ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-19290/06 от 26.04.2007 АС Новосибирской области

Арбитражный суд Новосибирской области

Именем   Российской   Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                     Дело № А45-19290/06-16/487

05 июня 2007г.

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2007г.

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2007г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Чалых Л.В.,  

при ведении протокола судебного заседания судьей Чалых Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области

третьи лица: муниципальное унитарное предприятие «Институт градостроительного планирования»; Главное Управление архитектуры и градостроительства Мэрии г.Новосибирска

о признании недействительными решения №15 от 10.10.2006г. и предписания №15 от 10.10.2006г.,

при участии в заседании представителей:

заявителя:  ФИО1, доверенность от 20.11.2006г.; ФИО2, доверенность от 20.11.2006г.,

заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 27.03.2007г.,

третьих лиц: муниципальное унитарное предприятие «Институт градостроительного планирования» - ФИО1, доверенность от 14.02.2007г.,

Главное Управление архитектуры и градостроительства Мэрии г.Новосибирска – ФИО2, доверенность от 25.04.2007г.,

УСТАНОВИЛ:

Заявление подано о признании недействительными решения №15 от 10.10.2006г. и предписания №15 от 10.10.2006г., вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

В соответствии с оспариваемыми актами заявитель был признан нарушившим пункты 1 и 3 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» путем создания преимущественного положения  МУП «Институт градостроительного планирования» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке инженерных изысканий, и наделения его функциями органа власти, вследствие чего заявителю предписано:

1.   Исключить   из   Устава      муниципального   унитарного   предприятия   «Институт градостроительного планирования» следующие пункты:

Пункт 2.6.1. Координация работ, связанных с производством на территории города инженерных изысканий для строительства;

Пункт 2.6.2 .Регистрация (разрешение) производства инженерных изысканий для строительства;

Пункт 2.6.5.1. Вынос в натуру основных осей проектируемых зданий и сооружений, а также инженерных коммуникаций, красных линий и других линий регулирования застройки.

2.Внести изменения в пункт 2.6.3. «Контроль качества инженерно-геодезических изысканий, соблюдения установленного порядка производства», уточнив, что данный пункт касается только контроля качества инженерных изысканий, выполненных МУП «Институт градостроительного планирования», либо по заказу МУП «Институт градостроительного планирования».

3.Внести изменения в пункт 2.6.4. «Создание, ведение и хранение архивного фонда инженерных изысканий», уточнив, что данный пункт касается только материалов инженерных изысканий выполненных МУП «Институт градостроительного планирования», либо по заказу МУП «Институт градостроительного планирования».

Заявитель не согласен с оспариваемыми актами по следующим основаниям.

1. Вывод антимонопольного органа о том, что координация инженерных изысканий относится  к исключительной компетенции органов местного самоуправления  городских округов, не подтверждается  статьями 1, 8, 47 Градостроительного кодекса РФ.

Главное управление  архитектуры и градостроительства Мэрии г.Новосибирска (далее - ГУАиГ) осуществляет полномочия по координации и управлению не инженерными изысканиями на территории г.Новосибирска, а изыскательскими работами на основании п.4.6.3. «Положения о застройке г.Новосибирска» (утверждено решением Новосибирского городского Совета депутатов от 09.04.2003г. №241).

В п. 2.6.1. Устава МУП «Институт градостроительного планирования» (далее МУП «ИГП») отсутствуют указания на наделение его полномочиями по координации инженерных изысканий, проводимых другими организациями, а лишь указывается на координацию своих работ, связанных с проведением инженерных изысканий, что не тождественно деятельности по координации инженерных изысканий.

2. Пункт 2.6.2. Устава МУП «ИГП» относится к делопроизводству и предусматривает регистрацию полученных предприятием от ГУАиГ разрешений на собственные инженерные изыскания, но никак не оформление инженерных изысканий, осуществляемых сторонними организациями, при этом отсутствуют доказательства нарушения законодательства в этой сфере именно департаментом земельных и имущественных отношений.

