ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-19809/2021 от 09.09.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело № А45-19809/2021

Резолютивная часть решения объявлена 9 сентября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: <***>), г. Новосибирск о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вторнефтепродукт" (ОГРН: <***>), г. Бердск к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,

при участии представителей сторон:

заявителя: не явился; извещен,

заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 19.01.2021, удостоверение адвоката,

установил:

Сибирское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вторнефтепродукт" (далее – общество, ООО "Вторнефтепродукт") к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

ООО «Вторнефтепродукт» представило отзыв на заявление, считает, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, ввиду отсутствия в действиях общества события и состава правонарушения.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее фактические обстоятельства.

В ходе плановой выездной проверки, проведенной Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вторнефтепродукт», на основании приказа от 27.05.2021 № 04-02/758, осуществлены проверочные мероприятия на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности на объектах по адресам: 633004, <...> (Площадка 1, № 50-0154-002092-П, Производство нефтепродуктов); 633004, <...> (Площадка 2, № 50-0154-000028-П), в результате чего установлены обстоятельства, указывающие на нарушения лицензионных требований, а именно:

-в ходе плановой выездной проверю установлено отсутствие работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности по сбору отходов III класса опасности, сбору отходов IV класса опасности, прошедших обучение в области обращения с отходами;

-в ходе плановой выездной проверки установлено отсутствие работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов III класса опасности, обезвреживанию отходов IV класса опасности, прошедших обучение в области обращения с отходами.

По факту выявленных нарушений Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2021 №Р-630/2 в отношении Общества, на основании которого административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное правонарушение может быть совершено умышленно (если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично), либо по неосторожности (если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектами правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 (далее - Положение), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

При переоформлении лицензии 30.07.2019 действующим являлось Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"), в котором лицензионные требования, предъявляемые к деятельности по сбору отходов I-IV классов опасности (в части необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям) и к деятельности по утилизации отходов I-IV классов опасности (в части наличия у лицензиата оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям) были идентичны лицензионным требованиям, указанным в Положении от 26.12.2020 № 2290.

а) для работ по сбору отходов I - IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Положения отсутствие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности является грубым нарушением лицензионных требований.

Как следует из материалов дела, ООО «Вторнефтепродукт» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности (сбор отходов 3 класса опасности, сбор отходов 4 класса опасности, утилизация отходов 3 класса опасности, обезвреживание отходов 3 класса опасности, обезвреживание отходов 4 класса опасности) от 30.07.2014 № 054 00118/П на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 29.01.2019 № 181, срок действия - бессрочно.

Адрес осуществления лицензируемой деятельности, указанный в лицензии:

633004, <...>;

633004, <...>

Согласно акту проверки от 05.07.2021 № Р-630 установлено отсутствие работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности по сбору отходов 3 класса опасности, сбору отходов 4 класса опасности прошедших обучение в области обращения с отходами.

Исходя из части 6 статьи 205 АПК РФ, статьи 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При этом, как следует из материалов дела, необходимая документация у Общества на момент проверки имелась.

Заинтересованным лицом в материалы дела представлены трудовые договоры и должностные инструкции на ФИО2, ФИО3 и ФИО4

Указанные работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности по сбору отходов 3 класса опасности, сбору отходов 4 класса опасности, прошли обучение в области обращения с отходами, что подтверждается следующими документами:

- свидетельство № 01-12-2006 от 08.12.2006 г., выданное АНО «МИРАН» ФИО4 в том, что он прошел обучение на курсах профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами;

- свидетельство № 06-09-2006 от 16.10.2006г., выданное АНО «МИРАН» ФИО2 в том, что он прошел обучение на курсах профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами;

- свидетельство о повышении квалификации, выданное НОПУ «Межрегиональный учебный центр» ФИО3 в том, что он повышал свою квалификацию по программе «Организация работы по обращению с отходами 1-4 класса опасности»;

- дополнение к должностной инструкции № 49 от 11.01.2021 на заместителя директора по производству ООО «Вторнефтепродукт» ФИО2;

- дополнение к должностной инструкции № 17 от 11.01.2021 на заместителя директора по экологии и охране окружающей среды ООО «Вторнефтепродукт» ФИО4;

- дополнение к должностной инструкции № 42 от 11.01.2021 на технолога ООО «Вторнефтепродукт» ФИО3

Удостоверение о повышении квалификации, серии ПК №006554, регистрационный №2832, свидетельствует о повышении квалификации, прохождении краткосрочного обучения с 08.02.2021 года по 26.02.2021 года в ГАУ ДПО НСО по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности», заместителем начальника установки по переработке нефтесодержащих отходов ФИО3.

Удостоверение о повышении квалификации, серии ПК №0065 52, регистрационный №2830, свидетельствует о повышении квалификации, прохождении краткосрочного обучения с 08.02.2021 года по 26.02.2021 года в ГАО ДПО НСО «НОМЦПК» по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности», технологом ФИО2.

Статья 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указаны основные понятия, используемые в Законе.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Статьей 15 Закона предусмотрены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно: лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Судом отклоняется довод административного органа о том, что ФИО3 и ФИО2 могут осуществлять работу с отходами III-IV класса опасности только в части их утилизации, так как программа повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности», подразумевает, что прошедший обучение имеет право осуществлять деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

При таких обстоятельствах суд отказывает в привлечении Общества к административной ответственности ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вторнефтепродукт" (ОГРН: <***>), г. Бердск к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Е.А. Нахимович