г. Новосибирск Дело № А45-23062/2021
07 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рыбиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санжиевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по иску публичного акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» (ОГРН 1067746341024), г. Москва в лице филиала ПАО «Трансконтейнер» на Западно – Сибирской железной дороге, г. Новосибирск
к обществу с ограниченной ответственностью «ТК Агроиндустрия» (ОГРН <***>), г. Барнаул
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) акционерного общества фирма «Агрокомплекс» им.Н.И.Ткачева (353100 <...>, ОГРН <***>), 2) общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный сервис перевозок» (350901 <...>, ОГРН <***>)
о взыскании 18 312 руб. задолженности по оплате времени работы автомобиля сверх норматива, 944, 90 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 (доверенность № Ц/2021/НКПЗ-СИБ-52 от 11.02.2021, диплом № 40951 от 14.06.2002, паспорт)
от ответчика: не явился, извещён
от третьих лиц: 1) не явился, извещён, 2) не явился, извещён
установил:
публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТК Агроиндустрия» при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества фирма «Агрокомплекс» им.Н.И.Ткачева, общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный сервис перевозок» о взыскании 18 312 руб. задолженности по оплате времени работы автомобиля сверх норматива, 944, 90 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021.
Ответчик отзывом на иск относительно удовлетворения исковых требований возражает, подробно излагая свои доводы в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы представителя истца, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец, обосновывая иск, ссылается на то, что между ПАО «ТрансКонтейнер» и ООО «ТК «АГРОИНДУСТРИЯ» (клиент) заключен договор транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021. В связи с превышением нормативного времени нахождения автомобилей с контейнерами под погрузкой истец обратился с настоящим иском в суд. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 944, 90 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021.
При рассмотрении спора суд исходит из того, что в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Суд, рассмотрев утверждения истца, проанализировав доводы ответчика, сопоставив между собой представленные сторонами в материалы дела доказательства, обращает внимание на следующее.
Между ПАО «ТрансКонтейнер» (далее - ТрансКонтейнер) и ООО «ТК «АГРОИНДУСТРИЯ» (клиент) заключен договор транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021.
В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента -грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с п. 1. договора клиент, подписывая договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться Общими и Специальными условиями, размещенными для ознакомления в сети Интернет на веб-сайте ПАО «ТрансКонтейнер».
Под термином «Договор», согласно содержащемуся в разделе 1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции (в редакции от 20.08.2020, в редакции от 15.02.2021) (далее - Общие условия) понятию и определению, понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, подписываемый сторонами на бумажном носителе, являющиеся неотъемлемой частью договора Общие, Специальные и Коммерческие условия, перечень услуг, заказ(ы), дополнительные соглашения, приложения к договору, прайс-листы и иные документы, регулирующие отношения сторон.
Истец, в соответствии с п. 2. договора, разделом 1 Общих условий оказывает услуги на основании Заказов транспортно-экспедиционных услуг -письменных поручений клиента экспедитору.
Стоимость услуг и порядок расчетов определяется разделом 5 Общих условий.
Согласно п. 5.1. Общих условий стоимость услуг зависит от маршрута, объемов перевозимых грузов, иных параметров перевозки и определяется количеством и видом выбранных клиентом и согласованных сторонами в заказе услуг. Стоимость услуг рассчитывается по установленным ПАО «ТрансКонтейнер» ставкам.
В соответствии с 5.4. Общих условий в случае возникновения при оказании услуг дополнительных расходов клиент обязуется их оплатить / возместить.
К дополнительным расходам, согласно п. «в» пп. 5.4.1 относятся объемы услуг, фактически превысившие согласованные (например, согласованные в Заказе сроки хранения контейнеров, сроки нахождения вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера под ответственностью, в том числе под грузовыми операциями, в местах необщего пользования, за время задержки в пути следования по обстоятельствам, зависящим от клиента либо привлеченных им лиц (доп. предоставление), время, затраченное на автоперевозку груза, и т.п.) оплачиваются исходя из фактически оказанных объемов.
