ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-17673/19 от 29.07.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                           Дело №А45-17673/2019      

05 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена  29 июля 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 августа 2019 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоненко А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Новосибирский центр сертификации и мониторинга качества продукции», г. Новосибирск

к мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск

о признании незаконным отказа о внесении изменений в разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, изложенного в уведомлении от 07.03.2019 №11/1/11.1-04-00787

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 19.06.2019, паспорт

заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 07.11.2018, паспорт

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Новосибирской области  обратилось общество с ограниченной ответственностью «Новосибирский центр сертификации и мониторинга качества продукции» (далее  - заявитель, общество, ООО «Новосибирский ЦСМ») с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, мэрия) о признании незаконным отказа мэрии  о внесении изменений в разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства от 14.07.2015  № 54-Ru 54303000-209-2015, изложенного в уведомлении от 07.03.2019  № 11/1/11.1-04-00787; обязании мэрию устранить допущенные нарушения путем внесения изменения в разрешение от 14.07.2015  № 54-Ru 54303000-209-2015 на реконструкцию части помещений макетного корпуса со столовой и баром, объектами торгового и общественно-бытового назначения с устройством междуэтажного перекрытия в административном здании в части срока действия на 36 месяцев.

Заявленные требования мотивированы отсутствием оснований для  отказа в продлении ранее выданного разрешения на реконструкцию, поскольку работы по реконструкции были начаты и почти завершены к моменту обращения к заинтересованному лицу с заявлением; по мнению заявителя, правоотношения, связанные с продлением ранее выданного разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства регулируются нормами права, действовавшими на момент его выдачи.

Мэрия считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылается на то, что отказ во внесении изменений в разрешение на реконструкцию в части продления срока его действия управлением архи­тектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска (далее – инспекция) не выдавался; инспекцией было рассмотрено заявление о выдаче разрешения на строительство объекта и установлено отсутствие правовых основания для его выдачи.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ  в судебном заседании объявлялся перерыв с 22 до 27 июля 2019 года

Мэрией  ООО «Новосибирский ЦСМ» было выдано разрешение на строительство/реконструкцию от 14.07.2015 № 54-Ru54303000-209-2015 объекта капитального строительства «Реконструкция части помещений макетного корпуса со столовой и баром, объектами торгового и обще­ственно-бытового назначения с устройством междуэтажного перекрытия в административном здании», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:101100:53, по адресу: г. Новосибирск, Центральный район, ул. Советская, 52.

Срок действия разрешения до 15.01.2016, был продлен до 15.09.2016.

27.02.2019  обществом в инспекцию было подано заявление о продлении разрешения на строительство № 54-Ru54303000-209-2015 объекта капитального строительства «Реконструкция части помещений площадью 492, 5 кв.м. на третьем и четвертом этажах с устройством междуэтажного перекрытия в макетном корпусе со столовой и баром, объектами торгового и обще­ственно-бытового назначения по ул. Советской, 52 в Центральном районе г. Новосибирска»,  сроком на 36 месяцев, вх. № 11.1-03-807.

При подаче заявление было исправлено директором общества ФИО3  указано – прошу выдать разрешение на строительство, заявление   зарегистрировано за входящим вх. № 11.1-03-806.

Уведомлением от 07.03.2019 №11/1/11.4-04-00787 общество было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию указанного объекта по следующим основаниям:

1) отсутствуют документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), а именно:

- правоустанавливающие документы на земельный участок (согласно выписке из ЕГРН от 05.03.2019 земельный участок с кадастровым номером 54:35:101100:53 принадлежит на праве аренды девяти правообладателям, согласие которых на ис­пользование земельного участка не представлено);

-согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в слу­чае реконструкции такого объекта (отсутствует согласие всех правообладателей нежилого здания по ул. Советская, 52, расположенного на земельном участке с ка­дастровым номером 54:35:101100:53, на проведение реконструкции объекта);

2) несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи предоставлен­ного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (объект капитального строитель­ства размещен за границами земельного участка и места допустимого размещения объекта (стена с западной стороны здания выходит за границы земельного участка, стены с южной и северной стороны выходят за места допустимого разме­щения объекта), отображенного в градостроительном плане от 05.06.2015 № Ru543030005969).

Согласно статье 36 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия пре­дельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.