3. Пункт 2.6.3 Устава МУП «ИГП» не предусматривает возможность осуществления предприятием контроля качества инженерно-геодезических изысканий, проводимых сторонними организациями, и соблюдения ими установленного порядка производства.

Понятие контроля качества инженерно-геодезических изысканий, соблюдения установленного порядка производства не тождественно понятиям государственной экспертизы и приемки материалов завершенных топографо-геодезическихи картографических работ, из чего следует, что в оспариваемом решении не указана норма закона, которой противоречит данный пункт Устава. При этом в решении отсутствуют доказательства нарушения антимонопольного законодательства именно Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.

4.Пункт 2.6.4 Устава не содержит указания на возможность создания, ведения и хранения фонда инженерных изысканий, выполненных сторонними организациями. При этом в решении отсутствует указание доказательств нарушения антимонопольного законодательства именно Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.

5. Пункт 2.6.5.5 Устава не содержит указания на монопольное право МУП «ИГП» производить вынос в натуру основных сетей проектируемых зданий и сооружений, а также инженерных коммуникаций, красныхлиний и других линий регулирования застройки.

Данные функции также осуществляются ГУАиГ на основании п.3.12 Положения о ГУАиГ не как органом местного самоуправления, а как одним из юридических лиц, осуществляющих инженерные изыскания на территории г.Новосибирска.

В оспариваемом решении отсутствует ссылка на закон, устанавливающий исключительную принадлежность данной функции органам местного самоуправления.

Заинтересованное лицо письменным отзывом  требования не признало, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Решением №15 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) от 10.10.2006г. департамент земельных и имущественных отношений г.Новосибирска (далее - департамент) признан нарушившим п.п.1 и 3 ст.7 Закона РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Указанное нарушение выразилось в наделении полномочиями органов местного самоуправления МУП «Институт градостроительного планирования» (далее - МУП «ИГП») и в создании преимущественного положения данного хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке инженерно-геодезических изысканий, в частности, включения в раздел 2 Устава МУП «Институт градостроительного планирования»   следующих пунктов:

1.Координация работ, связанных с производством на территории города инженерных изысканий для строительства (п.2.6.1);

2.Регистрация (разрешение) производства инженерных изысканий для строительства (2.6.2);

3.Контроль качества инженерно-геодезических изысканий, соблюдения установленного порядка производства (2.6.3);

4.Создание, ведение и хранение архивного фонда инженерных изысканий (п.2.6.4);

5.Вынос в натуру основных осей проектируемых зданий и сооружений, а также инженерных коммуникаций, красных линий и других линий регулирования застройки (п.2.6.5.5).

На основании решения от 10.10.2006г. №15 департаменту выдано предписание от 10.10.2006г. №15 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Считаем данные акты законными, обоснованными и не подлежащими признанию недействительными на следующем основании.

1. Заявитель считает, что пункт 2.6.1 устава МУП «ИГП», относящий к основному виду деятельности координацию работ, связанных с производством на территории города инженерных изысканий для строительства, не дублирует полномочия органа местного самоуправления, а значит, не нарушает п.3 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом заявитель исходит из следующего.

По мнению департамента, вывод Новосибирского УФАС России о том, что координация инженерных изысканий должна относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления городских округов, необоснован. Департамент считает необоснованным утверждение Новосибирского УФАС России о том, что на управление архитектуры и градостроительства мэрии г.Новосибирска (далее - ГУАиГ) возложены полномочия по координации и управлению инженерными изысканиями на территории г.Новосибирска. Также, по мнению заявителя, устав МУП «ИГП» регламентирует деятельность исключительно данного предприятия и не содержит полномочий по координации инженерных изысканий, а лишь по координации работ, связанных с их проведением, что не тождественно, а п. 2.6.1 устава МУП «ИГП» не содержит указаний на то, что предприятие обладает какими-либо полномочиями по координации работ, связанных с проведением инженерных изысканий другими организациями.

