АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-21231/2021
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 6 октября 2021 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "М-Энергосеть" (ОГРН: <***>), г. Новосибирск об отмене постановления от 13.07.2021 №054/04/9.21-1261/2021, административный орган: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ОГРН: <***>), г. Новосибирск, третье лицо: ФИО1,
при участии представителей:
заявителя: ФИО2, директор, паспорт
административного органа: ФИО3, доверенность № АГ/13165 от 24.09.2021, удостоверение,
третьего лица: ФИО4, доверенность от 11.10.2020, удостоверение адвоката,
установил:
общества с ограниченной ответственностью "М-Энергосеть" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 13.07.2021 №054/04/9.21-1261/2021, административный орган: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (административный орган, Управление, Новосибирское УФАС).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Заявитель указывает на наличие оснований для применения 2.9 КоАП РФ, ссылается на отсутствие состава правонарушения.
Административный орган возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо представило отзыв на заявление, в котором в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено по существу после окончания предварительного судебного заседания и перехода в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В Новосибирское УФАС России поступили повторные обращения ИП ФИО1 с жалобой на действия ООО «М-ЭнергоСеть», в результате рассмотрения, которых установлено следующее.
ИП ФИО1 относится к заявителям, перечисленным в п. 12(1) Правил технологического присоединения (заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)).
Событие административного правонарушения заключается в нарушении со стороны ООО «М-ЭнергоСеть» сроков ответа на обращение заявителя, которые установлены приказом Минэнерго России от 15.04.2014 № 186 об утверждении Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты).
Материалами административного дела установлено, что в действиях ООО «М-ЭнергоСеть» по нарушению п. 3 Правил технологического присоединения в части несоблюдения требований Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций при рассмотрении обращений ИП ФИО1 от 12.11.2020 г., 11.12.2020 г., 11.02.2021 г., 17.02.2021 г. усматривается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о назначении административного наказания 13.07.2021 №054/04/9.21-1261/2021 общество с ограниченной ответственностью «М-Энергосеть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ООО «Классик» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок технологического присоединения к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Согласно п. 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Согласно п. 103, 104 Правил технологического присоединения договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.
Наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
В соответствии с п. 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее -личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
ИП ФИО1 относится к заявителям, перечисленным в п. 12(1) Правил технологического присоединения (заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)).
По результатам рассмотрения Новосибирским УФАС России обращений ИП ФИО1 в действиях ООО «М-Энергосеть» были установлены признаки нарушения Правил технологического присоединения, в части неправомерного требования письмом исх. № 13/08-02 от 13.08.2020 г. в ответ на заявку от 12.08.2020 г. о предоставлении заявителем дополнительных документов - письменного согласия организации, осуществляющей управление МКД по ул. Крылова, д. 63, или протокола голосования собственников МКД по ул. Крылова, 63, на пропуск дополнительной мощности; а также в части несоблюдения при рассмотрении заявки ИП ФИО1 порядка технологического присоединения, установленного разделом X Правил для соответствующей категории заявителей.
Так, 11.12.2020 г. ИП ФИО1 через личный кабинет, зарегистрированный на сайте ООО «М-ЭнергоСеть», было направлено обращение с просьбой о рассмотрении заявок от 13.02.2020 г. и 10.08.2020 г. и совершении действий по заключению договора об осуществлении технологического присоединения, предусмотренных разделом X Правил технологического присоединения «Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил».
ООО «М-ЭнергоСеть» ответ на указанное обращение не направило.
Довод о том, что данное сообщение содержит информацию об обращении в арбитражный суд и требование выдать договор технологического присоединения через личный кабинет, но заявки установленного образца либо другой документации в личный кабинет заявителем загружено не было, а также то, что данный запрос попадает в период действия ранее направленного договора об осуществлении технологического присоединения, который получен заявителем 02.11.2020г. и, находящегося у него на рассмотрении до 23.12.2020 г., не обоснован по следующим основаниям.
Указанное обращение не является заявкой в понимании Правил технологического присоединения, так как не соответствует требованиям к заявке в части предоставления сведений и документов, предусмотренным п. 10, 12(1) Правил.
При этом согласно п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты).
Согласно п. 2 Единых стандартов сетевая организация обеспечивает рассмотрение обращений потребителей, поступивших в устной, письменной форме или в форме электронного документа.
