АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-20625/2017
08 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 08 ноября 2017 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Уколова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пачколиной А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества "Строй-Инверсия" (ОГРН <***>), г. Новосибирск,
к ФИО1, г. Новосибирск,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "ЗЕНОН ЭСТЕЙТ" (ОГРН <***>), г. Новосибирск,
об обязании передать документы обществу,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО2 (доверенность от 14.08.2017, паспорт);
от ответчика: ФИО3 (нотариальная доверенность 54 АА 2609701 от 03.10.2017), ФИО1 (лично, паспорт);
от третьего лица: ФИО4 (доверенность №12-СД-17 от 24.05.2017, паспорт);
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество "Строй-Инверсия" (далее по тексту – истец, Общество, АО "Строй-Инверсия") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к бывшему руководителю Общества ФИО1 (далее по тексту – ответчик) с исковым требованием об обязании ФИО1 передать в течение 10 дней с момента вступления решения Арбитражного суда Новосибирской области в законную силу акционерному обществу "Строй-Инверсия" следующие документы за период с 02.10.2015 по 19.04.2017:
1. Оригиналы Учредительных документов Общества:
1.1.Решение б/н от 18.06.2015 года единственного акционера АО ФСК «Новосибирская»;
1.2.Передаточный акт «О передаче прав и обязанностей АО ФСК «Новосибирская» в результате его реорганизации в форме выделения вновь созданному в результате реорганизации АО «Строй-инверсия» от 18.06.2015 года с приложениями (четыре реестра).
2.Приказы общества, организационно-производственные и по кадрам;
3.Штатное расписание;
4.Должностные инструкции на штатных сотрудников; 5Трудовые договора;
6. Учетную политику общества для целей бухгалтерского и налогового учета на 2015, 2016 гг., с планом счетов;
7.Главную книгу или общую оборотно-сальдовую ведомость за 2015 г., 2016., 1кв.2017г.
8.Регистры бухгалтерского учета - синтетические и аналитические (оборотно-сальдовые ведомости) по всем используемым счетам за период с 02.10.2015 года по 31.03.2017 года, в том числе:
-расшифровку по счету учета капитальных вложений в разрезе статей
затрат;
-расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе контрагентов и договора;
-ведомости аналитического учета товарно-материальных ценностей;
9.Договора по финансово-хозяйственной деятельности общества, а именно:
-Договора с поставщиками и подрядчиками - поставки, подряда (субподряда), выполнения работ, оказания услуг, купли - продажи и прочие;
-Договора с покупателями и заказчиками -выполнения работ, оказания услуг, купли - продажи и прочие;
-Договора уступки права требования (цессии) и (или) перевода долга;
-Кредитные договора, договора ипотеки, договора займов;
-Договора, характеризующие финансовые вложения;
10.Акты сверок с контрагентами;
11.Сметы на выполнение строительно-монтажных работ;
12.Первичные документы, подтверждающие данные, отраженные в регистрах бухгалтерского и налогового учета;
-выписки банка по расчетному счету, платежные поручения, счета на оплату;
-Кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, журналы регистрации приходных и расходных ордеров;
-Документы по расчетам с подотчетными лицами: авансовые отчеты с приложением первичных оправдательных документов;
-Документы по учету труда и заработной платы: положение об оплате труда, о премировании, коллективный договор, расчетно-платежные ведомости, реестр удержаний из заработной платы, справки и расчеты о предоставлении отпуска, об увольнении и т.д.;
Документы по учету основных средств: инвентаризационные акты и описи, приказы об ответственных лица, акты приема-передачи, инвентаризационные карточки учета, акты на списание;
-Документы по учету товарно-материальных ценностей - акты, накладные, счета - фактуры подтверждающие приобретение материалов, инвентаря и оборудования. Первичные документы подтверждающие передачу материалов в производство на строительство объектов долевого строительства, либо иное использование;
-Документы по учету отгрузки и реализации готовой, продукции, услуг, прочей реализации, внереализационных доходов.