При возникновении дополнительных расходов клиент извещается об этом соответствующим уведомлением (п. 5.4.2. Общих условий). Оплата дополнительных расходов осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от ТрансКонтейнера соответствующего счета на оплату (п. 5.5. Общих условий).
Так, на основании оформленного клиентом и согласованного ТрансКонтейнером заказа № 13630981 от 15.02.2021 организована перевозка груза «сахар-песок» железнодорожным и автомобильным транспортом в двух 20-футовых 24-тонных контейнерах по маршруту: Краснодарский край, Выселковский район, ст. Выселки, переулок Лермонтова, 5 - ст. Краснодар - Сортировочный Северо-Кавказской железной дороги - ст. Чита 1 Забайкальской железной дороги - <...>.
Во исполнение принятых на себя обязательств по Заказу, ТрансКонтейнер оказал транспортно-экспедиторские услуги, включающие в себя предоставление ответчику контейнеров TKRU 3133315, TKRU 3251684 (контейнеры) для перевозки груза и запорно-пломбировочные устройства, дооборудование контейнеров (установку заградительных щитов), организацию перевозки груза автомобильным и железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами на терминалах железнодорожных станций отправления и назначения.
Таким образом, ТрансКонтейнер обеспечил предоставление истцу определенных Заказами услуг, что подтверждается подписанными сторонами актами об оказанных услугах от 20.02.2021 №4029567, от 10.03.2021 №4036556, от 15.03.2021 №4038291.
Согласно Прайс - листу на услуги по организации транспортно -экспедиционного обслуживания, предоставляемые экспедитором, нормативный срок простоя автомобиля под грузовыми операциями на складе клиента при погрузке грузов в 20-ти футовый контейнер составляет 3 часа.
Контейнер TKRU3133315 по транспортной накладной № 135 от 19.02.2021 доставлен грузоотправителю АО фирма «Агрокомплекс», указанному клиентом в заказе, на автомобиле МАЗ гос. номер <***> под погрузку на склад по адресу: <...> в 08-00 19.02.2021, убыл в 12-00 19.02.2021. Указанные сведения внесены в соответствующие графы транспортной накладной № 135 и заверены подписью представителя грузоотправителя ФИО2 Общее время нахождения автомобиля с контейнером под погрузкой составило 4 часа, что более установленной Прайс-листом нормы на 1 час.
Контейнер TKRU3251684 по транспортной накладной № 134 от 19.02.2021 доставлен грузоотправителю АО фирма «Агрокомплекс», указанному клиентом в Заказе на автомобиле KRONE гос. номер <***> под погрузку на склад по адресу: <...> в 08-00 19.02.2021, убыл в 12-00 19.02.2021. Указанные сведения внесены в соответствующие графы транспортной накладной № 134 и заверены подписью представителя грузоотправителя ФИО2 Общее время нахождения автомобиля с контейнером под погрузкой составило 4 часа, что более установленной Прайс-листом нормы на 1 час.
Стоимость услуг по работе автомобиля сверх норматива по контейнерному терминалу Краснодар - Сортировочный составляет 1 308 руб. (с НДС).
Таким образом, оплате подлежит время нахождения автомобиля с контейнерами под погрузкой в течение 1 часа:
Контейнер TKRU3133315 - 1 час, стоимость услуги за работу автомобиля сверх нормы составила 1 308 руб. (с НДС) (1 час. х 1 308 руб. (с НДС)).
Контейнер TKRU3251684 - 1 час, стоимость услуги за работу автомобиля сверх нормы составила 1 308 руб. (с НДС) (1 час. х 1 308 руб. (с НДС)).
В связи с превышением нормативного времени нахождения автомобиля с контейнерами под погрузкой ответчику был выставлен счет № 6507596 от 12.03.2021 на сумму 2 616 руб. (с НДС) и размещен в Личном кабинете клиента.
Указанный счет ответчиком не оплачен.