Взаимодействие сетевой организации с потребителями в части разрешения вопросов, содержащихся в обращениях потребителей и предоставления им возможности реализации прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее -обслуживание потребителей), осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Единых стандартов.
В соответствии с п. 23 Единых стандартов сетевая организация обеспечивает обслуживание потребителей с использованием телефонной связи, почтовой связи и сети Интернет (далее - заочное обслуживание).
Согласно п. 39 Единых стандартов потребителям обеспечивается рассмотрение обращений в установленные сроки.
В соответствии с п. 40 Единых стандартов Сетевая организация при рассмотрении обращений потребителей обеспечивает прием и регистрацию поступившего в адрес сетевой организации обращения потребителя (в письменной, электронной, устной форме, с использованием телефонной связи). При регистрации обращения фиксируется контактная информация потребителя, дата поступления обращения и входящий регистрационный номер обращения.
Согласно п. 41 Единых стандартов, сетевая организация направляет потребителю ответ по существу на обращение, направленное с использованием официального сайта в форме электронного документа, - в сроки, указанные в приложении № 5 к настоящим Единым стандартам.
В соответствии с п.п. 1.1. Приложения № 5 к Единым стандартам предоставление ответа на обращения потребителей с запросом справочной информации через интерактивные электронные формы (Интернет-приемная, личный кабинет потребителя) по вопросам, в том числе осуществления технологического присоединения, производится в течение 15 дней со дня отправления обращения.
Следовательно, согласно п.п. 1.1. Приложения № 5 к Единым стандартам ООО «М-ЭнергоСеть» обязано было направить в адрес ИП ФИО1 ответ на обращение от 11.12.2020 г., поданное через личный кабинет потребителя, в срок до 28.12.2020 г., однако, в нарушение п. 3 Правил технологического присоединения, ООО «М-ЭнергоСеть» не выполнило данную обязанность.
Кроме того, 11.02.2021 г. заявителем через личный кабинет ИП в адрес ООО «М-ЭнергоСеть» было направлено обращение о предоставлении информации о получении (факте оплаты) денежных средств в размере 550 руб., оплаченных по счету №1 от 29.01.2021 г. за технологическое присоединение.
17.02.2021 г. заявителем через личный кабинет ИП в адрес ООО «М-ЭнергоСеть», было направлено обращение о предоставлении информации о статусе договора оказания услуг № 14-21-ДТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с п. 7 Приложения № 5 к Единым стандартам предоставление информация о статусе исполнения заявки на оказание услуг (процесса), договора оказания услуг по обращению, поданная через личный кабинет потребителя, осуществляется в течение 1 дня со дня отправления обращения.
ООО «М-ЭнергоСеть» представило Новосибирскому УФАС России информацию, согласно которой по указанным обращениям (сообщение из личного кабинета заявителя от 11.02.2021 об оплате за технологическое присоединение и ответ сетевой организации от 17.02.2021) направлена заявителю ответным письмом через личный кабинет с нарушением сроков (а именно 29.03.2021 года).
Таким образом, исходя из информации, представленной в антимонопольный орган, ООО «М-ЭнергоСеть» при рассмотрении обращений ИП ФИО1 от 11.02.2021 г. и 17.02.2021 г. нарушило требования п. 7 Приложения № 5 к Единым стандартам, что не соответствует п. 3 Правил технологического присоединения.
Также, 12.11.2020 г. заявителем в адрес ООО «М-ЭнергоСеть» посредством электронной почты было направлено обращение «мотивированный отказ», в котором указано о незаконности предложенного порядка заключения договора при направлении проекта договора об осуществлении технологического присоединения письмом от 28.10.2020 г. № 28/10-01, включении в технические условия, направленные заявителю, мероприятий, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а также о необходимости в кратчайшие сроки осуществить действия, направленные на заключение договора об осуществлении технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт, нежилого помещения, расположенного по адресу <...> (кадастровый номер 54:35:101142:2022), в порядке, который предусмотрен разделом X Правил технологического присоединения «Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил».
Довод ООО «М-ЭнергоСеть» о том, что данный отказ от заключения договора был направлен способом, не предусмотренным действующим законодательством, в связи с чем не рассматривался, несостоятелен по следующим основаниям.
При рассмотрении указанного обращения заявителя ООО «М-ЭнергоСеть» обязано было соблюдать требования Единых стандартов.
