ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-21379/18 от 21.11.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-21379/2018

21 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 ноября 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.И., рассмотрев  в открытом  судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибинвестпром-3», г. Новосибирск

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск

о признании незаконным действия и решения, выразившегося в направлении письма о направлении акта сверки от  05.04.2018 №У6-6591/05

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Шитц А.В. по доверенности от 20.09.2017, паспорт

заинтересованного лица: Букарев А.В. по доверенности от 19.11.2018, служебное удостоверение

УСТАНОВИЛ:

в  Арбитражный суд Новосибирской области  обратилось общество с ограниченной ответственностью «Сибинвестпром-3» (далее – заявитель, общество, ООО «Сибинвестпром-3») с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, Управление) о признании незаконными действий и решения Управления о неисполнении обязательств от 15.11.2017 № 6/1  об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением в части нанесения на алкогольную продукцию федеральных специальных марок (далее - ФСМ) в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», выразившихся в направлении письма «О направлении Акта сверки» от 05.04.2018 № исх. у6-6591/05.

Заявленные требования мотивированы представлением всех необходимых документов для получения ФСМ; отсутствием в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» требования производить винные напитки без добавления этилового спирта только в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия»; наличиемсобственного стандарт организации СТО 75866384-001-2017, зарегистрированного в ФБУ «Новосибирский ЦСМ», в соответствии с которыми общество и осуществляет производство винных напитков.

Управление считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, 26.03.2018 в Управление поступил отчет общества об использовании ранее выданных ФСМ, приобретенных по заявлению о выдаче федеральных специальных марок от 24.05.2017 № 6, предназначенных для маркировки винных напитков (далее - отчет).

По результатам проверки представленного ООО «Сибинвестпром-3» отчета об использовании ранее выданных ФСМ, приобретенных по заявлению о выдаче ФСМ от 24.05.2017 № 6 на предмет полноты исполнения обязательства от 15.11.2017 № 6/1, исходя из  анализа данных ЕГАИС, управление пришло к выводу, что обществом  в период с 01.01.2015 по 23.03.2018 виноматериал виноградный не закупался и не производился, производство винных напитков осуществлялось не из сырья, предусмотренного требованиями ГОСТ 31729-2015, в связи с чем обязательства от 15.11.2017 № 6/1  об использовании приобретаемых ФСМв соответствии с их назначением в части нанесения на алкогольную продукцию ФСМ в соответствии с Правилами маркировкиалкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (далее - Правила маркировки) нельзя считать исполненным.

Письмом от 05.04.2018 № у6-6591/05  Управление  направило заявителю  Акт сверки от 05.04.2018, предложив представить в срок до 19.04.2018 Акт сверки с приложением документов, подтверждающих использование виноградного виноматериала для производства винных напитков в соответствии Межгосударственным стандартом ГОСТ 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия».

Полагая, что решение Управления о неисполнении обязательства и направление письма являются неправомерными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация представляет в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган, в том числе отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме.

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 29.06.2011 № 13н (далее  - Административный регламент), марки выдаются при представлении заявителем (представителем заявителя) документов, указанных в пункте 2 статьи 12 Закона № 171-ФЗ, в том числе отчета об использовании выданных федеральных специальных марок по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 785.

В пункте 56 Административного регламента указан ряд обстоятельств, которые устанавливает специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение заявления и документов, представленных заявителем (представителем заявителя) для выдачи марок. Так, специалист проверяет документы, в том числе на комплектность в соответствии с пунктом 22 Административного регламента и соответствие их формам, предусмотренным настоящим Административным регламентом; соответствие по форме и содержанию установленным требованиям, в том числе требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ; соответствие запрашиваемого количества марок, указанного заявителем в заявлении, с учетом остатка марок, указанных в Отчете, утвержденном постановлением Правительства РФ № 785, объему алкогольной продукции, который заявитель может произвести в течение срока исполнения обязательства, прилагаемого к заявлению, исходя из мощности, указанной в Государственном реестре лицензий.

При этом, исходя из смысла норм Административного регламента, представленные документы должны содержать достоверные сведения.

В соответствии с пунктом 3 Правил маркировки ФСМ с надписью «Винные напитки (без этилового спирта)» должны наноситьсяна винный напитокс содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции включительно, изготовленный без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята.

Закон № 171-ФЗ устанавливает обязательность соответствия алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до принятия соответствующих технических регламентов (пункт 3 статьи 11, пункт 3 статьи 20, пункт 1 статьи 23).По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2015 № 1992-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 31729-2015), введенный в действие с 01.01.2017, в соответствии с которым, при производстве винных напитков в качестве сырья не применяются виноматериалы фруктовые.

В ходе  проверки  документов, предоставленных ООО «Сибинвестпром-3» для получения ФСМ, на соответствие требованиям, установленным пунктами 36 и 56 Административного регламента и иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги по выдаче ФСМ,  с учетом данных ЕГАИС, а именно: отчета об объемах производства по данным АСИиУ, отчета об объемах использования сырья на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отчета   об   объемах   закупки   этилового   спирта,   алкогольной   и спиртосодержащей продукции, а также требований к виду сырья, необходимому для изготовления винных напитков в соответствии с ГОСТ 31729-2015, управлением было установлено, что ООО «Сибинвестпром-3» в период с 01.01.2015 по 23.03.2018 виноматериал виноградный не закупался и не производился.

