ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-18579/2021 от 07.02.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Новосибирск Дело № А45-18579/2021

14 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2022 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коваленко К.В., после перерыва помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 9 министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ОГРН: <***>), г. Новосибирск

к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (ОГРН: <***>), г. Новосибирск.

о признании недействительными п.1 представления от 28.04.2021 №51-21-11/10-4493, предписание от 12.07.2021 № 51-21-11/10-6851

при участии представителей сторон:

заявителя - ФИО1, доверенность от 10.01.2022, служебное удостоверение, диплом; ФИО2, выписка из приказа № 25 л/сведения от 24.05.29016, паспорт

заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 10.01.2022, служебное удостоверение, диплом.

установил:

Федеральное государственное казенное учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 9 министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее – заявитель, ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России», учреждение )обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, управление, УФК по Новосибирской области) о признании недействительными п.1 представления от 28.04.2021 №51-21-11/10-4493.

Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 9 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области о признании недействительным предписания от 12.07.2021 № 51-21-11/10-6851.

Определением суда от20 сентября 2021 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела А45-18579/2021 и А45-22660/2021. Присвоен объединенному делу №А45-18579/2021.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснениях.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области в период с 05.02.2021 по 05.03.2021 в отношении Федерального государственного казанного учреждения «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» была проведена плановая выездная проверка по теме «Проверка финансово-хозяйственной деятельности» за 2019-2020 годы.

По результатам проверки УФК по Новосибирской области был составлен акт выездной проверки ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» от 05.03.2021.

По результатам проведенной проверки Управлением вынесено представление №51-21-11/10-4493 от 28.04.2021 , согласно п.1 которого выявлено бюджетное нарушение, выразившееся в том, что в нарушение ст. 38, п.п. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 51.2.4.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, п. 48.2.4.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения» бюджетных смет ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» на 2019 и па 2020 финансовые годы, предусматривающих осуществление расходов на содержание имущества казенного учреждения, обоснований (расчетов) плановых сметных показателей бюджетной сметы федерального казенного учреждения на 2019 и 2020 годы, средства федерального бюджета в общей сумме 39 800,00 рублей, в том числе в 2019 году - 22 800,00 рублей, в 2020 году - 17 000,00 рублей, выделенные по кодам бюджетной классификации расходов 17703101010390059242 израсходованына оплату услуг сотовой связи личных мобильных телефонов сотрудников, в целях не соответствующих целям, определенным бюджетной сметой и планам информатизации МЧС России на 2019-2020 годы, путем использования выданных из кассы ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» наличных денежных средств под отчет сотрудникам и списанных по утвержденным руководителем и заместителем руководителя авансовым отчетам.

В представлении содержится требование устранить бюджетное нарушение, и возместить средства в сумме 39 800,00 рублей в доход федерального бюджета в срок не позднее 60 календарных дней с даты получения представления.

В установленный срок представление не исполнено, в связи с чем 12.07.2021 вынесено предписание от 12.07.2021 № 51-21-11/10-6851 (далее - Предписание),согласно которому заявителю предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 39 800,00 рублей в доход федерального бюджета.

Заявитель, считая представление в части п.1 и предписание незаконными, нарушающим его права и интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 БК РФ), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ)

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

На основании Распоряжения МЧС России от 13.02.2019 № 47 «Об утверждении плана информатизации МЧС России на 2019 и на плановый периода 2020 и 2021 годов», Распоряжения МЧС России от 31.01.2020 № 68 «Об утверждении плана информатизации МЧС России на 2020 и на плановый периода 2021 и 2022 годов» (а также Приказов МЧС России о внесении изменений в указанный приказ), МЧС России были определены направления расходования денежных средств на Информационно-коммуникационные технологии МЧС России, в частности установлен код мероприятия информатизации (КМИ) 177.00100177.16.Э.229.19, 177.00100177.16.Э.229.20, предусматривающий направление расходов «Эксплуатация» объекта учета «Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь», устанавливающий оплату услуг связи в существующей инфраструктуре оборудования службы связи МЧС России.

Минфином РФ по указанному плану информатизации были выделены лимиты бюджетных обязательств, для реализации мероприятий по информатизации.

Лимиты бюджетных обязательств распределены Главным распорядителем бюджетных средств в лице МЧС России до распорядителя бюджетных средств в лице ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» и доведены до получателя бюджетных средств в лице ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» по коду бюджетной классификации 177 0310 10 1 03 90059 242, на основании расходных расписаний. Расходным расписанием предусмотрены расходы на оплату услуг связи по коду бюджетной классификации 177 0310 10 1 03 90059 242 КОСГУ 221.

