ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-21463/2021 от 08.02.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск дело № А45-21463/2021

11 февраля 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2022 года

решение в полном объёме изготовлено 11 февраля 2022 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску акционерного общества СЕТЬ ТЕЛЕКОМ ИНН <***>

к мэрии города Новосибирска

о взыскании убытков

при участии в судебном заседании представителей

истца: ФИО2 по доверенности от 03.08.2021, удостоверение адвоката

ответчика: ФИО3 по доверенности от 24.12.2021, служебное удостоверение, диплом

установил

Акционерное общество СЕТЬ ТЕЛЕКОМ обратилось с иском о взыскании с мэрии города Новосибирска 89 280 680 рублей 32 копеек убытков, возникших в результате принятия мэрией города Новосибирска постановления от 16.06.2017 № 2814 «О проекте планировки территории восточной части Калининского района и проекте межевания территории квартала 270.04.02.02 в границах проекта планировки восточной части Калининского района», после чего в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6 была установлена красная линия, которая прошла не только по земельному участку, но и по объекту истца.

Как утверждает истец, в результате прохождения красной линии по зданию его рыночная стоимость упала с 97 625 640 рублей (по состоянию на 24.01.2017) до 9 062 160 рублей (по состоянию на 07.06.2019), объект недвижимости не может быть введён в эксплуатацию, равным образом не может быть использован в целях эксплуатации.

В судебном заседании представитель акционерного общества СЕТЬ ТЕЛЕКОМ поддержал заявленные требования.

Представитель мэрии города Новосибирска против доводов иска возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы искового заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания убытков.

По существу спора судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Распоряжением мэрии города Новосибирска 14.07.2006 № 5473-р обществу с ограниченной ответственностью НАДЕЖДА РОССИИ в аренду был предоставлен земельный участок из земель поселений площадью 0, 1665 га, кадастровый номер 54:35:01:2660:0006, для строительства производственного здания с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями по улице Республиканской в Дзержинском районе.

11.08.2006 между мэрией города Новосибирска (арендодатель) и обществом ограниченной ответственностью НАДЕЖДА РОССИИ (арендатор) был заключён договор аренды земельного участка № 56475.

По условиям договора мэрия города Новосибирска передаёт в аренду обществу с ограниченной ответственностью НАДЕЖДА РОССИИ земельный участок с кадастровым номером 54:35:012660:0006 с видом разрешённого использования «для строительства производственного здания с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями».

Земельный участок передаётся для строительства производственного здания с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями (пункт 1.4 договора).

30.08.2007 мэрией города Новосибирска обществу с ограниченной ответственностью НАДЕЖДА РОССИИ было выдано разрешение № Ru 54303000-340 на строительство производственного здания с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями площадью 2 196, 3 кв. м на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

11.08.2008 между мэрией города Новосибирска и обществом с ограниченной ответственностью НАДЕЖДА РОССИИ было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 56475, которым срок действия договора аренды продлён до 11.08.2010.

28.04.2009 составлен акт о текущем состоянии незавершённого строительством, 24.09.2009 зарегистрировано право собственности общества с ограниченной ответственностью НАДЕЖДА РОССИИ на объект незавершённого строительства готовностью 87 % с кадастровым номером 54:35:000000:1908, распложенный по адресу <...>.

19.05.2010 зарегистрирован переход права собственности на объект незавершённого строительства с кадастровым номером 54:35:000000:1908, распложенный по адресу: <...> от общества с ограниченной ответственностью НАДЕЖДА РОССИИ к ФИО4.

25.02.2016 между мэрией города Новосибирска и ФИО4 был заключён договор аренды земельного участка № 122362р для завершения строительства производственного здания с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями по улице Республиканская, сроком действия с 25.02.2016 по 25.02.2019.

12.02.2016 в отношении должника – ФИО4 было возбуждено исполнительное производство № 3921/16/54003-ИП.

В рамках исполнительного производства № 3921/16/54003-ИП было установлено, что за ФИО4 зарегистрировано на праве собственности недвижимое имущество: объект незавершённого строительства, площадь застройки: 648, 8 кв. м, степень готовности: 87 %, кадастровый номер: 54:35:000000:1908, адрес: <...>.

