ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-21700/18 от 10.12.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

13 дека бря 2018 года                                                 Дело № А45-21700/2018

резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2018 года

решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2018 года

  Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Поповой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М.., рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Даксмед Импорт» к Новосибирской таможне о признании незаконным действий, выразившихся в отказе возвратить 802608,10 руб. НДС в связи с реэкспортом товара по ДТ 10609050/280218/0005768.

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Евенко О.О.- директор, Дубровский В.А. по доверенности от 06.11.2018

заинтересованного лица: Муравьева И.И. по доверенности от 01.06.2018, Грозная Ж.Г. по доверенности от 18.09.2018

Общество с ограниченной ответственностью «Даксмед Импорт» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее по тексту – Таможня) о признании незаконным действий, выразившихся в отказе возвратить 802608,10 руб. НДС в связи с реэкспортом товара по ДТ 10609050/280218/0005768; обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Заявленные требования мотивированы незаконностью отказа в возврате НДС по реэкспорту, поскольку таможенным органом применены положения ст. 242 ТК ЕАЭС, вступившего в законную силу с 01.01.2018, ухудшающие положения заявителя, не предусматривающего возврат НДС, если он взыскан в связи с совершением действий, в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.  

Таможня отзывом на заявление и представители в судебном заседании требования не признали, считают, что оснований для возврата НДС не имеется, поскольку таможенная процедура реэкспорта началась с момента подачи декларации 28.02.2018, следовательно, подлежат применению положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее -  ТК ЕАЭС) в силу пункта 1 статьи 444 ТК ЕАЭС.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Обществом на Новосибирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) 02.03.2017, 06.04.2017, 11.05.2017 поданы декларации на товары (далее - ДТ) №10609050/020317/0003722,      №10609050/070417/0006776,        № 10609050/110517/0009693 с целью таможенного декларирования товаров «устройство для проведения эндоваскулярных манипуляций, микро катетер, изготовитель EV INC (США) модель Apollo, артикулы 105-5095-000, 105-5096-000, 105-5097-000», ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Нидерландов в рамках внешнеторгового дистрибьюторского договора от 15 июля 2016 г. б/и, заключенного с компанией Medtronik Traiding N1. BV.

Товары выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой - выпуск для внутреннего потребления, с предоставлением льгот по уплате налога на добавленную стоимость.

Сибирским таможенным управлением па основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения декларантом ООО

«Даксмед Импорт» порядка и условий освобождения от уплаты налога па

добавленную стоимость в отношении товаров, заявленных в указанных декларациях.

 Согласно Акту камеральной таможенной проверки от 2 августа 2017 г. № 10600000/210/020817/А000012, представленное обществом при декларировании товаров удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 7 июля 2015 г. № P3II 2015/2741 не распространяет свое действие на микрокатетеры Apollo, артикулы 105-5095-000, 105-5096-000, 105-5097-000, в связи с чем, льгота в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость предоставлена Обществу необоснованно. Новосибирской таможней в адрес декларанта направлены требования об уплате таможенных платежей от 26 сентября 2017 № 33 1; № 332, от 27 сентября 2017 г. № 334 в сумме 1 128 726. 44 руб.

 Обществом таможенные платежи уплачены в полном объеме  платежными поручениями № 296, 297, 300 от 18.10.2017. Данный факт Таможней не оспаривается.

Обществом 28 февраля 2018 г. па Новосибирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) подана ДТ № 10609050/280218/0005768 для помещения товаров «устройство для проведения эндоваскулярных манипуляций, микро катетер, изготовитель EV INC (США) модель Apollo, артикулы 105-5095-000, 105-5096-000, 105-5097-000» под таможенную процедуру - реэкспорт. Таможенным органом осуществлен выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Общество 22.03.2018 обратилось в Таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей  в сумме 802 608 руб. 10 коп.

Таможней принято решение об отказе в возврате денежных средств, изложенное в письме от 13.04.2018 г.

Отказ мотивирован положением статьи 242 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), вступившего в силу 01.01.2018 года, не предусматривающей возврат НДС при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в случае если суммы ввозных таможенных пошлин, налогов уплачены (взысканы) в связи с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.   

Не согласившись с решением Таможни об отказе в возврате НДС, полагая, что к правоотношениям подлежат применению нормы ТК ТС,  а не положения  ТК ЕАЭС, ухудшающие положения Общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.       

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке стати 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской, суд пришел к убеждению, что требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам пункта 1 статьи 444 ТК ЕАЭС, вступившего в законную силу с 01.01.2018 и являющегося приложением N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

Как следует из  пп. 6 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС процедура реэкспорта применяется в отношении товаров Союза, в отношении которых ранее была применена процедура выпуска для внутреннего потребления, если товары вывозятся с таможенной территории Союза по причине неисполнения условий сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 239 ТК ЕАЭС).

Согласно статье 242 ТК ЕАЭС в отношении указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 238 настоящего Кодекса товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Союза, осуществляется возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных (взысканных) в связи с применением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением случая, когда суммы ввозных таможенных пошлин, налогов уплачены (взысканы) в связи с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением таких льгот.

