АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6
http://novosib.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
дело № А45-18423/2010
резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2010 года
решение изготовлено в полном объёме 11 января 2011 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пословой Ю.А.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук (город Новосибирск)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (город Новосибирск)
о признании недействительным предписания от 06.07.2010 № 08-02-132
при участии в судебном заседании представителей
заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.12.2009 № 15307.68, паспорт <...>
заинтересованного лица: не явился, извещён
установил
Институт физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания, выданного ему 06.07.2010 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.
Оспариваемым ненормативным правовым актом филиалу Института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук предписано устранить нарушения федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно - прекратить нарушение статьи 11, пункта 3 статьи 22, пункта 4 статьи 25, статьи 44, пункта 2 статьи 45, статьи 46 названного закона.
По мнению заявителя, перечисленные нормы права им не нарушены.
Кроме того, как утверждает заявитель, в компетенцию Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области не входит проведение проверок в отношении филиала Института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук, поскольку соответствующие полномочия в сфере государственного оборонного заказа, а также заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные по делу требования.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, что не препятствует дальнейшему движению дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы заявления, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого предписания. При этом суд исходит из следующего.
Институтом физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук при проведении запросов котировок и открытого конкурса в извещениях и конкурсной документации были указаны конкретные типы электронных компонентов, конденсаторов и разъёмов, установлено требование к участникам размещения заказа о том, что последние должны иметь свидетельство об аттестации Центрального органа системы «Военэлектронсерт» федерального государственного учреждения «22 ЦНИИИ Минобороны России» (должны являться предприятиями - вторыми поставщиками).
06.07.2010 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по результатам внеплановой камеральной проверки правильности проведения открытого конкурса (№ К-2010-07ф) и запросов котировок (№ ЗК-02ф/2009, № ЗК-03ф/2009, № ЗК-44ф/2009, № ЗК-32ф/2010) в отношении заявителя было вынесено предписание № 08-02-132 об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.
Филиал института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук был признан антимонопольным органом нарушившим статью 11, пункт 3 статьи 22, пункт 4 статьи 25, статью 44, пункт 2 статьи 45, статью 46 федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Нарушение, по мнению заинтересованного лица, выразилось в том, что филиал в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации и извещениях о проведении запросов котировок неправомерно указал конкретные наименования (маркировки производителей) электронных компонентов и установил требование к участникам размещения заказа о наличии у них свидетельства об аттестации Центрального органа системы «Военэлектронсерт» федерального государственного учреждения «22 ЦНИИИ Минобороны России».
Филиалу Института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук предписано прекратить допущенные нарушения.
Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук, не согласившись с предписанием антимонопольного органа, обратился в суд с соответствующим заявлением, доводы которого судом проверены и признаны обоснованными.
Материалами дела подтверждается, что все электронные компоненты, конденсаторы и разъёмы, закупленные по результатам указанных выше запросов котировок и открытого конкурса, приобретались Институтом для выполнения работ (изготовления спецприборов) по договорам и контрактам, заключённым с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в рамках исполнения государственного оборонного заказа и заказа для федеральных государственных нужд, не относящегося к государственному оборонному заказу, сведения о котором составляют государственную тайну. Работы по контракту от 26.02.2008 № 6348 и договорам от 01.10.2008 № 618-08/758, от 01.11.2009 № 625-09, от 10.11.2009 № 624-09, от 07.05.2010 № 630-10 выполняются Институтом физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук для Министерства обороны Российской Федерации, а по контракту от 12.04.2010 № 2010/160 - для войсковой части 68240. Работы (изготовление спецприборов) по указанным договорам и контрактам должны быть выполнены заявителем в соответствии с утверждённой заказчиками и их военными представителями на местах конструкторской (технической) документацией, определяющей, в том числе, и конкретные электронные компоненты, конденсаторы и разъёмы, подлежащие использованию при выполнении работ (изготовлении спецприборов).
