АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-18877/2021
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 4 октября 2021 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН <***>) , г. Новосибирск о признании недействительным предписания № 08-03-017/2083-1 от 10.06.2021, заинтересованное лицо: государственная жилищная инспекция Новосибирской области (ОГРН <***>), г. Новосибирск, третье лицо: ФИО1,
при участии представителей:
заявителя: ФИО2 по доверенности от 30.12.2020 №769, паспорт, копия диплома,
заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 11.01.2021 №21, служебное удостоверение, диплом
третьего лица: не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее – заявитель, ООО «Экология-Новосибирск», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 10.06.2021 № 08-03-017/2083-1, заинтересованное лицо: государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ НСО, Инспекция).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
В обоснование незаконности предписания Заявитель ссылается на то, что исходя из расчета неустойки, сумма которой отражена в платежном документе за апрель 2020 года, видно, что ООО «Экология-Новосибирск» правомерно произвело начисление неустойки потребителю за расчетный период с января 2019 года по февраль 2020 года включительно (с 12.02.2019 по 12.03.2020), то есть за пределами периода действия моратория согласно Постановлению №424, начисления неустойки в период действия моратория не производились.
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, копии материалов проверки, считает приказ законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились, отзыв, возражения на заявление не представили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, при таких обстоятельствах заявление рассмотрено в отсутствие их представителей по правилам ч.3 статьи 156 АПК РФ.
В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено по существу после окончания предварительного судебного заседания и перехода в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В инспекцию поступило обращение собственника квартир №189 многоквартирного дома по адресу <...> (№5285/48-ПГ от 15.04.2021) о том, что ООО «Экология-Новосибирск» в период действия постановления Правительства РФ № 424 от 02.04.2020«Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление № 424) произвело начисление пени за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за расчетный период - апрель 2020.
На основании обращения Инспекцией принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении заявителя по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги (приказ от 12.05.2021 №05-01-034/2083).
В ходе проверки, проведенной в период с 14.05.2021 по 10.06.2021 (акт проверки от 10.06.2021 №05-02-034/2083) установлено следующее.
ООО «Экология-Новосибирск» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для потребителей, проживающих по адресу <...>.
Жилому помещению кв. 189 <...> присвоен лицевой счет № <***> для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Исходя из платежного документа за расчетный период - апрель 2020 по кв. 189 заявителем начислена пеня за несвоевременно внесенную плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО в период действия Постановления № 424, что является нарушением п. 1 и п. 5 данного постановления.
По результатам проведенной проверки должностным лицом инспекции в пределах полномочий, предусмотренных ч. 8 ст. 20 ЖК РФ, п. 11 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п, и в соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выдано оспариваемое предписание.
Предписанием от 10.06.2021 №08-03-017/2083-1 Обществу предписано устранить нарушение по жилому помещению № 189, в части начисления пени в апреле 2020 года, в период действия Постановления № 424 в срок до 30.06.2021.
Заявитель, не согласившись с вынесенным предписанием, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
С 01.01.2019 на территории Новосибирской области обращение с ТКО, предоставленными потребителю в жилом помещении, является коммунальной услугой и рассчитывается в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила № 354), исходя из тарифов, установленных Департаментом по тарифам Новосибирской области.
На основании положений п.п. «а» п. 148(23) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 159 Правил № 354 потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.
Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление №424) со дня официального опубликования Постановления №424 приостановлено право исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 01.01.2021 г. требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пунктом 5 Постановления №424 до 01.01.2021 г. приостановлено взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 6 Постановления № 424 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования - 06.04.2020.
Как следует из материалов дела, до 06.04.2020 ООО «Экология-Новосибирск» на основании положений действующего законодательства производило начисления неустоек (штрафов, пеней) в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за коммунальные услуги потребителями за расчетный период с января 2019 по февраль 2020 года включительно.
Так, ввиду несвоевременного внесения платы за услугу по обращению с ТКО потребителем по лицевому счету № <***> за период с января 2019 года по февраль 2020 года начислены пени.
Начисление пени произведено 31.03.2020 и отражено в платежном документе за апрель 2020 года.
Согласно абз. 7 Ответа на Вопрос № 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 (далее - Обзор № 2 от 30.04.2020) мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Из представленного расчета неустойки видно, что неустойка начислена только за период с 12.02.2019 по 12.03.2020, то есть до начала действия моратория (до 06.04.2020).
За период после 12.03.2020, в том числе в период действия моратория с 06.04.2020 по 01.01.2021, начисление неустойки не производилось.
Пеня в размере 0,48 руб. отражена в платежном документе за март 2021 года - в период, когда мораторий уже не действовал.
В ГИС ЖКХ производится загрузка не сканированных копий платежных документов, а загрузка информации для платежного документа из расчетного комплекса.
Однако при загрузке платежных документов в ГИС ЖКХ в мае 2021 года в результате технического сбоя неустойка в размере 0,48 руб. автоматически отразилась во всех платежных документах по жилому помещению по адресу: <...>, начиная с 01.01.2019 (выборочно прилагаем распечатку платежных документов с ГИС ЖКХ - за январь 2019 года, март и апрель 2020 года, март и апрель 2021 года (с ошибкой в строке «неустойка (штрафы, пени)»)).
В настоящее время ошибка выявлена, устранена, в ГИС ЖКХ будет произведена загрузка верных данных в платежных документах с 01.01.2019 года по 31.08.2021 (что следует из представленной заявителем в материалы дела распечатки платежных документов с ГИС ЖКХ за те же периоды).
Ошибочное отражение неустойки в размере 0,48 руб. в платежном документе за март 2020 года также подтверждается копией платежного документа за март 2020 года, который направлен потребителю, в том числе по электронной почте, а также был представлен в ГЖИ НСО вместе с ответом (исх.01/01/21-7792 от 21.05.2021) на приказ о проведении проверки № 05-01-034/2083 от 12.05.2021.
В платежном документе за март 2020 года размер начисленной неустойки равен 0 руб., в апреле 2020 года - 4,72 руб., что также подтверждает отсутствие начисления пени в период моратория (после 06.04.2020).
Законодатель в связи с ограничениями из-за новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для облегчения финансовой нагрузки на население, допустил, что в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 потребители могут несвоевременно производить оплату за коммунальные услуги без обязанности уплачивать неустойку за просрочку не только текущих платежей, но и за задолженность, которая образовалась до начала действия Постановления № 424 (до 06.04.2020).
Законодатель не снимал с потребителей обязанности уплачивать неустойку за просрочку оплаты услуг, которые оказаны до начала действия моратория и период просрочки которых наступил до 06.04.2020.
На основании изложенного суд пришел к выводу о несоответствии обжалуемого предписания положениям жилищного законодательства, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, а также требованиям Постановления № 424, разъяснениям Верховного суда РФ в Обзоре № 2 от 30.04.2020, в связи с чем нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности в части начисления неустойки потребителю коммунальной услуги за несвоевременную оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период просрочки за пределами действия моратория, установленного Постановлением №424.
С учетом изложенного, оценив фактические обстоятельства и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным приказ Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 28.05.2021 №5964/10 об отказе во внесении изменений сведений в реестр лицензий Новосибирской области.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ-Партнер" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Е.А. Нахимович