Кроме того заявителю разъяснено, что согласно Положению об управлении архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска (далее - Управ­ление), утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 05.09.2017 № 4147, основными задачами Управления являются: выдача от имени мэрии города Новосибирска разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуата­цию объектов капитального строительства на территории города Новосибирска.

Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, стро­ение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участ­ка (замощение, покрытие и другие).

Указанные нежилые помещения общей площадью 679 кв.м. не являются объек­том капитального строительства, а входят в состав 4 этажного административного здания, в связи с чем необходимо рассматривать вопрос о реконструкции всего зда­ния по указанному адресу.

Полагая, что отказ в продлении разрешения на реконструкцию является необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статьям 198, 201 АПК РФ,  пункту 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Вопросы получения разрешения на строительство (реконструкцию) разрешаются ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 2 данной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частями 6, 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, документы.

Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Далее, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Часть 13 статьи 51 ГрК РФ закрепляет основания для отказа в выдаче разрешения на строительства, которые сводятся к следующим: 1) отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи;                                 2) несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован как отсутствием обязательных к представлению документов, так и несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Как следует из содержания  оспариваемого уведомления, мэрией было рассмотрено заявление общества от 27.02.2019 вх. № 11.1-03-806 о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства.

Из книги регистрации входящих документов (оригинал был представлен суду на обозрение) следует, что за входящим номером 11.1-03-806 27.02.2019 было зарегистрировано заявление о выдаче разрешения на реконструкцию.

Регистрация заявления общества о продлении ранее действующего разрешения в книге регистрации отсутствует.

За входящим номером 11.1-03-807  27.02.2019 было зарегистрировано заявление иного юридического лица.

Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что заявление о продлении  разрешения на реконструкцию было исправлено директором общества на выдачу разрешения на строительство, о чем также свидетельствует собственноручная подпись директора на заявлении.

Таким образом, фактически мэрией было рассмотрено заявление о выдаче разрешения на реконструкцию, при этом  отказ во внесении изменений в разрешение на реконструкцию от 14.07.2015 № 54-Ru54303000-209-2015, в части продления срока его действия, заинтересованным лицом  не выдавался.

Доводы о незаконности оснований для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, изложенных в уведомлении № 11/1/11.1-04000787, ООО «Новосибирский ЦСМ» в заявлении, поданном в арбитражный суд, уточнениях к нему, не приведено.

По мнению заявителя, мэрия отказала в продлении срока действия разрешения, поскольку  в отказе имеется указание на  часть 21.15 статьи 51 ГрК РФ, содержащую основание для отказа в продлении срока действия ранее выданного разрешения, которая  является неправомерной, поскольку на момент получения указанного разрешения норма, регулирующая порядок продления разрешения на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, содержалась  в части 20 статьи 56 ГрК РФ и  предусматривала единственное основание для отказа в продлении разрешения на строительство или реконструкцию - фактическое отсутствие начала выполнения работ, на которые и получалось разрешение, чего в данном случае не было – работы по  реконструкции объекта были начаты  в период действия разрешения на реконструкцию.

В отзыве на заявление заинтересованное лицо ссылается на допущенную  в уведомлении от 07.03.2019 исх. № 11/1/11.1-04-00787 при его изготовлении техническую ошибку – вместе  в соответствии с частями 7,21.15 статьи 51 ГрК РФ должно быть указано часть 13 статьи 51 ГрК РФ.

Как следует из содержания уведомления, обществу отказано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта также со ссылкой на пункт 2.13  Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 26.12.2018 № 4678, содержащий только основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. При этом основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство предусмотрены пунктом 2.20 Административного регламента. 

Исходя из изложенного, суд полагает, что ссылку  в оспариваемом отказе только  на часть 21.15 статьи 51 ГрК РФ без указания в  содержании уведомления конкретного пункта части 21.15, конкретного основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство (реконструкцию), с учетом содержания уведомления № 11/1/11.1-04000787,  нельзя считать достаточным основанием для вывода о том, что мэрией было рассмотрено именно заявление о продлении срока действия ранее выданного разрешения.

При установленных судом обстоятельствах, в отсутствии доводов заявителя о незаконности отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта, суд не находит правовых оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.       

В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная обществом при обращении в арбитражный суд госпошлина в размере 3 000 рублей, относится на заявителя, излишне уплаченная госпошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Новосибирский центр сертификации и мониторинга качества продукции» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 179 от 26.04.2019 госпошлину в размере 3 000 рублей. Выдать справку на возврат госпошлины.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

          Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                         Т.В.Абаимова