ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-19273/17 от 15.11.2017 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                            Дело №А45-19273/2017

17 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.И.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПромТорг», с. Майма, Республика Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2017 № 6-04-29/91ю-2017 о назначении административного наказания 

при участии представителей:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 15.06.2017, паспорт, ФИО2 по доверенности от 01.09.2017, паспорт,  ФИО3 директор, приказ от 05.11.2015, паспорт

заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности от 17.07.2017

УСТАНОВИЛ:

  в Арбитражный суд Новосибирской области  обратилось общество с ограниченной ответственностью «ПромТорг» (далее – заявитель, общество, ООО «ПромТорг») с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, управление, Росалкогольрегулирование)  о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2017 № 6-04-29/91ю-2017 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях общества состава правонарушения, необоснованным проведением в отношении общества двух параллельных проверок.

Управление считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению  по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылается  на допущенные обществом  нарушения установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 08.11.2017 до 15.11.2017.

Как следует из материалов дела, ООО «ПромТорг» осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции на основании лицензии № 0433АП0004135 (серии РА № 001560), выданной 21.11.2014 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка сроком действия до 21.11.2019.

В период с 11.04.2017 по 28.04.2017 на основании приказа управления  от 10.04.2017 № 211, заинтересованным лицом  была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ПромТорг» на предмет соблюдения лицензионных требований в связи с выявлением  нарушений в результате анализа деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и данных, зафиксированных в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).

По результатам проверки составлен  акт от 28.04.2017 №у6-а326/04, фиксирующий выявленные нарушения установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.

28.04.2017 управлением в отношении ООО «ПромТорг» вынесено определение № 6-04-29/91ю-2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 14.19 КоАП РФ.

28.06.2017 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением  от 11.07.2017 № 6-04-29/91ю-2017 общество привлечено  к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Полагая, что постановление вынесено необоснованно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно пункту  4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ порядок учета объема оборота алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции» утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодерлсащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил учет объема оборота продукции с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции, которыми оснащено оборудование для учета объема оборота продукции, производится в организациях, осуществляющих оборот продукции.

В силу пункта  2 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», с 01.01.2016 организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны фиксировать и передавать в ЕГАИС информацию об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядок функционирования ЕГАИС определён Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодерлсащей продукции (далее - Правила ЕГАИС), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12. 2015  № 1459.

В соответствии с пунктом 21 Правил ЕГАИС, направление информации об объеме оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее - Приказ Росалкогольрегулирования № 149) установлены сроки представления заявок фиксации в ЕГАИС информации об обороте алкогольной продукции.

Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменяются в вину нарушения требований  Приказа Росалкогольрегилирования № 149, пункта 5 Правил, статей 14, 26 Федерального закона № 171-ФЗ, выразившиеся в несоответствие фактических остатков алкогольной продукции в складском помещении  ООО «ПромТорг» данным об остатках, зафиксированных в ЕГАИС; фиксация обществом в ЕГАИС фиктивных хозяйственных операций по отгрузке (поставке) и закупке  алкогольной продукции; не фиксация в ЕГАИС сведений об обороте алкогольной продукции.

По первому эпизоду.

11.04.2017 в ходе проведения внеплановой выездной проверки работниками ООО «ПромТорг» было проведено оперативное снятие остатков алкогольной продукции, находящейся в складском помещении общества. На момент снятия остатков алкогольная продукция отсутствовала, что соответствует данным бухгалтерского и складского учета: составлена инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей от 11.04.2017 № ИнвПТ-0002, в соответствии с которой остатки алкогольной продукции по состоянию на 11.04.2017 равны 0,0 дал, что зафиксировано в акте проверки от 28.04.2017 № уб-а326/04.

Однако, согласно данным ЕГАИС, остатки алкогольной продукции в складском помещении ООО «ПромТорг» составляли:

-по состоянию на 11.04.2017 - 3709,32 дал (59 274 штуки);

-по состоянию на 12.04.2017 - 3843,92 дал (62 619 штук);

-по состоянию на 13.04.2017-4032,42 дал (64 401 штука);

-по состоянию на 14.04.2017 - 1370,88 дал (26 036 штук);

-15.04.2017 и 16.04.2017 нерабочие дни;

-по состоянию на 17.04.2017 - 1025,50 дал (20 510 штук).

