ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-209/10 от 17.03.2010 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  22 марта 2010 года Дело № А45-209/2010

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2010 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Хорошиловым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельхозпром», г. Новосибирск

к 1)Территориальному (межрайонному) отделу № 2 Управления Роснедвижимости по Новосибирской области, г. Новосибирск,

2)Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании незаконным решения от 06.11.2009 № 19/09-10479 об отказе в проведении государственного кадастрового учета

при участии представителей:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованных лиц:

1)не явился, извещен;

2)не явился, извещен.

Общество с ограниченной ответственностью «Сельхозпром» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному (межрайонному) отделу № 2 Управления Роснедвижимости по Новосибирской области (далее – Территориальный отдел) о признании незаконным решения Территориального отдела от 06.11.2009 № 19/09-10479 (далее – оспариваемое решение) и обязании территориального отдела осуществить необходимые действия по проведению государственного кадастрового учета земельного участка 54:19:093502:784 (далее – земельный участок) в связи с изменением вида разрешенного использования согласно Постановлению Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области «Об изменении разрешенного использования земельных участков «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на разрешенное использование «для дачного строительства» от 28.09.2009 № 178р. К участию в деле, в качестве второго заинтересованного лица, в порядке, предусмотренном статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо).

Представитель заявителя, в судебное заседание не явился, заявитель, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В обоснование своих требований со ссылкой на нормы статей 7, 21, 22, 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указал на следующие обстоятельства:

- 08.06.2009 Администрация Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области своим распоряжением № 36-р назначила на 27.06.2009 публичные слушанья по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на разрешенное использование «для дачного строительства», на публичных слушаниях местное население большинством голосов проголосовало за изменение разрешенного использования земельного участка, процедура изменения разрешенного использования была соблюдена;

- 28.09.2009 было издано Постановление Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области № 178р «Об изменении разрешенного использования земельных участков «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на разрешенное использование «для дачного строительства» (далее – Постановление № 178р);

-13.10.2009 заявитель обратился в Территориальный отдел с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (земельный участок), по результатам рассмотрения заявления было принято оспариваемое решение, в соответствии с которым заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка;

-оспариваемое решение незаконно, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные Законом № 221-ФЗ, документы по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства.

Представитель Территориального отдела, в судебное заседание не явился, Территориальный отдел, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо извещено надлежащим образом. Заявленные требования не признало, по основаниям, изложенным в отзыве, со ссылкой на нормы статей 22, 27 Закона № 221-ФЗ, статей 7, 78, 79, 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статей 2, 12 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ), статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ), главы 4, статей 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГсК РФ), статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 № 35 (далее – Порядок), статьи 201 АПК РФ, указало на следующее:

-постановление № 178р представленное заявителем, не является документом, в связи с изданием которого потребовалось внесение изменений в кадастровые сведения о земельном участке, поскольку принятие данного постановления не входило в правомочия органа местного самоуправления и данное постановление принято с нарушение норм действующего законодательства;

-заявителем не были соблюдены обязательные требования к процедуре изменения правового режима земельного участка в части изменения разрешенного использования земельного участка с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство»;

-заявитель не относится к субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок для дачного строительства.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, земельный участок принадлежит на праве собственности заявителю (свидетельство 54 АГ 615301), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности – овощеводство) (свидетельство 54 АГ 615301, выписка и кадастрового паспорта).

13.10.2009 заявитель обратился в Территориальный отдел с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а именно изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства», к заявлению среди прочих документов было приложено Постановление № 178р, в соответствии с которым изменено разрешенное использование земельного участка с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства».

06.11.2009 по результатам рассмотрения заявления было принято оспариваемое решение, в соответствии с которым заявителю отказано в проведении государственного кадастрового учета на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ, отказ мотивирован тем, что использование земельных участков из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства, возможно, если эти земельные участки были предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, в иных случаях использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе использование их для дачного строительства не допускается.

Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм законов и иных нормативных правовых актов, на которые ссылались лица, участвующие в деле, в обоснование своих требований и возражений, заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 27 Закона № 221-ФЗ, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона № 221-ФЗ.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение): для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности – овощеводство).

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок с установленным разрешенным использованием, заявителем в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 37 ГсК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения указаны в статье 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ, установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Законом № 66-ФЗ (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 66-ФЗ, данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Закон № 66-ФЗ, предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Нормы ЗК РФ, Закона № 66-ФЗ, допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что предоставление земельных участков «для размещения дачного некоммерческого объединения граждан» осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения, при этом, отсутствие прямого запрета для коммерческих организаций на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования «для дачного строительства» не означает, что таким организациям могут быть предоставлены земельные участки для указанных целей, соответственно изменено разрешенное использование земельного участка – «для дачного строительства».

В связи с указанным, нельзя сделать вывода, что оспариваемое решение не соответствует нормам статей 7, 21, 22, 27 Закона № 221-ФЗ.

Таким образом, исходя из содержания норм статьи 198 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.

Судебные расходы по данному делу, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.


СУДЬЯ А.В.Хорошилов