ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-20573/18 от 15.04.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-20573/2018

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2019  года

В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2019 года                                                                                                                   

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Рубекиной И.А., при ведении протокола   судебного заседания секретарем судебного заседания Никоненко А.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, г. Новосибирск

к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области, г. Новосибирск

третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области;   Министерство финансов Российской Федерации;  Правительство Новосибирской области;  Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области.

о признании недействительным представления от 18.04.2018 №51-18-17/10-5110

при участии представителей сторон:

заявителя – ФИО1, доверенность № 16 от 16.10.2018, удостоверение; ФИО2, доверенность № 6 от 01.04.2019, удостоверение;

заинтересованного лица - ФИО3, доверенность № 51-16-19/7034 от 21.03.2019, удостоверение; ФИО4, доверенность № 51-16-19/28649 от 29.10.2018, удостоверение;

третьих лиц - 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) ФИО5., по доверенности от 20.09.2018 № 29, удостоверение; 5) ФИО6, по доверенности от 24.01.2019 № 9, удостоверение.

                                                   установил:

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 18.04.2018 № 51-18-17/10-5110.

         Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям,  изложенным в заявлении, возражениях на отзыв, объяснениях.

      Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, УФК по НСО, управление, казначейство)    Представитель заинтересованного лица требования не признал по основаниям,  изложенным в отзыве.

      Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось, представило отзыв, в котором подержало позицию заявителя.

    Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось, представило отзыв.

   Министерство финансов Российской Федерации, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела,  в суд не явилось, представило отзыв, в котором поддержало позицию заинтересованного лица.

       Представитель Правительства Новосибирской области поддержал доводы, изложенные в отзыве.

       Представитель   Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области поддержал позицию заявителя, по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил  следующие фактические обстоятельства.

На основании приказов УФК по НСО от 12.01.2018 № 5, от 22.01.2018 № 43, от 12.02.2018 № 143, от 22.02.2018 № 214 в период с 15.01.2018 по 13.03.2018 в отношении Министерства проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.,в ходе которой  установлено, что  министерством сельского хозяйства Новосибирской области

-не соблюдено условие предоставления (расходования) 15 субсидии из федерального бюджета, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств областного бюджета, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в 2015 и 2016 году.

- не использованные по состоянию на 01.01.2016 межбюджетные
трансферты, полученные в 2015 году в форме 3 субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Новосибирской области, подлежащие перечислению в доход федерального бюджета не позднее 29.01.2016 (в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года), фактически возвращены в доход федерального бюджета позднее установленного срока.

-  2015 году  Сведения о ходе реализации мероприятий Федеральной
целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» за январь-декабрь 2015 года, предоставленные в Минсельхоз России содержат  недостоверные данные по средствам субсидии в рамках подпрограммы "Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство» Новосибирской области в 2015-2020 годах» на реализацию мероприятий - комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности - развитие водоснабжения в сельской местности в разделе 2.
«финансирование мероприятий», о чем составлен акт выездной проверки Министерства (далее - акт).

Управлением Федерального казначейства по Новосибирской по итогам проверки  Министерству сельского хозяйства  Новосибирской области выдано   представление от 18.04.2018 № 51-18-17/10-5110 (далее - представление) с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях  и принять меры к устранению причин и условий  их совершения в  срок не позднее 30 дней со дня получения.

Министерство, считая представление незаконным и нарушающим права, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании  его недействительным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя не  подлежащими  удовлетворению  по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться

в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой

акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в

сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному

Постановлением Правительства от 01.12.2004 № 703 и Положению об Управлении Федерального казначейства по Новосибирской области, утвержденному Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по

субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу  некоторых приказов Федерального казначейства», Управление является  территориальным органом Федерального казначейства и осуществляет в  соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в

финансово-бюджетной сфере. Полномочия Управления, в том числе по осуществлению контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих

бюджетные правоотношения, определены статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке

осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в

финансово-бюджетной сфере» (далее - Порядок № 1092).

          В соответствии с пунктом 3 статьи 265, статьями 267.1, 269.1, 270.2

Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральное

казначейство наделено функцией осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных  правоотношений. Одним из методов контроля является выездная проверка, результаты которой оформляются актом. При выявлении нарушений  бюджетного законодательства Федеральное казначейство наделено правом

выдавать объекту контроля представление и предписание, содержащее обязательную для рассмотрения информацию в установленные в нем сроки

(если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения) и требование о

принятии мер по их устранению.

Оспариваемое представление выдано казначейством в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителей. Кроме того, представление не содержит каких-либо материальных требований, требований о возврате в федеральный бюджет конкретных сумм денежных средств, в нем предложено рассмотреть результаты проверки и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства.   Данный вывод соответствует подходу, поддержанному в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2017 N 309-КГ17-8218.

