ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-19518/15 от 17.02.2016 АС Новосибирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск Дело № А45-19518/2015

25 февраля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серовой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Новосибирскрыбхоз», г. Новосибирск

к Контрольно-счетной палаты Новосибирской области

3-е лицо Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области

о признании недействительным предписания от 21.07.2015 № 1/09 03.08.2015

В судебном заседании участвуют представители:

От заявителя: ФИО1 по доверенности № 115 от 07.09.2015 (паспорт)

от ответчика: ФИО2 по доверенности № 348/03 от 07.12.2015 (паспорт), ФИО3 по доверенности № 294/03 от 19.10.2015 (паспорт), ФИО4 по доверенности № 320/09 от 10.11.2015 (паспорт)

от третьего лица: ФИО5 по доверенности № 1 от 11.01.2016 (удостоверение)

Акционерное общество «Новосибирскрыбхоз» (далее по тексту -Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Новосибирской области № 1/09 от 21.07.2015, выданное АО «Новосибирскрыбхоз» о возврате в областной бюджет Новосибирской области денежных средств, полученных из областного бюджета Новосибирской области в форме субсидии, в сумме 1656300 рублей до 01.09.2015.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на нарушение Контрольно-счетной палатой Новосибирской области подпунктом 3 пункта 2 статьи 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011г. № 131-03 «О контрольно-счетной палате Новосибирской области», который предусматривает внешний государственный финансовый контроль осуществляемый палатой в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения или субсидий кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета Новосибирской области в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств областного бюджета Новосибирской области или местного бюджета (в части использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области) в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении указанных субсидий, кредитов, гарантий.

Соглашениями № Р-5 от 25.03.2014 «О предоставлении субсидии на возмещение 75 процентов нормативных затрат (но не выше фактических затрат) на содержание и разведение, в том числе выращивание рыбопосадочного материала» и № Р-7 от 25 марта 2014 «О предоставлении субсидии на возмещение 50 процентов стоимости приобретенных технических средств и оборудования» не предусмотрена возможность проведения контрольных мероприятий (проверок) Контрольно-счетной палатой Новосибирской области.

Общество указывает, что единственным основанием для вынесения оспариваемого предписания стало наличие так называемой задолженности по заработной плате, которая подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда.

Однако, по мнению Общества, что факт наличия просроченной задолженности по заработной плате не доказан.

По мнению Общества, достоверным доказательством наличия просроченной задолженности по заработной плате могут являться первичные учетные документы Общества, либо формы федерального статистического наблюдения, утвержденные соответствующими Приказами Росстата. Указанные документы КСП НСО в ходе проведения контрольного мероприятия не исследовались и не отражены в акте проверки и предписании.

При этом Общество пояснило следующее.

Переходящие платежи по заработной плате образуются в связи с особенностями ведения хозяйственной деятельности предприятия.

ОАО «Новосибирскрыбхоз» имеет 5 структурных подразделений рыбодобывающие и перерабатывающие заводы: «Купинский рыбхоз» «Карасукский озерный рыбхоз», «Барабинский рыбхоз» и рыбопитомники: «Сартланский рыбопитомник» и «Урюмский рыбопитомник».