Отношения в области исполнения государственного оборонного заказа
регламентируются федеральным законом «О государственном оборонном заказе», федеральным законом «О техническом регулировании», ГОСТ РВ 20.39.309-98 «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Конструктивно-технические требования», приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.01.2001 № 41 «Об утверждении инструкции о порядке применения электронных модулей, комплектующих изделий, электрорадиоизделий и конструкционных материалов иностранного производства в системах, комплексах, образцах вооружения и военной техники и их составных частях», положением «О порядке применения электронных модулей, комплектующих изделий, электрорадиоизделий и конструкционных материалов иностранного производства в системах, комплексах, образцах вооружения и военной техники и их составных частях» РД В 319.04.35.00-01, приложением к перечню электрорадиоизделий, разрешённых к применению при разработке (модернизации), производстве и эксплуатации аппаратуры, приборов, устройств и оборудования военного назначения (приложение к перечню МОП 44 001.03-2006).
По правилу пункта 1 статьи 5 федерального закона «О государственном оборонном заказе» государственный заказчик, в частности, утверждает конструкторскую документацию для осуществления серийного производства вооружения и военной техники.
В силу статьи 6 федерального закона «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель (исполнитель), в частности, обеспечивает соответствие выполненных работ, изготовленных опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и серийной продукции требованиям государственных стандартов, тактико-технического (технического) задания государственного заказчика, технической документации, а также тактико-техническим характеристикам и условиям государственного контракта (контракта).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 федерального закона «О государственном оборонном заказе» качество продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному контракту (контракту) на выполнение оборонного заказа, должно соответствовать требованиям нормативной и технической документации и условиям государственного контракта (контракта).
Согласно пункту 1 статьи 5 федерального закона «О техническом регулировании» в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции и указанных объектов обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
Пунктом 10.2 ГОСТ РВ 20.39.309-98 «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Конструктивно-технические требования» установлено, что в аппаратуре должны применяться электронные компоненты (электрорадиоизделия) отечественного производства с военной приёмкой, которые приведены в перечнях электрорадиоизделий, разрешённых для применения при разработке, производстве и эксплуатации, а при применении импортных изделий необходимо руководствоваться положениями действующих директивных документов.
В разделе 5 Инструкции «О порядке применения электронных модулей, комплектующих изделий, электрорадиоизделий и конструкционных материалов иностранного производства в системах, комплексах, образцах вооружения и военной техники и их составных частях» (утверждена Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.01.2001 № 41) и разделе 6 Положения «О порядке применения электронных модулей, комплектующих изделий, электрорадиоизделий и конструкционных материалов иностранного производства в системах, комплексах, образцах вооружения и военной техники и их составных частях» (РД В 319.04.35.00-01 от 2001) предусмотрено, что применение изделий и материалов иностранного производства в образцах вооружения и военной техники допускается только в случае их включения в Перечень изделий и материалов иностранного производства либо на основании решения начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации. При выполнении научно-исследовательских работ и (или) опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации вооружения и военной техники решение об использовании изделий и материалов иностранного производства принимается начальниками заказывающих управлений Министерства обороны Российской Федерации. В Перечень изделий и материалов иностранного производства включаются только изделия и материалы иностранного производства, имеющие сертификаты соответствия, выданные в Системе «Военэлектронсерт» или других системах, признанных Министерством обороны России в установленном порядке, прошедшие (в случае необходимости) специальные проверки и специальные исследования и имеющие технические условия, утверждённые в установленном порядке.
Разделами 1, 3 Инструкции «О порядке применения электронных модулей, комплектующих изделий, электрорадиоизделий и конструкционных материалов иностранного производства в системах, комплексах, образцах вооружения и военной техники и их составных частях» (утверждена приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.01.2001 № 41) и разделом 8, Приложением А Положения «О порядке применения электронных модулей, комплектующих изделий, электрорадиоизделий и конструкционных материалов иностранного производства в системах, комплексах, образцах вооружения и военной техники и их составных частях» (РД В 319.04.35.00-01 от 2001) регламентировано, что закупку изделий и (или) материалов иностранного производства, необходимых для изготовления вооружения и военной техники, могут осуществлять только предприятия - вторые поставщики (юридические лица, аттестованные в системе «Военэлектронсерт» и осуществляющие закупку изделий и (или) материалов иностранного производства у фирм - изготовителей или их официальных представителей, их хранение (организацию перепроверки, дополнительного контроля и испытаний, при необходимости) и поставку потребителям с выполнением гарантийных обязательств по срокам, объёмам и комплектности поставок при обеспечении соответствующего уровня качества изделий и (или) материалов иностранного производства, установленных в технических условиях и (или) в договорах на поставку).
