ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск
17 февраля 2022 года Дело №А45-2280/2022
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 17 февраля 2022 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волынкиной Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск
к обществу с ограниченной ответственностью "Айсберг" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г.Новосибирск
о привлечении к административной ответственность, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности 10.01.2022 паспорт, диплом.
заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности 10.01.2022 паспорт, диплом
УСТАНОВИЛ:
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" (далее – заинтересованное лицо, общество, ООО "Айсберг") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
От заинтересованное лица в материалы дела поступил отзыв в котором указано на истечение срока давности. доводы отзыва поддержаны представителем в судебном заседании.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
По результатам проведения плановой выездной проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Айсберг» при осуществлении им хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду -50-0154-001346-П, находящийся по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, г. Куйбышев, севернее р. Патрушевка в районе Казачьей гривы, проведенной на основании решения Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «О проведении плановой выездной проверки» от 27.10.2021 № РП-04/187, КНМ №54210021000101283256, был установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации, выразившийся в следующем.
В соответствии со сведениями, размещенными на сайте ФНС России http://egrul.nalog.ru/ основным видом деятельности ООО «Айсберг» является деятельность по сбору неопасных отходов.
В соответствии с договором перенайма недвижимого имущества от 02.06.2020 № б/н, заключенного между ООО «ЛаТранс» и ООО «Айсберг», зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области 30.11.2020 за №54:34:012105:101-54/117/2020-14, ООО «Айсберг» осуществляет деятельность на объекте НВОС №50-0154-001346-П с 30.11.2020.
В ходе проверки ООО «Айсберг» были представлены данные учета движения отходов за I-III кварталы 2021 года, которые свидетельствуют об осуществлении деятельности по размещению отходов IV классов опасности.
У ООО «Айсберг» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Учитывая изложенное, ООО «Айсберг» нарушило п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 18.11.2021 № АТ-1427.
30.12.2021 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол №АТ-1427/3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В порядке части 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 30.12.2021 и материалы проверки направлены в Арбитражный суд Новосибирской области для решения вопроса о привлечении ООО "Айсберг" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектами ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ могут быть, в том числе, юридические лица.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2015 № 1062 (далее - Положение о лицензировании № 1062).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
В статье 1 Закона № 89-ФЗ установлены основные понятия, используемые в Законе, в том числе: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В пункте 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ закреплено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Закона № 89-ФЗ.
Заинтересованным лицом был установлен факт размещения отходов IV классов опасности в отсутствие у ООО «Айсберг» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о соблюдении лицом, привлекаемым к ответственности, лицензионных требований, либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин препятствовавших соблюдению обществом лицензионных требований в материалы дела не представлено.
Как пояснил представитель общества, в ходе осуществления деятельности предпринимаются меры к получению лицензии.
С учетом изложенного, суд исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния общества по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Доводы общества относительно пропуска срока давности судом рассмотрены и отклонены.
Из материалов дела следует, что датой, когда полномочное должностное лицо получило достоверные сведения о совершении правонарушения, является дата совершения правонарушения - 18.11.2021-дата составления акта проверки №АТ-1427 от 18.11.2021. Получение ранее указанной даты от общества отчетов о деятельности общества само по себе не позволяет исчислять срок с момента получения таких отчетов, за нарушение сроков представления отчетности имеется ответственность, предусмотренная иными нормами КоАП РФ..факт осуществления в отсутствие соответствующей лицензии был выявлен административным органом по завершении проверки, т.е. 18.11.2021, срок привлечения к административной ответственности на день принятия судом настоящего решения не истек.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
Суд полагает, что лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию деятельность без соответствующей лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока такая деятельность не прекращена, доказательств того, что деятельность прекращена была на момент окончания проверки и обнаружения правонарушения, не представлено. В настоящем деле допущенное Обществом правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся осуществление деятельности без лицензии, то есть является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение, учитывая, что выявленное правонарушение является длящимся, составляет 3 месяца со дня обнаружения данного административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности, исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении - за днем обнаружения правонарушения).
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества административным органом не допущено.
Исходя из изложенного, у суда имеются правовые основания для привлечения общества к административной ответственности. Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, отсутствие тяжких последствий, совершение впервые, устранение суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 40000 рублей, в размере, соответствующему минимальному размеру штрафа, предусмотренного санкцией названной правовой нормы.
В указанном размере административный штраф отвечает принципу справедливости наказания и обеспечивает его неотвратимость.
Оснований для замены штрафа на предупреждение, учитывая то, что общество не является субъектом малого предпринимательства ,а также характера правонарушения в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает.
Сумма административного штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Новосибирской области (Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора л/с <***>), ИНН: <***>, КПП: 540601001, Счет получателя (казначейский счет): 03100643000000015100, Банк получателя: СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г.Новосибирск, Счет банка получателя (единый казначейский счет): 40102810445370000043, БИК: 015004950, ОКТМО: 50701000, Назначение платежа: Штраф по постановлению №... от ...., КБК (код бюджетной классификации): 048 1 16 01141 01 0001 140.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа в пятидневный срок представить административному органу и арбитражному суду.
При отсутствии доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке решение суда по настоящему делу будет направлено для принудительного исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Айсберг" (630099, <...>, этаж 1, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 05.06.2017) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | И.А. Рубекина |