-Документы по учету финансовых вложений - первичные документы, подтверждающие вложения в финансовые активы;
-Документы по учету с поставщиками и подрядчиками - накладные поставщиков, акты выполненных работ, формы КС-2 и справки стоимости работ и услуг КС-3, счета-фактуры;
-Прочие документы: акты сверок, инвентаризационные ведомости, журналы учета доверенностей, бухгалтерские справки;
13.Документы о задолженности общества, в том числе по кредитам, займам и уплате налогов, с расшифровкой данных по кредиторам и документами подтверждающими суммы данной задолженности;
14.Декларации и расчеты за отчетные и налоговые периоды за 2015, 2016 и 1кв. 2017 года.:
-в ИФНС - Сведения о среднечисленной численности; Декларация по УСН; Расчет по форме 6-НДФЛ; Справки 2-НДФЛ;
-в Фонд социального страхования Расчет по Форме 4-ФСС 2015, 2016 и 1 кв. 2017 года; Заявление о подтверждение ОКВЭД;
-в Пенсионный фонд Расчет по форме РСВ-1; Сведения по форме СЗВ- М;
-Декларации по иным налогам, плательщиком которых является общество;
15.Книги учета доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения с перечнем производственных расходов за 2015 -2016 гг.;
16.Акты скрытых работ на выполненные объемы за весь период деятельности Общества;
17.Сертификаты и паспорта на материалы и оборудование,
использованные при выполнении объема скрытых работ;
18.Проект на устройство навесного вентилируемого фасада здания по адресу: <...> (стр);
19. Документы указанные в акте приема передачи №8 от 30.06.2016 года о передаче рабочих чертежей «Книжного магазина с офисными помещениями, кафе и организацией главного входа в сквере по ул. Покрышкина в Ленинском районе г. Новосибирска».
20.Документы указанные в акте №3 от 01.02.2016 года о передаче рабочих чертежей «Книжного магазина с офисными помещениями, кафе и организацией главного входа в сквере по ул. Покрышкина в Ленинском районе г. Новосибирска».
21.Документы указанные в акте №4 от 24.02.2016 года о передаче исполнительной документации и экспертных заключений по проектной документации «Книжного магазина с офисными помещениями, кафе и организацией главного входа в сквере по ул. Покрышкина в Ленинском районе г. Новосибирска».
22. Печати и штампы общества, иные документы, предусмотренные ФЗ «Об Акционерных обществах».
23.Документы, указанные в передаточном акте от 18.06.2015 года «О передаче прав и обязанностей акционерного общества Финансово-строительная компания «Новосибирская» в результате его реорганизации в форме выделения вновь созданному в результате реорганизации акционерному обществу «Строй-инверсия».
24. Документы, указанные в приложениях №№ 1, 2, 3, 4 к передаточному акту от 18.06.2015 года «О передаче прав и обязанностей акционерного общества Финансово-строительная компания «Новосибирская» в результате его реорганизации в форме выделения вновь созданному в результате реорганизации акционерному обществу «Строй-инверсия».
Взыскать с ответчика в пользу Общества расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
Взыскать ответчика, в пользу Общества компенсацию за ожидание исполнения решения суда по 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда до дня фактического исполнения решения суда в случае неисполнения решения суда в установленный срок.
Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Протоколом внеочередного общего собрания акционеров АО «Строй-Инверсия» от 20.04.2017, полномочия директора АО «Строй-Инверсия» ФИО1, прекращены, вновь избранным директором АО «Строй-Инверсия» стал ФИО5.
02.06.2017, АО «Строй-Инверсия» в лице нового директора ФИО5, обратилось к бывшему директору ФИО1, с требованием о передаче следующих документов АО «Строй-Инверсия».
Требование было не исполнено, что послужило основанием для обращения Общества с иском в суд на основании ст.53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст.1,69,89 Федерального закона от 26.12.1995 №208 ФЗ «Об акционерных обществах», ст. ст.9 , 17 Федерального закона от 21.11.1996 №129 ФЗ «О бухгалтерском учете».
Ответчик в заседание суда явился, отзыв на иск представил. Исковые требования не признал по основаниям отзыва, ссылаясь на то, что документация, печать и иное имущество Общества переданы от бывшего директора ФИО1 к новому директору ФИО5 в апреле 2017 года; заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) со стороны директора ФИО5, который скрывает факт получения документов и уклоняется от надлежащего исполнения обязанностей директора.
ЗАО "ЗЕНОН ЭСТЕЙТ", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержало возражения ответчика.
Проанализировав исковые требования, исследовав и оценив все представленные доказательства в совокупности (ст. 64, ст. 71 АПК РФ), суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09 августа 2017 года в Арбитражный суд Новосибирской области поступило исковое заявление АО «Строй-Инверсия» к ФИО1 об обязании передать документы обществу.
05 октября 2017 года, ответчик представил на исковое заявление отзыв, к которому были приложены копии актов приема-передачи в количестве 21 шт., подтверждающие передачу документации и имущества Общества от ответчика директору Общества ФИО5, акты подписаны ФИО5
12 октября 2017 года истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований.
В уточнении исковых требований истец просит обязать ответчика передать в течение 10 дней с момента вступления решения арбитражного суда Новосибирской области в законную силу АО «Строй-Инверсия» определенный список документов, однако данное требование является незаконным и необоснованным ввиду нижеследующего.
Большая часть документов из списка, указанных Истцом в уточнении исковых требований, уже была передана в апреле 2017 года. Факт передачи истребуемых документов подтверждается подписанными актами приема-передачи, имеющимися в деле.