В соответствии с приказом МЧС России № 431 от 12.08.2016 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций МЧС России», в ФГКУ «Специально управление ФПС № 9 МЧС России» были изданы приказы: «Об установлении норм обеспечения сотовой и
междугородней связью из средств федерального бюджета на 2019 год» № 75
от 27.02.2019, «О финансировании из средств федерального бюджета на 2020 год затрат на услуги связи отдельным категориям сотрудников» № 10/1
от 09.01.2020.

В 2019 и 2020 годахза счет средств федерального бюджета,
выделенных по КБК 17703101010390059242 КОСГУ 221 произведена выдача
денежных средств в подотчет 4 сотрудникам на оплату услуг сотовой связи.
Согласно Приложению 15 № 1-15-000/0001 от 12.12.2019 в подсистеме «Бюджетное планирование» системы «Электронный бюджет» МИНФИНОМ РФ для ФГКУ «Специальное управление ФПС №9 МЧС России» установлена связка КБК 177 0310 10 103 90059 242 и КМИ 177.00100177.16.Э.229.19, что подтверждается обращением в службу техническойподдержки системы «Электронный бюджет» от 22.01.2020.

По коду бюджетной классификации 177 0310 10 1 03 90059 242 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» оплачиваются услуги стационарных телефонов, услуги доступа к сети Интернет, закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Финансирование на указанные расходы по коду бюджетной классификации 177 0310 10 1 03 90059 244 в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» на основании Приказа Минфина России от 08.06.2018 № 132н, Приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85нне предусмотрено, т.к. по указанному КБК финансируются расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

На основании расходных расписаний доведенных ЛБО на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов в подсистеме «Бюджетное планирование» системы «Электронный бюджет» сформированы предложения по изменению в сметный расчет с обоснованиями расходов на предоставление услуг связи отдельным категориям сотрудников.

Предложения согласованы и утверждены распорядителем бюджетных средств и главным распорядителем бюджетных средств.

На основании утвержденных предложений по изменению, сметный расчет сформирован и утвержден, документ № 1-52-177/00114291/0018 от 20.08.2018.

В 2019 годуотражение расходов по элементу вида расходов «242 Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» регулировалось п. 51.2.4.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения», утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2018 132н, и предусматривало отражение расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

В 2020 году отражение расходов по элементу вида расходов «242 Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» регулировалось п. 48.2.4.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н (далее - Порядок N 85н) и предусматривало отражение расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на реализацию мероприятий, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов...в качестве полномочий конкретному федеральному государственному органу, федеральному государственному казенному учреждению или органу управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

Таким образом, в рассматриваемом случае порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации нарушен не был, денежные средства правомерно отражены по КБК 17703101010390059242.

В соответствии с приказом МЧС России от 19.02.2019 № 90-ДСП «Об утверждении Перечня срочных донесений и иных отчетно-информационных документов МЧС России», отдельным сотрудникам ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» необходимо незамедлительно предоставлять донесения в телефонном режиме вышестоящему руководству, быть на оперативной связи. Это осуществляется посредством использования услуг мобильных операторов связи.

Приказом МЧС России от 12.08.2016 № 431 утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (далее- Правила №431) установлен размер оплаты услуги связи отдельным категориям сотрудников, в соответствии с приложением к Приказу.

Согласно п.9 Правил №431 затраты на информационно-коммуникационные технологии (Зикт) включают, среди прочего, затраты на оплату услуги связи

Так, в п. 9.1.6 Правил № 431 затраты на оплату услуг подвижной (радиотелефонной) связи (Зсот) определяются исходя из количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети подвижной связи по 1-ой должности; ежемесячной цены услуги подвижной связи в расчете на один номер сотовой абонентской станции по i-ой должности; количества месяцев предоставления услуги подвижной связи по i-должности, в соответствии с нормативами, указанными в п. 6 данных правил. В данном случае речь идет непосредственно об абонентских номерах, без привязки к наличию (отсутствию) пользовательского (оконечного) оборудования.

Нормативы количества абонентских номеров и цены услуг связи ( ежемесячная цена услуги на 1 номер сотовой абонентской станции по должностям ) установлены в Приложениях к Правилам №431 .

Приказ МЧС России от 12.08.2016 № 431 «Об утверждении правил определения нормативных затрат на обеспечение функций МЧС России, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения», и принятый взамен его в 2020 году Приказ МЧС России от 27.02.2020 № 124 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций МЧС России, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» устанавливают размер оплаты услуги связи отдельным категориям сотрудников, с указанием конкретных должностей и количество выделяемых денежных средств на 1 месяц.