В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.

Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг. Субсидии указанным субъектам предоставляются из средств бюджетов (статья 78 БК РФ).

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов (статья 69 БК РФ).

В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Получателями межбюджетных трансфертов являются нижестоящие бюджеты бюджетной системы РФ, условия предоставления которых, в том числе по возврату остатков, устанавливаются правовыми актами Правительства РФ и соответствующими соглашениями.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).

В соответствии с правилами пунктов 1, 3 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статья 130 БК РФ).

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Правоотношения сторон в рамках заключенного соглашения, в настоящем случае регулируются Федеральным законом от 29.09.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее по тексту - Закон N 264-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее по тексту - Постановление N 717).

Частью 3 статьи 7 Закона N 264-ФЗ установлено, что Правительство Российской, Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.

Из Постановления N 717 (пункт 3 Правил предоставления и распределения субсидий - Приложение N 6) следует, что субсидии предоставляются при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 8 Правила N 999.

Пунктом 8 Правил N 999 предусмотрены условия предоставления субсидий, которые включают в себя:

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

Также, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (действующие в период до 13.04.2017), (далее по тексту - Правила N 1460).

Пунктом 5 Правил N 1460 (в редакции от 27.01.2015) условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.

Пункт 13 Правил N 999 предусматривает, что объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности (результатов) использования субсидии.

При этом, предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета для субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности на текущий финансовый год (определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации") которых равен или превышает 1, определяется по соответствующей формуле.

Согласно подпункту а(1)) пункта 10 Правил N 999 Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в порядке, предусмотренном пунктом 13 или 13 (1.1) настоящих Правил.

          Согласно п.1  представления, Министерством   не соблюдено условие предоставления (расходования) 15 субсидии из федерального бюджета, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств областного бюджета, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в 2015 и 2016 году.

Пунктом 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 установлено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.

 Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460,  Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на поддержку племенного животноводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 № 1257, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.06.2015  № 624, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1295, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального  бюджета  бюджетам  субъектов  РФ  на оказание  несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431,  Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371, Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1042  утверждается уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субсидия, форма и обязательные условия соглашения.

Пунктами 1.3, 2.2.1  Соглашения от 05.02.2015 № 64/17-с, пунктами 1.3, 2.2.1 Соглашения от 09.02.2016 № 421/17-с, пунктом 1.3 Соглашения от 17.05.2016 №2050-01-141/10-16, пункт 1.3 Соглашения от № 1022/10-с от 28.03.2016,  заключенными между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством Новосибирской области установлены направления расходов бюджета Новосибирской области и объемы софинансирования в денежном выражении.

Распоряжениями Минсельхоза России от 29.01.2015 N 4-р "Об утверждении уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 год"  и от 11.12.2015 N 132-р утверждены уровни софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств Новосибирской области на 2015,2016 годы.

Термин  «уровни софинансирования»  по смыслу означает пропорцию (в процентном соотношении либо в соотношении между конкретными суммами средств или в коэффициентах в виде десятичной дроби) между объемами средств субсидии из федерального бюджета и собственными средствами бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление программных мероприятий.

Вместе с тем, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 N 307-ЭС15-7013).

Из материалов дела следует, что Министерством (на счета которого поступили средства федерального бюджета по Соглашению) нарушен фактический уровень софинансирования при исполнении расходных обязательств области (публичных расходов).

  Доводы министерства об отсутствии  оснований для невыплаты товаропроизводителям  федеральной части субсидии и наличии законных  оснований для  невыплаты областной части  средств (наличие недоимки перед бюджетом, что предполагает отказ в  предоставлении субсидии)   не свидетельствуют об отсутствии вменяемого нарушения. Соблюдение Министерством  условий предусмотренных Государственной программой Новосибирской области «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п  о предоставлении субсидий Получателям не имеющим недоимки по налогам, страховым взносам, просроченной задолженности по выплате заработной платы, не являются основанием для не соблюдения условий софинансирования за счет средств областного бюджета Новосибирской области, установленных вышеназванными нормативными правовыми актами.

При фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов,  министерство не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий соглашения.

При осуществлении расходного обязательства субъекта, получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (то есть, процентного соотношения средств федерального бюджета и средств региона), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении соглашения) (при этом процентное соотношение высчитывается из соотношения долей вкладываемых средств, предоставляемых каждой стороной соглашения, в суммовом выражении.

Из совокупного толкования указанных выше норм законодательства и условий Соглашения N 64/17-с следует принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Новосибирской области при расходовании бюджетных средств.

При соблюдении этого принципа, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов), такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета области, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.

Иными словами, полное расходование предусмотренных соглашением средств федерального бюджета возможно только при таком же полном расходовании установленных соглашением средств бюджета субъекта.

