ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-20169/15 от 26.01.2016 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело №А45-20169/2015

27 января 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 января 2016 г ода

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коваленко К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирский сервисный центр ЖКХ», г. Новосибирск

к государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании незаконным постановления № 1513-15 от 16.09.2015

при участии представителей:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.10.2015, паспорт

заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 19.06.2015, служебное удостоверение

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Сибирский сервисный центр ЖКХ» (далее – заявитель, общество, ООО «Сибирский сервисный центр ЖКХ», управляющая компания) к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным постановления № 1513-15 от 16.09.2015, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 07.10.2015 заявление было принято судом к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 23.11.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Заявленные требования мотивированы необоснованным проведением в отношении общества, имеющего лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, государственного жилищного надзора и привлечением его к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.

Инспекция считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылается на фактическое проведение проверки муниципальной жилищной инспекцией мэрии города Новосибирска в рамках муниципального жилищного контроля, передачу материалов проверки заинтересованному лицу в соответствии с требованиями Закона Новосибирской области от 10.12.2012 № 280-ОЗ «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области» (далее - Закон № 280-ОЗ), наличие оснований для вывода о нарушении обществом правил содержания и ремонта жилых домов, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.01.2016 до 26.01.2016.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом № 1 по ул. Зональная в г. Новосибирске находится на обслуживании ООО «Сибирский сервисный центр ЖКХ» на основании договора управления многоквартирного дома от 01.06.2015.

На основании обращения жителя указанного дома, в период с 21.07.2015 по 14.08.2015 муниципальной жилищной инспекцией мэрии города Новосибирска проведена проверка деятельности общества по управлению многоквартирным домом № 1 по ул. Зональная, в ходе которой выявлены нарушения требований пунктов 2.2.6, 4.2.1.14, 4.4.1, 4.8.7, 4.8.6, 4.8.10, 2.6.2, 4.3.1, 4.3.2, 3.7.13, 3.7.12, 5.8.3 (з) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, пункта 10 а,б Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.08.2006 № 491, а именно, не обеспечено: наблюдение за трещинами на стенах с помощью маяков или другим способом с отражением в журнале; устранение повреждений деревянного крыльца в многоквартирном доме; проведение дополнительного обследования специализированной организацией для установления и устранения причин просадки потолочных конструкций (кв. № 8) на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий; устройство плотных люков на дворовые выгребы; очистка дворового выгреба от ЖБО, с предоставлением акта выполненных работ; проведение работ по переносу выгребной ямы согласно сметы, принятой на общем собрании собственников помещений от 21.10.2013.

Указанные нарушения отражены в акте проверки органом муниципального контроля юридического лица № 1211-01-6/176 от 14.08.2015 и по существу заявителем не оспариваются.

Материалы проверки были направлены в государственную жилищную инспекцию Новосибирской области и послужили основанием для составления в отношении управляющей компании протокола об административном правонарушении от 27.08.2015 № 03-10-085/44.

16.09.2015 инспекцией вынесено постановление № 1513-15 о привлечении ООО «Сибирский сервисный центр ЖКХ» к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Полагая, что постановление вынесено необоснованно, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Субъектами данного правонарушения признаются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы).

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 5 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ) лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Согласно реестру лицензий Новосибирской области, ООО «Сибирский сервисный центр ЖКХ» получило лицензию 27.05.2015 № 054-000204 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пояснениям представителей заявителя и инспекции, многоквартирный жилой дом № 1 по ул. Зональная включен в перечень домов, подлежащих обслуживанию обществом в приложении к выданной лицензии.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 1.3. указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса РФ.

В настоящее Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).

Из содержания приведенных норм права следует, что законодателем с 01.05.2015 установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии (исключения составляют лица, перечисленные в пункте 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, к которым заявитель не относится).

В соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ) государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

Как установлено судом, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 27.05.2015.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.

При этом в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами и не имеющих соответствующую лицензию, осуществляется государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.

Таким образом, поскольку с 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании), в связи с чем, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в статье 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).

Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015 № 07АП-10911/2015 по делу № А45-16314/2015.

По мнению инспекции, поскольку проверка была проведена муниципальной жилищной инспекцией мэрии города Новосибирска в рамках муниципального жилищного контроля, соответственно, оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ у заинтересованного лица не имелось.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

Частью 2 указанной статьи определено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

По результатам муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля наделены правом на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Законом № 294-ФЗ.

На территории Новосибирской области порядок осуществления муниципального жилищного контроля и порядок взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора установлен Законом № 280-ОЗ.

В соответствии со статьей 4 Закона № 280-ОЗ по результатам проверок соблюдения обязательных требований составляется акт по установленной форме, в случае выявления нарушений обязательных требований выдаются предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В силу статьи 7 Закона № 280-ОЗ органы муниципального жилищного контроля и орган государственного жилищного надзора информируют друг друга о результатах проведенных внеплановых проверок в течение пяти рабочих дней с даты окончания проверки.

Исходя из изложенного, поскольку, как установлено судом, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, суд полагает, что поступление в государственную жилищную инспекцию результатов проверки, проведенной муниципальной жилищной инспекцией в отношении лицензиата, в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ является основанием для осуществления в отношении управляющей организации лицензионного контроля для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании, а не основанием для составления протокола об административном правонарушением по статье 7.22 КоАП РФ.

Следует отметить, что квалификация действий заявителя, имеющего соответствующую лицензию по статье 7.22 КоАП РФ также не соответствует степени административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований, допущенных в ходе осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.

При таких обстоятельствах принятое административным органом постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Новосибирской области № 1513-15 от 16.09.2015 о признании общества с ограниченной ответственностью «Сибирский сервисный центр ЖКХ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.


 Судья Т.В.Абаимова