28.11.2016 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче арестованного имущества должника: объекта незавершённого строительства, площадь застройки: 648, 8 кв. м, степень готовности: 87 %, кадастровый номер: 54:35:000000:1908, адрес: <...> на торги.

Организатор торгов (территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области) разместил извещение о проведении торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет www.torgi.gov.ru.

По результатам проведения публичных торгов между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (продавец) и ФИО5 (покупатель) был заключён договор купли-продажи недвижимого имущества от 23.01.2017, предметом которого являлась возмездная передача в собственность ФИО5 объекта незавершённого строительства площадью застройки 648, 8 кв. м, степенью готовности: 87 %, кадастровый номер: 54:35:000000:1908, адрес: <...>.

Между ФИО5 (продавец) и акционерным обществом СЕТЬ ТЕЛЕКОМ (покупатель) был заключён договор купли-продажи недвижимого имущества от 24.01.2017, предметом которого являлась возмездная передача в собственность акционерного общества СЕТЬ ТЕЛЕКОМ объекта незавершённого строительства площадью застройки 648, 8 кв. м, степенью готовности 87 %, кадастровый номер: 54:35:000000:1908, адрес: <...>.

13.04.2017 между мэрией города Новосибирска (арендодатель) и акционерным обществом СЕТЬ ТЕЛЕКОМ (арендатор) был заключён договор аренды земельного участка № 127886р.

По условиям договора мэрия города Новосибирска передаёт в аренду акционерному обществу СЕТЬ ТЕЛЕКОМ земельный участок с кадастровым номером 54:35:012660:6 с видом разрешённого использования «для строительства производственного здания с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями».

Земельный участок передаётся для завершения строительства производственного здания с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями (пункт 1.3 договора).

Срок действия договора аренды с 13.04.2017 по 25.02.2019.

На момент заключения договора арены земельного участка № 127886р какие-либо ограничения права пользования, владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером 54:35:012660:6 отсутствовали.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 16.06.2017 № 2814 «О проекте планировки территории восточной части Калининского района и проекте межевания территории квартала 270.04.02.02 в границах проекта планировки восточной части Калининского района» в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6 была установлена красная линия.

Красная линия проходит не только через земельный участок, но и по объекту незавершённого строительства.

Согласно постановлению мэрии города Новосибирска от 16.06.2017 № 2814 проект планировки выполнен с учётом Генерального плана города Новосибирска, Правил землепользования и застройки города Новосибирска. Развитие планируемой территории предусматривается на расчётный срок до 2030 года.

Истец в обоснование заявленных по делу требований обращает внимание на следующие обстоятельства.

До момента заключения договора аренды земельного участка № 127886р и после его заключения мэрия города Новосибирска не уведомляла акционерное общество СЕТЬ ТЕЛЕКОМ о намерении установить красные линии в границах объекта незавершённого строительства с кадастровым номером 54:35:000000:1908, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 54:35:012660:6.

10.02.2019 акционерное общество СЕТЬ ТЕЛЕКОМ обратилось в мэрию города Новосибирска с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: производственное здание с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями.

11.02.2019 акционерному обществу СЕТЬ ТЕЛЕКОМ было выдано уведомление об отказе в рассмотрении заявления в связи с тем, что вопрос о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска рассмотрен быть не может, так как указанный объект расположен в границах красных линий, определяющих территорию общего пользования.

Акционерное общество СЕТЬ ТЕЛЕКОМ обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий мэрии города Новосибирска, выраженных в отказе в рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию сооружения – производственного здания с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями с кадастровым номером 54:35:000000:1908, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:012660:6 (дело № А45-637/2019).

Мэрия города Новосибирска также обратилась в суд с иском об изъятии у акционерного общества СЕТЬ ТЕЛЕКОМ объекта незавершённого строительства с кадастровым номером 54:35:000000:1908 путём продажи с публичных торгов в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка № 127886р (дело № А45-22144/2019).

