ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-18203/15 от 07.04.2016 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                            

    07  апрел я  2016 года                                              Дело  № А45-18203/2015

Резолютивная часть решения объявлена               07  апреля  2016 года

Решение в полном объеме  изготовлено                07  апреля  2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Тарасовой С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна+», г. Новосибирск

К Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований -  Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Чистые луга»,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: до перерыва - не явились, после перерыва - Берус Т.П., по доверенности от 05.05.2015, паспорт, Тимошкина О.Н., по доверенности №10 от 30.10.2015, паспорт;

от заинтересованного лица : Княжева Е.Н., по доверенности от 11.01.2016 №СГ/2, удостоверение;

от третьего лица : Сабанов П.А., по доверенности от 10.01.2015, удостоверение адвоката  № 102,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна+» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратился в арбитражный суд с уточненным заявлением (т. 1 л.д. 129) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту - Управление ФАС, УФАС, антимонопольный орган) по делу № 02-01-30-10-15 от 18.06.2015 г. ,  которым Общество  признано занимающим доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Фортуна+» на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с частью 5 статьи 5  Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» и  нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции» путем установления в проекте договора о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, направленном в адрес СНТ «Надежда», размера платы за подключение к газопроводу в отсутствии утвержденного для общества тарифа на основании тарифа, установленного для иного хозяйствующего субъекта.

На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено СНТ собственников недвижимости «Чистые луга» (раннее – СНТ «Надежда»).

В  судебном  заседании  объявлялся  перерыв  на  основании  ст. 163 АПК РФ  с   04.04.2016 г. до  07.04.2016  г.

После перерыва в  судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо иск не признало, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Третье лицо – СНТ собственников недвижимости «Чистые луга» поддержало позицию антимонопольного органа (далее по тексту - СНТ).

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает предъявленные заявителем требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, СНТ «Надежда» (в настоящее время - СНТ собственников недвижимости «Чистые луга») имеет в собственности газопровод высокого давления, а также газопровод низкого давления, к которому присоединены объекты конечных потребителей.

Газопровод высокого давления СНТ «Надежда» технологически связан с газопроводом высокого давления, принадлежащим ООО «Фортуна+», построенным по проекту «Газопровод высокого давления к п. Катковский Новосибирской области», кадастровый номер 54:19:000000:1711 и со своим  газопроводом низкого давления.

Газопровод высокого давления к п. Катковский Новосибирской области раннее находился на балансе ООО «Успех». Между СНТ «Надежда» и ООО «Успех» был заключен договор № 01/03/12 от 01.03.2012г., согласно п. 1.1 которого ООО «Успех» обязалось предоставить СНТ «Надежда» возможность присоединения строящегося участка газопровода к существующему газопроводу высокого давления «Газоснабжение п. Катковский Новосибирского района НСО» путем согласования подключения, а СНТ «Надежда» приняло на себя обязательство оплатить такое согласование, газопровод, расположенный на территории п. Катковский Новосибирской области, то есть ООО «Успех» в правоотношениях, связанных с подключением к данному газопроводу, выступало исполнителем.

26.11.2013 г. между ООО «Успех» и ООО «Фортуна+» был заключен договор купли-продажи, согласно которому газопровод высокого давления, общей протяженностью 1762 м., расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, п. Катковский, был передан в собственность ООО «Фортуна+». Факт перехода права собственности на указанный газопровод к ООО «Фортуна+» подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 54 АЕ 263592 от 11.12.2013 г., копия которого представлена ООО «Фортуна+».

В адрес СНТ «Надежда от ООО «Фортуна+» поступил проект договора на  подключение объекта капитального строительства на 4 листах.

В п. 4.1 проекта договора содержится следующее условие: «Размер платы за подключение к газораспределительным сетям определяется на основании тарифа, установленного Постановлением д.п. Кудряшовский № 329 от 15.11.2012г. и составляет 6 156 000 рублей».

В Новосибирское УФАС России поступило обращение СНТ «Надежда» с жалобой на действия ООО «Фортуна+» по неправомерному определению размера платы за подключение объекта капитального строительства к газораспределительным сетям в проекте договора о подключении объекта капитального строительства.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18.06.2015 по делу № 02-01-30-10-15 ООО «Фортуна+»:

1. Признано занимающим доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Фортуна+» на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»;

2. Признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанное нарушение выразилось в установлении в проекте договора о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, направленном в адрес СНТ «Надежда», размера платы за подключение к газопроводу в отсутствие утвержденного для Общества тарифа на основании тарифа, установленного для иного хозяйствующего субъекта.