Данный довод не соответствует фактическим обстоятельствам и основан на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с ч.15 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания -  это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Инженерные изыскания являются частью обязательных работ, выполняемых в рамках строительства на территории муниципального образования.

На основании ч.3 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Следовательно, вопросы территориального планирования, строительства на территории муниципального образования, планировка территории деятельности относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Осуществление данных полномочий не возможно без координации производства инженерных изысканий на территории г.Новосибирска. В связи с этим, координация и управление изыскательскими работами на территории города Новосибирска п.4.6.3 Положения о застройке города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета г. Новосибирска от 09.04.2003г. №241, возложена на Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии, которое создает фонды хранения топографических и картографических материалов городской территории и совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска осуществляет деятельность по внесению текущих изменений в них по всем объектам строительства в городе.

В соответствии с п.3.11 Положения о главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии, утвержденного постановлением мэра от 31.12.2004г.  №1521, к основным функциям ГУАиГ также отнесены контроль за качеством топографо-геодезической документации; ведение дежурного плана города, архивного фонда инженерных изысканий для строительства; организация работ по обновлению топографо-геодезической документации; выдача разрешений на топографические и геологические работы, их учет; ведение мониторинга объектов градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, полномочия по координации и управлению изыскательскими работами на территории города Новосибирска закреплены за ГУАиГ.

Тем не менее, п.2.6.1 устава МУП «ИГП» к одному из основных видов деятельности данного предприятия относит координацию работ, связанных с производством на территории города инженерных изысканий для строительства.

Поскольку в соответствии с данным пунктом этот вид деятельности осуществляется на территории г. Новосибирска, координация работ, связанных с проведением инженерных изысканий, производится МУП «ИГП» также и в отношении других организаций, расположенных на территории города.

Таким образом, МУП «ИГП» осуществляет одну из функций органа местного самоуправления, а именно: координацию работ, связанных с производством на территории города инженерных изысканий.

Наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа местного самоуправления противоречит пункту 3 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

2. Департамент считает, что вывод Новосибирского УФАС России о том, что п.2.6.2 устава МУП «ИГП», предусматривающий право предприятия регистрацию (разрешение) производства инженерных изысканий для строительства, распространяется на оформление инженерных изысканий, осуществляемых сторонними организациями, необоснован.

Данный довод также не соответствует фактическим обстоятельствам и основан на неправильном применении норм материального права.

Согласно п.2.6.2 устава МУП «ИГП» к одному из основных видов деятельности данного хозяйствующего субъекта относится регистрация (разрешение) производства инженерных изысканий для строительства.

В соответствии с п. 2 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000г. № 273, государственный геодезический надзор осуществляется Федеральным агентством геодезии и картографии и его территориальными органами.

Данные органы на основании пункта 3.2 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, утвержденной Федеральной службой геодезии и картографии России (ГКИНП-17-002-93) 15.10.1993г. (зарегистрировано в Минюсте РФ 8.12.1993г. №425), могут делегировать краевым, областным, районным и городским органам архитектуры и градостроительства право регистрации и выдачи разрешений для выполнения предприятиями топографо-геодезических работ в городах, поселках городского типа, райцентрах и других населенных пунктах на участках (объектах) площадью до 1 кв. км и на линейные изыскания любой протяженности, если для этого не требуется выполнения работ, предусмотренных п.3.4 (на незастроенные территории, независимо от площади участка, разрешения на выполнение работ выдают инспекции госгеонадзора).

В этих случаях соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют рассмотрение и регистрацию технических проектов или программ предприятий на производство ими топографо-геодезических работ на указанных площадях и при линейных изысканиях.

Согласно пункту 4.5 СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства», инженерные изыскания для строительства должны выполняться при наличии решения соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта или предоставлении земельного участка, договора об использовании земельного участка для изыскательских работ, заключенного с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, и регистрации (разрешения) производства инженерных изысканий.