В период с 11.04.2017 по 17.04.2017 ООО «ПромТорг» осуществляло фиксацию в ЕГАИС закупок и поставок алкогольной продукции с обособленного подразделения ООО «ПромТорг», находящегося по адресу: 649100, Республика Алтай, <...>, часть здания склада № 1, назначение: нежилое, этаж 1, литер Г, номер на плане 33 (S = 566,9 кв. м), при этом, в соответствии с информацией, зафиксированной обществом в ЕГАИС, изменялись объемы остатков алкогольной продукции в складском помещении по вышеуказанному адресу.

При этом должностными лицами управления, проводившими в указанный период внеплановую выездную проверку в отношении ООО «ПромТорг», зафиксировано, что фактически в указанный период алкогольная продукция в складское помещение Общества не поступала, не отгружалась и не хранилась в нем.

12.04.2017, 13.04.2017, 17.04.2017 законному представителю общества были вручены требования о предоставлении сведений, в том числе сведения об остатках алкогольной продукции по данным ЕГАИС-УТМ. Представителем ООО «ПромТорг» представлен отчет, сформированный по данным ЕГАИС-УТМ, согласно которому остатки алкогольной продукции, имеющейся у ООО «ПромТорг» по состоянию на 17.04.2017, составили 20 510 штук (1025,50 дал).

В связи с выявленным несоответствием данных ЕГАИС и фактических остатков алкогольной продукции по состоянию на 18.04.2017 в складском помещении ООО «ПромТорг», у общества были истребованы товаросопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции. Согласно представленному оригиналу ТТН от 03.03.2017 № СППДК000588 и разделам «А» и «Б» справок к ней, ООО «ПромТорг» закупило водку «Русская» производства ООО «Атлантис», емк. 0,5 л, крепость 40% у ООО «ПДК «Лидер» ИНН <***> в объеме 1050,0 дал/21000 бутылок (даты розлива 19.05.2015 в объеме 390 дал, 20.05.2015 в объеме 660 дал), при этом ООО «ПромТорг» подтвердило получение продукции по указанной ТТН в ЕГАИС, тем самым зафиксировало сведения о закупке названной алкогольной продукции у ООО «ПДК «Лидер» по ТТН от 03.03.2017 № СППДК000588 в ЕГАИС.

Изложенное свидетельствует о несоответствии фактических остатков алкогольной продукции в складском помещении ООО «ПромТорг» данным об остатках, зафиксированных обществом в ЕГАИС.

По данному эпизоду суд пришел к следующим выводам.

Вывод об отсутствии на складе в период с 11 по 14.02.2017 алкогольной продукции управление делает на основании  инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей от 11.04.2017 № ИнвПТ-0002, составленной самим обществом, в соответствии с которой остатки алкогольной продукции по состоянию на 11.04.2017 равны 0,0 дал, а также акта проверки, в котором указано, что  должностными лицами управления, проводившими в указанный период внеплановую выездную проверку в отношении ООО «ПромТорг», зафиксировано, что фактически в указанный период алкогольная продукция в складское помещение общества не поступала, не отгружалась и не хранилась в нем.

Иные доказательства отсутствия продукции в материалы дела не представлены.

Вместе с тем, из пояснений директора общества следует, что снятие остатков было произведено только 11.04.2017 в период с 16 до 17 часов, после начала проверки. В указанный период остатки продукции на складе отсутствовали. Вместе с тем, до проведения проверки, в последующие дни общество осуществляло хозяйственные операции, связанные с оборотом алкогольной продукции.  

Согласно отметки на приказе о проведении проверки, с приказом представитель общества был ознакомлен  11.04.2017 в 15-50, после чего и была начата проверка. Тогда как в акте проверки время начала проверки  указано как 10-00.

Поскольку при получении акта проверки, представителем общества указанный акт был подписан с замечаниями, представлены соответствующие возражения, суд не может считать акт проверки бесспорным доказательством совершения обществом правонарушения.

Какие либо иные доказательства, свидетельствующие об отсутствии в спорный период продукции на складе, при наличии ее фиксации в ЕГАИС, как то – протокол осмотра складского помещения, фотографии, объяснения должностных лиц общества в материалы дела управлением не представлены.

При этом, в силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

    При сопоставлении данных о фактических остатках алкогольной продукции с данными об остатках, зафиксированных в ЕГАИС по состоянию на 17.04.2017, управлением было установлено, что у ООО «ПромТорг» по данным ЕГАИС зафиксирована водка «Русская» в количестве 20510 штук производства ООО «Атлантис», емк. 0.5 л, закупленная у ООО «ПДК «Лидер» (ООО «ПДК «Лидер» закупило эту водку у ООО «Диметра»), а на складе данная продукция отсутствует.