Дела № А45-637/2019, № А45-22144/2019 были объединены судом в одно производство.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.04.2019 по делу № А45-637/2019 была назначена строительно-техническая и оценочная экспертиза с постановкой следующих вопросов:

определить степень готовности здания, расположенного по адресу: <...> в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6,

установить соответствие здания, расположенного по адресу: <...> в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6, требованиям строительной документации, иным нормативным требованиям и регламентам,

определить рыночную стоимость объекта незавершённого строительства, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6 по адресу: <...> по состоянию на 24.01.2017 (дата приобретения объекта) и по состоянию на дату обращения мэрии города Новосибирска с иском об изъятии объекта незавершённого строительства путём продажи с публичных торгов (07.06.2019),

определить факторы (при их наличии), повлиявшие на изменение стоимости объекта по состоянию на момент общения с иском об изъятии (07.06.2019), по сравнению со стоимостью объекта по состоянию на 24.01.2017 года (момент приобретения),

установить, возможно ли было ввести объект в эксплуатацию в период действия договора аренды земельного участка.

Проведение экспертизы было поручено эксперту государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации» ФИО6.

В экспертном заключении от 16.11.2019 № 1161-2020 сделаны следующие выводы:

Натурными исследованиями установлено, что те работы, выполнение которых не было установлено на момент составления акта от 28.04.2009, по состоянию на момент экспертного осмотра выполнены в полном объёме.

Таким образом, степень готовности здания, расположенного по адресу: <...> в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6, составляет 100 %.

Нежилое здание, расположенное по адресу: <...> в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6, соответствует строительным и санитарным нормам и правилам.

Рыночная стоимость объекта капитального строительства, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6 по адресу: <...> составляет:

по состоянию на 24.01.2017 (дата приобретения объекта) 97 625 640 рублей;

по состоянию на 07.06.2019 (дату обращения мэрии города Новосибирска с иском об изъятии объекта незавершённого строительства путём продажи с публичных торгов) 9 062 160 рублей.

На изменение стоимости объекта повлияло установление границы территории общего пользования, пересекающей контур объекта капитального строительства.

Исследованием по первому вопросу установлено, что те работы, выполнение которых не было установлено на момент составления акта от 28.04.2009, по состоянию на момент экспертного осмотра выполнены в полном объёме, степень готовности здания, расположенного по адресу: <...> в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6, составляет 100 процентов. Учитывая установленное в процессе исследования, ввести в эксплуатацию исследуемый объект в период действия договора аренды в таком техническом состоянии было возможно.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2020 по делу № А45-637/2019 признаны незаконными действия мэрии города Новосибирска, выраженные в отказе в рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию сооружения – производственное здание с мастерскими по пошиву одежды и административно-бытовыми помещениями, кадастровый номер 54:35:000000:1908, на земельном участке с кадастровым номером 54:35:012660:6, расположенном по адресу: <...>.

Суд обязал мэрию города Новосибирска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества СЕТЬ ТЕЛЕКОМ в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу путём рассмотрения заявления о вводе объекта в эксплуатацию в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении встречного иска мэрии города Новосибирска об изъятии объекта незавершённого строительства с кадастровым номером 54:35:000000:1908 путём продажи с публичных торгов суд отказал.

Согласно выводам, сделанным в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2020 по делу № А45-637/2019, на изменение стоимости объекта по состоянию на момент обращения с иском об изъятии (07.06.2019) по сравнению со стоимостью объекта по состоянию на 24.01.2017 (момент приобретения) повлияло установление границы территории общего пользования, пересекающей контур объекта капитального строительства.

Иных факторов, уменьшающих стоимость объекта, экспертом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд в рамках дела № А45-637/2019 счёл установленным, что единственным фактором, повлиявшим на изменение стоимости объекта капитального строительства, является факт нанесения на земельный участок и объект незавершённого строительства красной линии.

Мэрией города Новосибирска решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2020 по делу №А45-637/2019 не исполнено.

