АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-23018/2020
резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2020 года
решение в полном объеме изготовлено 06 ноября 2020 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Айдаровой А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипицыной В.А., рассматривает в судебном заседании в помещении арбитраж ного суда по адресу: 630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6, зал № 622, дело по иску Шимова Сергея Васильевича, г. Новосибирск,
к саморегулируемой организации Ассоциации "Объединение Кадастровых Инженеров", (ОГРН <***>), г. Новосибирск,
о признании недействительным ненормативного правового акта, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем включения ФИО1 в состав саморегулироемой организации,
при участии третьего лица - Росреестра г. Москва,
при участии в судебном заседании: истца - ФИО1, лично, паспорт; ответчика - не явился, извещен,
третьего лица - не явился, извещен,
установил:
ФИО1 (далее – истец) обратился с иском к саморегулируемой организации Ассоциации "Объединение Кадастровых Инженеров", (ОГРН <***>), г. Новосибирск, (далее – ответчик) о признании недействительным ненормативного правового акта – протокола от 08.06.2020 года № 18/20 в части исключения ФИО1 из состава саморегулируемой организации кадастровых инженеров, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем включения ФИО1 в состав саморегулируемой организации.
Ответчик в отзыве на иск просит отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что исключение из саморегулируемой организации произошло в связи с несоответствием ответчика квалификационным требованиям в области образования.
Третье лицо – Росрестр, отзыва на иск не представило.
Дело в порядке положений пункта 3 статьи 156 АПК РФ рассматривается в отсутствие надлежаще уведомленных ответчика и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, кадастровый инженер ФИО1 имеет квалификационный аттестат кадастрового инженера и диплом по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство», до 08.06.2020 года являлся членом саморегулируемой организации Ассоциация «Объединение кадастровых инженеров».
В силу положений пункта 2 части 2 и пункта 1 части 13 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - закон № 221-ФЗ), части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» с 1 января 2020 г. обязательным условием членства кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров является наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утвержден органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.
В отношении кадастрового инженера ФИО1 в ходе плановой проверки контрольным органом Ассоциации было выявлено, что высшее образование по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» не входит в Перечень специальностей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 26.04.2018 №229 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, и о признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 29 июня 2016 г. №413 и пункта 1 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России в сфере кадастровой деятельности, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 г. № 578» (далее - приказ Минэкономразвития № 229).
Кадастровым инженером на заседание Дисциплинарного органа были предоставлены мотивированные возражения на результаты плановой проверки, согласно которым, кадастровый инженер считает, что перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, утвержденный приказом Минэкономразвития № 229 в пунктах 28 и 29 содержит отличные, в буквальном смысле, специальности: 35.03.01, 35.04.01 «Лесное дело», 35.06.02 «Лесное хозяйство», но одинаковые по своему содержанию (дисциплинам и их показателям) со специальностью «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Кроме того, ранее в адрес Ассоциации поступало письменное обращение ФИО1 от 23.03.2020 относительно необходимости прохождения профессиональной подготовки и соответствия имеющегося высшего образования требованиям действующего законодательства для осуществления кадастровой деятельности. В рамках рассмотрения данного обращения информация о высшем образовании ФИО1 была направлена письмом Ассоциации от 25.03.2020 № 20-859 в орган, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров (в Росреестр), с приложением документов для внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров.
По результатам рассмотрения данного письма из Росреестра был получен ответ от 14.04.2020 №18-01597/20 о несоответствии образования ФИО1 перечню специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 26.04.2018 № 229, и необходимости получения дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.
На момент проведения заседания Дисциплинарного органа от кадастрового инженера не поступили документы, подтверждающие получение кадастровым инженером дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 3 части 15 статьи 29 закона № 221-ФЗ в случае нарушения кадастровым инженером обязательных условий членства, установленных п. 1 ч. 13 ст. 29 закона № 221-ФЗ, кадастровый инженер подлежит исключению из саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
На основании вышеизложенного, в соответствии с п.3 ч. 15 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» дисциплинарный орган принял решение применить к кадастровому инженеру ФИО1 меру дисциплинарного воздействия рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с иском об обжаловании решения саморегулируемой организации.
Рассмотрев заявление, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются: наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений; и иные критерии.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 апреля 2018 г. N 229 утвержден перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, и о признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 29 июня 2016 г. № 413 и пункта 1 изменений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 г. № 578.
