ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1864/14 от 02.04.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                                                                                                               дело № А45-1864/2014

резолютивная часть решения объявлена 02.04.2014

в полном объёме решение изготовлено 09.04.2014

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания (01.04.2014) помощником судьи Косачёвой К.С. и при ведении протокола судебного заседания (02.04.2014) секретарём судебного заседания Бондаренко А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС»

к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным постановления

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: Ашихмин К.А. и Серёгина В.А. по доверенностям; президент Яновский А.Л.

заинтересованного лица: Бакланова М.В. и Хорошев Д.А. по доверенностям

установил

Общество с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.01.2014 № А-60-30-342/13юл.

Оспариваемым постановлением общество с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отступление при строительстве объекта капитального строительства от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивающее конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта капитального строительства.

Допущенным нарушением, как посчитал административный орган, создана угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Заявитель утверждает, что в действиях общества с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, полагает, что административным органом ненадлежащим образом были исследованы все обстоятельства дела об административном правонарушении и неверно определён субъект административной ответственности.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

Представители заинтересованного лица против доводов заявителя возражали по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

За нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) статьёй 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В частности, за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), административная ответственность установлена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные действия, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют объективную сторону состава административного правонарушения по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Цель статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, эксплуатационной надёжности возводимых зданий, строений и сооружений.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьёй, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 № 221, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», а также иными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утверждён Перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Федеральный закон «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», сфера применения которого распространяется на здания и сооружения любого назначения и на все этапы жизненного цикла здания или сооружения, устанавливает требования, связанные с обеспечением всех видов безопасности в области строительства.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьёй 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Ответственность по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не затрагивает конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

В других случаях ответственность наступает по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом ответственности могут быть как граждане и должностные лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Правонарушения, предусмотренные статьёй 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по своему составу являются формальными и не требуют наступления вредных последствий.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются только умышленной виной.

Дела об административных правонарушениях по статье 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор, а в случае необходимости применения наказания в виде административного приостановления деятельности - судьями арбитражных судов.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что при осуществлении проверки лица, осуществляющего строительство объекта капитального строительства «завершение строительства объединённых ремонтных мастерских Новосибирского метрополитена на территории электродепо «Ельцовское», - общества с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» должностным лицом Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору были выявлены следующие нарушения:

перекрытия первого и второго этажей в осях 9-10 не соответствует требованиям утверждённой проектной документации, а именно:

перекрытие второго этажа в осях 9-10 запроектировано плитами по серии 1.442-1/87 с устройством одного монолитного участка в осях А-Б по месту расположения шахты лифта, по факту в осях Б-Г/9-10 устроен монолитный участок, не предусмотренный утверждённой проектной документацией;

перекрытие первого этажа в осях 9-10 запроектировано плитами по серии 1.442-1/87 с устройством одного монолитного участка в осях А-Б по месту расположения шахты лифта, по факту в осях Б-Г/9-10 устроен монолитный участок, не предусмотренный утверждённой проектной документацией,

из чего должностное лицо сделало вывод о том, что нарушено требование Проект Шифр 4031п/163 лист 4031п/163-КР2.Ч.8.

Выявленные нарушения квалифицированы административным органом по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве субъекта административной ответственности определено общество с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» как лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства.

Суд на основе исследования представленных в материалы дела доказательств и оценки доводов участников процесса не может согласиться с выводами административного органа.

При этом суд исходит из следующего.

По правилу части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации  проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.07.2009 № 273-ст утверждён национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 21.1001-2009 «Система проектной документации для строительства. Общие положения».

Названный стандарт устанавливает основные положения комплекса стандартов Системы проектной документации для строительства и определяет для этого комплекса: назначение стандартов, структуру комплекса стандартов и порядок их обозначения и применения.

В силу пункта 3.1.2 Стандарта проектная документация представляет собой совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации; и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.

В соответствии с пунктом 3.1.3 Стандарта проектным документом является составная часть проектной и/или рабочей документации, имеющая самостоятельное обозначение.

При этом к проектным документам относятся графические, текстовые, аудиовизуальные (мультимедийные) и иные документы, требуемые при разработке проектной и рабочей документации, которые содержат необходимую информацию о здании или сооружении.

Согласно пункту 3.1.8 Стандарта рабочая документация представляет собой  совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утверждённой проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.

