то что, подписание акта о ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых осуществляется органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора, на возможность повторного направления актов в департамент.

Общество 12.03.2021 вновь направило в департамент акты для подписания (исх. № 28-01-36-3180), департаментом заявление было рассмотрено вынесено оспариваемое решение, в соответствии с которым обществу было отказано в подписании актов, со ссылкой на нормы статьи 19.1, 26 Закона о недрах, в связи с тем, что соответствующее согласование департамент осуществляет в случае ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых, что сопровождается прекращением действия соответствующей лицензии, что в данном случае отсутствует, соответственно акты не подлежат согласованию департаментом.

Не согласившись с оспариваемым решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав представленные в дело доказательства, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом о недрах.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 11 Закона о недрах - недра предоставляются в пользование на основании специального государственного разрешения в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу норм статей 19.1, 22, 23.2 Закона о недрах и Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, проведение работ по разработке месторождений полезных ископаемых, в том числе работ по ликвидации или консервации горных выработок, скважин и иных подземных сооружений, осуществляется на основании соответствующей проектной документации, согласованной в установленном порядке.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона о недрах ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом федерального государственного горного надзора.

Исходя из части 1 статьи 26 Закона о недрах предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

При этом в силу пункта 107 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию, утв. Приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315, при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, пользователем недр прекращаются все виды деятельности (за исключением работ по консервации и (или)ликвидации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием участком недр) на участке недр и получение соответствующей продукции, а лицензия на пользование недрами подлежит снятию с государственного учета.

Ликвидация и консервация горнодобывающего предприятия, в силу прямого указания закона, осуществляется в соответствии с согласованной проектной документацией, при этом подписание уполномоченными государственными органами акта о ликвидации или консервации предприятия возможно исключительно по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении права пользования недрами.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, ликвидация горных выработок (объектов) в данном случае не является ликвидацией предприятия по добыче полезных ископаемых, и не связана с прекращением действия лицензии на пользование недрами, при этом в соответствии с Техническими проектами ликвидации и консервации горных выработок объектов работы по ликвидации карьера считаются завершенными после подписания акта о ликвидации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и управлением Федеральной службы Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, утвержденного Приказом Роснедр от 26.03.2014 № 183 департамент является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.

При таких обстоятельствах, можно сделать вывод, что у департамента в данном случае отсутствуют полномочия и обязанность на подписание представленных заявителем актов о ликвидации объектов.

В связи с указанным, нельзя сделать вывода о несоответствии оспариваемого решения норма Закона о недрах.

Доводы общества о нарушении департаментом требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не могут быть приняты во внимание поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства, ответы департамента (письма от 07.09.2020 №СФО-01-01-10/1784, от 24.12.2020 №СФО-01-01-10/2648) и оспариваемое решение не содержат различных оснований для отказа в согласовании актов (отсутствие соответствующих полномочий, обязанностей, поскольку ликвидация предприятия по производится (действие лицензии не прекращается)).

Доводы общества о незаконности оспариваемого решения в связи с разъяснениями полученными от агентства, не могут быть приняты во внимание поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства агентство указало на общие нормы Закона о недрах и на то, что подписание акта о ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых осуществляется органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора, что не противоречит позиции департамента.

Исходя из вышеизложенного, исходя из норм статьи 198 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные. Судебные расходы в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя, сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату обществу.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить публичному акционерному обществу «Сургутнефтегаз» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей 00 копеек, уплаченную платежным поручением от 07.06.2021 № 28016.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья А.В.Хорошилов