АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«12» января 2007 г. Дело № А45- 19185\06-24/43
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2007г.
Решение изготовлено в полном объеме 16 января 2007г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Буровой А.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буровой А.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Женская мода»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области
об отмене постановления.
При участии в судебном заседании представителей:
истца: Новоселова Е.Ю. – доверенность от 27.11.2006г., Черенев А.В. по доверенности от 27.11.2006г.
ответчика: Блинова Е.В. по доверенности от 09.01.2007г.
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Женская мода» обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области о признании незаконным постановления о назначении административного наказания №43 от 04.05.2006г. с учетом уточнения предмета иска от 12.01.2007г. (л.д. 41-42, 48-53).
От заявителя поступило ходатайство о восстановлении срока на обжалование, в связи с тем, что оспариваемое постановление было обжаловано в УФАС России по НСО, а затем было подано в административный орган заявление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, просит признать причины пропуска срока уважительными.
Суд, по заявлению общества, в соответствии со ст. 208 АПК РФ, восстановил срок на подачу в суд настоящего заявления, признав причины его пропуска уважительными.
Административный орган с жалобой не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил фактические обстоятельства по делу.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Новосибирской области в декабре 2005 года проведена проверка соблюдения законодательства об административных правонарушениях в Новосибирском Управлении Федеральной антимонопольной службы России. Проверкой установлено, что определением о прекращении производства по делу № 47 от 09.11.2005г. комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе производство по делу № 47 по признакам нарушения рекламодателем ООО «Женская мода» пункта 2 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» прекращено в связи с добровольным устранением нарушения. Вместе с тем, в ходе проведенных Управлением Федеральной антимонопольной службы РФ по Новосибирской области проверочных мероприятий 26 августа 2005 года в ходе проверки рекламы, распространяемой в печатных средствах массовой информации города Новосибирска было выявлено, что реклама ООО «Женская мода» «… костюмы от 950 руб., брюки от 450 руб….» была размещена на стр. 11 газеты «Коммерческие предложения» № 32 (622) от 20 августа 2005г. без указания срока действия предложения в нарушение п.2 ст. 25 ФЗ «О рекламе» и в ней допущены нарушения требований к ее содержанию, что в соответствии со ст. 2 ФЗ «О рекламе» влечет ее признание ненадлежащей.
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 04.05.2006г. № 43 о назначении административного наказания на ООО «Женская мода» за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении законодательства о рекламе, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составило 40000 (сорок тысяч) рублей.
Дело № 43 рассмотрено заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Лопаткиной Т.В. 04 мая 2006г. в присутствии представителя ООО «Женская мода» Трещева Н.В., о чем в постановлении № 43 сделана соответствующая запись.
ООО «Женская мода» оспаривает указанное постановление по следующим основаниям:
- согласно ст. 11 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. с рекламодателя снята обязанность указывать срок действия рекламы, поэтому отсутствует и административная ответственность за не указание срока действия рекламы.
- в соответствии с ч.2 ст. 1.7. КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Оспариваемое постановление до настоящего времени не исполнено.
Административный орган считает, что общество правомерно было привлечено к административной ответственности, так как на момент совершения заявителем административного правонарушения статьей 14.3 КоАП РФ была установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе, а именно п.2 ст. 25 ФЗ «О рекламе» № 108-ФЗ от 18.07.1995г.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ, целями указанного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Постановление № 43 о назначении административного наказания от 04 мая 2006г. содержит в качестве основания для привлечения к административной ответственности ст. 14.3 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного наказания в виде штрафа в размере, установленном настоящей статьей. Нарушение законодательства о рекламе выразилось в материальном составе, предусмотренном п.2 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995г. № 108-ФЗ, в соответствии с которым рекламодатель обязан указать срок действия как рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты, если в рекламе сообщается хотя бы одно из существенных условий, так и рекламы, выступающей в качестве публичной оферты. Не указание срока действия рекламы, послужило основанием для вынесения УФАС России по Новосибирской области постановления № 43 о назначении административного наказания от 04 мая 2006г.
При этом, статья 14.3 КоАП РФ содержит отсылочные нормы к определению материального состава административного правонарушения в законодательство о рекламе, а именно к нормам п.2 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995г. № 108-ФЗ, который утратил юридическую силу 01 июля 2006г.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ, если в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок. Указанная статья отменяет прежний материальный состав административного правонарушения, предусмотренный п.2 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995г. № 108-ФЗ, который явился основанием для вынесения УФАС России по Новосибирской области постановления № 43 о назначении административного наказания от 04 мая 2006 года в отношении ООО «Женская мода».
В соответствии с ч.2 ст. 1.7. КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет; производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Поскольку на день вступления постановления в законную силу и рассмотрения дела объект противоправного посягательства был устранен принятием нового закона, постановление № 43 о назначении административного наказания от 04 мая 2006 года в отношении ООО «Женская мода» подлежит признанию незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211, 176 АПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 04 мая 2006г. № 43.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья А.А. Бурова