С учётом указанных норм права применение при выполнении работ по созданию и модернизации вооружения и военной техники изделий и (или) материалов как иностранного, так и отечественного производства (в том числе и электронных компонентов, конденсаторов и разъёмов), не соответствующих установленным техническим требованиям и порядку их применения в изделиях вооружения и военной техники и не указанных в конструкторской (технической) документации, не допускается.
Кроме того, поставку изделий и (или) материалов иностранного производства (в том числе и электронных компонентов, конденсаторов и разъёмов), необходимых для изготовления вооружения и военной техники, могут осуществлять только предприятия - вторые поставщики.
Иные, не указанные в конструкторской (технической) документации, электронные компоненты, конденсаторы и разъёмы не смогут обеспечить совместимость (техническую совместимость по конструктивным, электрическим и эксплуатационным характеристикам) с другими электрокомпонентами, входящими в состав изготавливаемых в рамках указанных выше договоров и контрактов спецприборов, что соответственно сделает невозможным их использование при изготовлении спецприборов.
Следуя пункту 3 статьи 22 федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
По правилу пункта 2 статьи 45 федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами «или эквивалент» за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11 федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что филиалом Института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук при проведении указанных запросов котировок и открытого конкурса в извещениях и конкурсной документации правомерно были указаны конкретные типы электронных компонентов, конденсаторов и разъёмов и установлено требование к участникам размещения заказа о том, что последние должны иметь свидетельство об аттестации Центрального органа системы «Военэлектронсерт» федерального государственного учреждения «22 ЦНИИИ Минобороны России» (должны являться предприятиями - вторыми поставщиками).
В отношении проведённой Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области проверки Института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук суд не может не отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О Федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 Положения «О Федеральной службе по оборонному заказу» (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2005 № 56с) Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации норм и правил в сфере государственного оборонного заказа, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.
Подпунктом 1 пункта 1 Положения «О Федеральной антимонопольной службе» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331) установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Таким образом, антимонопольный орган не вправе был проводить внеплановую камеральную проверку правильности проведения филиалом Института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук открытого конкурса и запросов котировок, так как они проводились филиалом в целях закупки товаров (электронных компонентов, конденсаторов и разъёмов) в рамках государственного оборонного заказа и заказа для федеральных государственных нужд, не относящегося к государственному оборонному заказу, сведения о котором составляют государственную тайну.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд по результатам рассмотрения дела приходит к выводу о несоответствии оспариваемого предписания нормам федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также нарушении указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов Института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук.
При таких обстоятельствах заявленные Институтом физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук требования представляются подлежащими удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в размере 2 000 рублей 00 копеек, понесённые заявителем, подлежат взысканию в его пользу с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, поскольку заявленные Институтом физики полупроводников имени А.В Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук требования признаны судом подлежащими удовлетворению (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Взыскивая с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области уплаченную заявителем государственную пошлину, суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю понесённых им судебных расходов, в связи с чем нормы подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области об устранении нарушения законодательства о размещении заказов от 06.07.2010 № 08-02-132, выданное в отношении института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук.
3. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (город Новосибирск) в пользу института физики полупроводников имени А.В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук (город Новосибирск) 2 000 рублей расходов по государственной пошлине по заявлению.
4. Исполнительный лист на взыскание расходов по государственной пошлине выдать после вступления решения в законную силу.
5. Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СУДЬЯ В.А. ПОЛЯКОВА