Обществу вменяется нарушение требований пункта 5.1.1. Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования № 149, в соответствии с которым заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации-поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции.

При этом в полях «5. Дата отпуска груза», «6. Номер документа» и «7. Серия документа» заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия ТТН, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации-поставщика продукции.

Как следует из материалов дела,  водка «Русская» в количестве 20510 штук была возвращена ООО «ПромТорг» 11.04.2017  поставщику ООО «ПДК «Лидер»  по товарно - транспортным накладным №№ 0000603, 0000647, 0000658.

При фиксации заявки в ЕГАИС система выдала информацию: «Ошибка проводки накладной. Обратитесь в техническую поддержку. ООО Диметра (ИНН <***>)».

ООО «ПромТорг»  обратилось к ООО «Диметра» с просьбой об оказании технической поддержки по фиксации продукции в системе ЕГАИС и о представлении информации о причине отказа, а также в Росалкогольрегулирование об устранении ошибки проводки вышеперечисленных ТТН.

Из письма Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 31.05.2017 № 10082/15 следует, что в связи с выявлением партии алкогольной продукции, которые заведены в систему ЕГАИС с нарушением установленного законодательства организациями (в т.ч. ООО «Диметра») движение данных партий в ЕГАИС заблокировано.

Вместе с тем, водка «Русская» производства ООО «Атлантис» в письмах Росалкогольрегулирования не значится, соответствующей информации на 11.04.2017 о необходимости изъятия такой продукции из оборота в «Личном кабинете» организаций участников алкогольного рынка размещено не было. О невозможности зафиксировать информацию о возврате водки «Русская» по причине ее блокировки самим Росалкогольрегулированием обществу на момент подачи заявки в ЕГАИС не было известно.

Таким образом, обществом предпринимались меры к регистрации информации о возврате продукции в ЕГАИС, однако в связи с блокировкой, о чем общество не было своевременно извещено, такая фиксация стала невозможной.

Изложенное свидетельствует о наличии у общества намерения соблюдать требования законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вместе с тем, вменяя заявителю в вину указанное нарушение, привлекая его к административной ответственности, управление ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом  постановлении не указывает, в чем конкретно выразилась вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения, то есть фактически административный орган не исследовал и не установил наличие вины общества. Административным органом не дана оценка изложенным в возражениях к акту доводам общества относительно отсутствия вины в совершении вменяемого правонарушения. Данные доводы заявителя в постановлении по делу об административном правонарушении не отражены и не отклонены.

Вместе с тем, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 3 статьи 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности.

Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что управление не доказало наличие в действиях общества состава правонарушения по данному эпизоду.

По второму эпизоду.

Как следует из оспариваемого постановления, ООО «ПромТорг» осуществило закупку алкогольной продукции у ООО «Винторг» (ИНН <***>) по ТТН от 11.04.2017 № СВТ0000254. Указанная ТТН была сформирована и зафиксирована ООО «Винторг 12.04.2017 в 5:45 по московскому времени (9:45 по местному времени), а ООО «ПромТорг» составлен акт подтверждения с номером ПнПТ-00097 от 12.04.2017 и отправлен в 9:14 (13:14 по местному времени). При этом в указанное время приемка алкогольной продукции в складском помещении ООО «ПромТорг» не осуществлялась, других складских помещений у ООО «ПромТорг» нет.

Учитывая, что складское помещение ООО «ВинТорг», из которого в соответствии с ТТН № СВТ0000254 была отгружена алкогольная продукция, находится в г. Новосибирске, расстояние между складскими помещениями ООО «ВинТорг» (г. Новосибирск) и ООО «ПромТорг» (с. Майма, Республика Алтай) составляет 440 км по дорожной сети, то доставка алкогольной продукции совершилась за 3 часа 29 минут.

Согласно части  1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В силу части 3 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ и пункта 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, требования к оформлению первичных документов, относятся не только к формальному заполнению всех необходимых реквизитов, но и к самой достоверности сведений, указанных в первичных документах.