Таким образом, как утверждает истец, акционерное общество СЕТЬ ТЕЛЕКОМ в результате действий мэрии города Новосибирска по установлению красных линий в границах объекта незавершённого строительства с кадастровым номером 54:35:000000:1908, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:012660:6, акционерное общество СЕТЬ ТЕЛЕКОМ было лишено права ввести в эксплуатацию объект недвижимости с кадастровым номером 54:35:012660:6, что существенно повлияло на изменение стоимости готового объекта.

07.07.2021 между акционерным обществом СЕТЬ ТЕЛЕКОМ (продавец) и ФИО7 (покупатель) был заключён договор купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно пункту 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 07.07.2021 акционерное общество СЕТЬ ТЕЛЕКОМ передаёт в собственность ФИО7 объект недвижимости площадью застройки 648, 8 кв. м, степенью готовности 100 %, кадастровый номер 54:35:000000:1908, адрес: <...>.

Пунктом 2.1 договора определена стоимость объекта недвижимости в размере 9 100 000 рублей.

Согласно пункту 1.4 договора покупатель уведомлен, что в границах объекта недвижимости, указанного в пункте 1.1 договора, проходит «красная линия», установленная постановлением мэрии города Новосибирска от 16.06.2017 № 2814 «О проекте планировки территории восточной части Калининского района и проекте межевания территории квартала 270.04.02.02 в границах проекта планировки восточной части Калининского района».

Продажа объекта по стоимости в размере 9 100 000 рублей, как утверждает истец, связана исключительно с невозможностью эксплуатации объекта по его назначению; в результате действий мэрии города Новосибирска по установлению красных линий в границах объекта недвижимости, отказу в рассмотрении заявления на ввод объекта в эксплуатацию, у истца возникли убытки в размере разницы стоимости объекта на момент его приобретения 97 625 640 рублей и стоимости объекта по цене, за которую он был продан истцом.

Согласно расчёту истца убытки составили 88 525 640 рублей.

Кроме того, за период с сентября 2017 года по май 2019 года акционерным обществом СЕТЬ ТЕЛЕКОМ было оплачено 755 040 рублей 32 копейки в счёт оплаты по договору аренды земельного участка от 13.04.2017 № 127886р.

Поскольку земельный участок по договору аренды от 13.04.2017 № 127886р был предоставлен для целей строительства производственного здания, которое невозможно из-за действий мэрии города Новосибирска по установлению красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6, указанная сумма арендных платежей также предъявлена истцом в качестве убытков.

Таким образом, общая сумма убытков согласно расчёту истца составляет 89 280 680 рублей 32 копейки.

При оценке спорных правоотношений суд исходит из следующего правового регулирования.

По смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками, доказанный размер убытков.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий исключает применение указанной ответственности.

При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими у истца убытками.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 16.06.2017 № 2814 утверждён проект планировки территории восточной части Калининского района и проекте межевания территории квартала 270.04.02.02 в границах проекта планировки восточной части Калининского района.

Постановление мэрии города Новосибирска от 16.06.2017 № 2814 является действующим, в установленном законом порядке не признано не подлежащим применению, действия мэрии города Новосибирска по изданию этого нормативного правового акта не оспорены, в судебном порядке незаконными не признаны.

Следовательно, красная линия в пределах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6 установлена мэрией города Новосибирска правомерно.

В силу статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

оповещение о начале публичных слушаний;

размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

В период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта.

Предложения и замечания подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний.

Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путём предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются, в том числе, все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

Таким образом, процедура, по результатам которой было издано постановление мэрии города Новосибирска от 16.06.2017 № 2814, публична (прозрачна) и предполагает возможность участия любого заинтересованного лица, в том числе правообладателя земельного участка, в границах которого возможны изменения.