Не согласившись с решением Новосибирского УФАС России, ООО «Фортуна+» обратилось с настоящим заявлением в суд.

В обоснование предъявленных требований заявитель ссылается на то, ООО «Фортуна+» не занимает доминирующего положения на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Фортуна+» на праве собственности или ином законном основании; ООО «Фортуна+» не является газораспределительной организацией; антимонопольное управление применило нормы права, не подлежащие применению.

Суд считает доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 162 от 05.02.1998 г. (далее по тексту- Правила поставки газа), газораспределительными организациями являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечение покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

В силу указанной нормы транспортировка газа - это перемещение и передача газа по газотранспортной системе. Газотранспортная система - система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация- собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 года № 317, газораспределительная организация- это специализированная организация, которая осуществляет эксплуатацию предназначенной для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям. В соответствии с пунктом 2 данных Правил под газотранспортной системой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях.

В соответствии с п. 4 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановление Правительства РФ № 878 от 20.11.2000 г., в состав газораспределительных сетей входят:

- наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы- вводы с установленной на них запорной арматурой;

- внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий.

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что в законодательстве, регулирующем отношения по газоснабжению, не закреплено, что имущественный комплекс, составляющий газораспределительную систему, должен представлять собой совокупность определенных объектов, таких как компрессорные станции, магистральный газопровод, газопроводы отводы, газораспределительные станции и проч. При этом в определении понятия газораспределительной организации также не закреплена какая-либо совокупность конкретных объектов, а также не указано, что она должна находится в собственности либо на ином законном основании у газораспределительной организации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2012 г. №А45-4129/2012).

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ООО «Фортуна+» письмом вх. № 10701 от 01.10.2014 г. сообщило, что в настоящее время эксплуатацию газопровода высокого давления в п. Катковский Новосибирской области «Расширение газового хозяйства р. п. Катковский. Газопровод высокого давления к поселку Катковский Новосибирской области» осуществляет собственник данного газопровода– ООО «Фортуна+».

Кроме того, ООО «Фортуна+» выдало СНТ «Надежда» технические условия  на   присоединение   к газораспределительной сети № 3 от 10.11.2014 г. Газопровод технически присоединен, по нему транспортируется газ для потребителей.

Из изложенного следует, что, ООО «Фортуна+» владеет газораспределительными сетями, осуществляет эксплуатацию газопровода,  выдает технические условия на присоединение к газораспределительной сети, то есть  фактически осуществляет функции газораспределительной организации.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта– субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» естественная монополия определяется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектом естественной монополии в силу вышеуказанной статьи является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии.

Как следует из сложившейся судебной практики, в том числе позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 08.06.2015 N 301-АД14-823 по делу № А11-8093/2013, деятельность по присоединению к газораспределительным сетям не имеет самостоятельного характера, а является частью естественно-монопольного вида деятельности по транспортировке газа по газораспределительным сетям, поскольку само по себе присоединение к газораспределительной сети не представляет самостоятельной ценности для потребителя. Транспортировка газа невозможна без технологического присоединения к газораспределительным сетям, мероприятия по присоединению к сетям обусловлены необходимостью получения условий такого присоединения, осуществляются непосредственно с целью последующей передачи газа для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг транспортировки газа по газопроводу). Кроме того, присоединение по своему характеру является технической операцией, которую может осуществить только владелец сетей. При этом в Законе №147-ФЗ, подлежащем применению, не содержатся иные условия или критерии определения данной деятельности и субъектов естественной монополии в области транспортировки газа, в связи с чем доводы заявителя со ссылкой на специализированный характер деятельности газораспределительной организации являются необоснованными.

Как следует из указанного судебного акта, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам вышеуказанных услуг, и осуществляется силами организации, осуществляющей эксплуатацию газораспределительных сетей.

Как изложено выше, факт осуществления ООО «Фортуна+» присоединения к газораспределительным сетям подтверждается техническими условиями от 10.11.2014г, выданными СНТ, факт осуществления эксплуатации газораспределительных сетей - письмом ООО «Фортуна+» вх. № 10701 от 01.10.2014 г. Представители ООО «Фортуна+» в судебном заседании не отрицали, что они являются  собственникам и  опасного производственного объекта – газопровода и осуществляют его обслуживание в целях обеспечения безопасности при перетоке газа.

Факт доминирования определяется на основании критериев, предусмотренных статьей 5 Федерального закона «О защите конкуренции»; указанная статья не требует включения хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, в качестве условия признания его положения доминирующим.

Отсутствие ООО «Фортуна+» в реестре субъектов естественных монополий, не подтверждает того, что Общество не является таким субъектом и на него не распространяется антимонопольное законодательство.

