ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-181/2018 от 16.04.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                      Дело № А45-181/2018

19 апреля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.И., рассмотрев  в открытом  судебном заседании дело по заявлению  индивидуального предпринимателя Беляева Андрея Анатольевича, г. Бердск

к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Мостки», г. Бердск

о признании недействительным Приказа от 03.10.2017 №334ТЭ «О внесении изменений в отдельные приказы Департамента по тарифам Новосибирской области»

при участии представителей:

заявителя: Сенькин П.В. по доверенности от 24.03.2017, паспорт

заинтересованного лица: Ветчинова Ю.С. по доверенности от 09.01.2017, служебное удостоверение

третьего лица: Арышев П.Е по доверенности от 23.03.2017

УСТАНОВИЛ:

         в Арбитражный суд Новосибирской области обратился индивидуальный предприниматель Беляев Андрей Анатольевич (далее – заявитель, ИП Беляев А.А., предприниматель) с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, департамент)  о признании недействительным Приказа от 03.10.2017 №334ТЭ «О внесении изменений в отдельные приказы Департамента по тарифам Новосибирской области».

         К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Мостки» (далее – общество, ООО «Мостки»).

Заявленные требования мотивированы необоснованным выводом департамента относительно фактического прекращения осуществления ИП Беляевым А.А. регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии в связи с передачей ЦТП;  предприниматель ссылается на  то, что факт осуществления им регулируемого вида деятельности по передаче тепловой энергии подтверждается ежегодным в период 2013-2016 годов установлением департаментом тарифов на передачу тепловой энергии для ИП Беляева А.А. на основании представляемых им в материалы тарифного дела сведений, а также решениями Арбитражного суда Новосибирской области по делам №№ А45-15200/2015, А45-21505/2014 по искам ИП Беляева А.А. к МУП «КБУ» о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости оказанных им услуг по передаче тепловой энергии, актами на оказание услуг по передаче тепловой энергии за период с 2014 по 2017 годы, подписанными между предпринимателем и МУП «КБУ», актом сверки расчетов за 2016 год.

Департамент считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылается на  представление предпринимателем в департамент заведомо недостоверных сведений об осуществлении им регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии с использованием ЦТП, в то  время как с 1 мая 2014 года ИП Беляев А.А. прекратил осуществление регулируемого вида деятельности в связи с передачей ЦТП в аренду ООО «Мостки».

Представитель ООО «Мостки» поддерживает правовую позицию  заявителя, ссылается на расторжение договора с предпринимателем.

Как следует из материалов дела, ИП Беляеву А.А. принадлежит на праве собственности центральный тепловой пункт на территории города Бердска Новосибирской области, что подтверждается свидетельством о праве собственности.

В соответствии с Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 03.10.2017 № 334-ТЭ «О внесении изменений в отдельные приказы Департамента по тарифам Новосибирской области» в связи с прекращением осуществления Индивидуальным предпринимателем Беляевым Андреем Анатольевичем (ОГРНИП 310544502600012, ИНН 544506453820) регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии с 1 мая 2014 года приказано:

1.  Внести в приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от

10.12.2013 № 323-ТЭ «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Бердска Новосибирской области, и тарифов услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей  индивидуального предпринимателя Беляева А.А., оказывающего услуги по передаче тепловой энергии на территории г. Бердска
Новосибирской области на 2014 год» следующие изменения:

Пункт 3 приказа и приложение № 3 к приказу признать утратившими силу с 1 мая 2014 года.

2.  Внести в приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 02.12.2014        № 390-ТЭ «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями  потребителям на территории города Бердска Новосибирской области, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые теплосетевыми организациями на территории г.
Бердска Новосибирской области, на 2015 год» следующие изменения:

в таблице приложения № 3 к приказу строку 1 признать утратившей силу с момента принятия.

3.  Внести в приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.11.2015 № 349-ТЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов  на тепловую энергию  (мощность),  поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Бердска Новосибирской области, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые теплосетевыми организациями на территории г. Бердска Новосибирской области, на период регулирования 2016-2018 годов» (с учетом изменений, внесенных приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 16.12.2016 № 433-ТЭ) следующие изменения:

в таблицах приложений № 5 и № 10 к приказу строку 1 признать утратившей силу с момента принятия.

4. Внести в приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 16.12.2016 № 433-ТЭ «О корректировке на 2017 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Бердска Новосибирской области, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые теплосетевыми организациями города Бердска Новосибирской области теплоснабжающим организациям, установленных на долгосрочный период регулирования» (с учетом изменений, внесенных приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 19.05.2017 № 155-ТЭ) следующее изменение:

в таблице приложения № 5 к приказу строку 1 признать утратившей силу с момента принятия.

Фактически Приказом № 334-ТЭ были отменены с 1 мая 2014 года ранее принятые тарифные решения об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для ИП Беляева А.А. в связи с выявленным департаментом фактом прекращения ИП Беляевым А.А. осуществления регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии с 1 мая 2014 года, обусловленного передачей ЦТП (кадастровый номер 54:32:01:0805:22:03), с использованием которого ИП Беляев А.А. осуществлял указанный вид деятельности, в аренду ООО «Мостки» по договору аренды от 01.05.2014.

