АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
27 декабря 2014 года Дело № А45-19255/2014
Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 23.12.2014
Полный текст изготовлен 27.12.2014
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "СПАС-Дом", г. Новосибирск
к Административной комиссии г. Новосибирска
об оспаривании постановления № 556 от 26.08.2014
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность;
заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности, служебное удостоверение;
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "СПАС - Дом" (далее - ЗАО «УК "СПАС - Дом», Общество) обратилось в арбитражный суд к Административной комиссии г. Новосибирска об оспаривании постановления № 556 от 26.08.2014.
Заявитель считает постановление незаконным и подлежащим отмене.
Представитель заинтересованного лица возразил против удовлетворения заявленных требований, по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив доводы заявления, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заинтересованного лица, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, 05.08.2014г. в 10 часов 00 минут экспертом УМЖИ мэрии города Новосибирска при осмотре санитарно- технического состояния придомовых территорий и жилых домов в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и Правилами благоустройства города Новосибирска от 27.06.2012 № 640, придомовой территории дома № 8 по ул. Достоевского установлены следующие нарушения: не осуществлена ежедневная уборка отмостки дома от бытового мусора и травы.
В отношении ЗАО «УК "СПАС - Дом» был составлен протокол об административном правонарушении № 666 от 11.08.2014 и вынесено постановление № 556 от 26.08.2014 о привлечении ЗАО «УК "СПАС - Дом» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.18 Закона Новосибирской области № 99-ОЗ от 14.02.2003 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» в виде штрафа в размере 12000 рублей.
Заявитель, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 8.18 Закона Новосибирской области № 99-ОЗ от 14.02.2003 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» нарушение установленных требований по содержанию фасадов и других конструктивных элементов зданий и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обществу вменяется в вину нарушение пункта 4.2.1 «Правил благоустройства территории города Новосибирска», утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска № 640 от 27.06.2012г. (далее - Правила), выразившееся в не обеспечении ежедневной уборки отмостки дома от бытового мусора и травы, по адресу: ул. Достоевского, д. 8.
Нормы пункта 4.2.1 в совокупности направлены на обеспечение чистоты, эстетического вида, а также на сохранение несущих конструкций зданий, строений и сооружений.
Согласно 4.2.1 Правил – содержание зданий, строений и сооружений должно предусматривать, в том числе, восстановление, ремонт и своевременную очистку отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы.
Согласно п. 1.3 Правил - лицами, ответственными за благоустройство прилегающих территорий (далее - ответственные лица) являются физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) земельных участков, зданий (помещений в них), строений, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры, подземных инженерных коммуникаций, нестационарных объектов, иных элементов благоустройства; специализированные организации, осуществляющие выполнение работ по благоустройству территории (далее - специализированные организации), должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных работ либо организация и (или) контроль их выполнения; физические и юридические лица, осуществляющие выполнение земляных, строительных и иных работ, влекущих за собой нарушение благоустройства территорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Согласно положения, закрепленного в Определении Конституционного Суда РФ от 21.04.2005г. № 122-О назначение административного наказания за нарушения тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности или виновности.
В соответствии с части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решение административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 1.5 КоАП РФ закреплена презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, поэтому доказывание вины возложено на административный орган.
Согласно пункта 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административная ответственность наступает в случае наличия состава административного правонарушения, состоящего из объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Отсутствие одного из признаков состава, свидетельствует об отсутствии допущенного административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд полагает, что административным органом не верно квалифицировано административное правонарушение по ч. 2 ст. 8.18 Закона Новосибирской области № 99-ОЗ от 14.02.2003 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», выявленное нарушение следует квалифицировать по ст. 8.22 Закона Новосибирской области № 99-ОЗ от 14.02.2003 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», где предусмотрено, что нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Так, отдельных правил, включающих правила содержания фасадов и иных конструктивных элементов здания, не установлено. Как указано выше п. 4.2.1 содержит общие требования, направленные на обеспечение чистоты, эстетического вида города, а также на предотвращение разрушения конструкций строений. По смыслу ст. 8.18 Закона ответственность установлена за нарушение правил содержания фасадов и конструкций здания с целью предотвращения именно разрушения зданий, однако, наличие бытового мусора и травы не является угрозой конструкциям, наличие травы с проростанием через отмостки здания не подтверждено материалами дела.
Кроме того, из представленных материалов не усматривается, что представленный фотоматериал сделан в отношении дома, находящегося на обслуживании заявителя по указанному административным органом адресу. При таких обстоятельствах, не представлено допустимых доказательств наличия события вменяемого нарушения.
Вывод административного органа о необходимости привлечения ЗАО «УК "СПАС - Дом» к административной ответственности сделан необоснованно, в отсутствии законных оснований.
Отсутствие события административного правонарушения, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Исходя из изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление об административном правонарушении № 556 от 26.08.2014, вынесенное Административной комиссии г. Новосибирска о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 12000 рублей.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 АПК РФ.
Судья Т.А. Наумова