АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская,6
info@arbitr-nso.ru, http://novosib.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск дело №А45-18896/2008 9/498
24 декабря 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2008 года
В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2008 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Майковой Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьёй Майковой Т.Г.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Компания «Диалог»
к заинтересованному лицу: Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска
о признании недействительным решений
при участии в судебном заседании представителей:
Истца (заявителя) ФИО1 – доверенность от 24.10.2008 г.
заинтересованного лица ФИО2 - доверенность от 13.10.08 г., ФИО3 – доверенность от 15.12.08 г.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью Компания «Диалог» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г.Новосибирска № 6787 от 25.06.08 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Компания «Диалог» к ответственности за совершение налогового правонарушения, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска № 469 от 25.06.08 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
В ходе судебного разбирательства заявитель просил удовлетворить требования по основаниям, изложенным в заявлении. Свое требование заявитель мотивировал следующим: Инспекцией неправомерно отказано в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в размере 952239 рублей, заявленной в декларации за 4 квартал 2007 года, так как все необходимые документы, подтверждающие правильность предъявленных к вычету сумм НДС представлены в полном объеме. Представление дооформленных документов к возражениям на акт проверки не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов.
ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска (далее – инспекция, налоговый орган) возражала против удовлетворения заявленных требований. Считает, что заявителем не выполнены условия применения налоговых вычетов, установленные ст. 171, 172 НК РФ: в представленном регистре бухгалтерского учета (обороты по сч. 60) не содержится детальная информация об имуществе и хозяйственных операциях, не подтвержден факт принятия на учет выполненных работ по актам выполненных работ, факт принятия на учет товаров по товарным накладным, которые не содержат наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, расшифровки подписей, даты подписей.
Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование решений судом удовлетворено, срок на обжалование решений восстановлен, причины пропуска срока признаны судом уважительными.
В судебном заседании объявлен перерыв до 18 декабря 2008 года
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд
установил:
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2007 года, в которой из общей суммы НДС 502808 рублей, в том числе 209229 рублей с сумм полученной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, произведены налоговые вычеты в сумме 1 455 047 рублей, в том числе 209229 рублей с сумм оплаты, подлежащей вычету с даты отгрузки товаров. В результате к возмещению заявлено 952239 рублей.
В ходе проверки инспекцией установлено не подтверждение заявителем права на применение налоговых вычетов в 4 квартале 2007 года в сумме 1 245 818 рублей, по следующим причинам:
В представленном регистре бухгалтерского учета (Обороты по счету 60) не содержится детальная информация об имуществе, обязательствах, о хозяйственных операциях, подтверждающих принятие на учет товаров (работ, услуг), в отношении которых отнесены к вычету суммы НДС, чем нарушен п.1 ст. 10 Федерального Закона РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете).
В нарушение ст. 9 названного нормативного акта акты о приемке выполненных работ не содержат обязательные реквизиты: наименование документа, код формы, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильности ее оформления, расшифровки подписей, даты совершения хозяйственных операций. По данным основаниям не подтверждены налоговые вычеты на сумму 169 220 рублей.
Не подтвержден факт принятия на учет строительно-монтажных работ на сумму НДС 851 695 рублей по актам приемки выполненных работ (формы КС-2) ОАО «Строительный трест № 43», в которых отсутствуют наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, расшифровки подписей и даты подписей.
Не подтвержден факт принятия на учет товаров на сумму НДС 43614 рублей по товарным накладным, которые оформлены с нарушением п.п. 12,13,14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 г.: в разделе, заполняемом покупателем о полученном товаре, не указано наименование должностного лица, ответственного за совершение хозяйственных операций, не расшифрована фамилия получателя, не указано на каком основании получен товар (№ и дата доверенности), дата совершения хозяйственной операции.
Не подтвержден факт принятия на учет товаров по счетам-фактурам на общую сумму НДС 57 245 рублей, так как не представлены акты выполненных работ.
В результате заявителем не подтверждены налоговые вычеты в размере 1 245 818 рублей, что привело к неуплате налога в сумме 293 579 рублей и излишнему возмещению НДС из бюджета в сумме 952 239 рублей.
По результатам проведенной камеральной проверки составлен Акт № ЛМ-06-07/1407 от 05 мая 2008 года.
26 мая 2008 года заявителем представлены возражения на акт проверки, в котором указано на внесение исправлений в представленные в подтверждение вычетов документы:
Представлены акты выполненных работ произвольной формы с расшифровкой подписей и указанием наименования должностных лиц в подтверждение налоговых вычетов на сумму 169 220 рублей.