Регистрация производства инженерных изысканий выполняется в установленном порядке   соответствующими   органами   исполнительной   власти   субъектов   Российской

Федерации или органами местного самоуправления (если это право им делегировано) с привлечением, при необходимости, организаций, осуществляющих территориальные функции в области инженерных изысканий для строительства.

Распоряжением Западно-Сибирского окружного управления геодезии и картографии Федерального агентства геодезии и картографии от 16.01.2006г. №3 право по рассмотрению и регистрации технических проектов (программ), а также выдаче разрешений на производство топографо-геодезических изысканий, предприятиям независимо от форм собственности, в г. Новосибирске, площадью до 1 кв. км, делегировано Главному управлению архитектуры и градостроительства г. Новосибирска. Функция по выдаче разрешения на проведение топографо-геодезических работ (регистрация производства инженерных изысканий) закреплена за ГУАиГ пунктом 3.11 Положения о ГУАиГ.

В связи с этим, инженерно-геологические изыскания должны проводиться на основании разрешения топографо-геодезической службы Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии, предоставляемого заказчику объекта, который, привлекая специализированную изыскательскую организацию, имеющую соответствующую лицензию, несет ответственность за организацию работ на месте их выполнения (пункт 4.6.7 Положения о застройке города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета г. Новосибирска от 09.04.2003г №241).

Разрешения на производство топографо-геодезических работ и подготовку материалов для заказчика оформляются по согласованию с ГУАиГ мэрии при непосредственном участии МУП «ИГП». Данное подтверждается письмом ГУАиГ №304-12/и от 14.07.2006г. и также было подтверждено представителем департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, присутствовавшим на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России.

Для получения данного разрешения заказчик обращается в МУП «ИГП» для получения номера заказа, после чего заключается договор с изыскательской организацией, которая будет проводить инженерные изыскания.

Заявление-разрешение на производство инженерных изысканий для строительства изыскательской организацией рассматривается МУП «ИГП» и после принятия им положительного решения, подписывается заместителем начальника ГУАиГ (например, заявление №3962 на производство инженерных изысканий, выданное ООО фирма «Перспектива»). Пункт 3 такого заявления указывает на то, что выполненные работы должны быть сданы в МУП «ИГП». При этом для определения размера оплаты за получение разрешения изыскательская организация обязана предоставить в МУП «ИГП» заверенную синей печатью копию договора, заключенного ею с заказчиком, с приложением сметы к договору, заключенному между изыскательской организацией и заказчиком изыскательских работ (от 2 до 4% от цены такого договора). Подается в МУП «ИГП» требование - заявка (подписи на требовании - заявке и на других письмах директора МУП «ИГП» совпадают). Стоимость услуги МУП «ИГП» по регистрации (оформлению разрешения) инженерных изысканий колеблется от 4% при стоимости работ до 25 т.р. до 1,5% при стоимости работ от 500 до 1000 т.р. (Приказ МУП «ИГП» от 16.06.2006г №3-П).

Таким образом, МУП «ИГП», участвуя в процедуре выдачи разрешения сторонним организациям на производство работ на основании пункта 2.6.2 Устава, выполняет функции органа власти, что запрещено пунктом 3 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

3. По мнению заявителя, в оспариваемом решении не приведена ни одна норма закона, которой противоречило бы содержание п.2.6.3 устава МУП «ИГП». Новосибирское УФАС России допускает расширительное толкование действующего законодательства и устава МУП «ИГП».

Данный довод также не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

На основании п. 2.6.3 устава МУГ «ИГП» осуществляет контроль качества инженерно-геодезических изысканий, соблюдение установленного порядка их производства.

Пунктом 4 статьи 49 Градостроительного кодекса установлена государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Иная негосударственная экспертиза проектной документации на основании пункта 1 статьи 50 Градостроительного кодекса проводится по желанию застройщика или заказчика аккредитованной организацией в порядке, установленном Правительством РФ.

