АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск «30» декабря 2013 года
Дело№А45-20448/2013
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Бычковой О.Г. , рассмотрев в упрощенном порядке дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Движение» к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога о взыскании 28 124 рублей 28 копеек, установил:
Общества с ограниченной ответственностью «Двжиение» (ОГРН <***>, ИНН<***>) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОРГН 1037739877295, ИНН <***>) (далее – ответчик) пени за просрочку доставки груза в размере 28 124 рублей 28 копеек на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав).
Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик по предъявленным железнодорожным транспортным накладным факт нарушения сроков доставки груза не оспаривает, просит применить статью 333 Гражданского кодекса Российской.
Исследовав представленные в установленном порядке доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом исходит из следующих обстоятельств дела и положений нормативных правовых актов.
В соответствии с процессуальными правилами доказывания истец обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств. При этом указанные фактические обстоятельства должны быть подтверждены со стороны истца доказательствами, отвечающими правилам об относимости и допустимости, а также правилам, предъявляемым арбитражно-процессуальным законодательством к письменным доказательствам и порядку их представления в арбитражный суд, как это установлено статьями 66, 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
1. Иск предъявлен к перевозчику - открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», вытекающий из деятельности филиала «Западно-Сибирская железная дорога», предъявлен в Арбитражный суд Новосибирской области по месту нахождения филиала юридического лица, расположенного по адресу: 630102 <...>, что соответствует статьям 36, 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Со станции Угольная Дальневосточной железной дороги истцу был отправлен груз по накладной ЭЭ 616831 в адрес общества с ограниченной ответственностью «ТК Терем» на станцию Кемерово-Сортировочное Западно-Сибирской железной дороги.
Груз отправлен 11.07.2013, прибыл - 28.072013, то есть находился в пути 17 суток, просрочка срока доставки составила 3 суток.
Ответчик доставил груз на станции назначения с нарушением установленного срока.
Истец направил ответчику претензию с требованием уплатить пени за просрочку доставки груза по указанным накладным.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
В связи с неурегулированием спора в претензионном порядке истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 97 ФЗ № 18 - ФЗ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее по тексту - УЖТ РФ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Заключение договора перевозки грузов подтверждения составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа, предусмотренного соответствующим транспортным уставом и в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта.
Представленные в материалы дела железнодорожные накладные подтверждают заключение договора перевозки груза –вагонов.
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (далее Устава) перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Из совокупности норм статьи 792 Гражданского кодекса, статьи 33 Устава, пункта 11 Правил N 27 следует, что перевозчик обязан доставить грузы по назначению и в установленное время. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя». Таким образом, грузоотправитель и перевозчик могли заключить соглашение по увеличению срока доставки порожних вагонов (груз на колесах), принадлежащих грузоотправителю или перевозчику.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Нормативные сроки доставки грузов определяются на основании Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила № 27).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 27 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Из представленных в материалы дела накладных и ведомостей подачи уборки вагонов следует, что имеются различное время принятия груза.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей (ст. 33 Устава).
Законодательством строго определен порядок передачи и последовательность оформления факта принятия груза к перевозке. Железнодорожные транспортные накладные являются по своей правовой природе документом, подтверждающим юридический факт заключения договора доставки груза. Проставление штемпеля в железнодорожной накладной является действием, подтверждающим дату приема груза перевозчиком и порождающим последствия для перевозчика. При этом, и начало и завершение грузовой операции осуществляется перевозчиком, ответственность за непоследовательность действий, а именно проставление в железнодорожных накладных штемпеля с датой ранее, чем фактически принят груз от грузоотправителя, несет перевозчик. В составлении ведомостей подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ, грузоотправитель не участвовал.
Согласно части 6 статьи 33 Устава за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 Устава, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Доказательств наличия оснований, предусмотренных статьи 29 Устава, ответчиком не представлено.
Оценив представленные в материалы дела транспортные железнодорожные накладные, суд приходит к выводу, что ответчиком была допущена просрочка доставки груза.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности участников перевозочного процесса – перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Возражений по срокам доставки не заявлено.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал наличие задержки вагонов, связанностей с исправлением их технического состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам; вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и ли иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.
Со стороны перевозчика обязательства по договору перевозки исполнены с нарушением предусмотренных законодательством сроков, в дело представлены надлежащие доказательства, ответчиком доказательств отсутствия оснований для взыскания с него суммы пени не представлено.
Следовательно, нарушение ответчиком обязательств по доставке груза установлено, доказательств того, что задержка вагонов возникла по не зависящим от железной дороги причинам, не представлено.
Факт просрочки доставки груза доказан.
Истцом представлен обоснованный расчет нарушения железной дорогой срока доставки груза, заявлено на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта о взыскании пени в размере 28 124 рублей 28 копеек.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что просрочка доставки груза произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава, а также отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о возможности продления срока доставки груза, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При определении правовой квалификации спорных правоотношений суд исходит из сложившейся в регионе судебно-арбитражной практики по делам №А45-17168/2012 от 31.10.2011, №А45-15064/2011 от 23.112011, №А45-168886/2011, А45-18916/2012, № А45-24475/2012, № А45-24717/2012,решения по которым вступили в законную силу и не обжалованы ответчиком.