При этом, даже отсутствие в соглашении конкретного процентного соотношения средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта, не исключает указанные выводы.

Ссылки  министерства о том, что   Минфином России    применены меры  бюджетного принуждения   в отношении  заявителя,   не относится  к  законности представления, поскольку    применение  таких мер  непосредственно   УФК по Новосибирской области не применялось и предметом спора по делу не  является.

Доводы министерства о том, что он не является стороной соглашения от15.02.2015я,  которое заключено между Минсельхозом России и Правительством Новосибирской области как высшим исполнительным органом, не свидетельствует о незаконности представления  в оспариваемой части, поскольку получателем средств, администратором дохода являлось министерство

Субсидии предоставлялись в рамках Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - государственная программа № 717). В рамках реализации государственной программы № 717 постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п утверждена государственная программа Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы» (далее - государственная программа НСО № 37-п)

Согласно абзаца второго раздела V государственной программы НСО № 37-п, финансирование государственной программы обеспечивается за счет средств, предусмотренных законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на очередной год и плановый период. Кроме этого, предполагается финансирование мероприятий из федерального бюджета и внебюджетных источников. Привлечение средств федерального бюджета предусматривается в рамках государственной программы № 717.

Согласно п. 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п «О государственной программе Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы», главными распорядителями бюджетных средств, по финансированию расходов на реализации мероприятий государственной программы НСО № 37-п,  является,  в т.ч. министерство сельского хозяйства Новосибирскоцй области.

Кроме того, в соответствии с п. 1 Положения о министерстве сельского хозяйства Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 01.02.2016 № 9-п «О министерстве сельского хозяйства Новосибирской области» (далее - положение о министерстве), министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Согласно пп. 1 п. 8 положения о министерстве, в установленной сфере деятельности министерство исполняет полномочие по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия посредством осуществления государственных программ Новосибирской области, ведомственных целевых программ и иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Согласно пункту 17 положения о министерстве, министерство осуществляет полномочия главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя средств областного бюджета и получателя средств областного и федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него полномочий.

В связи с  указанным, поскольку  министерство являлось непосредственным получателем  субсидии по области и  осуществляло кассовое исполнение обязательства, предписание правомерно направлено именно министерству сельского хозяйства Новосибирской области, как главного распорядителя бюджетных средств, по финансированию расходов на реализации мероприятий государственной программы.

По п. 2 представления :не использованные по состоянию на 01.01.2016 межбюджетные трансферты, полученные в 2015 году в форме 3 субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Новосибирской области, подлежащие перечислению в доход федерального бюджета не позднее 29.01.2016 (в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года), фактически возвращены в доход федерального бюджета позднее установленного срока.

Статьей 242 БК РФ определено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

 В рассматриваемом случае средства подлежали возврату за 2015 год не позднее 29.01.2016.

Не использованные по состоянию на 01.01.2016 межбюджетные трансферты, полученные в 2015 году в форме субсидий, имеющих целевое назначение в общей сумме 286672,00 руб. возвращены Министерством в доход федерального бюджета, из которого они были ранее предоставлены, не своевременно, позднее установленного законодательством Российской Федерации срока на 12  - 149 рабочих дней.

Данные выводы сделаны управлением и указаны в представлении правомерно, по данным бюджетного учета  министерства по  состоянию  на 01.01.2016  года не  использованным межбюджетным трансфертам, полученные в 2015 году в форме субсидий, имеющих целевое назначение, в общей сумме 294985,00 руб.  Доводы  министерства об отсутствии нарушений по п.2 представления   рассмотрены судом и отклонены как   необоснованные.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо исключений по срокам возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены.

Положения п. 5 ст. 242 Кодекса являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.

По п.3 представления:

Сведения о ходе реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (форма № 1 УРСТ) за январь-декабрь 2015 года,   подписанные 15.01.2016 года  министром сельского хозяйства Новосибирской области, предоставленные Министерством в соответствии с условиями Соглашения от 15.05.2015 № 722/10-с в Минсельхоз России содержат недостоверные данные.

Данные выводы сделаны на основание Информации о фактическом выполнении мероприятий в 2015 году в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2022 годах», подписанной начальником отдела ВиВ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - Министерство ЖКХ и Э НСО) ФИО7, полученной в результате проведения в рамках внеплановой выездной проверки Министерства встречной проверки в Министерстве ЖКХиЭ НСО (Акт от 14.02.2018), так как при реализации мероприятия в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственным заказчиком мероприятия и главным распорядителем средств бюджета Новосибирской области является Министерстве ЖКХиЭ НСО.