В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.

Таким образом, предназначение рабочей документации – обеспечение реализации принятых в проектной документации решений при производстве работ.

Пунктом 4 Положения о составе разделов проектной документации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, определено, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 22.06.2009 № 19088-СК/08 «О применении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» разъяснило, что в соответствии с пунктом 4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность её выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после её подготовки.

При этом объём, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.

Общество с ограниченной ответственностью «МЕТОРОПОЛИС» выступает генеральным подрядчиком на проверенном Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору объекте капитального строительства, что следует из договора от 28.06.2013 № 16-ТЗ/2013, заключённого с муниципальным унитарным предприятием «Управление заказчика по строительству подземных и транспортных сооружений».

Муниципальное унитарное предприятие «Управление заказчика по строительству подземных и транспортных сооружений» в свою очередь является техническим заказчиком по договору от 27.06.2013 № 78, заключённому с муниципальным унитарным предприятием «Новосибирский метрополитен», который выступает в качестве застройщика проверяемого объекта.

В силу пункта 4.1.1 договора от 27.06.2013 № 78 технический заказчик обязан обеспечить организацию и контроль за всем комплексом строительных работ со сдачей объекта «под ключ» в соответствии с утверждённой проектной (рабочей) документацией, законодательством и нормативно техническими документами Российской Федерации.

Согласно пункту 4.1 договора от 28.06.2013 № 16-ТЗ/2013 технический заказчик обязуется выдать генеральному подрядчику утверждённую в установленном порядке рабочую документацию. Передаваемая техническим заказчиком документация должна быть составлена в соответствии и в объёме строительных норм и правил и утверждена в установленном порядке. Генеральный подрядчик не несёт ответственности за качество рабочих чертежей, спецификаций и другой документации, передаваемой техническим заказчиком.

Таким образом, ответственность за соответствие рабочей документации проектной документации по условиям договора от 28.06.2013 № 16-ТЗ/2013 возложена на технического заказчика, но не на общество с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС».

Как следует из представленных в материалы дела доказательств и пояснений участников процесса, общество с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» выполняет работы на основании разработанной проектировщиком и представленной техническим заказчиком рабочей документации.

При этом и рабочая документация, и проектная документация разработаны одним и тем же проектировщиком – открытым акционерным обществом «СИБГИПРОТРАНС».

Перекрытие второго этажа в осях 9-10, как пояснили в процессе судебного разбирательства представители общества с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС», выполнено в виде монолитного участка в соответствии с рабочей документацией шифр.4031 рд-1-КЖ Лист 11, выданной в производство работ в установленном порядке.

Рабочая документация выполнена открытым акционерным обществом «СИБГИПРОТРАНС» в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами, о чём имеется надпись на листе общих данных шифр.4031 рд-1-КЖ Лист 1, заверенном, в том числе, главным инженером проекта.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Общих указаний шифр.4031 рд-1-КЖ Лист 1 имеет надпись «Рабочие чертежи разработаны на основании утверждённого проекта».

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях общества с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» отсутствуют нарушения требований технических регламентов, проектной документации, отступления от проектных значений параметров возводимого здания.

Из письменных пояснений открытого акционерного общества «СИБГИПРОТРАНС», представленных в материалы дела, следует, что сооружение монолитного участка в перекрытии в осях 9-10 не является несоответствием, не снижает конструктивную надёжность и безопасность объекта и не противоречит конструктивным решениям, отражённым в проектной документации, прошедшей экспертизу.

При таких условиях противоправное виновное поведение в действиях общества с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» отсутствует, нарушений, которые возможно было квалифицировать по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном конкретном случае не установлено.

Признавая постановление от 21.01.2014 № А-60-30-342/13юл незаконным, суд отмечает, что указанное постановление не содержит ссылок на доказательства, на основании которых административный орган установил событие вменяемого обществу с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» административного правонарушения, равно как не содержит выводов, почему именно это общество было признано субъектом административного правонарушения. Мотивов применения санкции в размере 450 000 рублей оспариваемое постановление также не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

  1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» требования удовлетворить.
  2. Признать незаконным и отменить постановление Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.01.2014 № А60-30-342/13юл о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МЕТРОПОЛИС» к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  3. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 211, статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ                                                                                                          В.А. ПОЛЯКОВА