АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
------------------------------ ------------------------------------------------------------------------
г. Новосибирск Дело № А45-18697/2013
3 декабря 2013 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошуля Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Килипенко П.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Западно-Сибирское речное пароходство», город Новосибирск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, город Новосибирск,
о признании права собственности,
при участии представителей:
истца – ФИО1 – доверенность №РП-90/13 от 18.11.2013, паспорт,
ответчика – ФИО2 – доверенность №ОГ-14669 от 24.09.2013, служебное удостоверение,
установил следующее.
Открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство» обратилось в арбитражный суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании права собственности в силу приобретательной давности на судно №41, тип и назначение: баржа-площадка, проект: 81212 Р, класс Речного регистра «Р», регистровый номер 211252, год и место постройки: 1989 г., Моряковская РЭБ, материал корпуса: В Ст 3 Сп 4 и В Ст 3 Сп 2.
Требования истца мотивированы невозможностью зарегистрировать право собственности без судебного решения об установлении права.
Ответчик отклонил требования истца как необоснованные, ссылаясь на то, что в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» спорный объект относится исключительно к федеральной собственности и нарушение прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Западно-Сибирское речное пароходство» отсутствует. Как полагает ответчик, согласно пункту 2.1.14 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 спорный объект не подлежал приватизации, в уставный капитал истца не вошел, а подлежал передаче в пользование акционерного общества.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд находит требования истца подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
Как видно из материалов дела, на основании закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» распоряжением КУГИ Администрации НСО № 867-р от 28.10.1993 было учреждено Открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство» путем преобразования государственного предприятия Западно-Сибирское речное пароходство в соответствии с Планом приватизации Западно-Сибирского речного пароходства Министерства транспорта Российской Федерации № 5098, утвержденным 25.09.1993.
При приватизации в 1993 основных и оборотных средств Западно-Сибирского речного пароходства Министерства транспорта РФ в план приватизации не вошло судно №41, тип и назначение: баржа-площадка, проект: 81212 Р, класс Речного регистра «Р», регистровый номер 211252, год и место постройки: 1989 г., Моряковская РЭБ, материал корпуса: В Ст 3 Сп 4 и В Ст 3 Сп 2 (далее по тексту «судно № 41»).
Указанное судно построено в 1989 г., в п. Моряковка, постройку осуществляла Моряковская РЭБ, собственник: Западно-Сибирское речное пароходство, о чем свидетельствует донесение Западно-Сибирской инспекции Речного Регистра РСФСР от 01.12.1989 о первоначальном освидетельствовании судна. Все последующие годы указанное судно находилось во владении и пользовании Западно-Сибирского пароходства Министерства транспорта РФ, а с 03.11.1993 - АООТ «ЗСРП» (позднее ОАО «ЗСРП»), что подтверждается имеющимися в материалах дела актами о специальном освидетельствовании судна, составленными инспекторами Регистра, а также классификационным свидетельством от 05.06.2001.
Как следует из пункта 9 Плана приватизации № 5098, утвержденного 25.09.1993, одним из подразделений, входящих в состав ЗСРП на момент приватизации, являлись Колпашевский порт и Моряковская ремонтно-эксплуатационная база флота.
Пунктом 10 Указа Президента РФ № 721 от 01.07.1992 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» предусмотрено, что с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом.
ОАО «ЗСРП» зарегистрировано вкачестве юридического лица 03.11.1993.
ОАО «ЗСРП» с 1993г открыто, добросовестно и непрерывно владеет судном № 41, и указанное судно, используемое в обычной деятельности истца, из его владения не выбывало.
Полагая, что спорным самоходным судном истец добросовестно владеет как своим собственным с 1993 года, ОАО «ЗСРП» обратилось с настоящим иском в арбитражный суд о признании права собственности в силу приобретательной давности.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право истца на обращение в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.
В силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество в силу приобретательной давности. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Указанный объект - судно №41 тип: баржа-площадка, проект: 81212Р с момента приватизации находилось на балансе истца, что подтверждается балансовой справкой. С момента принятия спорного объекта на баланс, истец постоянно и непрерывно им владеет, пользуется им открыто и добросовестно как своим собственным, неся бремя его содержания, осуществляя обслуживание и текущий ремонт на протяжении всего времени владения.
Письмом № ВД-8221/04 от 25.05.2012 ТУ ФАУФИ в НСО подтверждается, что указанное судно в реестре федерального имущества не числится.
Спорное судно находилось на учете в Западно-Сибирском речном пароходстве до его приватизации, о чем свидетельствует выписка из баланса, и в процессе приватизации не было исключено из имущественного комплекса предприятия как социальные объекты или иные объекты, не подлежащие приватизации в силу ограничений, установленных законодательством о приватизации, либо переданы другому юридическому лицу.
В соответствии с пунктом 4.1. Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992г № 66, исключению из уставного капитала при приватизации подлежит стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации, а также стоимость объектов остающихся в государственной, муниципальной собственности. Распоряжением Госкомимущества РФ от 16.09.1992 №444-р «Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» в число объектов, не подлежащих приватизации в 1992, включен флот специального назначения, включая рейдовый флот.
Пункт 8 раздела IIПлана приватизации № 5098, утвержденного 25.09.1993, устанавливает перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации в составе приватизируемого комплекса имущества ЗСРП: портовые сооружения и объекты, рейдовый флот; объекты гражданской обороны, связи и мобназначения; объекты и сооружения инфраструктуры; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; незавершенное строительство.
Согласно перечню рейдово-маневрового флота по состоянию на 01.07.1992, не подлежащему приватизации, по государственному предприятию «Западно-Сибирское речное пароходство» спорное судно в данный перечень не вошло, соответственно, указанное судно, не являясь имуществом, не подлежащим приватизации, перешло в собственность ОАО «ЗСРП» при приватизации в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ № 721 от 01.07.1992.
Следовательно, в силу приобретательской давности истцом было приобретено право собственности на судно №41 тип и назначение: баржа-площадка, проект: 81212 Р, класс Речного регистра «Р», регистровый номер 211252, год и место постройки: 1989 г., Моряковская РЭБ, материал корпуса: сталь Вст 3 сп 4 и Вст 3 сп 2 по ГОСТ 5521-76.
Довод ответчика о том, что судно не подлежит приватизации со ссылкой на пункт 2.1.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 №2284, является необоснованным. В материалы дела не представлено доказательств, что указанное судно относится к объектам, перечисленным в пункте 2.1.12 Государственной программы.
Ссылка ответчика на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», отклоняется арбитражным судом, так как из указанного акта не усматривается какого-либо запрета на приватизацию спорного объекта.
Кроме того, в настоящее время в соответствии со статьей 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ суда могут находится в любой собственности.
Таким образом, ОАО «ЗСРП» фактически владеет и пользуется имуществом, считая себя полноправным собственником спорного имущества.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представил, в связи с чем его доводы о принадлежности спорного объекта к объектам федеральной собственности являются необоснованными.
Материалами дела подтверждается также отсутствие спорного имущества в реестре муниципальной собственности города Новосибирска.
Изложенное свидетельствует об обоснованности требований истца, подлежащих удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает необходимым возложить на истца.
Руководствуясь статьями 167-170, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать право собственности открытого акционерного общества «Западно-Сибирское речное пароходство» на судно №41 тип и назначение: баржа-площадка, проект: 81212 Р, класс Речного регистра «Р», регистровый номер 211252, год и место постройки: 1989 г., Моряковская РЭБ, материал корпуса: сталь Вст 3 сп 4 и Вст 3 сп 2 по ГОСТ 5521-76.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия обжалуемого решения.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.Н. Хорошуля