АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-18975/2023
Решение в виде резолютивной части, в порядке статьи 229 АПК РФ, принято 4 сентября 2023 года.
Мотивированное решение изготовлено после поступления апелляционной жалобы 5 октября 2023 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (ОГРН: 1025405624430, ИНН: 5448100656), г. Обь о признании незаконным и отмене постановления от 02.06.2023 №2322/504-23, административный орган: дознаватель отделения дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Республике Бурятия капитан-лейтенант Хандуев З.С., Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по республике Бурятия (ОГРН: 1107536001506, ИНН: 0312010710), г. Улан-Удэ, без вызова представителей сторон,
установил:
акционерное общество «Авиакомпания Сибирь» (далее - заявитель, общество, АО «Авиакомпания Сибирь») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 02.06.2023 №2322/504-23, административный орган: дознаватель отделения дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Республике Бурятия капитан-лейтенант Хандуев З.С., Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по республике Бурятия (далее - заинтересованное лицо, административный орган).
Общество ссылается на отсутствие вины и субъективной стороны вменяемого правонарушения, указывает на процессуальные нарушения привлечения общества к административной ответственности, просит применить положения нормы статьи 2.9 КоАП РФ, подробнее доводы изложены в заявлении.
Административным органом представлены копи материалов административного дела, в удовлетворении требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.
06.04.2023, в 08:41 (время местное) на территории воздушного пункта пропуска «Иркутск», расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 13, контролером отделения пограничного контроля «Иркутск-аэропорт» Пограничного управления ФСБ России по Республике Бурятия Зинатуллиной К.А. при проверке документов у лиц, следующих через Государственную границу Российской Федерации из России в Королевство Таиланд авиарейсом № 6309 сообщением «Иркутск - Бангкок», выявлена гражданка Королевства Таиланд Сиримарт Кингкаев, 19 февраля 1996 г.р., предъявившая на проверку документов недействительный паспорт гражданки Королевства Таиланд № АС2505553 в связи с внесенными в него изменениями - от книжного блока оторваны страницы 5/6 и 63/64.
Иных действительных документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации, Сиримарт К. при себе не имела. По факту нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации Сиримарт К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18,1 КоАП РФ, в качестве санкции ей назначен административный штраф в размере 2000 рублей.
Включив Сиримарт К. в списки пассажиров рейса № 6309, присвоив ей место на борту воздушного судна, юридическое лицо осуществило проверку документов указанного лица. Однако проверка была проведена ненадлежащим образом, гражданка была допущена на борт без действительных документов на право выезда из Российской Федерации.
Установив, 06.04.2023 Общество, осуществляя международную перевозку, зарегистрировало на международный рейс № 6309 сообщением «Иркутск - Бангкок» пассажира Сиримарт К. без действительного документа на право пересечения Государственной границы Российской Федерации, тем самым не предприняло, входящие в его обязанности меры по предотвращению незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним нарушителем, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, - непринятие транспортной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в её обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использование его для незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним нарушителем. 02.06.2023 вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, состоит в непринятии транспортной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использование его для незаконного въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, граждане государств Сторон, независимо от места проживания, имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях №№ 1, 2, 3, 4 и 5 Соглашения о взаимных безвизовых поездках.
Приложением № 4 Соглашения о взаимных безвизовых поездках указан перечень документов граждан Российской Федерации для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории государств-членов Евразийского экономического сообщества, к числу которых относятся паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2005 г. № 575 «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Киргизской Республики» для выезда из Российской Федерации в Киргизскую Республику и въезда в Российскую Федерацию из Киргизской Республики граждан Российской Федерации помимо документов, предусмотренных Соглашением о взаимных безвизовых поездках, используется также паспорт гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 главы 1 Приложения № 9 к Конвенции о международной гражданской авиации» (Чикаго, 07 декабря 1944 г.) стандарты и рекомендуемая практика настоящего приложения применяются ко всем категориям полетов воздушных судов, за исключением случаев, когда отдельное положение конкретно касается только одного типа полетов.
В соответствии с пунктом 3.33 главы 3 Приложения № 9 к ИКАО эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на борт воздушного судна принимают необходимые меры, чтобы убедиться в том, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита и назначения и описанные в этой главе.
В главе № 1 Приложения № 9 к ИКАО под проездным документом понимается паспорт или другой официальный документ, выданный государством или организацией, который может использоваться законным владельцем при международной перевозке.
В этой же главе под лицом без надлежащих документов, которое совершает или пытается совершить поездку, понимается лицо с просроченным проездным документом.
Частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Однако общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная норма закреплена в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Королевства Таиланд об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан Российской Федерации и подданных Королевства Таиланд (Куала-Лумпур, 13 декабря 2005 г.)1, граждане (подданные) государства одной Стороны, являющиеся владельцами действительных паспортов (за исключением дипломатических и служебных), дающих право на пересечение границы (далее именуемые паспортами), могут въезжать, пребывать на территории государства другой Стороны в течение не более 30 дней и выезжать с ее территории без виз.
В соответствии со статьей 6 Соглашения между РФ и Королевством Таиланд граждане (подданные) государства одной Стороны при утрате или повреждении паспортов, указанных в статье I настоящего Соглашения, во время пребывания на территорий государства другой Стороны, могут покидать территорию государства пребывания и выезжать в государство своего гражданства (подданства) на основании временных документов, удостоверяющих личность.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон № 114-ФЗ) выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом № 114-ФЗ, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 114-ФЗ порядок пересечений Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и Федеральном законом № 114-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Абзацем четверым указанной статьи предусмотрено, что контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Данная норма предусматривает обязанность транспортной компании (перевозчика пассажиров) контролировать наличие виз или иных разрешений на въезд в иностранное государство у граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства. Данный контроль осуществляется при продаже транспортной организацией проездных документов, а также при посадке пассажиров в транспортное средство, следующее за пределы Российской Федерации. При этом установленная обязанность должна быть исполнена как российскими, так и иностранными транспортными организациями, действующими на территории Российской Федерации. Международными договорами Российской Федерации могут быть установлены иные правила вывоза граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию иностранного государства и контроля наличия виз или иных разрешений на территориальное перемещение указанных лиц.