Указанная в дипломе об образовании ФИО1 специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство» в перечень указанных специальностей не входит. Поэтому ссылка истца на представленные разъяснения Минобразования не может быть принята судом во внимание. Основания для назначения судебной экспертизы по вопросу соответствует ли образование со специальностью «Лесное и лесопарковое хозяйство» образованию, указанному в перечне, содержащемся в приказе Минэкономразвития России от 26.04.2018 г. № 229, а именно, 35.03.01, 35.04.01 «Лесное дело» и 35.06.02 «Лесное хозяйство», судом также не усматриваются по следующим основаниям.
Согласно положениям пунктов 4 и 5 статьи 4 Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров от 30.12.2015 года № 452-ФЗ, кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) порядке с 1 июля 2016 года. При этом до 1 декабря 2016 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, имевшие на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера. К правоотношениям с участием таких лиц при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются правила Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) в части выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), или юридическим лицом, указанным в статье 33 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона). Положения Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к таким лицам постольку, поскольку иное не вытекает из существа указанных правоотношений.
Положения пункта 2 части 2 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются до 1 января 2020 года к лицам, имевшим на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера.
Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, утвержден приказом Минэкономразвития России от 26 апреля 2018 г. N 229 (далее - Перечень специальностей кадастровой деятельности).
На основании части 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и в соответствии с пунктами 19, 37, 38 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301, для лиц, имеющих определенный уровень образования и соответствующие способности, законодательством предусмотрен механизм получения высшего образования по ускоренной форме обучения. В целях реализации данного права обучающемуся необходимо обратиться в образовательную организацию, к компетенции которой относится принятие соответствующего решения, исходя из установленного в данном образовательном учреждении порядка.
В целях осуществления кадастровой деятельности физическому лицу, имеющему высшее образование по специальности или направлению подготовки, не вошедшим в Перечень специальностей кадастровой деятельности, Законом N 221-ФЗ предусмотрена возможность получения необходимого образования по дополнительной профессиональной программе в области кадастровых отношений.
Типовая дополнительная профессиональная программа (Программа профессиональной переподготовки) "Кадастровая деятельность" утверждена приказом Минэкономразвития России от 24 августа 2016 г. N 541 (далее - Программа профессиональной переподготовки).
Программой профессиональной переподготовки определен примерный учебный план, включающий перечень дисциплин, освоение которых направлено как на совершенствование, так и на получение новой профессиональной компетенции, необходимой для осуществления кадастровой деятельности в современных условиях. В соответствии с учебным планом и пунктом 11 данной программы нормативный срок освоения такой программы составляет 600 часов.
При этом на основании части 3 статьи 13 Закона об образовании и в соответствии с пунктом 11 Программы профессиональной переподготовки для лиц, имеющих углубленную подготовку по отдельным дисциплинам программы, возможен зачет учебных дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным и (или) дополнительным профессиональным программам в порядке, определенном образовательной организацией.
Для осуществления кадастровой деятельности в числе иных обязательных условий, предусмотренных Законом N 221-ФЗ, заинтересованное физическое лицо должно иметь высшее образование, полученное в рамках соответствующей образовательной программы по специальности или направлению подготовки, включенным в Перечень специальностей кадастровой деятельности.
В целях осуществления кадастровой деятельности физическому лицу, имеющему высшее образование по специальности или направлению подготовки, не вошедшим в Перечень специальностей кадастровой деятельности, необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.
На основании пункта 2 части 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) приказом Минэкономразвития России от 24 августа 2016 г. N 541 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области кадастровой деятельности" утверждена Типовая дополнительная профессиональная программа (программа профессиональной переподготовки) "Кадастровая деятельность" (далее соответственно - Программа профессиональной переподготовки, Приказ N 541).
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона об образовании при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Согласно пункту 11 Программы профессиональной переподготовки для лиц, имеющих углубленную подготовку по отдельным дисциплинам программы, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе, с организацией учебного процесса по индивидуальному плану. При освоении программы возможен зачет учебных дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется образовательной организацией самостоятельно.
В связи с этим полученные ранее по образовательным программам часы по отдельным дисциплинам могут быть зачтены образовательной организацией при прохождении физическим лицом обучения по Программе профессиональной переподготовки.
Истцом не представлено доказательств получения дополнительного образования в области кадастровой деятельности, что требуется из положений действующего законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу, что разъяснения Росреестра, указанные в письме саморегулируемой организации от 14.04.2020 №18-01597/20, а также решение саморегулируемой организации от 08.06.2020 года в части исключения Шимова С.В. из членов саморегулируемой организации ввиду несоответствия обязательным условиям членства, полностью соответствуют действующему законодательству. На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-182, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | А.И. Айдарова |