В отношении остальных документов, содержащихся в требованиии Истца, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ Истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств, что данные документы находятся у Ответчика.
Иск об истребовании документов у бывшего руководителя является виндикационным иском. Данная позиция подтверждается судебной практикой.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Истребование имущества из чужого незаконного владения является вещно-правовым способом защиты права собственности. В предмет доказывания по виндикационному иску входят такие факты, как наличие у истца права собственности или иного права на обладание истребуемой вещью; утрата фактического владения вещью; возможность выделить вещь с помощью индивидуальных признаков из однородных вещей; нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика.
Бремя доказывания указанных обстоятельств в соответствии со ст. 65 АПК РФ возлагается на лицо, заявившее иск.'
Новый руководителем - ФИО6 - были подписаны акты приема-передачи документов у Ответчика (имеются в материалах дела). Однако, фактически исковые требования предъявлены без учета наличия актов приема-передачи, датированных от апреля 2017 года и подписанных ФИО6 Такие действия руководителя Общества ФИО6 не могут быть признаны добросовестным способом направленным на защиту в судебном порядке нарушенного права.
По предложению суда, Ответчик провел работу по сопоставлению переданных документов списку, заявленному Истцом.
1.1. Решение б/н единственного акционера АО ФСК "Новосибирская" от 18.06.2015г. передано по акту №3 от 26.4.2017г.
1.2. ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ «О передаче прав и обязанностей акционерного общества Финансово-строительная компания «Новосибирская» в результате его реорганизации в форме выделения вновь созданному в результате реорганизации акционерному обществу «Строй-инверсия»» от «18» июня 2015г передан по акту №3 от 26.4.2017г. с приложениями в количестве 8 страниц.
2. Приказы Общество в период с 02.10.2015г. по 19.04.2017г. не издавались, в том числе организационно-производственные и по кадрам.
3. Штатное расписание у Общества в период с 02.10.2015г. по 19.04.2017г. отсутствует по причине отсутствия штатных сотрудников.
4. Должностные инструкции на штатных сотрудников у Общества в период с 02.10.2015г. по 19.04.2017г. отсутствует по причине отсутствия штатных сотрудников.
5. Трудовые договора у Общества в период с 02.10.2015г. по 19.04.2017г. отсутствует по причине отсутствия штатных сотрудников.
6. Учетная политика Общества для целей бухгалтерского и налогового учета на 2015, 2016 годы с планом счетов не разрабатывалась в связи с отсутствием у Общества коммерческой деятельности и, как следствие, объекта для налогообложения.
7. Оборотно-сальдовые ведомости за 2015 и 2016 год переданы в качестве приложения к Балансам за 2015 и 2016 год по акту №3 от 26.4.2017г.(Дубликаты прилагаю). Оборотно-сальдовая ведомость за 1 квартал 2017г. не составлялась в связи с отсутствием у Общества квартальной отчетности.
8. Регистры бухгалтерского учета в период с 02.10.2015г. по 31.03.2017г. в отдельной форме не составлялись. Оборотно-сальдовые ведомости за 2015 и 2016 годы содержат аналитические расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе контрагентов; приобретенные МБП поименованы индивидуально и переданы по акту №2 от 26.04.2017г.; приобретенные ТМЦ списывались в момент приобретения и передачи подрядчикам на счет учета капитальных вложений по статье "затраты на строительство 2016г.".
9. Договоры с поставщиками и подрядчиками, имеющие не закрытые отношения по предмету договора, переданы по акту № 5, 6, 7, 8, 9 от 28.04.2017г. Договоры с законченным сроком действия и, не имеющие кредиторско-дебиторской задолженности, переданы 28.04.2017г.
Дополнительные соглашения и соглашения об уступки права требования к Договорам об участии в долевом строительстве переданы 28.04.2017г.
Договоры займов переданы в полном объеме по акту №5 от 28.04.2017г.
Договоры с покупателями и заказчиками, договоры перевода долга, кредитные договоры, договоры ипотеки, договоры по финансовым вложениям Обществом не заключались.
10. Акты сверок с контрагентами переданы по акту №5 от 28.04.2017г.
11. Сметы на выполнение строительно-монтажных работ переданы 28.04.2017г. в качестве приложения к соответствующим договорам.
12. Выписки банка по расчетному счету, платежные документы находятся в электронной с -Банк-клиент- и доступны новому директору ФИО5 при соответствующем обращении в банк АО "АКЦЕПТ".
Счета на оплату поступали от поставщиков и подрядчиков в электронном виде по интернету и не распечатывались на бумажные носители в целях экономии средств дольщиков.
Кассовая книга Общества, журналы регистрации приходных и расходных ордеров отсутствуют.
Авансовые отчеты с приложениями первичных документов переданы 28.04.2017г. Документы по учету труда и заработной платы отсутствуют в связи с отсутствием работников у Общества.