Согласно этим приказам денежные средства выделяются в определенном размере по конкретной должности.

Так в соответствии с п. 20-21 приложения 4 к Правилам № 431, начальнику и заместителю начальника казенного учреждения центрального подчинения оплачивается один абонентский номер, используемый для междугородних телефонных соединений, начальнику - 300 рублей ежемесячно, заместителю начальника - 100 рублей ежемесячно.

Денежные средства были использованы получателем на реализацию целей, указанных в Распоряжении МЧС России от 13.02.2019 № 47 «Об утверждении плана информатизации МЧС России на 2019 и на плановый периода 2020 и 2021 годов», Распоряжении МЧС России от 31.01.2020 № 68 «Об утверждении плана информатизации МЧС России на 2020 и на плановый периода 2021 и 2022 годов», посредством реализации приказа МЧС России № 431 от 12.08.2016, в соответствии с бюджетной сметой, на услуги сотовой связи.

В 2019 году ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» денежные средства были аналогичным образом, направлены на реализацию целей в соответствии с Распоряжением МЧС России от 13.02.2019 № 47 «Об утверждении плана информатизации МЧС России на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов», принцип адресности и целевого характера бюджетных средств в 2019 году также нарушен не был.

В рассматриваемом случае нормативы и цены не превышены.

Оплата услуг связи в данном случае была произведена по приказам ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» от 27.02.2019 №75, от 09.01.2020 №10/1 (листы дела 26-30 т.2) в подотчет сотрудникампутем направления денежных средств за зарплатный счет сотрудника , сотрудник давал поручение о перечисления денежных средств банком оператору , платежные поручения банка о перечислении за услуги связи после исполненияпредставлялись сотрудниками учреждения в бухгалтерию с авансовым отчетом. В указанных приказах руководителя ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России»отражены закрепленные номера телефонов, лицевые счета и сим-карты, сумма в месяц, цели. Приказы изданыв соответствии с Приказом МЧС России от 12.08.2016 № 431 «Об утверждении правил определения нормативных затрат на обеспечение функций МЧС России, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» в связи с потребностью обеспечения мобильной ,междугородней связью т возможностью бесперебойного доступа к сети интернет в соответствии св т.ч. для обеспечения деятельности оперативной группы службы пожаротушения.

Указанный способ оплаты не противоречит учетной политике ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России», применяемой: с 01 января 2019 года, утв.приказом ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» от 29.12.2018 № 330 «Об учетной политике», с 01 января 2020 года, утвержденной приказом ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» от 15.06.2020 № 215 «Об учетной политике».

17 января 2008 г. между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ГУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» был заключен договор № 154392092357 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, договор считается заключенным на неопределенный срок (п. 3.2 Правил).

В соответствии с п.п. 2.1., 2.2 статьи 2 приложения к Договору с ОАО «МТС» (правила оказания услуг связи «МТС») абоненту выделяется телефонный номер, с помощью которого осуществляется идентификация и установление соединений в сети подвижной радиотелефонной связи.

Таким образом, расчет затрат и предоставление денежных средств на оплату услуг подвижной связи не зависит от наличия или отсутствия аппаратов на балансе. Оплата услуг связи производится на уникальный телефонный номер абонента, закрепленный за оборудованием оператора связи, и не предполагает фактическое наличие мобильных (пользовательских) устройств.

В соответствии с п. 3.1указанного договора включение в настоящий договор абонентских номеров оформляется подписанием сторонами соответствующего приложения.

Из ответа на запрос ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» от 04.06.2021 № С01/00163н ПАО «МТС» следует, что телефонные номера 8-913-703-4333, 8-983-123-56-13, 8-983-122-38-21, 8-913-909-00-14 выделены ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России», с 24.01.2008 , 23.10.2016, 24.08.2017, 12.11.2008 соответственно.

Договором с ОАО «МТС» от 17 января 2008 не предусмотрен безналичный метод оплаты услуг связи. Оплата услуг связи была произведена сотрудниками заявителя, за которыми номера были закреплены для работы на конкретные телефонные номера, выделенные исполнителем услуг для ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России».

В 2019-2020 годах денежные средства были выделены на конкретные цели и на основании приказов ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России», посредством перечисления сотрудниками денежных средств на телефонные номера сотовой связи, использованы на услуги сотовой связи, для поддержания оперативной связи.