Кроме того, согласно экспертному заключению    Экспертно-аналитического                                  отдела МРУ Росалкогольрегулирования  по Южному федеральному округу от 11.12.2017 № Эз9-18,  образец винного напитка «Белое», произведенный 17.10.2017 ООО «Сибинвестпром-3», не соответствует требованиям ГОСТ 31729-2015, так как данный продукт произведен без использования виноградного сырья и, следовательно, не является винным напитком.

При изложенных обстоятельствах управление обоснованно пришло к  выводу о производстве обществом винных напитков не из сырья, необходимого для производства винных напитков в соответствии с требованиями ГОСТ 31729-2015.

Изложенное свидетельствует о неисполнении ООО «Сибинвестпром-3» обязательства  от  15.11.2017 № 6/1 об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением в части нанесения на алкогольную продукцию ФСМ в соответствии с Правилами маркировки, поскольку продукция, на которую общество наносило ФСМ не является винным напитком.

Ссылка заявителя на собственный стандарт организации СТО 75866384-001-2017, зарегистрированный в ФБУ «Новосибирский ЦСМ», в соответствии с которыми общество и осуществляет производство винных напитков, не принимается судом во внимание, исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона 01 02.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ) установлено, что при реализации пищевых продуктов юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

На основании пункта 1 статьи 9 Закона № 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон № 162-ФЗ) одним из принципов стандартизации в Российской Федерации является принцип добровольности применения документов по стандартизации.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ).

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона № 162-ФЗ стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное согласование стандарта организации (далее - СТО) с контролирующими (надзорными) органами.

Согласно статье 21 Закона № 162-ФЗ стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно, исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.

Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 Закона № 162-ФЗ.

В данном случае, при разработке СТО ООО «Сибинвестпром-3» должны учитываться требования национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31729-2015 «Напитки винные. Общие технические условия».

В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона № 162-ФЗ проект стандарта организации, перед его утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.

Таким образом, получение заключения не является обязательным требованием для разработчика СТО.

Отделом стандартизации информации и менеджмента качества ФБУ «Новосибирский ЦСМ» проведена экспертиза в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (далее - ГОСТ Р 1.4-2004) и учетная регистрация каталожного листа продукции ООО «Сибинвестпром-3».

Согласно пункту 4.5. ГОСТ Р 1.4-2004. СТО не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.

В соответствии с пунктом 4.6 ГОСТ Р 1.4-2004 в стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.

В соответствии с пунктом 4.9 ГОСТ Р 1.4-2004 порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Закона N 162-ФЗ.

Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

Согласно пункту 4.15 ГОСТ Р 1.4-2004 перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги проводят различные виды экспертиз (в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).

Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и/или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз; в том числе и на соответствие национальным стандартам.

Организация, разработавшая проект стандарта организации, может представлять его для экспертизы в соответствующий технический комитет по стандартизации (далее - ТК).

ТК организует проведение экспертизы проекта стандарта организации и на основании ее результатов направляет заключение по проекту стандарта организации, представившей его.

Каталожный лист на выпускаемую по СТО 75866384-001-2017 алкогольную продукцию включен в ведущуюся ФГУП "Стандартинформ" базу данных "Продукция России".

Регистрация каталожного листа носит добровольный информационный характер и осуществляется для формирования региональных и общероссийских баз данных, доведения информации о продукции до потребителей.

ФБУ "Новосибирский ЦСМ" осуществляет регистрацию каталожных листов продукции, выпускаемой предприятием согласно ПР 50-718 N 99 "Правила заполнения и представления каталожных листов продукции" (далее - Правила заполнения каталожных листов) и передает информацию для формирования базы данных "Продукция России".

В соответствии с данными Правилами заполнения каталожных листов каталожный лист продукции (КЛП) - Машинно-ориентированный документ, содержащий единый набор реквизитов, позволяющий получить сведения о наименовании и обозначении конкретной продукции, о предприятии-изготовителе, о нормативном или техническом документе, в соответствии с требованиями которого, выпускают и поставляют продукцию, о держателе подлинника указанного документа, а также об основных потребительских характеристиках этой продукции.

Центры стандартизации и метрологии осуществляют учетную регистрацию (далее - регистрация) каталожных листов продукции, выпускаемой предприятиями региона, формируют региональные базы данных (каталоги) продукции, поддерживают их в актуальном состоянии, осуществляют справочно-информационное обслуживание органов местного (регионального) управления, предприятий и других пользователей по их запросам, используют информацию о продукции для выбора объектов государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, контролируют наличие у предприятия-изготовителя, зарегистрированного КЛП на выпускаемую продукцию.

Таким образом, факт регистрации СТО в ФБУ «Новосибирский ЦСМ» сам по себе не подтверждает соответствие данных СТО требованиям ГОСТ 31729-2015, так как экспертиза проводилась на соответствие требованиям ГОСТ Р 1.4-2004.

Таким образом,  нормы пункта 12.3 статьи 2 Закона № 171-ФЗ, ГОСТ 31729-2015, Технического регламента TP ТС 021/2011, Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»  не содержат каких либо исключений для возможности  неприменения требований ГОСТ, в том числе и в связи с наличием стандартов организации или технических условий, разработанных обществом.

На основании вышеизложенного у суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемых действий и решения незаконными.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ уплаченная заявителем госпошлина при обращении в суд относится на общество.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

         в удовлетворении заявленных требований отказать.

         Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

         Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

         Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                          Т.В.Абаимова