АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
------------------------------ ------------------------------------------------------------------------
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-20069/2012
23 июля 2012 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошуля Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храмышкиной М.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Западно-Сибирское речное пароходство» (630007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, <...>)
о признании права собственности,
при участии представителей:
истца – ФИО1 – доверенность №РП-56/12 от 30.05.2012, паспорт,
ответчика – ФИО2 – доверенность №ОР-5349 от 07.04.2012, удостоверение,
установил следующее:
Открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство» обратилось в арбитражный суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании права собственности в силу приобретательной давности на судно №541 тип: баржа-площадка, проект: Р 92 А, класс Речного регистра по конструкции «Р», год и место постройки: 1979 г., Новосибирский ССЗ, регистровый №195788, грузоподъемность 650 тн, габаритные размеры: длина - 48,3 м, ширина – 12,16 м, высота – 4,46 м, осадка порожнем – 0,32 м, осадка в грузе – 1,55 м, материал корпуса: ВМСт3сп2, сп4 ГОСТ 5521-76.
Требования истца мотивированы невозможностью зарегистрировать право собственности без судебного решения об установлении права.
Ответчик письменным отзывом и в судебном заседании не возразил против удовлетворения исковых требований истца.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд находит требования истца подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
Как видно из материалов дела, на основании закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» распоряжением КУГИ Администрации НСО № 867-р от 28.10.1993 было учреждено Открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство» путем преобразования государственного предприятия Западно-Сибирское речное пароходство в соответствии с Планом приватизации Западно-Сибирского речного пароходства Министерства транспорта Российской Федерации № 5098, утвержденным 25.09.1993.
При приватизации в 1993 основных и оборотных средств Западно-Сибирского речного пароходства Министерства транспорта РФ в план приватизации не вошло судно № 541 тип: баржа-проект: Р 92 А, класс Речного регистра по конструкции «Р», год и место постройки: 1979 г., Новосибирский ССЗ, регистровый № 195788, грузоподъемность 650 тн, габаритные размеры: длина – 48,3 м, ширина - 12,16 м, высота – 4,46 м, осадка порожнем - 0,32 м, осадка в грузу - 1,55 м, материал корпуса: ВМСтЗсп2, сп4 ГОСТ 5521-76 (далее по тексту «судно № 541»).
Указанное судно построено в 1979 г., собственник: Западно-Сибирское речное пароходство, о чем свидетельствует донесение Западно-Сибирской инспекции Речного Регистра РСФСР от 27.07.1979 о первоначальном освидетельствовании судна, а также данным Паспорта несамоходного судна от 16.12.1978. Все последующие годы указанное судно находилось во владении и пользовании Западно-Сибирского пароходства Министерства транспорта РФ, а с 03.11.1993 - АООТ «ЗСРП» (позднее ОАО «ЗСРП»), что подтверждается имеющимися в материалах дела актами о специальном освидетельствовании судна, составленными инспекторами Регистра, а также классификационным свидетельством от 04.07.2011.
Факт владения также подтверждается наличием сведений о ОАО «ЗСРП» как собственнике судна № 541 в Обском управлении Государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, что подтверждается письмом № ОУГРН-4/7/192от 02.04.2012.
Согласно информации, содержащейся в данных Актах Российского Речного Регистра собственником спорного судна является ОАО «ЗСРП» БРЭБ флота, место освидетельствования: Барнаул. Как следует из пункта 9 Плана приватизации № 5098, утвержденного 25.09.1993, одним из подразделений, входящих в состав ЗСРП на момент приватизации, являлась Барнаульская ремонтно-эксплуатационная база флота с местонахождением: Алтайский край, город Барнаул.
Пунктом 10 Указа Президента РФ № 721 от 01.07.1992 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» предусмотрено, что с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом.
ОАО «ЗСРП» зарегистрировано вкачестве юридического лица 03.11.1993.
ОАО «ЗСРП» с 1993г открыто, добросовестно и непрерывно владеет судном № 541 и указанное судно, используемое в обычной деятельности истца, из его владения не выбывало.
Полагая, что спорным самоходным судном истец добросовестно владеет как своим собственным с 1993 года, Открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство» обратилось с настоящим иском в арбитражный суд о признании права собственности в силу приобретательной давности.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право истца на обращение в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества.
В силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество в силу приобретательной давности. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Пунктом 15постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Указанный объект - судно №541 тип: баржа-площадка, проект: Р 92 А с момента приватизации находилось на балансе истца, что подтверждается балансовой справкой. С момента принятия спорного объекта на баланс, истец постоянно и непрерывно им владеет, пользуется им открыто и добросовестно как своим собственным, неся бремя его содержания, осуществляя обслуживание и текущий ремонт на протяжении всего времени владения.
Письмом № ВД-8221/04 от 25.05.2012 ТУ ФАУФИ в НСО подтверждается, что указанное судно в реестре федерального имущества не числится.
Спорное судно находилось на учете в Западно-Сибирском речном пароходстве до его приватизации, о чем свидетельствует выписка из баланса, Донесение Западно-Сибирской инспекции Речного Регистра РСФСР от 27.07.1979 о первоначальном освидетельствовании судна, а также данные паспорта несамоходного судна от 16.12.1978, и в процессе приватизации не было исключено из имущественного комплекса предприятия как социальные объекты или иные объекты, не подлежащие приватизации в силу ограничений, установленных законодательством о приватизации, либо переданы другому юридическому лицу.