В данном случае денежные средства были использованы получателем на реализацию целей, указанных в Распоряжении МЧС России от 13.02.2019 № 47 «Об утверждении плана информатизации МЧС России на 2019 и на плановый периода 2020 и 2021 годов», Распоряжении МЧС России от 31.01.2020 № 68 «Об утверждении плана информатизации МЧС России на 2020 и на плановый периода 2021 и 2022 годов», посредством реализации приказа МЧС России № 431 от 12.08.2016, в соответствии с бюджетной сметой.

Доводы управления о том, что сотрудниками использовались личные сотовые телефоны, которые не были поставлены на учет учреждением , сим-карты не учтены на балансе , оплата услуг производилась сотрудниками из средств, выданных подотчет,не свидетельствует о наличии бюджетного нарушения, нецелевом использовании , как следует из материалов дела, денежных средств учреждению из бюджета не выделялось на приобретение сотовых телефонов, в связи с чем оснований для учета личных сотовых телефонов сотрудников на балансе у заявителя не имелось. Услуги связи были необходимы в деятельности учреждения, нормативы и ежемесячные цены на услуги были установлены соответствующим приказом руководителя заявителя ипревышены не были, . Ссылки управления на отсутствие в учете на счетах безвозмездно выданных оператором связи сим-карт, не свидетельствует о нецелевом использовании выделенных учреждению денежных средств , поскольку сим-карты передавались безвозмездно и устанавливались в личные сотовые телефоны сотрудников, у учреждения приобретенного сотового телефона не имелось. Возможные нарушения требований бухгалтерского учета, нарушениебухгалтерских правил и инструкций, нарушения по ведению учета отдельных хозяйственных операций, не свидетельствует о нецелевом характере расходования денежных средств. При этом органом бюджетного надзора не доказано, что указываемые управлением нарушения и недочеты привели к нецелевому, неправомерному и неэффективному использованию средств бюджета. В связи с изложенным рассматриваемое нарушениене может признаваться нарушением бюджетного законодательства, в связи с чем не подлежит включению в представление и не могут влечь за собой применение мер принуждения. Оплата услуг связи предусмотрена в ходе реализации целей по информатизации МЧС России, факт использования услуг в иных, не предусмотренных планом информатизации целях не выявлен.

В рассматриваемом случае при использовании бюджетных средств заявителем принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренный ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявителем нарушен не был.

Таким образом, суд пришел к выводу о недоказанности в действиях заявителяпо оплате расходов услуг сотовой связи в указанных суммах нецелевого использования бюджетных средств.

Управлением при проведении проверки не установлены факты возмещения учреждением расходов на сотовую связь работникам, не являющихся сотрудниками МЧС, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии у контролирующего органа оснований для признания учреждения нарушившим требования бюджетного законодательства в части неправомерного использования средств федерального бюджета.

Также при принятии решения судом учтено, что решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 05.07.2021 удовлетворена жалоба начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» ФИО4 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области № 15-21-13/2021-3714 от 29.03.2021 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ -нецелевое использование бюджетных средств, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решением Новосибирского областного суда от 19.11.2021 № 7-421/2021 указанное решение оставлено без изменения, жалоба УФК по Новосибирской области - без удовлетворения. В указанных судебных актах , сделаны выводы о том ,что выдача денежных средств сотрудникам в подотчет как способ оплаты за услуги связи не противоречит учетной политике ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России»; расходы на услуги связи правомерно были отнесены к виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», отсутствие сотовых телефонов на балансе учреждения не является основанием для привлечения к административной ответственности, т.к. в соответствии с Приказом МЧС России от 12.08.2016 № 431, затраты на оплату услуг подвижной (радиотелефонной) связи (Зсот) определяются исходя из количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, без привязки к наличию или отсутствию телефонных аппаратов. Отсутствие на балансе ФГКУ «Специальное управление ФПС № 9 МЧС России» сим-карт, полученных на безвозмездной основе, не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Судом сделан вывод о том, что адресность расходования выделенных бюджетных средств соблюдена, денежные средства направлены на цели, обозначенные в бюджете - на услуги связи, нарушения бюджетного законодательства не установлено.

Ввиду недоказанности бюджетного нарушения , суд приходит к выводу о несоответствии п.1 представления от 28.04.2021 №51-21-11/10-4493 и предписания от 12.07.2021 № 51-21-11/10-6851 действующему законодательству, нарушении прав и интересов заявителя.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными п.1 представления от 28.04.2021 №51-21-11/10-4493 и предписание от 12.07.2021 № 51-21-11/10-6851 Управления Федерального казначейства по Новосибирской области.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

И.А. Рубекина