ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1856/14 от 10.06.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                        дело № А45-1856/2014

резолютивная часть решения объявлена 10.06.2014

в полном объёме решение изготовлено 19.06.2014

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косачёвой К.С.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС»

к отделу государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городу Новосибирску

о признании незаконным постановления

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: ФИО1 по доверенности

заинтересованного лица: ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по доверенностям

установил

Общество с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городу Новосибирску от 21.01.2014 серии 54 ЮП номер 002451.

Оспариваемым постановлением общество с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за перевозку опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствуют оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов.

Заявитель утверждает, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении была нарушена процедура привлечения к административной ответственности, а в действиях общества с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления.

Представители заинтересованного лица против доводов заявителя возражали по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за перевозку опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов.

Как следует из материалов дела, 03.12.2013 государственным инспектором полиции в целях проверки был остановлен автомобиль <***> государственный регистрационный знак <***> регион под управлением водителя общества с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС».

По результатам проверки установлен факт перевозки на указанном транспортном средстве дизельного топлива, являющегося опасным грузом № ООН 1202, при отсутствии оборудования, применяемого для ликвидации последствий происшествий при перевозке опасных грузов.

Государственным инспектором зафиксировано, что имевшееся на транспортном средстве противопожарное оборудование – огнетушитель не имел надпись, указывающую на дату следующей периодической проверки, при этом манометрическое давление огнетушителя не гарантировало его функциональной надёжности, поскольку стрелка манометра находилась в красной зоне.

Таким образом, оборудование, применяемое для ликвидации последствий происшествий при перевозке опасных грузов, в момент остановки транспортного средства не соответствовало требованиям пункта 8.1.4.4 ДОПОГ.

По данному факту в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» 10.01.2014 был составлен протокол об административном правонарушении серии 45 ЮА номер 002035.

Постановлением от 21.01.2014 серии 54 ЮП номер 002451 общество с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 76 Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), следовательно, правила, предусмотренные ДОПОГ, подлежат применению на территории Российской Федерации.

В силу пункта 8.1.4.1 ДОПОГ к транспортным единицам, перевозящим опасные грузы, за исключением тех, которые упомянуты в пункте 8.1.4.2, применяются следующие положения:

на каждой транспортной единице должен находиться по крайней мере один переносной огнетушитель для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная ёмкость которого составляет 2 кг сухого порошка (или эквивалентное
количество любого другого подходящего огнетушащего состава) и который пригоден для тушения пожара в двигателе или кабине транспортной единицы;

требуется следующее дополнительное оборудование:

на транспортных единицах максимально допустимой массой более 7, 5 т - один или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная совокупная ёмкость которых составляет 12 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава) и по крайней мере один из которых имеет минимальную ёмкость 6 кг;

на транспортных единицах максимально допустимой массой более 3, 5 т, но не более 7,5 т - один или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная совокупная ёмкость которых составляет 8 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава) и по крайней мере один из которых имеет минимальную ёмкость 6 кг;

на транспортных единицах максимально допустимой массой до 3, 5 т включительно - один или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная совокупная ёмкость которых составляет 4 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава).

В соответствии с пунктом 8.1.4.4 ДОПОГ переносные огнетушители, соответствующие положениям пунктов 8.1.4.1 или 8.1.4.2, должны быть снабжены пломбой, свидетельствующей о том, что они не использовались.

Кроме того, они должны иметь маркировку, указывающую на соответствие стандарту, признанному компетентным органом, и надпись, указывающую, по крайней мере, дату (месяц, год) следующей периодической проверки или истечения максимально допустимого срока службы, в зависимости от конкретного случая.

Огнетушители должны подвергаться периодическим проверкам в соответствии с утверждёнными национальными стандартами с тем, чтобы гарантировать их функциональную надёжность.

Согласно пункту 476 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, опломбирование огнетушителя осуществляется заводом-изготовителем при производстве огнетушителя или специализированными организациями при регламентном техническом обслуживании или перезарядке огнетушителя.

Пунктом 477 Правил противопожарного режима в Российской Федерации определено, что на одноразовую пломбу наносятся следующие обозначения:

индивидуальный номер пломбы;

дата зарядки огнетушителя с указанием месяца и года.

Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.

Учёт наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведётся в специальном журнале произвольной формы (пункт 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

Пунктом 4.1.8 СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 179) предусмотрено, что необходимо строго соблюдать рекомендованный режим хранения и периодически проверять эксплуатационные параметры порошкового заряда (влажность, текучесть, дисперсность).

