ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-21682/2022 от 21.09.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

«23» сентября  2022 г.                                                                         Дело №А45-21682/2022

Резолютивная часть 21.09.2022

Полный текст 23.09.2022

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богач Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт", г. Новосибирск (ИНН 5407025576)

к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5406308363)

об отмене решения об отказе в удовлетворении возражений на предостережение № 06-06-110/04 от 24.05.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований

в присутствии представителей сторон:

от заявителя: Куканова Екатерина Викторовна, доверенность от 08.07.2021 №2-166, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании; Гамидова Эльмира Надировна, доверенность от 18.05.2022 №143/2022. паспорт, диплом о высшем юридическом образовании.

от заинтересованного лица: Коновалова Татьяна Николаевна, доверенность от 19.01.2022, служебное удостоверение; диплом

УСТАНОВИЛ:

Акционерное обществе "Новосибирскэнергосбыт" (по тексту –заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (по тексту- заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ НСО) с требованием о признании недействительным  предостережение № 06-06-110/04 от 24.05.2022 (по тексту- предостережение) (с учетом изменения предмета спора в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом в судебном заседании от 21.09.2022 года).

В ходе судебного разбирательства представители Общества требования поддержали. Требования мотивированы тем, что об изменении адреса у потребителя стало известно только после получения запроса от Инспекции о представлении пояснений и документов, при этом сведения в ГИС ЖКХ были размещены со стороны Администрации города  Чулым только 05.05.2022 года, в связи с чем, проверить факт изменения  адреса и внести соответствующие изменения в договора с абонентом, а также разместить его копию возможности у заявителя не имелось. Заявитель полагает, что выданное предостережение нарушает его права и интересы, поскольку создает возможность изменения категории риска в отношении деятельности Общества для целей проведения государственного и муниципального контроля и может влечь увеличения количества и периодичности проверок. Более подробно доводы изложены в заявлении и дополнительных пояснениях.  

Заинтересованное лицо не согласно с доводами заявителя, считает, что выдача предостережения направлена на предупреждение совершения нарушения, цель в данном случае достигнута, указанное нарушение устранено, имело место на момент направления предостережения, вопрос виновности лица в допущенном нарушении не рассматривается на момент выдачи предостережения. Доводы Общества о возможном нарушении его прав и интересов, возможном изменении на основании выданного предостережения категории риска по деятельности заявителя основаны на предположении и ничем не подтверждены. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление и озвучены в ходе судебного разбирательства с учетом изменения заявленного предмета требований.

Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела,  на основании обращения Минтруда и соцразвития Новосибирской области в ГЖИ по Новосибирской области № 6491/48-вх от 28.04.2022 с сообщением об отсутствии информации в ГИС ЖКХ о предоставлении жилищно-коммунальной услуги по адресу абонента Новосибирская область, г. Чулым ул. Трудовая д 28А, Инспекцией направлен запрос № 06-08-110/69 от 13.05.2022 в АО «Новосибирскэнергосбыт» о предоставлении информации.

На запрос предоставлен ответ № 61201/22  от 18.05.2022 года.

По результатам  полученных сведений как от АО «Новосибирскэнергосбыт», так и от Администрации города Чулым, 23.05.2022 года заместителем начальника Инспекции Полежаевым В.В. выдано мотивированное представлении на направление  предостережения в адреса АО «Новосибирскэнергосбыт».

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 06-06-110/04 направлено 24.05.2022 года, в предостережении указано на недопустимости нарушения обязательных требований и предложено обеспечить соблюдение обязательных требований, указанных в п. 3 предостережения, а именно, пункта 2.1 Раздела 8 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

С вынесенным предостережением Общество не согласно,  что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением по мотивам, указанным выше.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).

Таким образом, с учетом правил статьи 198 АПК РФ, для удовлетворения заявления о признании оспариваемого предписания недействительным необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемое предписание не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд, рассмотрев заявленные требования по существу спора, приходит к выводу о том, что они не подлежат удовлетворению в виду следующего.