В соответствии с пунктом 4.1. Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992г № 66, исключению из уставного капитала при приватизации подлежит стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации, а также стоимость объектов остающихся в государственной, муниципальной собственности. Распоряжением Госкомимущества РФ от 16.09.1992 №444-р «Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» в число объектов, не подлежащих приватизации в 1992, включен флот специального назначения, включая рейдовый флот.
Пункт 8 раздела IIПлана приватизации № 5098, утвержденного 25.09.1993, устанавливает перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации в составе приватизируемого комплекса имущества ЗСРП: портовые сооружения и объекты, рейдовый флот; объекты гражданской обороны, связи и мобназначения; объекты и сооружения инфраструктуры; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; незавершенное строительство.
Пунктами 6.3.1., 6.3.2. Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденного Приказом Минречфлота РСФСР от 03.01.1973 N 2,предусмотрено, чтодля обслуживания транспортных судов в портах-пристанях и выполнения работ, связанных с формированием и расформированием составов, перегрузочными операциями и хозяйственной деятельностью порта-пристани (перестановка плавучих перегрузочных машин, перевозка рабочих, инвентаря и т.п.) порты-пристани должны иметь рейдовый и служебно-вспомогательный флот. Из состава рейдового флота должно быть выделено судно для несения круглосуточного непрерывного дежурства на случай пожара. Судно должно иметь хорошие эксплуатационные и буксировочные качества, мощные водооткачивающие средства, пожарные насосы производительностью не менее 50 - 60 м3/ч, установку пенотушения, выкидные пожарные рукава, средства радиосвязи. Экипаж дежурного судна должен пройти специальную пожарную подготовку. Дежурное рейдовое судно, выполняющее рейдовую работу, должно находиться в постоянной готовности к действию для ликвидации пожара.
Таким образом, суда рейдового флота это самоходные суда, обладающие определенными техническими характеристиками.
По данным Справочника Министерства речного флота РСФСР по серийным транспортным судам судно № 541, проекта Р 92 А, имеет назначение: перевозка штучных и навалочных грузов, минерально-строительных материалов и самоходной техники, тип судна: баржа-площадка с металлическим бункером на палубе, оборудованная устройством для вождения методом толкания, то есть судно № 541 является самоходным судном, и вследствие этого к рейдовому флоту отнесено быть не может.
Соответственно, указанное судно (баржа-площадка № 541), не являясь имуществом, не подлежащим приватизации, перешло в собственность ОАО «ЗСРП» при приватизации в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ № 721 от 01.07.1992.
Таким образом, Открытое акционерное общество «Западно-Сибирское речное пароходство» фактически владеет и пользуется имуществом, считая себя полноправным собственником спорного имущества.
Следовательно, в силу приобретательской давности истцом было приобретено право собственности на судно №541 тип: баржа-площадка, проект: Р 92 А, класс Речного регистра по конструкции «Р», год и место постройки: 1979 г., Новосибирский ССЗ, регистровый №195788, грузоподъемность 650 тн, габаритные размеры: длина - 48,3 м, ширина – 12,16 м, высота – 4,46 м, осадка порожнем – 0,32 м, осадка в грузе – 1,55 м, материал корпуса: ВМСт3сп2, сп4 ГОСТ 5521-76.
Кроме того, факт передачи имущества в собственность в судебном порядке не оспорен и является действительным, в силу чего истец согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации приобрел право собственности на объект.
Отсутствие у ответчика правовых притязаний в отношении предмета спора не лишает истца возможности обращения в суд с иском о признании права, поскольку отсутствие судебного акта о признании права собственности ОАО «ЗСРП» на судно №541 тип: баржа-площадка, проект: Р 92 А, класс Речного регистра по конструкции «Р», год и место постройки: 1979 г., Новосибирский ССЗ, регистровый №195788, грузоподъемность 650 тн, габаритные размеры: длина - 48,3 м, ширина – 12,16 м, высота – 4,46 м, осадка порожнем – 0,32 м, осадка в грузе – 1,55 м, материал корпуса: ВМСт3сп2, сп4 ГОСТ 5521-76, нарушает его права и законные интересы.
Ввиду отсутствия нарушений со стороны ответчика прав и законных интересов истца, правовых оснований для отнесения расходов по государственной пошлине на ответчика не имеется.
Изложенное свидетельствует об обоснованности требований истца, подлежащих удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать право собственности открытого акционерного общества «Западно-Сибирское речное пароходство» на судно №541 тип: баржа-площадка, проект: Р 92 А, класс Речного регистра по конструкции «Р», год и место постройки: 1979 г., Новосибирский ССЗ, регистровый №195788, грузоподъемность 650 тн, габаритные размеры: длина - 48,3 м, ширина – 12,16 м, высота – 4,46 м, осадка порожнем – 0,32 м, осадка в грузе – 1,55 м, материал корпуса: ВМСт3сп2, сп4 ГОСТ 5521-76.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.Н. Хорошуля