Пунктом 4.3.1 СП 9.13130.2009 установлено, что огнетушители, введённые в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надёжную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации.

Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.

Порошковые огнетушители, используемые для защиты транспортных средств, проверяют в полном объёме с интервалом не реже одного раза в 12 месяцев (пункт 4.3.15 СП 9.13130.2009).

О проведённом техническом обслуживании делается отметка в паспорте, на корпусе (с помощью этикетки или бирки) огнетушителя и производится запись в специальном журнале (пункт 4.5.1 СП 9.13130.2009).

На огнетушитель каждый раз при техническом обслуживании, сопровождающимся его вскрытием, наносят этикетку с чётко читаемой и сохраняющейся длительное время надписью. Этикетка должна содержать информацию, приведённую в таблице 2.

Этикетку с защитным полимерным покрытием и слоем клеящего вещества наносят на корпус огнетушителя (пункт 4.5.2 СП 9.13130.2009).

Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и (или) физических факторов, должны перезаряжаться не реже 1 раза в год, остальные огнетушители, установленные на транспортных средствах, - не реже одного раза в два года (пункт 4.4.7 СП 9.13130.2009).

Факт перевозки 03.12.2013 опасного груза (дизельного топлива) на транспортном средстве общества с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» в отсутствие противопожарного оборудования, применяемого для ликвидации последствий происшествий при перевозке опасных грузов (поскольку такое средство не отвечало требованиям пункта 8.1.4.4 ДОПОГ) подтверждён материалами дела.

Из представленных административным органом фотографий, в том числе в электронном виде, в цветном изображении, следует, что в момент остановки транспортного средства на огнетушителе отсутствовала маркировка, указывающая на дату периодической проверки и истечение допустимого срока службы; стрелка индикатора давления находилась в красном секторе, что указывает на недостаточное давление в корпусе огнетушителя.

Из письменных объяснений водителя ФИО5 следует, что перед выпуском на линию должностным лицом, ответственным за выпуск транспорта, перевозящего опасный груз, не была проверена комплектация транспортного средства в соответствии с ДОПОГ, огнетушители не проверялись.

Транспортное средство принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС». ФИО5 работает в обществе с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» в должности водителя. Выезд автомобиля осуществлён на основании путевого листа 03.12.2013.

Довод заявителя о том, что на момент проверки перевозка опасного груза не осуществлялась, поскольку цистерна была порожняя (с остатками дизельного топлива), не может быть принят во внимание судом.

В соответствии с положениями ДОПОГ порожняя неочищенная тара, содержащая вещества, отнесённые к опасным грузам, также относится к опасным грузам.

Доказательств того, что в рассматриваемом случае было произведено очищение тары (выпарка опасных веществ), в материалы дела не представлено.

Соответственно в данном случае факт наличия дизельного топлива (его остатков) или его отсутствия не влияет на квалификацию совершённого правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил перевозки опасных грузов административному органу представлены не были, в связи с чем должностное лицо пришло к обоснованному выводу о его виновности в совершении вменяемого административного правонарушения.

Довод заявителя о наличии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом проверен и признан необоснованным, поскольку полностью опровергается имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении (10.01.2014) общество с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» было уведомлено заблаговременно и соответствующую корреспонденцию получило 20.12.2013.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (21.01.2014) директор общества с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» был уведомлен 13.01.2014 посредством направления телефонограммы, что допускается в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, все процессуальные гарантии, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в интересах лица, привлекаемого к административной ответственности, административным органом были соблюдены.

Тем не менее, общество с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» какие-либо пояснения по факту вменяемого ему административного правонарушения административному органу не представило, явку своего представителя не обеспечило ни в день составления протокола об административном правонарушении, ни в день рассмотрения дела об административном правонарушении.

При таких условиях представление обществом с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» доказательств в подтверждение своей невиновности на стадии судебного разбирательства суд расценивает как злоупотребление правом на защиту со стороны заявителя, в связи с чем не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.

Отказывая обществу с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» в удовлетворении заявленных по делу требований, суд исходит из доказанности факта совершения вменяемого обществу с ограниченной ответственностью «СТРЕЖТРАНССЕРВИС» административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности со стороны административного органа.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

  1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
  2. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 211, статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ                                                                                                                   В.А. ПОЛЯКОВА