У акционерного общества СЕТЬ ТЕЛЕКОМ такое право имелось, реализация этого права зависит исключительно от воли соответствующего юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 10.04.2017 № 1512 в целях выявления и учёта мнения и интересов жителей города Новосибирска по проекту постановления мэрии города Новосибирска «О проекте планировки территории восточной части Калининского района и проекте межевания территории квартала 270.04.02.02 в границах проекта планировки территории восточной части Калининского района» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением городского Совета Новосибирска от 25.04.2007 № 562 «О Положении о публичных слушаниях в городе Новосибирске», постановлением мэрии города Новосибирска от 13.12.2016 № 5707 «О подготовке проекта планировки и проектов межевания территории восточной части Калининского района» были назначены публичные слушания по проекту постановления мэрии города Новосибирска «О проекте планировки территории восточной части Калининского района и проекте межевания территории квартала 270.04.02.02 в границах проекта планировки территории восточной части Калининского района», жителям города Новосибирска предоставлена возможность направить свои предложения по вынесенному на публичные слушания проекту постановления мэрии города Новосибирска.

Публичные слушания состоялись 28.04.2017 в здании администрации Калининского района города Новосибирска, проект постановления мэрии получил положительную оценку и был рекомендован к утверждению с учётом предложений, одобренных экспертами.

Пунктом 6.2 Решения городского Совета Новосибирска от 25.04.2007 № 562 определено, что решение о назначении слушаний и информационное сообщение об их проведении подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в периодическом печатном издании «Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска», а также должны быть размещены в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте города Новосибирска и официальном сайте Совета в сети интернет.

Таким образом, заинтересованным лицам предоставлена возможность не только знать о публичных слушаниях, но также возможность принимать участие в публичных слушаниях и представлять оргкомитету свои замечания и предложения.

Реализация права на участие в публичных слушаниях является исключительно прерогативой акционерного общества СЕТЬ ТЕЛЕКОМ.

При этом не исключена возможность внесения изменений в постановление мэрии города Новосибирска от 16.06.2017 № 2814 при наличии правовых оснований и соблюдении соответствующих процедур по инициативе заинтересованного лица.

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территории общего пользовании - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Проектом планировки восточной части Калининского района установлен створ красных линий вдоль улицы Республиканская.

Согласно приложению 2 к проекту планировки «чертёж планировки территории с отображением линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры» улица Республиканская является магистральной улицей районного движения транспортно-пешеходная.

Согласно приложению № 1 к Решению Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 № 96 «О местных нормативах градостроительного проектирования города Новосибирска» магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная - транспортная и пешеходная связь между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными зонами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы.

Местные нормативы применяются на всей территории города Новосибирска всеми участниками деятельности, связанной с подготовкой Генерального плана города Новосибирска, разработкой документации по планировке территории, в том числе с внесением изменений в них.

Для магистральных улиц районного значения транспортно-пешеходных установлены расчётные параметры для ширины полосы движения, число полос движения, а также ширина пешеходной части тротуара (пункт 11.5 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*).

Створ красных линий вдоль улицы Республиканская, как пояснил в процессе судебного разбирательства представитель ответчика, был установлен с учётом указанных параметров.

По смыслу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Требование о возмещении вреда, причинённого в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено только в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 № 305-ЭС17-1706 по делу № А40-65396/2015).

На сегодняшний день постановление мэрии города Новосибирска от 16.06.2017 № 2814 является действующим.

Действия мэрии города Новосибирска по изданию указанного постановления не оспорены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

У истца имелась возможность повлиять на прохождение красных линий по территории арендуемого им земельного участка посредством принятия участия в публичных слушаниях, чего акционерным обществом СЕТЬ ТЕЛЕКОМ, осуществляющим предпринимательскую деятельность исключительно на свой риск, сделано не было.

Продажа объекта с кадастровым номером 54:35:000000:1908, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:012660:6 по стоимости в размере 9 100 000 рублей, равно как приобретение этого объекта в 2017 году, его строительство и эксплуатация, связаны исключительно с осуществлением акционерным обществом СЕТЬ ТЕЛЕКОМ предпринимательской деятельности и не находятся в причинно-следственной связи с действиями мэрии города Новосибирска, совершёнными в рамках реализации публично-правовых полномочий.

Статья 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается истец, к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку органом местного самоуправления не инициирована процедура изъятия объекта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Взыскать с акционерного общества СЕТЬ ТЕЛЕКОМ в доход федерального бюджета 200 000 рублей государственной пошлины.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети интернет не позднее следующего дня после дня его принятия.

судья В.А. Полякова