АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«13» декабря 2006 г. Дело № А45- 18119\06-24/25
Арбитражный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи : Буровой А.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буровой А.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Скала»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новосибирской области
о признании незаконным постановления № Н-311в от 02.10.2006г. о назначении административного наказания
При участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 03.10.2005г., ФИО2 по доверенности от 03.08.2006г.
заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 13.11.2006г., ФИО4 по доверенности от 01.11.2006г.
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО «Скала» (далее- заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления № Н-311в от 02.10.2006г., вынесенного управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новосибирской области (далее- административный орган, заинтересованное лицо, Росприроднадзор).
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что Закон РФ «О недрах» содержит требование о лицензировании недропользования в случае добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (абз. 4 п.4 статьи 10.1 Закона РФ «О недрах»). ЗАО «Скала» не снабжает водой население и не имеет объектов промышленности, так как занимается сельскохозяйственной деятельностью, а не промышленным производством. Общество должно иметь лицензию на право пользования водным объектом, а не на право пользования недрами. По мнению заявителя административным органом неправильно квалифицировано совершенное административное правонарушение по ст. 7.3 КоАП РФ, так как Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена специальная норма, устанавливающая ответственность за водопользование без разрешения (лицензии)– ст. 7.6 КоАП РФ.
Административный орган с жалобой не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. По мнению управления Росприроднадзора по Новосибирской области, объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ является незаконное пользование недрами, к которым относятся подземные воды.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом, прокуратурой Колыванского района была проведена проверка ЗАО «Скала» по соблюдению законодательства, регламентирующего порядок добычи подземных вод в целях питьевого водопользования или технологического обеспечения водой объектов, в ходе которой было установлено, что общество не имеет лицензии на право пользования недрами (подземными водами), что является нарушением ст. 23 Закона РФ «О недрах».
Постановлением от 12.09.2006г. прокурором Колыванского района Новосибирской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Скала», законный представитель общества присутствовал при составлении протокола, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.3, 25.4 КоАП РФ, о чем имеется подпись представителя в постановлении (л.д.6).
Согласно ст. 23.22 КоАП РФ органом, осуществляющим государственный геологический контроль является управление Росприроднадзора по Новосибирской области, поэтому материалы административного дела были переданы в указанное управление для принятия решения.
22 сентября 2006г. административным органом было направлено уведомление ЗАО «Скала» о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, факт получения обществом уведомления подтверждается почтовым уведомлением (л.д.72).
02 октября 2006г. государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Новосибирской области было вынесено постановление № Н-311в о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ и наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
В соответствии со статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1, отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Из названного определения следует, что подземные воды являются разновидностью водных объектов, что подтверждается ст. 8 и 17 Водного кодекса Российской Федерации.
Так, статьями 7 и 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что объектом водных отношений является водный объект или его часть.
Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:
поверхностные водные объекты;
внутренние морские воды;
территориальное море Российской Федерации;
подземные водные объекты.
В статье 46 Водного кодекса Российской Федерации указано, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В абз. 3 ст. 86 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование.
Факт пользования обществом водным объектом без какой-либо лицензии подтвержден материалами дела, а именно: сообщением ОГУ «Областная экологическая инспекция», согласно которому по состоянию на 12.09.2006г. у ЗАО «Скала» отсутствует лицензия на спецводопользование на имеющиеся скважины, используемые для нужд животноводства, а также объяснением директора ЗАО «Скала».
В силу ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без разрешения (лицензии) и пользование водными объектами без разрешения (лицензии) образуют два самостоятельных состава административных правонарушений.
Поскольку добыча подземных вод требует фактического занятия части земной поверхности, размещения на ней оборудования, нарушения целостности пластов горных пород, то в процессе добычи подземных вод происходит пользование и недрами, и водными объектами.
Таким образом, и недропользование, и водопользование являются лицензируемыми видами деятельности.
Поскольку добыча подземных вод происходит в процессе пользования недрами, то норма, установленная ст. 7.6 КоАП РФ, является специальной по отношению к норме, установленной ст. 7.3 КоАП РФ.
Общество привлечено управлением к ответственности, предусмотренной ст. 7.3 Кодекса, за пользование недрами без лицензии.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Анализируя изложенные обстоятельства в их совокупности, арбитражный суд приходит к убеждению, что в связи с неправильной квалификацией административным органом совершенного административного правонарушения ЗАО «Скала», оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным.
В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 12.12.2006г. до 13.12.2006г.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 02.10.2006г. № Н-311в, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новосибирской области в отношении ЗАО «Скала».
Настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с административным и арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья А.А. Бурова