Как следует из п.8.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации (ГКИНП-17-002-93), приемка материалов завершенных топографо-геодезических и картографических работ имеет целью проверку качества их исполнения и соответствия полученных результатов требованиям общеобязательных инструкций.

Правом контроля качества инженерно-геодезических изысканий обладают органы, регистрирующие работы и осуществляющие приемку этих работ (в том числе муниципальные).

Так как выдача разрешений (следовательно, и их регистрация) на проведение топографо-геодезических работ, как было установлено Комиссией Новосибирского УФАС России, является функцией ГУАиГ г.Новосибирска, именно данное подразделение мэрии г. Новосибирска имеет право контроля качества инженерно-геодезических изысканий. И таким правом оно обладает на основании пункта 3.11 Положения о главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии, утвержденные постановлением мэра от 31.12.2004г. №1521.

Представитель департамента на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России пояснил, что выполнение инженерных изысканий осуществляют организации, имеющие специальные лицензии, одним из лицензионных требований является внутренний контроль качества топографо-геодезических изысканий. Поэтому каждая организация обязана проводить такой контроль, в том числе и МУП «ИГП». Но в связи с тем, что МУП «ИГП» осуществляет работы, связанные с содержанием фонда инженерных изысканий, оно вынуждено осуществлять контроль качества инженерных изысканий, проводимых другими организациями в целях предотвращения попадания в фонд некачественных материалов.

Экспертиза проектно-сметной документации, оформление и выдача разрешений на производство топографо-геодезических изысканий и их приемка осуществляется на основании договора, заключаемого между предприятием, выполняющим инженерные изыскания, и МУП «ИГП» (например, договор № 4/2 от 31.07.2006г., представленный в материалах дела), с оплатой за проведение экспертизы (контроль качества) выполненных инженерных изысканий (например, платежные поручения №161 от 14.08.2006г., № 6 от 29.08.2006г.).

В соответствии с заключаемым между исполнителем и заказчиком договором на основании п.4.11 СНиП 11-02-96 отчетные материалы передаются по акту сдачи-приемки изыскательской продукции заказчику и дополнительно в фонд материалов инженерных изысканий органа местного самоуправления. При сложившейся ситуации исполнитель инженерных изысканий по договору данного права лишен, так как результаты работы после проверки качества в МУП «ИГП» ему не возвращаются, а вручаются МУП «ИГП» непосредственно заказчику (письмо МУП «ИГП» в адрес ООО «ГорПлан» от 07.08.2006г. №23-т). Представитель департамента земельных и имущественных отношений г.Новосибирска на заседании Комиссии пояснил, что исполнитель инженерных изысканий может получить результаты работы при наличии нотариально заверенной доверенности от заказчика.

Действующий в настоящее время порядок проверки (экспертизы) МУП «ИГП» качества инженерных изысканий, основанный на пункте 2.6.3 устава, позволяет ему помимо проверки качества работ, выполненных собственными сотрудниками, проводить проверку качества работ, выполненных сторонними организациями, что противоречит нормам, закрепленным ГКИНП-17-002-93, наделяет МУП «ИГП» функциями органа власти и ставит его в преимущественное   положение   по   отношению   к   другим   хозяйствующим   субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке инженерных изысканий, что является нарушением пунктов 1, 3 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

4. Пункт 2.6.4, по мнению департамента, предусматривая возможность создания, ведения и хранения предприятием фонда инженерных изысканий, не содержит указания на то, что указанные функции осуществляются МУП «ИГП» в отношении инженерных
изысканий, выполненных сторонними организациями. При этом заявитель исходит из того, что действующее законодательство не запрещает создание топографо-геодезическими предприятиями собственных архивов для размещения и обеспечения сохранности материалов, являющихся результатами инженерных изысканий, выполненных силами предприятия или по заказу.

Данный довод также не соответствует фактическим обстоятельствам и основан на неправильном применении норм материального права.