Указанные выше операции по закупке-поставке алкогольной продукции, информация о которых зафиксирована в ЕГАИС, с учетом отсутствия алкогольной продукции в складском помещении ООО «ПромТорг», находящемся по адресу: 649100, Республика Алтай, <...>, часть здания склада №1, назначение: нежилое, этаж 1, литер Г, номер на плане 33 (S = 566,9 кв. м) с 11.04.2017 по 17.04.2017 не отвечают принципам целесообразности и достоверности, что указывает на фиктивность таких операций.

Из пояснений общества следует, что ООО «ПромТорг» осуществило закупку вина в количестве 200 коробок у ООО «Винторг» по ТТН от 11.04.2017 № СВТ 0000254. Указанная ТТН была зафиксирована (по сведениям проверяющих) в ЕГАИС 12.04.2017 в 9:45 по местному времени, а ООО «ПромТорг» составлен акт подтверждения в 13:45 по местному времени. Однако транспортное средство с продукцией прибыло на территорию общества в 10:30 по местному времени 12.04.2017. На приемку продукции 3 часа 15 минут достаточно.

Вменяя обществу в вину указанное нарушение, управление фактически не выясняло, в какое именно время (дату, часы) ООО «Винторг» направило в адрес  общества закупленную продукцию, в какой именно момент (до выпуска, после выпуска продукции со склада) ООО «Винторг» зафиксировало ТТН в ЕГАИС. Административный орган,  презюмируя добросовестность ООО «Винторг», исходил только из того, что в ЕГАИС оно в соответствии с требованиями законодательства,  зафиксировало ТТН до выезда транспорта из Новосибирска в с.Майма и, при сопоставлении с временем фиксации указанной ТТН самим обществом в с.Майме, пришло к выводу, что фактически продукция за период времени между фиксацией ТТН поставщиком и покупателем не могла поступить на склад.

Вместе с тем, как было указано выше, доказательства, кроме акта проверки, составленного самими проверяющими, об отсутствии поступившей от ООО «Винторг» алкогольной продукции на склад 12.04.2017, управлением не представлены. В тоже время указанная продукция была принята обществом по ТТН, зафиксирована в ЕГАИС, оплачена, отражена в соответствующих бухгалтерских документах общества.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности управлением указанного нарушения.

По третьему эпизоду.

Управлением в ходе внеплановой выездной проверки был проведен анализ соблюдения ООО «ПромТорг» сроков фиксации информации об объемах поставленной алкогольной
продукции в ЕГАИС, в результате которого установлено, что ООО «ПромТорг», несвоевременно зафиксировало в ЕГАИС сведения о поставках продукции, произведенных в период с 04.10.2016 по 11.04.2017, чем нарушило установленный порядок учета алкогольной продукции при ее обороте.

В нарушение требований подпункта 5.1.1 Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования № 149 при осуществлении лицензируемого вида деятельности ООО «ПромТорг» допускало нарушение сроков фиксации в ЕГАИС сведений об объемах поставки алкогольной продукции от 1 до 4 суток. Нарушение сроков фиксации в ЕГАИС сведений о поставке алкогольной продукции является нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.

К указанному выводу управление пришло, сопоставив даты ТТН и даты фиксации в ЕГАИС, в качестве доказательств совершения указанного нарушения представив ТТН от 03.03.2017 № 0000339, № 0000338, в которых грузополучателем является ООО «ТК Авангард», имеется отметка о получении груза 03.03.2017.

Из пояснений общества следует, что  указанная в ТТН продукция была выпущена со склада в день фиксации заявки в ЕГАИС – 06.03.2017, доказательства выезда транспортного средства с продукцией с территории ООО «ПромТорг» до подачи заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции, указанной в данных ТТН, а также иных, поименованных в постановлении ТТН, материалы дела не содержат.

Исследуя  материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к выводу, что управлением не было установлено фактическое время  выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции. Не установлено время фиксации ТТН в ЕГАИС получателем продукции,  не были получены объяснения от получателя о моменте ее поступления к покупателю.

Исходя из изложенного, у суда отсутствуют основания для бесспорного вывода о совершении обществом указанного нарушения.

 По четвертому эпизоду.