Учтены замечания инспекции и представлены акты приемки выполненных работ (формы КС-2) и товарные накладные (ТОРГ-12) с указанием наименований должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, расшифровки подписей и даты подписей в подтверждение налоговых вычетов в сумме 851 695 рублей, в сумме 43614 рублей.
Отсутствие актов выполненных работ по счетам-фактурам всего на сумму НДС 38515 рублей, заявитель обосновал письмом ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» от 28.05.2008 г., согласно которому данная организация выдает только счета-фактуры без оформления актов оказанных услуг, по остальной части налоговых вычетов в сумме 18738 рублей акты выполненных работ представлены дополнительно.
25 июня 2008 года инспекцией принято решение № 6787, согласно которому инспекция согласилась с подтверждением факта выполнения работ и оказания услуг на сумму НДС 18738 рублей, проанализировав представленные дополнительно акты выполненных работ, а также с фактом приобретения электроэнергии у ОАО «Сибирьэнерго» и уплаченной суммой НДС в размере 38515 рублей, приняв во внимание письмо ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» от 28.05.2008.
В остальной части инспекция подтвердила, что представленными к возражениям документами устранены нарушения, установленные камеральной проверкой, заполнены недостающие реквизиты. При этом внесение исправлений в первичные документы произведено с нарушением п.5 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете – отсутствует дата исправлений и подписи лиц, подтверждающие указанные исправления. Инспекция также пришла к выводу о том, что внесение соответствующих исправлений в реквизиты первичных документов придает им юридическую силу с учетом даты внесения исправления. Таким образом, за 4 квартал 2007 года в подтверждение налоговых вычетов в сумме 1 064 529 рублей заявителем представлены документы, не имеющие юридической силы, что является основанием для отказа в применении налоговых вычетов на указанную сумму.
Между тем решением № 6787установлено неправомерность применения налоговых вычетов в полном объеме в сумме 1245818 рублей, так как представленный заявителем регистр бухгалтерского учета за 4 квартал 2007 года (обороты по счету 60) не содержит детальной информации об имуществе, обязательствах, о хозяйственных операциях, не подтверждает принятие на учет товаров.
Указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 58 716 рублей, начислены пени в сумме 3406 рублей, предложено уплатить НДС в сумме 293579 рублей.
25.06.2008 года инспекцией также вынесено решение № 469, которым отказано заявителю в возмещении НДС в сумме 952239 рублей.
11.08.2008 года заявителем подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области на решение инспекции № 6787 от 25.06.08 г.
04 сентября 2008 года Управлением принято решение по жалобе, в соответствии с которым признан неправомерным довод инспекции о необоснованном применении налоговых вычетов в сумме 1 245 818 рублей в связи с отсутствием в регистре бухгалтерского учета детальной информации, подтверждающей принятие на учет товаров. В то же время подтвержден довод инспекции о неправомерном применении налоговых вычетов в сумме 1 064 529 рублей в 4 квартале 2007 года, так как надлежащим образом оформленные акты приема передачи товаров, услуг, акты выполненных работ, товарные накладные надлежащим образом были представлены в ином налоговом периоде, а первоначально представленные документы не соответствовали требованиям ст. 171, 172 НК РФ.
Решением УФНС изменен п.1 резолютивной части решение инспекции № 6787: цифра 58716 изменена на цифру 22458, изменен п.3.1. резолютивной части решения: цифра 293579 изменена на цифру 112290. Инспекции предложено пересчитать пени с учетом внесенных изменений.
В указанной редакции решение инспекции № 6787 утверждено.
Не согласившись с вынесенным решением № 6787 и решением № 469 от 25.06.08 г., общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд считает требования заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом пункты 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость.
Исходя из анализа статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации основаниями для предъявления сумм НДС к вычету являются: наличие надлежащим образом оформленных счетов-фактур, постановка товара на учет.
При этом, поскольку счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В силу требований статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" информация, содержащаяся в счете-фактуре и других первичных документах, должна быть достоверной.
В силу положений статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан подтвердить правильность своих выводов в оспариваемом налогоплательщиком решении.
Как следует из материалов дела, налоговым органом не установлены нарушения в порядке оформления счетов-фактур, а также недостоверность информации, содержащейся в счетах-фактурах, в товарных накладных и актах выполненных работ.