Пункт 2.6.4 устава предусматривает деятельность МУП «ИГП» по созданию, ведению и хранению архивного фонда инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 4.11, 4.24 СНиП 11-02-96 и пункта 62 Инструкции по определению и обеспечению секретности топографогеодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территории СССР (СТГМ-90), утвержденной Управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР 11.06.1990г, создание, ведение и хранение архивных фондов инженерных изысканий является функцией исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Пунктом 4.6.3 Положения о застройке г. Новосибирска к полномочиям Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии относится создание фонда хранения топографических и картографических материалов городской территории.

Тем не менее, фактически данную функцию осуществляет МУП «ИГП» (на титульных листах технических дел «Горплан» стоит отметка МУП «ИГП» о приемке материалов в фонд).

Как пояснил на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель департамента, это происходит в связи с тем, что в связи с нехваткой бюджетных средств на обслуживание и содержание картографо-геодезического фонда, между ГУАиГ и МУП «ИГП» заключен договор об обслуживании данного фонда.

Таким образом, указанные функции осуществляются МУП «ИГП» в отношении инженерных изысканий, выполненных сторонними организациями.

Наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления запрещено пунктом 3 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

5.       Заявитель считает, что п. 2.6.5.5 устава МУП «ИГП» также не содержит указания на распространение его действия на иные организации, помимо МУП «ИГП». По мнению департамента, пункт 3.12 Положения о ГУАиГ, на который ссылается в оспариваемом решении Новосибирское УФАС России, лишь предусматривает возможность осуществления ГУАиГ данной функции, рассматривая ГУАиГ как одно из юридических лиц, осуществляющих инженерные изыскания на территории г.Новосибирска.

Данный довод также не соответствует фактическим обстоятельствам и основан на неправильном применении норм материального права.

Согласно п.2.6.5.5 устава МУП «ИГП» осуществляет вынос в натуру основных осей проектируемых зданий и сооружений, а также инженерных коммуникаций, красных линий и других линий регулирования застройки.

В соответствии с п.4.6.6 Положения о застройке г.Новосибирска на откорректированные или вновь выполненные топографические материалы должны быть нанесены данные дежурного плана города и земельного кадастра, которые регистрируются в топографо-геодезической службе Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии в установленном порядке.

Вынос в натуру (на местности) красных линий и других линий регулирования застройки на основании пункта 3.12 Положения о главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии, утвержденного постановлением мэра от 31.12.2004г. №1521, осуществляется данным управлением.

Таким образом, наделяя МУП «ИГП» указанными функциями, департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска нарушает п.3 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Предмет и цели деятельности МУП «ИГП», определяемые вышеперечисленными пунктами Устава, свидетельствуют о том, что МУП «ИГП», являясь муниципальным предприятием, наделено органом местного самоуправления функциями данного органа.

Данное подтверждается также письмом Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии г.Новосибирска от 14.07.2006г. №304-12/и, в котором в частности указано, что данным управлением осуществлялся комплекс работ, связанных с формированием, хранением и использованием типографических и геодезических материалов на территории города Новосибирска.

Функционально спецархив обслуживал на платной основе топографо-геодезический отдел, входящий в структуру ГУАиГ мэрии, но с целью экономии бюджетных средств, указанный отдел был передан в состав МУП «ИГП».

Расценки за услуги, ранее выполняемые топографо-геодезическим отделом ГУАиГ мэрии г.Новосибирска, а в настоящее время - МУП «ИГП» разработаны на основании постановления Госстроя России от 23.12.2003г. №213 «Об утверждении базовых цен на инженерные изыскания для строительства» и утверждены постановлением мэра г.Новосибирска от 01.09.2004г. №987, приказом МУП «ИГП» от 16.06.2006г. №3-П соответственно.

Разрешения на производство топографо-геодезических работ и подготовку материалов для заказчиков оформляются строго по согласованию с ГУАиГ мэрии на основании приказа ГУАиГ от 09.06.2006г. №12-од «О порядке проведения и обеспечения комплекса инженерных изысканий для строительства».