Указанный вывод согласуется также с позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Так, в п. 13 указанного Постановления Пленума от 30.06.2008 г. № 30 указано, что при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов. Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (частью 5 статьи «Закона о защите конкуренции»).

Также отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, устанавливающие в качестве условия для признания хозяйствующего субъекта субъектом естественной монополии (субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке) принятие решения о введении в отношении такого субъекта мер регулирования, предусмотренных Федеральным законом «О естественных монополиях».

Приказ ФСТ России от 15.07.2015г №1410-э подтверждает позицию антимонопольного органа, поскольку в п. 2 приказа указано, что ООО «Фортуна+» осуществляет деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам. Безвозмездность такой транспортировки значения не имеет.

Таким образом, ООО «Фортуна+» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Фортуна+» на праве собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В настоящее время порядок подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям урегулирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 (далее – Правила № 1314).

Данные правила распространяются на правоотношения, возникшие с 01.03.2014 г., в том числе, и на правоотношения между ООО «Фортуна+» и СНТ «Надежда», возникшие в связи с подачей Товариществом заявки на заключение договора на подключение к газораспределительным сетям ООО «Фортуна+» исх. № б/н от 18.06.2014 г. (вх. № 31 от 19.06.2014 г.), в связи с чем суд отклоняет довод заявителя о незаконности применения антимонопольным органом Правил № 1314.

Отклоняется довод заявителя и о том, что Правила № 1314 не регулируют рассматриваемые правоотношения.

На основании п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Следовательно, Градостроительный кодекс Российской Федерации  не исключает газопровод (газораспределительную систему) из понятия объекта капитального строительства.

По смыслу положений п.п. 11, 14, 14.1-14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации любые трубопроводы (включая газопроводы) являются линейными объектами капитального строительства.

Письмом от 22.03.2016г №381/33 Департамент по тарифам Новосибирской области в ответ на определение Арбитражного суда Новосибирской области также сообщает, что трубопроводы являются объектами капитального строительства.

Кроме того, в соответствии с Заключением инспекции Государственного строительного надзора Новосибирской области от 01.10.2013г №227 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов газопровод высокого давления- II этап газоснабжения СНТ «Надежда» определен как объект капитального строительства, который соответствует требованиям технических регламентов. Проект договора ООО «Фортуна+» также относит газопровод высокого давления- II этап газоснабжения СНТ «Надежда» к объектам капитального строительства.

Таким образом, в рассматриваемых правоотношениях газопровод высокого давления- II этап газоснабжения СНТ «Надежда» является объектом капитального строительства.

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

В правоотношениях по подключению объекта капитального строительства СНТ «Надежда», имеющего технологически связанный с газопроводом высокого давления газопровод низкого давления, к которым подключены конечные потребители, действует в интересах членов товарищества- указанных конечных потребителей.

Кроме того, на основании п.2 Правил № 1314 заявитель- юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Указанные правила не связывают подачу заявки на подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения только с целью потребления газа для собственных нужд заявителя.

Таким образом, СНТ «Надежда» является заявителем в понимании Правил № 1314 и, следовательно, субъектом правоотношений, регулируемых данными Правилами.

Пунктом 3 Правил №1314 установлен следующий порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия); б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно п. 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Для выдачи акта разграничения имущественной ответственности и осуществления фактической подачи газа на объекты потребителя требуется предварительное обращение за заключением договора на подключение (п. 3 Правил № 1314), в связи с чем, завершение процедуры присоединения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям без заключения договора на подключение является невозможным.

Пункт 60 Правил № 1314 устанавливает, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Таким образом, заявитель, желающий подключить объект капитального строительства к газораспределительным сетям, обязан внести плату за подключение в адрес исполнителя– организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключить объект заявителя.

Согласно п. 2 Правил № 1314 под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Как следует из материалов дела (договор купли-продажи от 26.11.2013г, свидетельство о государственной регистрации права 54 АЕ 263592 от 11.12.2013г, письмо ООО «Фортуна+» вх. № 10701 от 01.10.2014 г), в качестве исполнителя в правоотношениях по подключению к газопроводу высокого давления, расположенному в п. Катковский Новосибирского района Новосибирской области, выступает ООО «Фортуна+», являющееся собственником газопровода, а также организацией, осуществляющей его эксплуатацию. Следовательно, данная организация уполномочена на осуществление мероприятий по подключению объектов капитального строительства к данному газопроводу, в том числе и на заключение договоров с лицами, желающими подключиться к газопроводу.