Возврат (зачет) сумм таможенных платежей осуществляется в соответствии с гл. 10, ст. 76 ТК ЕАЭС.

Таким образом, процедура реэкспорта возможна только в отношении товаров, по которым ранее была применена процедура выпуска для внутреннего потребления и в том числе, в течение  одного года со дня, следующего за днем их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Как следует из материалов дела, выпуск спорного товара для внутреннего потребления осуществлен Таможней  в 2017 году, под процедуру реэкспорта товар помещен в течение года со дня, следующего за днем его помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления в феврале 2018 года, вывезен в марте 2018.  

Суд считает обоснованными доводы заявителя о не правомерном  применении Таможней положений законодательства, ухудшающих положение заявителя, поскольку ранее нормы ТК ТС не содержали условия об отказе в возврате НДС при реэкспорте товара,  в случае если суммы ввозных таможенных пошлин, налогов уплачены (взысканы) в связи с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. В данном случае необходимо учитывать, что товар был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в период действия правового регулирования, которое не содержало ограничений по возврату НДС при реэкспорте товара в течение года, а, следовательно, разумные ожидания участников таких отношений были обусловлены правилами, закрепленными в действовавшем в период.  

В силу положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации недопустимо придание обратной силы нормам, ухудшающим правовое положение лиц, что неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях: применение ранее установленных условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм; значение данного принципа не ограничивается только сферой собственно законодательного регулирования, а в полной мере относится и к действиям государства, связанным с заключением и исполнением международных договоров Российской Федерации (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 29.01.2004 N 2-П, от 20.04.2010 N 9-П, от 20.07.2011 N 20-П, от 27.03.2012 N 8-П и др.).

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подчеркивающие недопустимость придания обратной силы нормативным установлениям, ухудшающим правовое положение граждан, и безусловность надлежащего гарантирования прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае внесения изменений в нормативные параметры их реализации, имеют межотраслевое значение, а потому в силу статей 15 (части 1 и 4) и 79 Конституции Российской Федерации подлежат обязательному применению в отношении действующего нормативного правового регулирования таможенных отношений, включая входящие в состав таможенного законодательства Таможенного союза решения Комиссии Таможенного союза (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 1487-О-О, от 02.07.2013 N 1050-О, от 22.01.2014 N 132-О, от 20.03.2014 N 513-О и др.).

Учитывая изложенное, суд считает, что в данном случае заявленный режим реэкспорта свидетельствует о незавершенности поставки товара, и его вывоз с территории Российской Федерации в  таможенном режиме реэкспорта нельзя признать началом отношений, возникшим со дня вступления в силу ТК ЕАЭС с 01.01.2018, поскольку в данном случае имеет место длящиеся отношения, в которых  процедура реэкспорта товара является завершающей процедурой по ввезенному товару, следовательно, к отношениям подлежат применению нормы Таможенного кодекса Таможенного союза.   

Согласно ст. 296 ТК ТС реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Согласно ст. 297 ТК ТС под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться:

1) иностранные товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:

товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

таможенному органу представлены документы в соответствии со ст. 299 ТК ТС;

товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Статья 301 ТК ТС регламентирует возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, вывозимых в режиме реэкспорта по причине неисполнения иностранным поставщиком условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке. В отношении таких товаров, фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов в соответствии с гл. 13 ТК ТС.

Глава 13 ТК ТС содержит ст. ст. 89 и 90, которые определяют порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

В ст. 89 ТК ТС установлено, что излишне уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

На основании вышесказанного ввозные пошлины и налоги, уплаченные при ввозе за товар, помещенный впоследствии под таможенную процедуру реэкспорта и вывезенный с территории Таможенного союза, считаются излишне уплаченными.

Возврат сумм таможенных пошлин и налогов возможен в течение одного месяца со дня подачи в таможенный орган заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

Из материалов дела следует, что Общество представило заявление о возврате НДС с приложением соответствующих документов,  следовательно, оснований для отказа в возврате НДС у Таможни не имелось.

При таких обстоятельствах, суд пришел к убеждению, что оснований для отказа в удовлетворении  требования заявителя о признании незаконными действий по отказу в возмещении налога на добавленную стоимость и обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя не имеется.   

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Таможни подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине в сумме 3000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 191-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

   Признать незаконными действия Новосибирской таможни, выразившиеся в отказе обществу с ограниченной ответственностью «Даксмед Импорт»  возвратить налог на добавленную стоимость в сумме  802608,10 в связи с реэкспортом товара по декларации 10609050/280218/0005768.

   Обязать Новосибирскую таможню устранить допущенные нарушения прав и интересов общества с ограниченной ответственностью «Даксмед Импорт».

   Взыскать с Новосибирской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Даксмед Импорт», г. Новосибирск (ОГРН 1115476165078,) в возмещение судебных расходов 3000 рублей 00 копеек.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

  Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

   Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

   Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                             И.В. Попова