В соответствии с п.2.6 Устава МУП «ИГП» и имеющимися у него лицензиями (РГ №0014829, регистрационный №ЗСГ-00414К от 13.06.2006г. и регистрационный номер ЗСГ-00414Г от 13.06.2006г.) данное предприятие само имеет возможность осуществлять проведение топографо-геодезических работ, то есть является конкурентом других изыскательских организаций.

Наделенное контрольно-управленческими функциями, владеющее информацией о коммерческой деятельности других изыскательских организаций (получает копии договоров с приложенной сметой), МУП «ИГП» имеет возможность влиять на деятельность своих конкурентов при выдаче разрешений, при экспертизе и т.д. Все это может негативно влиять на развитие конкуренции на рынке инженерных изысканий, вести к ограничению доступа на рынок топографо-геодезических работ других хозяйствующих субъектов, и ставит МУП «ИГП» в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке инженерных изысканий, что запрещено пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Пункт 3 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991г. №948-1 запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов.

Подпунктом 3.1 пункта 3 распоряжения мэрии г.Новосибирска от 17.03.2006г. №1635-р, департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска поручено утвердить устав      муниципального      унитарного      предприятия      г.Новосибирска      «Институт градостроительного планирования».

Устав МУП «ИГП» был утвержден департаментом 04.05.2006г.

В силу положений пункта 7 статьи 9 ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002г. №161-ФЗ изменения в устав унитарного предприятия вносятся по решению органа местного самоуправления, уполномоченного утверждать устав унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1.4 и 3.10.2 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 16.07.2002г. №1600, департамент является юридическим лицом, и осуществляет полномочия учредителя муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и утверждает их уставы.

Таким образом, Новосибирское УФАС России всесторонне, полно и объективно рассмотрев дело №24, пришло к выводу о наличии в действиях департамента земельных и имущественных отношений г.Новосибирска нарушения п.п. 1, 3 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Третье лицо - Главное Управление архитектуры и градостроительства Мэрии г.Новосибирска письменным отзывом  выразило согласие с требованиями заявителя.

Третье лицо - муниципальное унитарное предприятие «Институт градостроительного планирования» письменным отзывом выразило согласие с требованиями заявителя.

          Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что требование заявителя о признании недействительным предписания антимонопольного органа подлежит удовлетворению в части обязания заявителя исключить из устава МУП «ИГП» пункт 2.6.5.1. «Вынос в натуру основных осей проектируемых зданий и сооружений, а также инженерных коммуникаций, красных линий и других линий регулирования застройки», так как в Уставе МУП «ИГП» пункт 2.6.5.1 имеет другое содержание, в отношении которого оспариваемым решением не выявлено нарушений антимонопольного законодательства, а в остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

1.Пунктом 4.6.3 Положения о застройке города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета г.Новосибирска от 09.04.2003г. №241, координация и управление изыскательскими работами на территории города Новосибирска возложена на Главное управление архитектуры и градостроительства Мэрии.

Таким образом, наличие в Уставе МУП «ИГП» п.2.6.1 в редакции: «координация работ, связанных с производством на территории города инженерных изысканий для строительства» - позволяет ему выполнять указанную функцию органа местного самоуправления, что противоречит п.3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом арбитражный суд исходит из того, что понятия «инженерные изыскания» и «изыскательские работы» являются идентичными.

2.В соответствии с п.2.6.2 Устава предметом деятельности МУП «ИГП» является, в частности, «регистрация (разрешение) производства инженерных изысканий».

