630007, город Новосибирск, улица Кирова, д. 3
г. Новосибирск
«24» июля 2007 года Дело № А45-19677/06-1/585
Резолютивная часть решения объявлена «18» июля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен «24» июля 2007 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Туз С.Б., при ведении протокола судебного заседания судьей Туз С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Кемеровского открытого акционерного общества «Азот», г. Кемерово,
к ответчику ОАО «РЖД» филиал «Западно-Сибирская железная дорога», г. Новосибирск,
о взыскании 9.752 руб. 35 коп.
В присутствии полномочных представителей сторон:
истца: ФИО1 по доверенности;
ФИО2 по доверенности;
ответчика: ФИО3 по доверенности.
Сущность спора: иск заявлен о взыскании 9.752 руб. 35 коп. суммы убытков, понесенных от начисления платы за пользование вагонами.
Истец поддержал исковые требования, пояснив суду, что между КОАО «Азот» и Управлением Кемеровской железной дорогой заключен договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути КОАО «Азот» при станциях Предкомбинат и Ишаново Кемеровской железной дороги.
Согласно указанному договору 22 апреля 2006 года поезд, в составе которого находился вагон № 57794646, по натурному листу №138 был передан на станцию Предкомбинат.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов № 04 553 в 3 час. 10 мин. все вагоны, входящие в состав поезда, за исключением вагона № 57794646, были сняты с платного пользования.
В момент проведения приемопередаточных операций было выявлено, что указанный выше вагон (№ 57794646) подлежит отцепке по коммерческой неисправности.
В связи с обнаружением неисправного вагона, все вагоны, переданные по натурному листу № 138, согласно акту общей формы № 223 от 22.04.2006, были вновь зачислены на платное пользование с 3 час. 10 мин. (вр.моск.).
Повторно вагоны сняты с платного пользования в 11 час.50 мин. (вр.моск.) - в тот момент, когда маневровый локомотив станции Предкомбинат произвел отцепку вагона № 57794646.
В связи с повторным зачислением на платное пользование вагонов, переданных по натурному листу № 138, КОАО «Азот» незаконно была начислена согласно акту общей формы №223 плата за пользование этими вагонами в сумме 8.264 руб. 70 коп.
§14 договора № 35-Н от 15.10.1995г. установлено, что по всем вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Уставом железных дорог и соответствующими правилами и положениями. К числу последних относятся Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом, Тарифное руководство, Единый технологический процесс работы комплекса подъездных путей КОАО «Азот» и станций Предкомбинат и Ишаново.
Отказ филиала «Западно-Сибирская железная дорога» в возврате удержанных 9 752, 35 руб. является незаконным, поскольку противоречит указанным выше нормативным актам.
Станция Предкомбинат не имеет выставочных путей. Пути №№ 5, 6, 7, 8, 9 -приемоотправочные пути для поездов четного и нечеткого направлений, приемосдаточные - для вагонов КОАО «Азот».
Согласно разделу 4 Единого технологического процесса работы Комплекса подъездных путей Кемеровского КОАО «Азот» и станций примыкания Предкомбинат и Ишаново, маневровая работа на указанных станциях проводится локомотивом, приписанным к станции Предкомбинат.
Согласно п.15.23 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ движением локомотива, производящего маневры, руководит только один работник - руководитель маневров (составитель поездов), ответственный за правильное их выполнение.
Согласно п. 1.16 тарифного руководства № 1, часть 1, в тарифы, указанные в этом тарифном руководстве, по начально-конечным операциям входит и маневровая работа по расформированию поездов различных категорий (маршрутных, передаточных, вывозных, сборных), прибывших на железнодорожные станции погрузки, выгрузки, по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на железнодорожной станции отправления поездов различных категорий.
В железнодорожные тарифы включена плата за маневровые работы локомотива, железная дорога не в праве требовать от ветвевладельца производства этих работ, принадлежащим ему локомотивом на путях общего пользования.
Из текста пункта 24 Правил не следует, что не принимается и ставится на ответственный простой вся группа вагонов, в составе которой обнаружен неисправный вагон. В правилах говорится о тех вагонах, у которых обнаружены неисправности, что подтверждается разъяснениями Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД», изложенные в письме от 18.10.2005 № ЦМД -15/42.
Если в составе группы передается для перевозки поврежденный вагон, следующий по отдельной накладной, то не снимается с ответственного простоя только неисправный вагон.
Состав, выданный с подъездного пути КОАО «Азот», является поездом, т.к. он был сформирован на подъездном пути КОАО «Азот» и имел установленные сигналы. На перегоне ст.Заводская-1 - Предкомбинат установлен поездной порядок движения поездов. В данном поезде находился вагон назначением на станцию Бирюлинская, следовательно, он был расформирован на станции Предкомбинат и сформировано две группы в соответствии с планом формирования.
Оцепка вагона № 57794646была произведена в процессе расформирования поезда, выданного с подъездного пути КОАО «Азот».
Акты общей формы №№ 200 и 223 на подпись работникам КОАО «Азот» не предъявлялись. Из акта № 223 не видно по поводу чего он составлялся.
В отношении всех, указанных в акте № 223 вагонов, КОАО «Азот» являлся грузоотправителем, а не грузополучателем; вагоны простаивали в ожидании их отправления со станции Предкомбинат на станцию Кемерово-Сортировочная. В акте же говорится, что он составлен на «Задержку подачи».
Акт составлен с нарушением правил составления актов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 45.
