ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-23055/08 от 19.03.2009 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  15 апреля 2009 года Дело № А45-23055/2008-2009

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2009 года

Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2009 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Хорошиловым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Сибирский политехнический колледж, г. Новосибирск

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании незаконным раздела III предписания от 20.10.2008 № 51-08/05-13/2817

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1, директор, приказ;

ФИО2, представитель по доверенности от 16.02.2009г.;

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 15.01.2009г.

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сибирский политехнический колледж (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания заинтересованного лица от 20.10.2008 № 51-08/05-13/2817 по устранению выявленных нарушений, вынесенного в отношении заявителя, в части требований раздела III «Иные финансовые нарушения» (далее – оспариваемое предписание).

Заявитель, в обоснование своих требований со ссылкой на нормы статей 296, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 №46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности» (далее – Приказ №46н), статей 16, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приказа Федерального агентства по туризму от 21.07.2005 №86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения», статьи 39 Федерального закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 №278 (далее – Положение №278), Типового положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.05.1995 №4, Примерного положения о студенческом общежитии федерального образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, утвержденного приказом 10.07.2007, Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договорах найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42, указал на следующее:

-в 2008 году заинтересованным лицом проведена проверка деятельности заявителя, по результатам проверки вынесено оспариваемое предписание;

-заинтересованное лицо в оспариваемом предписание указало на следующее нарушение: получение доходов от проживания физических лиц в гостинице, не предусмотренных разрешенными источниками формирования доходов, при этом в имеющимся у заявителя разрешения от 21.07.2006 №0731314281, указан источник формирования внебюджетных средств: средства получаемые образовательными учреждениями, находящимися в ведении Рособразования, от физических и (или) юридических лиц в виде платы за: проживание, пользование коммунальными услугами в общежитиях, в том числе жилых домах и жилых помещениях;

-заинтересованное лицо оспариваемым предписанием обязало заявителя принять меры по приведению статуса здания в соответствие источнику формирования доходов, то есть изменить назначение используемого здания и перевести его в статус общежития, в данном случае заинтересованным лицом превышены полномочия, поскольку назначение используемого имущества вправе определять его собственник.

Заинтересованное лицо, со ссылкой на нормы статей 296 ГК РФ, статьи 121 Федерального закона от 19.12.2006 №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», Приказа №46н, заявленные требования не признало, указав на следующее:

-в ходе проверки было установлено, что заявителем используется недвижимое имущество не в соответствии с его назначением, определенным собственником, то есть административно-хозяйственное здание используется для оказания гостиничных услуг (3, 5 этажи здания используются заявителем для проживания студентов, сотрудников и третьих лиц, третьи лица проживали без заключения каких либо договоров);

-разрешением от 21.07.2006 №0731314281 поступление доходного источника – платы за проживание в гостинице не предусмотрено.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил, следующее.

Заинтересованным лицо в период с 01.09.2008 по 26.09.2008 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности заявителя за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, по результатам проверки составлен акт проверки от 26.09.2008, 20.10.2008 заявителю выдано оспариваемое предписание.

В соответствии с оспариваемым предписанием заявитель, в связи с выявленным нарушением – «получены доходы от проживания физических лиц в гостинице, не предусмотренные разрешенными источниками формирования доходов», обязан – «принять меры по приведению статуса здания в соответствие источнику формирования доходов, указанному в пункте 2 Разрешения от 21.07.2006 №0731314281 на открытие лицевого счета. Помещения, занимаемые для проживания студентов, привести в соответствие в Типовым положением о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.05.1995 №4».

В соответствии с распоряжением Территориального управления по Новосибирской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 27.10.2005 №1628-р, за заявителем на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество – здание (административно-хозяйственное), назначение: нежилое, площадь 6860,1 кв.м., адрес: Новосибирская область, г.Новосибирск, Калининский район, ул. Богдана Хмельницкого, д.7 (свидетельство о государственной регистрации права 54АГ 320913) (далее – здание).

Как следует из содержания технического паспорта здания, составленного по состоянию на 20.12.2004, площадь нежилых помещений в здании составляет 6860,1 кв.м., при этом в экспликации к поэтажному плану здания на 5 этаже здания находятся жилые помещения (площадь - 1168,6 кв.м.), на 3 этаже здания находятся нежилые помещения (площадь – 1164,8 кв.м.), лица участвующие в деле не оспаривают, что помещения на 5 этаже здания (площадь -1168,6 кв.м.), на 3 этаже (площадь 471,7 кв.м.) использовались заявителем в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 для проживания студентов, сотрудников и третьих лиц.

Заявителем получен сертификат соответствия № РОСС RU.УЖ01.15.М00126, срок действия с 02.05.2006 по 01.05.2009, услуга (работа) гостиницы, по фактическому адресу: 630075, <...>.

21.07.2006 заявителем получено разрешение №0731314281 на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства, в пункте 2 данного разрешения в качестве источника формирования средств указан: «средства, получаемые образовательными учреждениями, находящимися в ведении Рособразования, от физических и (или) юридических лиц в виде платы за: проживание, пользование коммунальными и хозяйственными услугами в общежитиях, в том, числе жилых домах и жилых помещениях».

Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм действующего законодательства, заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с Положением №278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:

-за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

-за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

-за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

-за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

-проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

-направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства заявитель в соответствии с оспариваемым предписанием обязан изменить назначение использования здания, то есть перевести его в статус общежития. Согласно статье 296 ГК РФ, учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества, в соответствии с данной нормой, а также с нормами статьи 209 ГК РФ, назначение использования имущества вправе определять его собственник.

В связи с указанным, оспариваемое предписание не может быть исполнено заявителем, кроме того, оспариваемое предписание, в данной части принято с превышением полномочий заинтересованного лица предусмотренных Положением №278.

Нарушение прав и законных интересов заявителя следует из существа оспариваемого предписания, которым на заявителя незаконно возложены обязанности.

Таким образом, исходя из содержания норм статьи 198 АПК РФ, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная заявителем при подаче заявления, в соответствии со статьей 104 АПКФ, статьями 333.37, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области от 20.10.2008 № 51-08/05-13/2817 по устранению выявленных нарушений, вынесенное в отношении Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Сибирский политехнический колледж, в части требований раздела III «Иные финансовые нарушения».

Вернуть Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования Сибирский политехнический колледж из федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченную платежным поручением от 16.12.2008 № 1541.

Справку на возврат государственной пошлины выдать Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования Сибирский политехнический колледж после вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

СУДЬЯ А.В.Хорошилов