ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-20537/17 от 05.10.2017 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск

05 октября 2017 года Дело №А45-20537/2017

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Новосибирск (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Новосибирской таможне, г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10609000-546/2017,

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным постановления от 05.07.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10609000-546/2017 и об изменении его в части назначения наказания, а именно замены административного штрафа на предупреждение.

Определением суда от 11.08.2017 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ, надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства, а также отчетом о публикации 12.08.2017 на официальном сайте Картотеки арбитражных дел в сети «Интернет» (www.kad.arbitr.ru) определения о принятии к производству заявления в порядке упрощенного производства.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке статьей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель факт выявленных нарушений не оспаривает, просит применить к ИП ФИО1, как субъекту малого предпринимательства положения статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №316-ФЗ.

Таможенный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что при назначении наказания административным органом были учтены все смягчающие обстоятельства и сумма штрафа назначена в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, оснований для замены штрафа на предупреждение не имеется.

Как следует из материалов дела, 26.04.2017 на Новосибирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Новосибирской таможни декларантом ИП ФИО1, с применением процедуры электронного декларирования подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10609050/260417/0008502, в которой к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления была заявлена партия из 13 товаров в количестве 421 грузового места, весом брутто/нетто 9704/8691,5 кг., прибывшая в адрес ИП ФИО1 из Китайской Народной Республики по CMR № 142847 от 22.04.2017 в счет исполнения внешнеторгового контракта № NL0114 от 14.01.2017, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (Россия) и FUQUAN INTERNATIONAL TRADING LIMITED (Китай), и размещенная на СВХ ООО «Байт-транзит-экспедиция» (свидетельство №10609/081110/10077/5 от 12.04.2017), расположенный по адресу: <...>.

В ДТ № 10609050/260417/0008502 заявлены товары - игрушки в ассортименте.

В соответствии со ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) с момента регистрации декларация на товары становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии со ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. К таким документам относятся, в том числе и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

В графе 44 ДТ № 10609050/260417/0008502 декларантом ИП ФИО1 в качестве документов, подтверждающих соблюдение ограничений, соответствие техническому регламенту Таможенного союза TP ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 (ред. от 12.12.2012, с изм. от 17.03.2017 (далее - TP ТС 008/2011)), по товарам №№1-13 - «игрушка для детей...» указан сертификат соответствия ТС N RU С-СКАД30.А.00137 от 26.04.2017.

Данным сертификатом соответствия было подтверждено соответствие товара требованиям Технического регламента Таможенного TP ТС 008/2011 «О безопасности игрушек».

На основании ст. 116 ТК ТС по поручению на таможенный досмотр № 10609030/280417/000313 назначен таможенный досмотр товарной партии.

По результатам таможенного досмотра установлены расхождения фактических данных о товарах №№1-13 с заявленными в ДТ №10609050/260417/0008502 сведениями, влияющими на принятие решения по соблюдению требований по запретам и ограничениям, а именно: на представленных к таможенному досмотру товарах №№1-13 отсутствует какая­ либо маркировка, свидетельствующая о производителе, получателе, а также единый знак обращения продукции на рынке «ЕАС».

По результатам таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра № 10609030/040517/000313.

Усмотрев в действиях заявителя нарушение, выразившееся в отсутствии надлежащей маркировки, свидетельствующей о производителе, получателе, а также единого знака обращения продукции на рынке «ЕАС» и иной обязательной информации на товарах, заявленных в ДТ №10609050/260417/0008502 декларантом ИП ФИО1, 19.05.2017 административным органом в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 10609000-546/2017, действия квалифицированы по статье 16.3 КоАП РФ.

05.07.2017 Новосибирской таможней в отношении ИП ФИО1 вынесено постановление №1609000-546/2017 (далее - постановление) о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в том числе, если необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

Данная норма согласуется с п. 3 ст. 150 ТК ТС, согласно которому товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза.

Согласно ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и правовыми актами государств членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

В соответствии со ст. 179 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию в письменной и (или) электронной, формах с использованием таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения -комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза.

В силу п. 1 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, о товарах, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8).

В силу ч. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с п. 1 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом, и (или) иными международными: договорами государств -членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения: товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

В силу ч. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Ст. 2 и ч. 2 ст. 25 Закона № 184-ФЗ закреплено, что сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров

Сертификат о соответствии выдается органом по сертификации и должен содержать, в том числе, информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект. Форма сертификата о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Технический регламент Таможенного союза TP ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» (далее - TP ТС 008/2011) устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к игрушкам, обеспечение свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза; устанавливает обязательные требования к маркировке игрушек.

Так, в соответствии с п. 5.1 ч. 5 ст. 4 TP ТС 008/2011 маркировка игрушек должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).

Согласно ст. 7 TP ТС 008/2011 игрушки, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза и прошедшие подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском игрушек в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов тaмoжeннoгo союза наносится непосредственно на саму игрушку и (или) упаковку игрушки (индивидуальную, групповую, транспортную) и (или) этикетку, медальон, ярлык (в том числе вшивной ярлык), листки-вкладыши, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах.

В соответствии с п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее - Протокол) сертификат соответствия Техническим регламентам Союза - документ, которым орган по сертификации удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технического регламента Союза.

Согласно п. 3 Протокола в технических регламентах Союза устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры.

В соответствии с п. 6 Протокола продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Описание изображения и Порядок применения единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза приведены в Решении Комиссии таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и порядке его применения» (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка, единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.

Знак «ЕАС» должен быть нанесен на товар непосредственно при ввозе на территорию Таможенного союза и его таможенном оформлении, с целью идентификации продукции представленным документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

Таким образом, по результатам документального и фактического контроля таможенным органом установлено отсутствие надлежащей маркировки, свидетельствующей о производителе, получателе, а также единого знака обращения продукции на рынке «ЕАС» и иной обязательной информации на товарах, заявленных в ДТ №10609050/260417/0008502 декларантом ИП ФИО1, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

Факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных Новосибирской таможней доказательств и не оспаривается самим предпринимателем.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем всех возможных мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами, при надлежащем извещении предпринимателя, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Мера наказания (административный штраф) определен административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, в минимальном размере.

По мнению заявителя, к ИП ФИО1 как субъекту малого предпринимательства могут быть применены положения статьи 4.1.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 316-ФЗ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», действующим с 04.07.2016 года, КоАП РФ дополнен статьей 4.1.1. «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».

В силу частей 1, 2 указанной статьи являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как установлено судом и следует из материалов дела, введение в оборот немаркированных товаров – игрушек для детей, не отвечает признакам безопасности для жизни и здоровья детей, такие товары не могут находиться в обороте и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Материалами дела подтверждается отсутствие маркировки товаров, заявленных декларантом в ДТ № №10609050/260417/0008502, что не позволяет соотнести их с сертификатом ТС N RU C-CN.АД30.А.00137 от 26.04.2017, следовательно, доказательств безопасности данных товаров заявителем в материалы дела об административном правонарушении не представлено.

С учетом изложенного, оснований, установленных статьей 4.1.1. и частью 2 статьи 3.4. КоАП РФ, для замены назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение у суда не имеется.

При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления от 05.07.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10609000-546/2017, вынесенного Новосибирской таможней в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Т.В. Абаимова