Судом установлено, что основанием для признания вычетов по НДС в сумме 1 064 529 рублей необоснованными, послужил тот факт, что товарные накладные, акты выполненных работ (формы КС-2), акты оказанных услуг произвольной формы оформлены ненадлежащим образом: отсутствуют наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильности ее оформления, расшифровки подписей, даты совершения хозяйственных операций, в связи с чем факт приобретения товара, выполненных работ и услуг, факт принятия к учету налогоплательщиком не доказан.
Судом данные доводы отклоняются, так как в подтверждение указанных обстоятельств налоговым органом в порядке статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено соответствующих доказательств.
В материалах дела имеются товарные накладные, оформленные в соответствии с требованиями Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, акты выполненных работ с указанием наименования должностного лица, ответственного за совершение хозяйственных операций, расшифрована фамилия получателя, указано, на каком основании получен товар, дата совершения хозяйственной операции. Спорные товарные накладные позволяют достоверно установить факт поставки товара, его цену и количество. Акты выполненных работ содержат всю информацию об объекте, подрядчике, заказчике, наименовании работ, ссылки на строительные и ремонтные справочники, единицы измерения, количество и стоимость работ.
В данном случае отсутствие в спорных документах отдельных реквизитов (расшифровки подписи лица, принявшего товар, наименование должностей), не препятствует признанию таких документов доказательством принятия на учет приобретенного товара (работ, услуг) в целях осуществления налогообложения.
Налоговым органом также не оспаривается тот факт, что на момент вынесения оспариваемых решений заявителем представлены повторно документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов, в которых устранены установленные инспекцией нарушения в порядке их оформления. Из оспариваемого решения № 6787 также следует, что налоговым органом были исследованы повторно представленные документы и в решении сделан вывод о том, что недостающие реквизиты заполнены, однако отсутствуют дата исправления и подписи лиц, подтверждающие указанные исправления. Данный вывод инспекции также неправомерен.
Нормы действующего налогового законодательства не исключают право налогоплательщика на применение вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных при оформлении товарных накладных и актов выполненных работ. Законодательство о налогах и сборах также не содержит запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов исправленных или переоформленных документов. В спорных первичных документах, представленных заявителем к возражениям на акт проверки и в материалы дела, содержатся все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать участников сделки, ассортимент товара, наименование работ, услуг, а также сделать вывод о приемке-передаче товаров, работ, услуг. Решением УФНС также установлено, что регистр бухгалтерского учета Обороты по счету 60 в свою очередь подтверждает факт принятия на учет товаров, работ, услуг, и представляет собой учет обобщенных данных бухгалтерского учета с указанием оборотов по контрагентам по счетам 51,60,08,10,19,20. Обороты по счету 19 соответствуют сумме заявленных в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2007 года налоговых вычетов и сумме НДС, отраженной в книге покупок.
Отклоняется довод инспекции о том, что первоначально представленные документы не имели юридической силы, а переоформленные документы, представленные заявителем на стадии разногласий к акту проверки позволяют применить налоговые вычеты в том периоде, когда были внесены соответствующие исправления.
В случае исправления или переоформления документов налогоплательщик вправе применить вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции, а не в период исправления ошибки в товарных накладных и актах выполненных работ.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.
Положения частей 3 и 4 статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Кодекса предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную проверку, при обнаружении налоговых правонарушений не только вправе, но и обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О).
В данном случае, исследовав представленные документы (договоры, акты выполненных работ, товарные накладные, карточки счетов бухгалтерского учета), имеющиеся в материалах дела, суд пришел к выводу о том, что налогоплательщиком соблюдены установленные налоговым законодательством условия для применения вычета по налогу. При этом налоговым органом не доказано совершение налогоплательщиком недобросовестных действий и, более того, налоговый орган не ссылался на отсутствие реальных хозяйственных операций.
На основании вышеизложенного подлежат признанию недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска № 6787 от 25.06.08 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Компания «Диалог» к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска № 469 от 25.06.08 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года в сумме 952239 рублей.
В соответствии со ст. 101,102,105,110 АПК РФ и ст. 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления следует взыскать с инспекции в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска № 6787 от 25.06.08 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Компания «Диалог» к ответственности за совершение налогового правонарушения
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска № 469 от 25.06.08 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
2.Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска в пользу Общества с ограниченной ответственностью Компания «Диалог» госпошлину в сумме 4000 рублей
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья Т.Г.Майкова