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (по тексту- ГИС ЖКХ).

Так, в соответствии с пунктом 2.1 раздела 8 названного приказа лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома размещается информация о договорах, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, о договорах на поставку коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, о договорах, заключенных между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг в срок не позднее 7 дней со дня заключения договора либо со дня произошедших изменений.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 11.05.2022 года в ГИС ЖКХ отсутствовала информация о заключенном договоре энергоснабжения с абонентом по адресу г. Чулым ул. Трудовая 28А.

Данный факт был выявлен Министерством труда и социального развития по Новосибирской области при проверке данных, о наличии судебной задолженности для целей перечисления субсидий, по данному адресу по состоянию на 28.04.2022 года.

В ходе проверки установлено, что в отношении указанного объекта ранее был присвоен адрес г. Чулым ул. Трудовая д.28 кв. 1, по состоянию на 26.04.2022 года Администрацией г. Чулым было осуществлено переименование адреса на ул. Трудовая д. 28А, о чем информация была внесена в ГИС ЖКХ 05.05.2022 года. 

Общество указывает, что ни абонент, ни Администрация не сообщали о переименовании адреса объекту, о чем стало известно только после получения информации от абонента при исполнении запроса Инспекции от 13.05.2022 года. Обществом оперативно внесены соответствующие изменения и информация размещена 18.05.2022 года.

Статья 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (по тексту-Закон № 248-ФЗ) закрепляет, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.

В статье 45 Закона № 248-ФЗ указано, что контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

 Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля с учетом того, что при осуществлении государственного контроля (надзора) является обязательным проведение профилактических мероприятий, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5 и 7 части 1 настоящей статьи, при осуществлении муниципального контроля - проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 49 этого же Закона в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2 статьи 49 Закона № 248-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N 208-п, областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области, является государственная жилищная инспекция Новосибирской области.

Согласно пункту 8 Положения задачами инспекции являются:

1) предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - обязательные требования);

2) предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемого предостережения).

ГЖИ по НСО проводит профилактические мероприятия в целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (подпункт 1.2 пункта 10 Положения).

Статьей 60 Закона № 248-ФЗ определен порядок действий по принятию решения по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Согласно пункту 1 указанной статьи при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия - направление мотивированного представления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

При отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия - направление мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (пункт 2 статьи 60 Закона N 248-ФЗ).

В рассматриваемом случае порядок выдачи предостережения соблюден, оспариваемое предостережение объявлено Инспекцией  в пределах предоставленных  полномочий, направлено на предупреждение нарушений в будущем и на устранение выявленного  нарушения.

По смыслу статьи 49 Закона № 248-ФЗ предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований.

То есть в случае, когда контрольно-надзорный орган предполагает о наличии нарушений обязательных требований, но не имеет при этом подтвержденных данных, формирующих состав административного правонарушения, контролируемому лицу выдается предостережение.

В свою очередь выявление достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для проведения контрольных мероприятий и (или) для возбуждения дела об административном правонарушении, что в спорной ситуации не имело места.

Выдача предостережения не зависит от факта установления виновности лица, которому оно выдается, а зависит от установления факта установления признаков нарушения обязательных требований законодательства, и, как указано выше, направлено на предупреждение  нарушения, является профилактической мерой, фактически уведомляет контролируемое лицо о возможных признаках нарушения и предлагает принять привентивные меры для соблюдения требований законодательства, в связи с чем, выдач предостережения не нарушает прав и интересов заявителя в рассматриваемом случае.

Доводы заявителя о возможном изменении в отношении него категории риска при риск-ориентированном подходе к осуществлению мероприятий государственного надзора и муниципального контроля  в связи с выданным оспариваемом предостережением основаны на предположении, являются голословными и надуманными, более того, в случае изменения категории риска такое решение соответствующего органа может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде или в административных процедурах, в связи с чем, непосредственно выдача оспариваемого предостережения не может нарушать прав и интересов заявителя.

В связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина относится на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 112, 167-176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ                                                                                         Т.А. Наумова