Основные средства Обществом не приобретались.
Документы по приобретению ТМЦ, инвентаря и оборудования и передаче их на строительство объекта передавались генеральному подрядчику - ООО СФ "Кировская" в лице ФИО5 в процессе строительно-монтажных работ субподрядчиков в целях контроля и оформления актов скрытых работ.
Неиспользованные остатки ТМЦ и оборудование зафиксированы в акте №1 от 26.04.2017г. и в акте №2 от 26.04.2017г.
Производством, отгрузкой и реализацией продукции и услуг Общество не занималось. Внереализационных доходов не имело (см.п.9).
Финансовые вложения в финансовые активы не производились (см.п.9).
Документы по учету с поставщиками и подрядчиками переданы в качестве приложения к договорам (см.п.9).
Прочие документы Общества: письма, проекты, чертежи, акты сверок, заявления, требования, технические условия, заявки и документы по инженерным системам и коммуникациям переданы по актам №6, 7, 8, 9,10, 11, 12 от 28.04.2017г. и №6, 5, За, б/н от 2016 года.
13. Передача документов о задолженности Общества приведена в пункте 8 данного отзыва.
14. Декларации и расчеты в ИФНС, ФСС РФ, ПФР РФ, указанные в ходатайстве, сдавались в соответствующие органы в электронной форме по системе "Тензор" и доступны новому директору ФИО5 при получении доступа в данную систему.
15. Книга учета доходов и расходов отсутствует в связи с отсутствием таких доходов и расходов.
16. Акты скрытых работ на выполненные объемы за весь период деятельности Общества формировались ФИО5, как представителем генерального подрядчика -ООО СФ "Кировская" - и Обществу им не передавались.
17. Сертификаты и паспорта на материалы, использованные на строительство объекта, передавались генеральному подрядчику - ООО СФ "Кировская" - в лице ФИО5 в процессе строительно-монтажных работ субподрядчиков в целях контроля за качеством и формирования пакета документов для сдачи объекта в эксплуатацию.
18. Проект на устройство навесного вентилируемого фасада здания находится в электронном виде на экспертизе в экспертной организации ООО "Гарант". Подрядчиком не распечатывался на бумажном носителе, т.к. на дату 19.04.2017г. не прошел процедуру экспертного согласования.
19. Документы, указанные в акте №8 от 30.06.2016г. переданы по акту №10 от 28.04.2017г.
20. Документы, указанные в акте №3 от 01.02.2016г. переданы по акту №10 от 28.04.2017г.
21. Документы, указанные в акте №4 от 24.02.2016г. переданы по акту №11 от 28.04.2017г.
22. Печать Общества передана по акту №3 от 26.04.2017г. Штампов Общество не имело. Иные документы, предусмотренные ФЗ "Об акционерных обществах" переданы по вышеуказанным в данном отзыве актам.
23. Документы, указанные в передаточном акте от 18.06.2015г., переданы в качестве приложения к нему по акту №3 от 26.4.2017г. (см.п.1.2.).
24. Документы, указанные в приложении №2, переданы по актам №8 и №10 от 28.04.2017г: указанные в приложении №4. переданы по актам №9 и №10 от 28.04.2017г.; указанные в приложениях №1 и №3. Обществу от АО ФСК "Новосибирская" не передавались.
Таким образом, практически все документы, указанные Истцом в уточненном списке, были переданы ему по актам приема-передачи.
Имеется факт, свидетельствующий о злоупотреблении правом Истцом в связи с подачей необоснованного иска, уклонением от уточнений иска, что приводит к процессуальной трате времени суда и Ответчика:
- Истец в своем списке приводит требование о передаче Ответчиком первичных документов, подтверждающих данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета (п. 12 уточненных требований), в частности, документы по учету труда и заработной платы, по учету основных средств, по учету отгрузки и реализации готовой продукции, услуг, прочей реализации и внереализационных доходов, документы по учету финансовых вложений. При этом, в наличии у Истца имеется бухгалтерская отчетность Общества за 2016 год, согласно которой на балансе у Общества отсутствуют основные средства, финансовые вложений, задолженность перед работниками (которые у Общества отсутствуют). В Отчете о финансовых результатах Общества за 2016 год отсутствуют данные о выручке, прочей реализации и внереализационных доходах.
Этот факт свидетельствует о том, что Истец, подавая иск, не анализировал деятельность Общества, не формулировал предмет иска с учетом требований, предъявляемых к виндикационному иску, перекладывая бремя доказывания (в том числе отрицательных фактов) на Ответчика.
При этом, вынесение решения по иску об истребовании документов, содержащего общий (абстрактный - «на всякий случай») перечень документов, приведет к отсутствию такого признака решения - как его исполнимость.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Расходы по госпошлине суд относит на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья А.А. Уколов