Ответчик иск отклонил в полном объеме, ссылаясь, что вагон №57794646 коммерческой неисправности не имел, состав был зачислен на ответственный простой КОАО «Азот» по причине не согласования его перевозки в заявке №0007182.
Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок её оформления и представления, форма учётной карточки для учёта выполнения заявки, порядок её ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (ст. 12 УЖТ РФ).
Акт общей формы, на основании которого состав был зачислен на ответственный простой, отражает обстоятельство такого зачисления: «т.к. в документе на вагон 57794646 заявка №0007482153 не утверждена».
Грузоотправитель (КОАО «Азот») в предоставленной заявке №0007182153 не согласовал с перевозчиком перевозку груза в вагоне №57794646, в связи с чем вагон и был выработан 22.11.2006 в 11ч. 30 мин.
Коммерческая пригодность вагона по смыслу ст. 20 УЖТ РФ - это определяемая грузоотправителями пригодность вагона для перевозки конкретного груза (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов постороннего запаха, других неблагоприятных факторов).
Перевозочные документы не содержат информации о коммерческой неисправности вагона №57794646.
В составленном акте общей формы №223 нет ссылки на коммерческую неисправность и ни одно из перечисленных выше оснований в нём не зафиксировано.
Плата за пользование вагонами в данной ситуации взыскана правомерно, в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ.
Данная статья устава предусматривает в качестве основания для начисления платы за пользование вагонами ожидание их подачи или приёма по причинам, зависящим от грузоотправителей.
Отношения между сторонами по эксплуатации железнодорожного подъездного пути урегулированы договором №35/Н.
В соответствии с параграфом 3 договора, возвращаемые с подъездного пути вагоны доставляются локомотивом истца на приёмо-отправочные пути 5,6,7,8,9 ст. Предкомбинат доставляются локомотивом истца.
Подача вагонов и зачисление их на ответственный простой «Предприятию» производится через интервал времени между подачами равный 3,5 часа составом поезда по натурному листу по каждой станции примыкания подъездного пути (параграф 5 договора).
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении
производится на приёмосдаточных путях станции Предкомбинат (параграф 6).
22.04.06 г. в 3 ч. 10 мин. с железнодорожного пути необщего пользования КОАО «Азот» было выдано на станцию Предкомбинат 47 вагонов. В составе находился вагон №57794646 с грузом кислота серная, назначением ст. Копылово Западно-Сибирской железной дороги. Вагон был выдан по несогласованной с железной дорогой заявке, поэтому станция не могла его обработать. Вагон был выработан локомотивом ст. Предкомбинат 22.04.06 г. в 11ч. 30 мин:
В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, плата за пользование вагонами подлежит взысканию за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей.
Истец возражал против пояснений ответчика.
Письменные пояснения приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд не считает возможным удовлетворить требования истца по следующим обстоятельствам.
1. В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п.2 ст. 784 ГК РФ).
Чтобы груз был вверен железной дороге для перевозки, грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимых количествах экземплярах заявку на перевозку грузов (ст. 11 Устава железнодорожного транспорта).
Перевозчик не мог принять к перевозке (осуществить перевозку) груз, который ему не вверялся по заявке в соответствии со ст. 11 Устава железнодорожного транспорта.
В соответствии с п.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом коммерческий акт составляется для удостоверения обстоятельств обнаружения груза без перевозочных документов во время осуществления перевозки. Вагон №57794646 не принят дорогой, так как он был без документов». Договор на перевозку груза в вагоне №57794646 не заключён, перевозка соответственно не началась, и у ответчика отсутствовали основания на составление коммерческого акта.
Плата за пользование вагонами в данной ситуации взыскана правомерно, в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ и договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути №35/Н.
В соответствии с параграфом 3 договора, возвращаемые с подъездного пути вагоны доставляются локомотивом истца на приёмо-отправочные пути 5,6,7,8,9 ст. Предкомбинат.
22.04.2006г. в 3 ч. 10 мин. с железнодорожного пути необщего пользования КОАО «Азот» было выдано на станцию Предкомбинат 47 вагонов. В составе находился вагон №57794646 с грузом кислота серная, назначением ст. Копылово Западно-Сибирской железной дороги. Вагон был выдан по несогласованной с железной дорогой заявке, поэтому станция не могла его обработать. Вагон был выработан локомотивом станции Предкомбинат 22.04.2006 г. в 11ч.30мин.
2. Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок её оформления и представления, форма учётной карточки для учёта выполнения заявки, порядок её ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (ст. 12 УЖТ РФ).
Согласно акта общей формы №223 от 22.04.2006 года сформированный состав (перечень вагонов в том числе и спорный) указан на обороте акта, зачислен на ответственный простой КОАО «Азот» на путях станции, так как в документе на вагон №57794646 заявка №0007182153 не утверждена. Состав зачислен 22.04.2006 года 3час.10 мин. вагон выработан в 11 час. 30 мин.
3. В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, плата за пользование вагонами подлежит взысканию за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от грузоотправителей.
Истец не представил документальных доказательств, когда он предоставил распоряжения железной дороге в отношении спорного вагона.
Предоставив вагон по несогласованной заявке, перевозчик вынужден провести его отцепку в результате чего остальные вагоны (поезд) были вынуждены простаивать на путях общего пользования. Причина простоя зависела исключительно от грузоотправителя, поэтому перевозчик обоснованно начислил плату за пользование вагонами за время их простоя по причине выработки несогласованного вагона.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Расхода по госпошлине отнести на истца.
Резолютивная часть решения объявления в заседании суда.
Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 257-259, 273-276 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Судья С.Б. Туз