Согласно Информации о фактическом выполнении мероприятий в 2015 году в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2022 годах» (далее - Информация Министерства ЖКХиЭ НСО) расходы на софинансирование субсидии в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах» на реализацию мероприятий - комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности - развитие водоснабжения в сельской местности за счет средств бюджета Новосибирской области по шести  муниципальным образованиям составили в общей сумме 32 916,75 тыс. рублей.

 По  указанной  Информация на Реконструкцию водопроводных сетей

с.Жуланка Жуланский сельсовет Кочковского района Новосибирской

области потрачено 3 684,40 тыс.руб.

Представленные  заявителем Сведения о ходе реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (форма № 1-УРСТ) за январь-декабрь 2015 года  по средствам субсидии в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах» на реализацию мероприятий -комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности - развитие водоснабжения в сельской местности в Разделе 2. «Финансирование мероприятий» содержит следующие данные:

-по строке 40 «развитие водоснабжения в сельской местности» графе 19 «Фактически профинансировано средств за отчетный период» «в том числе» «бюджет субъекта РФ» на сумму 29 241,50 тыс. рублей, расхождение составило 3 675,20 тыс. рублей;

-по строке 40 «развитие водоснабжения в сельской местности» графе 26 «Из них профинансировано в соответствии с подтверждающими документами (актами выполненных работ, договорами купли-продажи и пр.)» «в том числе» «бюджет субъекта РФ» на сумму 29 241,50 тыс. рублей, расхождение составило 3 675,20 тыс. рублей.

Указанное в п.3 представления  нарушение о недостоверности сведений подтверждается материалами дела,  объяснением начальника отдела развития сельских территорий и земельных ресурсов Управления развития сельских территорий и инвестиций Министерства ФИО8,  отчетами о расходовании средств и выполненных объемах работ в рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности, в частности  в Отчете о расходовании средств и выполненных объемах работ в рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности за 2015 год Кочковского района Новосибирской области, предоставленном в Минсельхоз НСО, по строке 1 «Реконструкция водопроводных сетей с. Жуланка Кочковского района Новосибирской области» графе 17 «Фактически профинансировано за отчетный период, тыс. руб.» «бюджет субъекта РФ» фактически отражена сумма расходов  9,2 тыс. рублей,   что не соответствует данным, отраженным в Информации Министерства ЖКХиЭ Новосибирской области  о фактическом выполнении  мероприятий  в 2015 году в рамках подпрограммы,  согласно которой (п.4 информации)  расходы на софинансирование субсидии в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах» на реализацию мероприятий -комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности - развитие водоснабжения в сельской местности за счет средств бюджета Новосибирской области по Кочковскому району Новосибирской области  составили  3 684,40 тыс. рублей.

 Перечисление  данной суммы 3 684,40 тыс. рублей  в 2015 году  УФК по НСО  в адрес Администрации Кочковского района  НСО подтверждается  документально.

Ссылки заявителя на то, что  представлен верный отчет по всем строкам  на расчетную дату, суд находит необоснованными. Выводы казначейства, о недостоверности отчета, занижении сумм в строках  отчета, о чем указано в акте проверки, суд находит обоснованными. Ссылки министерства на то, что   3 675,2 тыс. руб. были направлены  администрацией  Кочковского р-на НСО в адрес подрядной организации  согласно платежного поручения №55 от 26.02.2016 не принимается, поскольку  денежные средства, поступившие   в 2015 году должны быть потрачены в 2015 году, неиспользованные суммы  возвращены в бюджет, что отражено отчете,  в 2016 году  могли быть перечислены 26.02.2016  только бюджетные средства, полученные  в 2016 году.

Оспариваемое  представление  УФК по НСО предусматривает обязанность рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения и уведомить по результатам рассмотрения представления.

Представление не содержит каких-либо материальных требований, требования о возврате в федеральный бюджет конкретных сумм денежных средств, а содержит указание рассмотреть причины и условия совершения  нарушения и сообщить об их устранении в установленный в представлении срок. Выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, которые объект контроля направлял главному распорядителю бюджетных средств, а также на платежных документах, материалах встречной проверки Министерства ЖКХиЭ НСО, полученных в процессе контрольных мероприятий.

Таким образом, представление УФК области было направлено правомерно.

Полномочия по осуществлению контроля и надзора в установленной сфере деятельности предоставлены Федеральному казначейству и его территориальным органам (ст. 265, п. 2 ст. 269.2 БК РФ).

Представление, наравне с актом проверки, содержит ясное фактическое и правовое обоснование замечаний, доводы  заявителя о неясности  способа исполнения  не принимаются  ввиду необоснованности.

Представление № 51-18-17/10-5110 от 18.04.2018 является законным и обоснованным, правовые основания для удовлетворения требований  отсутствуют.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

                                                Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

         Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

         Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

И.А. Рубекина