 Полагая, что приказ является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу статей 1, 2 Закона № 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию. Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

В статье 10 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Органом регулирования в сфере теплоснабжения является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 19 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

22.10.2012 Правительством Российской Федерации принято постановление № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).

В соответствии со статьей 7 Закона № 190-ФЗ, Основами ценообразования, тарифы на тепловую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Согласно положениям пункта 6 статьи 17 Закона № 190-ФЗ, подпункта а пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть установлены только для собственников, либо иных законных владельцев тепловых сетей, осуществляющих регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, то есть непосредственно эксплуатирующих тепловые сети в целях приема, преобразования и доставки тепловой энергии, теплоносителя до потребителя.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения  обращения АО «РЭС», приложенных к обращению  документов (договор, акт), с учетом решения Арбитражного суда Новосибирской области от 25.09.2017 по делу № А45-2426/2017, департамент, установив, что  заявителем не осуществляется  регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии с 1 мая 2014 года в связи с передачей ЦТП в аренду ООО «Мостки», департаментом был принят оспариваемый приказ, которым отменены с 1 мая 2014 года ранее принятые тарифные решения об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для ИП Беляева А.А.

Как установлено вступившим в законную силу  решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.09.2017 по делу № А45-2426/2017,  01.05.2014 между предпринимателем Беляевым А.А. и ООО «Мостки» заключен договор аренды ЦТП, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование ЦТП-19 для отопления и горячего водоснабжения жилых домов в городке Изумрудный г. Бердска, площадью 229 кв.м. с оборудованием. ООО «Мостки» 20.05.2014 направило в адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт» письмо о заключении договора энергоснабжения в отношении ЦТП. Письмом № И/2674В от 04.06.2014 ОАО «Новосибирскэнергосбыт» уведомило ООО «Мостки» о приостановке рассмотрения заявки для представления всех необходимых документов, в том числе акта разграничения балансовой принадлежности электросетей. 19.06.2014 ООО «Мостки» обратилось к АО «РЭС» за составлением акта разграничения балансовой принадлежности сетей, в связи со сменой собственника ЦТП и арендатора, которое оставлено без ответа и удовлетворения. Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон составлен 06.04.2017. 10.05.2017 между ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и ООО «Мостки» заключен договор энергоснабжения №О-157 в отношении ЦТП.

Следует отметить, что именно ИП Беляев А.А. обратился в суд (дело № А45-2426/2017) с требованием об обязании АО «РЭС» отозвать акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 16.12.2016 № БРЭС/107бп, мотивируя заявленные требования тем,  что в 2014 году им был заключен договор аренды ЦТП с ООО «Мостки», акт составлен не в отношении надлежащего  владельца ЦТП,  в отсутствии представителя ООО «Мостки», и именно ИП Беляевым А.А. был представлен в суд договор аренды, из анализа условий которого судом и был сделан вывод о том, что ЦТП предоставлено ООО «Мостки» не только для горячего водоснабжения, но и для отопления.

Не может служить доказательством факта осуществления ИП Беляевым А.А. регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии и то обстоятельство, что ИП Беляевым А.А. в судебном порядке в рамках дел № А45-15200/2015 и № А45-21505/2014 взыскана с МУП «КБУ» задолженность за оказанные услуги по передаче тепловой энергии, поскольку указанная задолженность была взыскана  в связи с неисполнением МУП «КБУ» обязательств по оплате оказанных ИП Беляевым А.А. услуг по передаче тепловой энергии по договору на оказание услуг по передаче тепловой энергии, заключенному между ними 1 мая 2013 года.

При этом, основанием для взыскания с МУП «КБУ» на основании судебных решений задолженности за оказанные услуги по передаче тепловой энергии послужил также факт наличия установленного для ИП Беляева А.А. тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.

Ссылка на акты, договор от 18.09.2017, заключенный предпринимателем с МУП «КБУ»,  также судом не принимается во внимание, поскольку, основанием для заключения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии МУП «КБУ» с ИП Беляевым А.А. явился установленный департаментом для ИП Беляева А.А. тариф на передачу тепловой энергии. В противном случае, в силу положений пункта 6 статьи 17 Закона  № 190-ФЗ ИП Беляев А.А. являлся бы просто собственником ЦТП и не мог бы, соответственно, требовать с кого-либо возмещения своих затрат на эксплуатацию ЦТП.

Тогда как,  основанием для установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для ИП Беляева А.А., в свою очередь, явились представляемые  заявителем в департамент недостоверные сведения о том, что регулируемую деятельность с использованием ЦТП осуществляет непосредственно ИП Беляев А.А., и что именно он несет затраты, связанные с обслуживанием ЦТП.

При этом установление департаментом для ИП Беляева А.А. тарифов на передачу тепловой энергии в период 2013-2016 годов не может подтверждать факт осуществления ИП Беляевым А.А. регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, поскольку тарифные решения принимались на основании недостоверных сведений об осуществлении регулируемого вида деятельности ИП Беляевым А.А., представляемых ИП Беляевым А.А. в департамент.

На основании вышеизложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьями 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ предпринимателя подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по чеку-ордеру № 140 от 06.02.2018 госпошлина в размере  2700 рублей.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Беляеву Андрею Анатольевичу из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру № 140 от 06.02.2018 госпошлину в размере  2700 рублей.

         Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

         Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

         Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                          Т.В.Абаимова