АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
03 ноября 2010 года Дело № А45-18806/2010
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 03 ноября 2010 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Васютиной О.М., при ведении протокола судьёй Васютиной О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Негосударственного пенсионного фонда «Алемар-Уверенность», г. Новосибирск
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, г. Новосибирск
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 090 от 09.06.2010
при участии в заседании представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 17.05.2010, паспорт,
заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 14.01.2010, паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
Негосударственный пенсионный фонд «Алемар-Уверенность» (далее – Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе о назначении административного наказания № 090 от 09.06.2010.
Заявленное требование мотивировано пропуском срока давности привлечения заявителя к административной ответственности. Нарушения законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, не относятся к нарушениям законодательства о рынке ценных бумаг или инвестиционных фондах, поэтому к ним не применим годичный срок давности.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленного требования, указывая на наличие законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, на вынесение оспариваемого постановления в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе установлено представление Негосударственным пенсионным фондом «Алемар-Уверенность» годового отчета за 2009 год не в полном объеме, а именно: в составе представленного годового отчета отсутствуют рабочий план счетов, сведения об управляющей компании, отчетные документы по результатам сверки информации о размере средств пенсионных накоплений НПФ «Алемар-Уверенность», инвентаризационная опись пенсионных резервов НПФ «Алемар-Уверенность», форма 3 «Отчет о формировании и использовании дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений за 2009 год», форма 4 «Отчет о расходах, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений», утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 № 482 «Об утверждении форм отчетности негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию».
Усмотрев в действиях Фонда признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 19.7.3. КоАП РФ, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе 17.05.2010 составило протокол об административном правонарушении № 10-153/пр-ап и 09.06.2010 вынесло постановление о назначении административного наказания № 090.
Посчитав данное постановление незаконным, Фонд обжаловал его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, при этом исходит из следующего.
Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность (статья 19.7.3. КоАП РФ).
Согласно статье 32.1 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд представляет отчеты о своей деятельности в сроки и по форме, которые установлены уполномоченным федеральным органом. Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Согласно п. 12 Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда и Инструкции по их заполнению, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 30.08.2007 N 07-92/пз-н (далее – Положение), годовой отчет представляется в Федеральную службу по финансовым рынкам негосударственными пенсионными фондами в течение 90 дней по окончании года.
Датой представления негосударственным пенсионным фондом годового отчета и квартальной отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата его фактической передачи представителем негосударственного пенсионного фонда в Федеральную службу по финансовым рынкам в установленном порядке (п. 17 Положения).
Пункт 3 Положения предусматривает перечень сведений и документов, из которых должен состоять годовой отчет.
Материалами дела установлено, что Негосударственный пенсионный фонд «Алемар-Уверенность», являясь некоммерческой организацией социального обеспечения, осуществляющей деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию на основании лицензии от 11.01.2007 № 195/2, 31.03.2010 представил в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе годовой отчет за 2009 год в нарушение п. 3 Положения не в полном объеме, а именно: в составе представленного годового отчета отсутствуют рабочий план счетов, сведения об управляющей компании, отчетные документы по результатам сверки информации о размере средств пенсионных накоплений НПФ «Алемар-Уверенность», инвентаризационная опись пенсионных резервов НПФ «Алемар-Уверенность», форма 3 «Отчет о формировании и использовании дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений за 2009 год», форма 4 «Отчет о расходах, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений», утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 № 482 «Об утверждении форм отчетности негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию».
Указанное нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.3 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.3 КоАП РФ, является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством.
Указанная обязанность возложена на негосударственные пенсионные фонды статьёй 32.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и Положением о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда и Инструкции по их заполнению, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 30.08.2007 N 07-92/пз-н.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Фонда подтверждена материалами дела. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности для соблюдения названных правил и норм заявителем не представлены.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ, и наличие вины в своих действиях Фонд не отрицает.
Таким образом, действия Фонда содержат все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку датой совершения административного правонарушения является последний срок представления годовой отчетности – 31.03.2010, срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год, не истек.
Заявитель полагает, что нарушения законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, не относятся к нарушениям законодательства о рынке ценных бумаг или инвестиционных фондах, поэтому к ним не применим годичный срок давности.
Указанный довод заявителя судом отклоняется по следующим основаниям.
В силу п. 9 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг.
Закон о рынке ценных бумаг в п. 2 ст. 51.2 относит негосударственные пенсионные фонды к квалифицированным инвесторам. В указанном законе устанавливаются требования к квалифицированным инвесторам, установлены особенности совершения сделок с ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, и оказания услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов (ст.ст. 2, 3, 5. 7, 8, 9, 17, 27.5-4, 27.6. 44, 51.1, 51.2).
Более того, Закон о рынке ценных бумаг является основополагающим законодательным актом, определяющим правовой статус ФСФР России и ее региональных отделений.
На основании ст. 40 Закона о рынке ценных бумаг было разработано и утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - Положение № 317).
Согласно п. 1 Положения № 317 Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В Положении № 317 предусмотрены полномочия ФСФР России по принятию нормативных правовых актов в отношении негосударственных пенсионных фондов, в том числе по утверждению стандартов раскрытия информации и форм отчетности, а также по осуществлению контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (пп. 5.2.8, 5.2.9, 5.3.1.3, 5.3.2, 5.3.6.1, 5.3.7, 5.3.12.1, 5.3.13.3, 5.3.14).
Кром того, составы административных правонарушений по ст.ст. 15.29, 19.7.3 КоАП РФ и годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг были установлены Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».
Таким образом, за представление годового отчета не в полном объеме Фонд мог быть привлечен к административной ответственности в течение одного года со дня совершения данного правонарушения, а значит оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд признаёт постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе № 090 от 09.06.2010 о назначении Негосударственному пенсионному фонду «Алемар-Уверенность» административного наказания законным, в связи с чем заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе № 090 от 09.06.2010 о назначении Негосударственному пенсионному фонду «Алемар-Уверенность» административного наказания отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья О.М. Васютина