Необходимо отметить, что работы по воспроизводству водных биоресурсов осуществляются структурными подразделениями «Сартланский рыбопитомник» и «Урюмский рыбопитомник» ОАО «Новосибирскрыбхоз», в разрезе которых задолженность по оплате труда отсутствует. Подразделение «Купинский рыбхоз» и «Барабинский рыбхоз» прямо или косвенно не участвуют в проведении работ в рамках Соглашений № Р-5 от 25.03.2014 «О предоставлении субсидии на возмещение 75 процентов нормативных затрат (но не выше фактических затрат) на содержание и разведение, в том числе выращивание рыбопосадочного материала»; № Р-7 от 25 марта 2014г. «О предоставлении субсидии на возмещение 50% процентов стоимости приобретенных технических средств и оборудования» с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. Кроме того, размер отраженной в Предписании от 21.07.2015г., задолженности по оплате труда в подразделениях «Купинский рыбхоз» и «Барабинский рыбхоз» обусловлен рядом объективных факторов. Подразделения «Купинский рыбхоз» и «Барабинский рыбхоз» осуществляют работы по вылову рыбы и переработке рыбопродуктов. Указанный вид деятельности входит в Перечень сезонных видов работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ, и зависит от природных и климатических условий. Сезонность характера данного вида работ заключается в следующем. Ежегодно с 25 апреля по 25 мая на водных объектах, где Общество осуществляет промысел, объявляется запрет на вылов в связи с нерестом рыбы. В осенне-зимний период (вторая половина октября - середина декабря) каждого календарного года на протяжении двух- трех месяцев предприятие не может осуществлять вылов рыбы по причине ледостава и наращивания толщины льда до необходимой для начала зимней путины. С 01 апреля на водоемах Новосибирской области начинается процесс распаления (таяния) и ослабления льда, в связи с чем. Общество прекращает рыбный промысел до окончания действия запрета, о котором было указано выше. Кроме того, низкие температуры воздуха в зимний период (от -30 до -45 градусов) и сильные порывистые ветра не позволяют регулярно выходить на промысел рыбопромысловым бригадам предприятия.

Таким образом, добыча рыбы на водоемах области не может осуществляться на протяжении 4 - 4,5 месяцев каждого года, по причинам, не зависящим от Общества. В указанные периоды не происходит пополнения сырьевых запасов рыбоперерабатывающего комплекса предприятия.

В случае возникновения финансовых трудностей, вызванных вышеуказанными факторами, в первую очередь, финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении Общества, направляются на содержание рыбопитомников для обеспечения непрерывности производственного цикла работ по воспроизводству водных биоресурсов в рамках Соглашений, по причине того, что процесс выращивания рыбы круглогодичный, а средства государственной поддержки приходят на счет организации в виде возмещения затрат 75%, после того как работы выполнены и оплачены Обществом в полном объеме с документальным подтверждением 100% затрат Общества.

В рамках Соглашений работы выполнены в полном объеме, что подтверждается Актом проверки КСП НСО. 31.07.2013r. и 14.02.2014г. в Департамент представлены пакеты документов на предоставление субсидий, в том числе все необходимые справки, что подтверждается сопроводительными письмами от 31.07.2013г. № 48 и 14.02.2014г. № 14.

Общество считает, что выявленное нарушение носит формальный характер, что на существо правоотношений не влияет, так как нецелевого использования денежных средств нет.

При этом доказательств причинения ОАО «Новосибирскрыбхоз» ущерба бюджету Новосибирской области при проверке не обнаружено, при проведении проверки не было выявлено неэффективного и нецелевого использования бюджетных денежных средств (технические средства приобретены, на момент проверки не проданы, используются для осуществления содержания и разведения, в том числе выращивания, рыбопосадочного материала (соглашение р-7); годовик сазана - рыбопосадочный материал возрастом от одного до полутора лет выпущен, что подтверждается актами на выпуск рыбопосадочного материала (соглашение р-5), данный факт, находит свое подтверждение в Акте проверки КСП НСО от 24.04.2015г. № 103/09, а так же в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ответственность предусмотрена ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ от 30.06.2015г.

Контрольно-счетная палата Новосибирской области считает оспариваемое предписание обоснованными, а требования неподлежащими удовлетворению. Заинтересованное лицо считает, что действовал в пределах предоставленных полномочий. Факт наличия просроченной задолженности по заработной плате подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 70 «Расчеты с персоналам по заработной плате», а также тем, что на ведомостях по заработной плате отсутствует отметка о депонировании начисленной, но не выданной зарплате.

Подробно возражения Контрольно-счетной палаты изложены в отзыве, приобщенном к материалам дела.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела 25 марта 2014г. между ОАО «Новосибирскрыбхоз» и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее по тексту -Департамент) в рамках ведомственной целевой программы «Государственная поддержка развития товарного рыбоводства в Новосибирской области на 2014-2016 годы» утвержденной приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 20.09.2011г. № 592 (далее - Программа), заключены соглашения № Р-5 «О предоставлении субсидии на возмещение 75 процентов нормативных затрат (но не выше фактических затрат) на содержание и разведение, в том числе выращивание рыбопосадочного материала»; № Р-7 от 25 марта 2014г. «О предоставлении субсидии на возмещение 50 процентов стоимости приобретенных технических средств и оборудования». На основании вышеназванных соглашений 26.03.2014г. АО «Новосибирскрыбхоз» получило субсидию из бюджета Новосибирской области в размере 1 656,3 тыс. руб.

