ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-19036/15 от 06.10.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

«06» октября   2015 г.                                                          Дело №А45-19036/2015

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 06.10.2015

Полный текст изготовлен 06.10.2015

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Компания Брокеркредитсервис», г. Новосибирск

к Сибирскому главному управлению Центрального банка Российской Федерации, г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене постановления № 50-15-Ю/0259/3110 от 26.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

в присутствии представителей сторон:

заявителя: ФИО1, по доверенности № 614 от 08.10.2014, удостоверение;

заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 10.09.2015, удостоверение;

УСТАНОВИЛ

Общество с ограниченной ответственностью «Компания Брокеркредитсервис» (далее – заявитель, Общество, ООО «Компания «БКС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому главному управлению Центрального банка Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 50-15-Ю/0259/3110 от 26.08.2014 (далее – оспариваемое постановление) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении   в размере 250000 рублей.

Заявитель свои требования мотивирует тем, что в данном случае имеет место малозначительность нарушения, поскольку не имеется пренебрежительного отношения к исполнению обязанности, нарушение срока предоставления отчетности произошло всего на три рабочих дня, примененная санкция, хотя и с учетом снижения ответственности ниже низшего предела, является значительной и направлена на подавление экономической самостоятельности. По существу нарушение не оспаривается, процессуальных нарушений не выявлено.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает на  наличие события правонарушения, оснований для применения правил о малозначительности не усматривает, поскольку нарушение является недопустимым для ведущего профессионального участника рынка ценных бумаг, Указания ЦБ РФ в части порядка и сроков предоставления отчетности являются понятными и доступными, представлена отчетность была после выявления нарушения административным органом и приглашения для составления протокола, составление отчетности даже с нулевыми показателями является важным элементом для контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг. При назначении наказания учтен характер нарушения, репутация Общества и значительность  установленной законом санкции и применены правила части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и санкция снижена в два раза.

Стороны не возражали против перехода к рассмотрению дела в судебном заседании из предварительного судебного заседания по правилу ст. 137 АПК РФ.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает  требования заявителя  не подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 19.7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Объективную сторону указанного правонарушения образуют действия или бездействие, выразившиеся в нарушении порядка либо сроков представления информации, непредставлении либо представлении неполной или недостоверной информации в Федеральную службу по финансовым рынкам либо ее территориальные органы.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок требований законодательства.

Как следует из материалов дела, 17.07.2015 года Центральным аппаратом Центрального Банка Российской Федерации  был выявлен факт непредставления ООО «Компания БКС» отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг по форме 0420421 «Отчет о движении иностранных активов и пассивов профессионального участника по отношению к нерезидентам при наличии между ним и нерезидентами отношений в рамках прямых инвестиций» за 2 квартал 2015 года по состоянию на 30.06.2015 года. В адрес Общества была направлена телефонограмма для обеспечения явки представителя для составления административного протокола. 28.07.2015 составлен протокол №АП-ПР-57-1-1-15/850 по делу об административном правонарушении, материалы направлены для рассмотрения по месту нахождения Общества. Определением от 14.08.2015 года рассмотрение назначено на 26.08.2015 года.

26.08.2015 года вынесено постановление № 50-15-Ю/0259/3110 о привлечении Общества к ответственности по ст. 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250000 рублей с учетом правил ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Обществу вменяется в вину нарушение срока представления отчетности.

В соответствии с пунктами 1.1. и 1.2. Порядка составления и представления отчетности по форме 0420421 «Отчет о движении иностранных активов и пассивов профессионального участника по отношению к нерезидентам при наличии между ним и нерезидентами отношений в рамках прямых инвестиций», установленного Указанием Банка России от 15.01.2015 № 3533-У «О сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Центральный банк Российской Федерации» (далее - Указание), отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг по форме 0420421 «Отчет о движении иностранных активов и пассивов профессионального участника по отношению к нерезидентам при наличии между ним и нерезидентами отношений в рамках прямых инвестиций» (далее - Отчетность) составляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг согласно ежегодно определяемому Банком России перечню и представляется в Банк России ежеквартально, не позднее десятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетность представляется на ежеквартальной основе, начиная с Отчетности за II квартал 2015 года.

Общество имеет лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности от 10.01.2001 № 154-04434-100000, на осуществление дилерской деятельности от 10.01.2001 № 154-04449-010000, на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами от 10.01.2001 № 154-04462-001000 и на осуществление депозитарной деятельности от 23.07.2009 № 154-12397-000100.

Общество входит в Перечень профессиональных участников рынка ценных бумаг, представляющих отчетность по форме 0420421 «Отчет о движении иностранных активов и пассивов профессионального участника по отношению к нерезидентам при наличии между ним и нерезидентами отношений в рамках прямых инвестиций», размещенный на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу в разделе «Финансовые рынки/ Личные кабинеты и отчетность/ Отчетность субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка».

С учетом изложенного, Общество обязано было представить Отчетность за II квартал 2015 года в Банк России не позднее 14.07.2015.

Отчетность за II квартал 2015 года представлена Обществом в Банк России в виде электронного документа с электронной подписью 20.07.2015 (исх. № ООО «Компания БКС» 200715/1 от 20.07.2015; вх. № Банка России ТР-2015-00172339 от 20.07.2015).

Довод Общества о том, что Указание имеет неточности и непонятно, суд находит несостоятельным, поскольку при анализе положений Указания в совокупности каких либо разночтений не установлено, порядок заполнения отчетности и ее представления изложен четко, понятно.

Таким образом, Обществом нарушен установленный Указанием срок представления Отчетности в Банк России (до 14.07.2015 включительно).

Вина общества в совершении вменяемого правонарушения материалами дела доказана. Нарушение не отрицается Обществом.

Общество просит суд применить правила о малозначительности нарушения, полагает, что административным органом неверно применены правила института снижения ответственности ниже низшего предела.

Суд с доводами заявителя не согласен.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительность может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не влекущим существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

В силу пункта 18.1 Постановления Пленума № 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставиться в зависимость от наступления каких-либо последствий.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, что является правом, а не обязанностью суда или органа, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из диспозиции 19.7.3 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок исполнения органом исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальными органами их законной деятельности, который должен носить устойчивый характер и соблюдение, которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В данном случае, также следует учитывать, что исполнена обязанность была Обществом только после выявления нарушения административным органом, а не самостоятельно было обнаружено непредставление отчетности, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к своим обязанностям, в связи с чем, сам срок нарушения суд считает не имеющим значения для вопроса о квалификации нарушения в качестве малозначительного. Оснований признать нарушение малозначительным суд не усматривает.

При назначении наказания административным органом учтены и имущественное положение Общества, факт совершения нарушения впервые, устранение нарушения на момент составления протокола, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, в связи с чем, правомерно применены правила части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, минимальная установленная законом санкция снижена в два раза.

Такой подход соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П.

В связи с чем, суд полагает, что административное наказание, назначенное Обществу, отвечает целям административной ответственности и является соразмерным, учитывает степень общественной опасности совершенного деяния, финансовое положение общества, а равно обстоятельства совершения правонарушения.

На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Вопрос о судебных расходах судом не разрешается, поскольку заявления по данной категории споров госпошлиной не облагаются в силу части 4 статьи 208 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 АПК РФ.

СУДЬЯ                                                                                Т.А. Наумова