Как следует из материалов дела (протокол заседания комиссии УФАС по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 28 сентября – 03 октября 2006 года, приказ ГУАиГ от 09.06.2006г №12-00, письмо ГУАиГ от 14.07.2006г. руководителю УФАС по Новосибирской области, приложение к приказу МУП «ИГП» от 16.06.2006г. №3-П, заявление на производство инженерных изысканий для строительства №3962, выданное ООО фирма «Перспектива», договор подряда №4/2 от 31.07.2006г. между МУП «ИГП» и ООО «ГорПлан») все предприятия для получения разрешения на производство инженерных изысканий для строительства, содержащих топографо-геодезические работы, обязаны обращаться к МУП «ИГП», одному из хозяйствующих субъектов в городе Новосибирске, созданному для этой цели Мэрией г.Новосибирска, которое под контролем заместителя начальника ГУАиГ ФИО4 оформляет и выдает разрешения на производство инженерных изысканий, а также взимает с предприятий в свой доход плату за оформление разрешений по собственным расценкам.

Однако в соответствии с п.3.11 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Мэрии г.Новосибирска (ГУАиГ) выдача разрешений на  топографические и геодезические работы относится к функциям ГУАиГ.

Топографические и геодезические работы при инженерных изысканиях относятся к геодезическим и картографическим работам отраслевого назначения в соответствии со ст.3 ФЗ «О геодезии и картографии».

Таким образом, на основании п.2.6.2. Устава МУП «ИГП» выполняет функцию органа местного самоуправления и извлекает из этого доходы, что является нарушением п.3 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

3. В соответствии с п.8.1 «Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ» приемка материалов завершенных топографо-геодезических работ имеет целью проверку качества их исполнения.

  Согласно п.2.6.3 Устава и приложения к приказу от 16.06.2006г. №3-П МУП «ИГП» вправе осуществлять контроль качества инженерно-геодезических изысканий и, соответственно, производить приемку материалов, выполненных топографо-геодезических работ.

Фактическое осуществление этой функции МУП «ИГП» подтверждается указанием на соответствующую обязанность производителей работ в оформленном разрешении на производство инженерных изысканий для строительства сдать в МУП «ИГП» выполненные работы и штампом «Принято» МУП «ИГП» на техническом деле по топографической съемке, составленным сторонней организацией – производителем работ.

Однако в соответствии с п.3.11 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Мэрии г.Новосибирска контроль за качеством топографо-геодезической документации осуществляет ГУАиГ.

Таким образом, на основании п.2.6.3 Устава МУП «ИГП» выполняет контрольные функции органа местного самоуправления, что является нарушением п.3 ст.7 Закона  РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

4.В соответствии с п.3.11 «Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Мэрии» ведение архивного фонда инженерных изысканий для строительства осуществляется ГУАиГ.

В соответствии с п.4.6.3 «Положения о застройке города Новосибирска» ГУАиГ создает фонды хранения топографических и картографических материалов городской территории и совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Новосибирска осуществляет деятельность по внесению текущих изменений в них по всем объектам строительства в городе.

 Однако фактически эти функции на основании п.2.6.4 Устава осуществляет МУП «ИГП», что подтверждается  договором с ГУАиГ от 23.06.2006г. об обслуживании материалов картографо-геодезического фонда, приложением к приказу от 16.06.2006г. №3-П об утверждении цен за работы МУП «ИГП», содержащимся в оформленных разрешениях на производство инженерных изысканий требованиям о сдаче выполненных работ в МУП «ИГП», проставленными штампами «Принято» на технических делах по топографической съемке, выполненных сторонними организациями, протоколом заседания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 28 сентября – 03 октября 2006г., письмом ГУАиГ от 14.07.2006г. №304-12/и.

Таким образом, МУП «ИГП» в соответствии с п.2.6.4 Устава выполняет функцию органа местного самоуправления, извлекая из этого доход, что противоречит п.3 ст.7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства №15 от 10.10.2006г. в  части предписания исключить  из устава муниципального унитарного предприятия «Институт градостроительного планирования» пункт 2.6.5.1 «вынос в натуру основных осей проектируемых зданий и сооружений, а также инженерных коммуникаций, красных линий и других линий регулирования застройки».

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Департамента земельных и имущественных отношений г.Новосибирска

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Новосибирской области.

СУДЬЯ                                                                                   Л.В.  ЧАЛЫХ