В п. 4.1 проекта договора о подключении объекта капитального строительства, направленного ООО «Фортуна+» в адрес СНТ «Надежда», содержится следующее условие: «Размер платы за подключение к газораспределительным сетям определяется на основании тарифа, установленного Постановлением д.п. Кудряшовский № 329 от 15.11.2012г. и составляет 6 156 000 рублей».

При этом Постановлением д.п. Кудряшовский № 329 от 15.11.2012г. установлен тариф на подключение объектов капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям ООО «Успех» на территории Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

На основании п. 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Действующим законодательством не предусмотрено право газораспределительной организации использовать тариф на подключение к газораспределительным сетям, установленный для иного хозяйствующего субъекта.

В ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России ООО «Фортуна+» указало, что Общество не имеет утвержденного тарифа на подключение к принадлежащему ему газопроводу.

Согласно п. 83 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, является одним из существенных условий договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Основные положения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021,  также закрепляют, что состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется ФСТ России (в настоящее время- ФАС России). При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации и (или) при установлении платы за технологическое присоединение (пункт 26(20)). При определении платы за технологическое присоединение учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов (пункт 26(18)).

В соответствии с п. 2 Основных положений к понятию «населения»  для целей Основных положений относятся, в том числе, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан. Согласно п.2 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину", утвержденных приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 N 32591)  Методические указания определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения (далее - плата за технологическое присоединение) и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - стандартизированные тарифные ставки), и предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, газораспределительными организациями, владеющими на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (далее - ГРО), а также юридическими или физическими лицами, являющимися правообладателями земельных участков, намеренными осуществить или осуществляющими на них строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения (далее - Заявители).

Таким образом, ни Основные положения, ни Методические рекомендации не исключают из субъектного состава регулирования садоводческие некоммерческие организации, в связи с чем довод заявителя о невозможности подключения объекта капитального строительства СНТ в силу отсутствия у товарищества газоиспользующего оборудования также отклоняется судом.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 г. № 74-п «О Департаменте по тарифам Новосибирской области» областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования является Департамент по тарифам Новосибирской области.

В силу п. 13.1 Постановления Правительства Новосибирской области от «О департаменте по тарифам Новосибирской области» Департамент по тарифам Новосибирской области является органом, уполномоченным на территории Новосибирской области устанавливать размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, одним из существенных условий которого является плата за подключение, устанавливаемая уполномоченным органом (на территории Новосибирской области – Департаментом по тарифам НСО).

Правилами № 1314 (п. 76-80) предусмотрен следующий порядок разрешения разногласий, возникших между заявителем и исполнителем по поводу условий договора.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.

В случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий.

Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа.

В случае не направления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется.

При направлении заявителем в течение 30 дней со дня получения от исполнителя проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении с предложениями заявителя по корректировке проекта договора о подключении исполнитель обязан в течение 30 дней со дня получения мотивированного отказа известить заявителя о принятии или об отклонении предложений заявителя.

При отклонении исполнителем указанных в пункте 79 настоящих Правил предложений по корректировке проекта договора о подключении либо неполучении извещения о результатах их рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать на рассмотрение суда и (или) Федеральной антимонопольной службы разногласия, возникшие при заключении договора о подключении.

СНТ «Надежда» с соблюдением срока, установленного п. 77 Правил № 1314 направило в адрес ООО «Фортуна+» заказной почтой заявление исх. № 89 от 10.12.2014 г. об исключении из проекта договора на подключение условий, нарушающих права заявителя (мотивированный отказ от подписания проекта договора). Документы, подтверждающие удовлетворение требований заявителя, в Новосибирское УФАС России не поступали.

Таким образом, ООО «Фортуна+», являясь согласно свидетельству о государственной регистрации права 54 АЕ 263592 от 11.12.2013 г., собственником газопровода высокого давления, общей протяженностью 1762 м, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, п. Катковский, нарушило действующее законодательство и права СНТ «Надежда», установив в проекте договора, направленного в адрес заявителя, размер платы за подключение к газопроводу в отсутствие утвержденного для Общества тарифа на основании тарифа, установленного для иного хозяйствующего субъекта.

В ответ на определение Арбитражного суда об истребовании доказательств от 09.03.2016 Департамент по тарифам Новосибирской области письмом от 22.03.2016г №381/33 поддержал позицию антимонопольного органа, сообщив, что сети газоснабжения как объекты инженерной системы являются объектами капитального строительства; подключение газопровода одного юридического лица к газопроводу другого юридического лица регулируется Правилами №1314; плата за указанное подключение подлежит государственному регулированию; ООО «Фортуна+» в целях осуществления на платной основе технологического присоединения объектов капитального строительства к принадлежащим ему сетям обязано обратиться в департамент за установлением платы на подключение и (или) стандартизированных тарифных ставок.