2. Ответчик заявил о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что истцом не представлены сведения о возможных или наступивших негативных последствиях данного нарушения, не представил свой контррасчет.
На основе гражданского принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, неустойка может быть снижена судом по указанной статье Гражданского кодекса РФ лишь по инициативе ответчика. Исходя из общего принципа недопустимости получения выгоды из незаконного поведения, выражающегося в нарушении обязательства, в целях улучшения правового положения кредитора и недопущения льготного правового режима для должников, нарушивших свои обязательства, уменьшение неустойки по собственной инициативе вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, а также с принципом состязательности.
Проверяя доводы ответчика о снижении неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что соразмерность последствиям нарушения договора или закона предполагается, по данному делу размер неустойки (штрафа) предусмотрен специальным законодательством, устанавливающим повышенную ответственность перевозчика за задержку приема вагонов. Данная позиция суда соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации». В указанном постановлении разъяснены основания и порядок уменьшения судом неустойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства.
Именно специальным законодательством предусмотрена обязанность доставлять грузы по назначению и в установленные сроки, за неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности на предусмотрена ответственность специального субъекта – перевозчика в виде уплаты пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. Доказательств наличия оснований, предусмотренных статьи 29 Устава железнодорожного транспорта РФ, ответчиком не представлено.
В качестве фактических обстоятельств, которые могут быть рассмотрены судом в качестве оснований для снижения размера неустойки, ответчиком указаны, что истцом не представлены сведения о возможных или наступивших негативных последствиях данного нарушения. По мнению ответчика, заявленная к уплате истцом неустойка носит компенсационный характер и не может быть источником обогащения.
Поскольку такой размер неустойки предусмотрен специальным законодательством, суд исходит из того, что соразмерность последствиям нарушения договора или закона предполагается.
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемого во взаимосвязи со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны свободны в заключении договора и формировании его условий, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
Обязанность уплатить пени за просрочку доставки грузов возникает у перевозчика исходя из определенного в императивной форме размера процента, указанного в статье 97 Устава железнодорожного транспорта.
Указанный вид ответственности направлен на обеспечение производительности оборота вагонов в перевозочном процессе.
В целях определения справедливого размера неустойки, суд вправе уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
По общему правилу, должник по неустойке должен самостоятельно доказывать ее несоразмерность последствиям нарушения обязательств, то есть бремя доказывания оснований применения правил статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагается на этого должника, что соответствует позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС № 81 и пункте 3 статьи Информационного письма № 17.
В то же время истец, являющийся кредитором по обязательству о взыскании неустойки (штрафа), вправе представлять свои контрдоказательства, подтверждающие соответствие размера неустойки последствиям нарушения договорных обязательств.
Ответчик не представил в суд доказательства принятия мер к уменьшению соответствующей неустойки.
Поскольку истец и ответчик имеют длящиеся отношения, связанные с перевозочным процессом, качество которых зависит от уровня партнерских отношений, возможности урегулирования спора в предусмотренном законодательством досудебном порядке; со стороны перевозчика обязательства по договору исполнены с нарушением срока; ответчик не принимал меры по урегулированию спора в досудебном порядке, ответчиком претензии истца оставлены безосновательно без удовлетворения, что привело к возбуждению дела; доказательств принятия мер к восстановлению деловых партнерских отношений не представил; время задержки по накладным составляло от 1 до 3 суток, что явно превышает установленное договором и не может быть признано кратковременным, носящим несистематический характер; свой контррасчет, содержащий справедливый, достаточный для компенсации потерь кредитора, соответствующий последствиям размер штрафа ответчик не обосновал, суд приходит к выводу о том, ответчик не опроверг того, что размер неустойки является чрезмерным.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле несут риск совершения или несовершения процессуальных действий по представлению доказательств, подтверждающих или опровергающих доводы истца.
Ссылка ответчика о сложившейся практике снижения размера неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом отклоняется, поскольку все решения судов первой инстанции, на которые имеется ссылка, были вынесены до опубликования Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 81 от 22.12.2011, то есть без учета новой позиции вышестоящего суда.
Арбитражный суд, изучив спорные правоотношения, проверив доказательства возникновения задолженности и применения мер ответственности на основе положений норм материального права, установил фактические обстоятельства, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, что требования подлежат удовлетворению на основании статей 309, 310, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей, 29, 97,120, 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Истец в соответствии с процессуальными правилами доказывания доказал допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из договора перевозки, ответчик не опроверг доводы, изложенные в заявлении, не представил доказательств несоразмерности, фактические обстоятельства подтверждены со стороны истца доказательствами, отвечающими правилам об относимости и допустимости, а также правилам, предъявляемым арбитражно-процессуальным законодательством к письменным доказательствам и порядку их представления в арбитражный суд, как это установлено статьями 66, 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, проверив требования на предмет обоснованности и правомерности, суд признает требования истца обоснованными и документально подтвержденными.
Судебные расходы суд относит на ответчика в порядке пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Движение» 28 124 рублей 28 копеек пени за нарушение срока доставки груза, 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать по заявлению взыскателя.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.Г.Бычкова