В силу положений статьи 7 Закона о Государственной границе Российской Федерации режим Государственной границы включает в себя, в том числе правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно статье 11 Закона о Государственной границе РФ пропуск через Государственную границу лиц, заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, убывающими из пределов Российской Федерации. При этом основанием для пропуска через Государственную границу лиц является наличие у них действительных документов на право въезда в Российской Федерации.
Положения части второй статьи 79 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ определяют, что международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 Воздушного кодекса РФ, на прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса РФ, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82 утверждены общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, багажа, грузоотправителей, грузополучателей:
-пункт 51. Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира, необходимого в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации для перевозки пассажира по маршруту, предусмотренному договором воздушной перевозки пассажира;
-пункт 77. Для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформление багажа;
-пункт 83. При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.
Частью 2 статьи 79, статьей 82, подпунктом 1 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса РФ, определён правовой статус международных полётов воздушных судов; установлены требования паспортных и таможенных правил на прибывающие воздушные суда и предусмотрена возможность расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случае нарушения им указанных правил.
Согласно положениям пунктов 51, 77, 82 и 83 приказа Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82, для авиаперевозчика установлены требования по оформлению билета на основании документа, необходимого в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации для перевозки пассажира.
Вышеизложенные положения нормативных правовых актов тесно взаимосвязаны с законодательством о порядке пересечения Государственной границы Российской Федерации и направлены на исполнение авиаперевозчиком и его пассажирами паспортных, таможенных и иных правил, определенных соответствующими органами государства назначения, в связи с чем довод заявителя о том, что Воздушный кодекс РФ и Приказ Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82 не регулируют вопросы въезда и выезда из России, не состоятелен.
Довод юридического лица о том, что Сиримарт К. не прибыла для контроля посадки на воздушное судно, соответственно не дошла до процедуры контроля документов, безоснователен. Так, материалами административного дела установлено, что Сиримарт К. прошла регистрацию на рейс (подтверждается копией посадочного талона) и проверку контроля документов сотрудниками авиакомпании «Сибирь», что также подтверждается объяснениями Сиримарт К.
Оформив билет на воздушное судно и, осуществив регистрацию, оформление багажа, общество фактически предоставило Сиримарт К. свое транспортное средство (самолет, следующий авиарейсом № 6309) для незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Юридическое лицо, являясь коммерческой организацией, осуществляющей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, выполняя международные перевозки пассажиров, обязано контролировать наличие действительных документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации. С общества не снимается установленная законом обязанность осуществлять контроль за наличием у пассажиров действительных документов при выезде с территории Российской Федерации.
Вместе с тем в случаях осуществления международных перевозок авиатранспортной компанией пункт 3.33 Приложения № 9 к ИКАО и корреспондирующее данной норме законодательство Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона № 114-ФЗ, статьи 11 Закона о Государственной границе РФ, часть 2 статьи 79, статья 82 и подпункт 1 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса РФ, пункт 7 Положения о паспорте гражданина РФ, пункты 51, 77, 82 и 83 приказа Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82) прямо обязывают авиаперевозчика осуществлять контроль за наличием у пассажиров действительных проездных документов при выезде с территории Российской Федерации.
Акционерное общество «Авиакомпания «Сибирь» обладало всеми необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, имело возможность и было обязано принять все зависящие меры по соблюдению действующих норм, регламентирующих порядок осуществления хозяйственной деятельности при организации 6 апреля 2023 г. международной авиаперевозки пассажира рейсом № 6309 сообщением «Иркутск - Бангкок».
Оснований полагать, что нарушение требований законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в действиях общества имеется событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, заинтересованным лицом представлены доказательства, подтверждающие факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ.
Довод Общества о неверном установлении места административного правонарушения судом отклонен ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту регистрации юридического лица. Как следует из материалов дела, административное правонарушение совершено в воздушном пункте пропуска «Иркутск». Ходатайств о переносе места рассмотрения от представителя юридического лица не поступало в адрес Пограничного управления. В связи с этим дело подлежит рассмотрению по месту его выявления - в г. Иркутске Иркутской области.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обществом не представлены какие либо данные, указывающие на то, что им были предприняты какие либо меры для исполнения своих обязанностей предусмотренных законодательством о государственной границе.
В связи с указанным, основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, имелись.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами таможенного органа в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока (статьи 23.10, 28.3 КоАП РФ).
Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, подтверждается: копией показаний свидетеля Зинатуллиной К.А.; копией паспорта Сиримарт К.; копией посадочного талона на имя Сиримарт К.; копией объяснения Сиримарт К.; копией постановления о назначении административного наказания в отношении Сиримарт К.; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Общественная опасность совершенного административного правонарушения подтверждается целями и задачами государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые изложены в Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Избранная заинтересованным лицом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 18.14 КоАП РФ, штраф установлен в размере, превышающем минимальный размер с учетом наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность (повторное совершение административного правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Таким образом, исходя из норм статей 210, 211 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
Руководствуясь частью 5 статьи 170, статьей 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что мотивированное решение суда по рассмотренному делу составляется в случае поступления в арбитражный суд от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения арбитражного суда, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А. Нахимович