В ходе административного расследования по делу № 6-04-29/49ю-2017 об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом Управления в отношении ООО «ПромТорг» по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, директором Общества представлены письменные объяснения, в которых указана причина расхождения остатков алкогольной продукции в складском помещении ООО «ПромТорг» (отсутствие алкогольной продукции) с данными об остатках, зафиксированных в ЕГАИС, на момент проведения осмотра в рамках административного расследования по делу № 6-04-29/49ю-2017, а именно: поставка продукции в адрес ООО «Алтынъ» (ИНН <***> / КПП 040445019), в том числе, и по ТТН № 0000270 от 21.02.2017. Общество представило заверенную копию ТТН, в которой указаны должности, фамилии и имеются подписи лиц, совершивших хозяйственную операцию и ответственных за ее оформление, оттиски печатей ООО «ПромТорг» и ООО «Алтынъ». Следовательно, ТТН от 21.02.2017 № 0000270 является первичным учетным документом, составленным в связи с осуществленной обществом хозяйственной операцией по поставке алкогольной продукции в адрес ООО «Алтынъ» и подтверждает факт осуществления поставки алкогольной продукции ООО «ПромТорг» в адрес ООО «Алтынъ».

При проверке фиксации в ЕГАИС данных ТТН от 21.02.2017 № 0000270 установлено, что объемы поставки в ЕГАИС не зафиксированы ООО «ПромТорг», а ООО «Алтынъ» соответственно не зафиксированы объемы закупки, так как указанная ТТН имеет статус «Ошибка проводки».

Следовательно, не фиксация в ЕГАИС сведений об обороте алкогольной продукции является нарушением установленного порядка учета.

Как следует из материалов дела, 21.02.2017  ООО «ПромТорг» осуществлялась отгрузка алкогольной продукции в адрес ООО «Алтынъ», при фиксации которой в системе ЕГАИС по ТТН от 21.02.2017 № 0000270 система выдала информацию «Ошибка проводки».

Между ООО «ПромТорг» и ООО «Алтынъ» был подписан акт признания недействительной ТТН от 21.02.2017 № 0000270. Сформирована другая ТТН № 0000272, по которой продукция, ранее указанная в ТТН № 0000270, была отгружена покупателю и зафиксирована в ЕГАИС.

Таким образом, само по себе наличие копии ТТН № 0000270 в материалах административного расследования, предоставленной обществом по запросу должностного лица, проводившего расследование по другому делу № 6-04-29/49 ю-2017, не устанавливает факта осуществления оборота алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС и не повлекло недостоверности зафиксированной информации об обороте алкогольной продукции. Доказательств выявления алкогольной продукции, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, то есть продукции, оборот которой запрещен законом, не представлено.

Кроме того, из представленных Росалкогольрегулированию акта взаиморасчетов за первый квартал 2017 между ООО «ПромТорг» и ООО «Алтынъ», акта признания недействительной ТТН от 21.02.2017 № 0000270, копии ответа Управления ФНС России по Республике Алтай от 03.07.2017, пояснений директора ООО «ПромТорг» от 27.04.2017 и 07.07.2017 следует, что  поставка алкогольной продукции в адрес ООО «Алтынъ» по ТТН № 0000270 не производилась.

Фактически, вменяя обществу в вину отсутствие фиксации в ЕГАИС сведений о поставке алкогольной продукции, административный орган исходит исключительно из наличия копии ТТН № 0000270, представленной в материалы административного расследования по другому делу и пояснений директора общества, в которых перечислены номера ТТН, по которым отгружалась продукция.

Вместе с тем, управлением не были приняты во внимание доводы заявителя об ошибочном указании ТТН № 0000270 в пояснениях 21.02.2017 (в объяснении указаны ТТН №№ 0000271, 0000272, 0000285, 0000286, 0000287, 0000289, 0000290, 0000291, 0000292, согласно которым отгружалась продукция 21.02.2017,  в которые ошибочно была включена и ТТН № 0000270, имеющая статус «Ошибка проводки», поскольку на тот момент она значилась в реестре сформированных ТТН), не фиксации в ЕГАИС оборота по указанной ТТН по причине «Ошибка проводки» и формировании ТТН № 0000272, содержащей перечень той же продукции,  отражении ее в ЕГАИС.

  Следует отметить, что  объяснения от ООО «Алтынъ» об обстоятельствах  закупки алкогольной продукции по  ТТН № 0000270, ТТН № 0000272, управлением получены не были.

       Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о недоказанности управлением в действиях общества нарушения требований законодательства по данному эпизоду.

      При установленных обстоятельствах суд полагает, что административный орган не представил бесспорные доказательства наличия в действиях общества  события правонарушения, не установил вину ООО «ПромТорг» в его совершении, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                           РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление  Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу от 11.07.2017 № 6-04-29/91ю-2017 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении  общества с ограниченной ответственностью «ПромТорг».

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

       Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.


Судья                                                                                        Т.В.Абаимова