Сотрудниками Контрольно-счетной палаты Новосибирской области в соответствии с п. 1.10 Плана работы Контрольно-счетной палаты НСО (далее по тексту - КСП НСО) и уведомления от 06.04.2015г. № 25/09 в АО «Новосибирскрыбхоз» проводилось контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку товарного рыбоводства и промышленного рыболовства в Новосибирской области в 2014 году и за текущий период 2015 года (в том числе реализация мероприятий ведомственной целевой программы «Государственная поддержка развития товарного рыбоводства в Новосибирской области на 2014-2016ГГ.)».

По результатам проверки, КСП НСО составлен Акт проверки от 24.04.2015г. № 103/09. На основании указанного акта 21.07.2015г. в отношении АО «Новосибирскрыбхоз» (далее -Общество) вынесено предписание № 01/09 с требованием возвратить в областной бюджет Новосибирской области денежные средства, полученные из областного бюджета Новосибирской области в форме субсидий, в сумме 1 656,3 тыс. руб., (срок исполнения до 01.10.2015г.) в связи с выявлением фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, а именно наличие просроченной кредиторской задолженности по заработной плате, по состоянию на 01.03.2014 в размере 583453 рублей 32 копеек по структурным подразделениям «Барабинский рыбхоз» в размере 340911рублей 03 копеек «Купинский рыбхоз» в сумме 242542 рублей 29 копеек.

Согласно акту проверки не выявлено нарушений по целям использования полученной субсидии.

При этом как следует из акта проверки № 103/09 от 24.04.2015, что при получении субсидии Заявителем представлена справка об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 01.03.2014, однако, как указано в акте при проверке главной книги, бухгалтерской отчетности, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 68, 69, 70, журнала проводок по счетам 50, 51, 70, 86, и анализе счетов 70 «Заработная плата» в разрезе подразделений, и счета 70 «Заработная плата» в целом по Обществу за период 01.01.2014 по 01.04.2014, Контрольно-счетной палатой выявлена задолженность по заработной плате на 01.03.2014 размере 583453 рублей 32 копеек по структурным подразделениям «Барабинский рыбхоз» в размере 340911рублей 03 копеек «Купинский рыбхоз» в сумме 242542 рублей 29 копеек.

Суд считает, что оборотно-сальдовая ведомость за февраль 2014 года не может свидетельствовать о наличии задолженности по заработной плате, поскольку данный документ отражает начисленную заработную плату за февраль 2014 года. КСП по НСО не отражено в акте проверки, за какой период по вышеуказанной оборотно-сальдовой ведомости счета 70 начислена заработная плата. Не нашло отражение в акте проверки период выплаты заработной платы, начисленной за прошедший месяц и в ходе рассмотрения дела в суде КСП не представлено доказательства, что заработная плата, отраженная в оборотно-сальдовой ведомости за февраль выплачена с нарушением срока выплаты. КСП по НСО не представлено доказательства, что заработная плата начислялась к выплате несвоевременно, то есть с просрочкой.

Согласно платежным ведомостям на выплату заработной платы за март месяц 2014 года заработная выплачена полностью по по структурным подразделениям «Барабинский рыбхоз» и «Купинский рыбхоз». Данные ведомости КСП не проверялись, а потому нельзя сделать вывод о том, что факт просрочка по заработной плате на момент обращения АО «Новосибирскрыбхоз» за получением субсидии имел место.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными пункт 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 03.08.2015 № 08-01-28 и пункт 1 предписания от 03.08.2015 № 08-02-289 в части нарушения уполномоченным учреждением статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ.

Взыскать в Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в пользу Государственного казенного управления Новосибирской области «Управление контрактной системы» 3000 рублей расходов по уплате государственной госпошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение одного месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.Н. Юшина