В соответствии с п.п. 1.1. Приложения № 5 к Единым стандартам предоставление ответа на обращения потребителей с запросом справочной информации через интерактивные электронные формы (Интернет-приемная, личный кабинет потребителя) по вопросам, в том числе осуществления технологического присоединения, производится в течение 15 дней со дня отправления обращения.
Следовательно, согласно п.п. 1.1. Приложения №5 к Единым стандартам ООО «М-ЭнергоСеть» обязано было направить в адрес ИП ФИО1 ответ на обращение от 12.11.2020 г., поданное через личный кабинет потребителя, в срок до 27.11.2020 г.
Однако ООО «М-ЭнергоСеть» не выполнило данную обязанность, что является нарушением п. 3 Правил технологического присоединения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом № 689-ЭЭ от 17.12.2019 г. Департаментом по тарифам Новосибирской области установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями для ООО «М-Энергосеть» на 2020 год.
Таким образом, ООО «М-Энергосеть» является субъектом естественной монополии.
Материалами административного дела установлено наличие в действиях ООО «М-ЭнергоСеть» по нарушению п. 3 Правил технологического присоединения в части несоблюдения требований Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций при рассмотрении обращений ИП ФИО1 от 12.11.2020 г., 11.12.2020 г., 11.02.2021 г., 17.02.2021 г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, ООО «М-Энергосеть» за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ , а именно нарушение п. 3 Правил технологического присоединения в части несоблюдения требований Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, несет ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
У ООО «М-Энергосеть» имелась возможность для соблюдения Правил № 861, путем размещения в личном кабинете потребителя условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, а также технических условий, в срок, установленный п. 105 Правил, однако Общество не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для их соблюдения.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза в данном случае заключается в пренебрежительном отношении ООО «М-ЭнергоСеть» к выполнению публично-правовых обязанностей, возложенных на Общество действующим законодательством, как на сетевую организацию, по предоставлению услуг технологического присоединения к электрическим сетям.
Применение малозначительности может иметь место при исключительных обстоятельствах, наличие которых в рассматриваемом случае не установлено. Следовательно, вменяемое ООО «М-ЭнергоСеть» административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3. КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения является совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно ст. 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановлением Новосибирского У ФАС России № 054/04/9.21-1380/2020 о назначении административного наказания от 06.08.2020 г. Общество с ограниченной ответственностью «М-ЭнергоСеть» по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, при рассмотрении заявки ИП ФИО1 от 13.02.2020 г. (с учетом дополнения к заявке от 28.02.2020 г.) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. К ООО «М-ЭнергоСеть» применена мера ответственности в виде предупреждения.
Указанное Постановление получено ответчиком 02.09.2020 г., не обжаловалось Обществом, и вступило в законную силу 15.09.2020 г.
Так как на дату совершения ООО «М-Энергосеть» вышеперечисленных нарушений Правил технологического присоединения (28.11.2020 г., 29.12.2020 г., 13.02.2020 г., 19.02.2020 г.) Постановление Новосибирского УФАС России № 054/04/9.21-1380/2020 от 06.08.2020 вступило в законную силу, срок, указанный в ст. 4.6. КоАП РФ не истек, в данном случае подлежит применению ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Заявитель, считает, что при вынесении постановления не учтены смягчающие обстоятельства, а также с учетом представленных в арбитражный суд дополнений, полагает, что имеются основания для снижения размера административного штрафа.
При этом возможность для снижения размера назначаемого административного штрафа для юридических лиц закреплена в ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Также в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3,9.1,14.43,15.19,15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
При этом суд отмечает, что в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу вышеназванных обстоятельств, принимая во внимание в качестве исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд считает возможным изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по делу об административном правонарушении от 13.07.2021 №054/04/9.21-1261/2021 вынесенное в отношении общества, в части назначенного наказания, снизив сумму штрафа до 300 000 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Учитывая изложенное, положения статей 210, 211 АПК РФ, заявленные требования подлежат удовлетворению в части.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Изменить постановление от 13.07.2021 №054/04/9.21-1261/2021, вынесенное Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, в части назначения административного наказания в виде штрафа, снизив его размер до 300 000 рублей с учетом положений ч. 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 АПК РФ, в именно в суд кассационной инстанции решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу при условии апелляционного обжалования.
Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области..
Судья Е.А. Нахимович