Кроме того, Департаментом по тарифам Новосибирской области в отношении директора ООО «Фортуна+» Егоренков В.В. было возбуждено административное дело по факту направления ООО «Фортуна+» в СНТ «Надежда» 14.11.2014г проекта договора о подключении объекта капитального строительства (газопровода СНТ «Надежда» к газопроводу, принадлежащему ООО «Фортуна+»), пунктом 4.1 которого ООО «Фортуна+» определило размер платы за подключение к газораспределительным сетям в размере 6156000 рублей на основании тарифа, установленного постановлением д.п Кудряшовский от 15.11.2012 №329

Директор ООО «Фортуна+» Егоренков В.В. 27.02.2015г был привлечен Департаментом по тарифам Новосибирской области к административной ответственности по ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования.

Решением Ленинского районного суда г.Новосибирска от 24.07.2015г, оставленным без изменения постановлением Новосибирского областного суда от 13.10.2015 г.,  в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к административной ответственности   Егоренкову В.В. отказано,  постановление Департамента от 27.02.2015 оставлено без изменения.

Таким образом, судами общей юрисдикции установлено обстоятельство нарушения порядка ценообразования со стороны директора ООО «Фортуна+» Егоренкова В.В. при определении размера платы за подключение в проекте договора на подключение, направленного 14.11.2014г в СНТ «Надежда», заключающееся в самостоятельном определении размера платы, в то время как плата за подключение газопровода СНТ «Надежда» к газопроводу ООО «Фортуна+» подлежит государственному регулированию.

По общему принципу вина юридического лица определяется виной его должностных лиц. Указанным решением Ленинского районного суда г. Новосибирска директор ООО «Фортуна+» Егоренков В.В. признан виновным в нарушении порядка ценообразования.

Следовательно, выявленные судами общей юрисдикции обстоятельства неправомерности установления ООО «Фортуна+» в проекте договора о подключении, направленного в СНТ «Надежда» размера платы в отсутствие установленной индивидуально для ООО «Фортуна+» платы за подключение являются обязательными для арбитражного суда.

На основании изложенного, ООО «Фортуна+»  будет вправе взимать плату за подключение к принадлежащим Обществу газораспределительным сетям только после утверждения Департаментом по тарифам НСО соответствующего тарифа для ООО «Фортуна+».

Аналогичный порядок  существует при  технологическом присоединении к электросетям. Так, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении ВАС РФ по делу №  А19-966/2011 от 27.03.2012 г.,  лицо приобретает статус сетевой организации и право на оказание услуг по передаче электрической энергии лишь после установления для него службой по тарифам индивидуального тарифа. Такие лица вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии только после установления для них тарифа на эти услуги. До получения статуса сетевой организации  лицо, осуществляя переток электроэнергии  через свои сети, не вправе взимать  плату, в том числе и за  технологическое присоединение.

Следовательно, установление в п. 4.1 проекта договора о подключении объекта капитального строительства, направленного ООО «Фортуна+» в адрес СНТ «Надежда», условия о том, что размер платы за подключение к газораспределительным сетям определяется на основании тарифа, установленного Постановлением д.п. Кудряшовский № 329 от 15.11.2012 г., является неправомерным. Данные действия ООО «Фортуна+» нарушают права СНТ «Надежда», что подтверждается обращением заявителя в Новосибирское УФАС России.

На основании изложенного, действия ООО «Фортуна+», занимающего доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Фортуна+» на праве собственности или ином законном основании, выразившиеся в установлении в проекте договора о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, направленном в адрес СНТ «Надежда», размера платы за подключение к газопроводу в отсутствие утвержденного для Общества тарифа на основании тарифа, установленного для иного хозяйствующего субъекта, нарушают пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите  конкуренции» № 135-ФЗ от 27.06.2006 г.

Таким образом, антимонопольный орган, установив в действиях заявителя нарушение п.3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»,  вынес  правомерное решение  по жалобе СНТ «Надежда», в отношении ООО «Фортуна+».

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа требованиям антимонопольного законодательства и отсутствии оснований для признания его недействительным.

Заявителем при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 6000 руб.

Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с другой стороны.

С учетом изложенного, судебные расходы в виде уплаченной госпошлины относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна+»  из федерального бюджета  3000 руб. излишне уплаченной госпошлины.

Справку на возврат выдать после вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой апелляционный арбитражный суд (г. Томск) в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанций через арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции.

Судья                                                                                                  С.В.Тарасова