Во исполнение претензионного порядка, предусмотренного разделом 8 Общих условий, истцом в адрес ответчика направлена претензия №ИСХ-0320/НКП 3-СИБ от 07.05.2021 с приложением всех подтверждающих претензионные требования документов.
Претензия № ИСХ-0319/НКП 3-СИБ от 07.05.2021 получена ответчиком 28.05.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления. Ответ на претензию истцом не получен, требования об оплате добровольно не удовлетворены.
Так, на основании оформленного Клиентом и согласованного ТрансКонтейнером заказа № 13622387 от 11.02.2021 (далее - Заказ) организована перевозка груза «сахар-песок» (далее - груз) железнодорожным и автомобильным транспортом в двух 20-футовых 24-тонных контейнерах по маршруту: Краснодарский край, Выселковский район, ст. Выселки, переулок Лермонтова, 5 - ст. Краснодар - Сортировочный Северо-Кавказской железной дороги - ст. Чита 1 Забайкальской железной дороги - <...>.
Во исполнение принятых на себя обязательств по Заказу, ТрансКонтейнер оказал транспортно-экспедиторские услуги, включающие в себя предоставление ответчику контейнеров TKRU 3081607, TKRU 3219321 (контейнеры) для перевозки груза и запорно-пломбировочные устройства, дооборудование контейнеров (установку заградительных щитов), организацию перевозки груза автомобильным и железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами на терминалах железнодорожных станций отправления и назначения.
Таким образом, ТрансКонтейнер обеспечил предоставление истцу определенных заказами услуг, что подтверждается подписанными сторонами актами об оказанных услугах от 15.02.2021 №4027653, от 05.05.2021 №4034861.
Согласно Прайс - листу на услуги по организации транспортно -экспедиционного обслуживания, предоставляемые Экспедитором, нормативный срок простоя автомобиля под грузовыми операциями на складе клиента при погрузке грузов в 20-ти футовый контейнер составляет 3 часа.
Контейнер TKRU3081607 по транспортной накладной № 117 от 12.02.2021 доставлен грузоотправителю АО фирма «Агрокомплекс», указанному клиентом в Заказе, на автомобиле МАЗ гос. номер <***> под погрузку на склад по адресу: <...> в 08-00 12.02.2021, убыл в 17-00 12.02.2021. Указанные сведения внесены в соответствующие графы транспортной накладной №117 и заверены подписью представителя грузоотправителя ФИО2 Общее время нахождения автомобиля с контейнером под погрузкой составило 9 часов, что более установленной Прайс-листом нормы на 6 часов.
Контейнер TKRU3219321 по транспортной накладной № 115 от 12.02.2021 доставлен грузоотправителю АО фирма «Агрокомплекс», указанному Клиентом в Заказе, на автомобиле IVECO гос. номер <***> под погрузку на склад по адресу: <...> в 08-00 12.02.2021, убыл в 17-00 12.02.2021. Указанные сведения внесены в соответствующие графы транспортной накладной №115 и заверены подписью представителя грузоотправителя ФИО2 Общее время нахождения автомобиля с контейнером под погрузкой составило 9 часов, что более установленной Прайс-листом нормы на 6 часов.
Стоимость услуг по работе автомобиля сверх норматива по контейнерному терминалу Краснодар - Сортировочный составляет 1 308 руб. (с НДС).
Таким образом, оплате подлежит время нахождения автомобиля с контейнерами под погрузкой в течение 6 часов:
Контейнер TKRU 3081607 - 6 часов, стоимость услуги за работу автомобиля сверх нормы составила 7 848 руб. (с НДС) (6 час. х 1 308 руб. (с НДС)).
Контейнер TKRU 3219321 - 6 часов, стоимость услуги за работу автомобиля сверх нормы составила 7 848 руб. (с НДС) (6 час. х 1 308 руб. (с НДС)).
В связи с превышением нормативного времени нахождения автомобиля с контейнерами под погрузкой ответчику был выставлен счет № 6455803 от 18.02.2021 на сумму 15 696 руб. (с НДС) и размещен в Личном кабинете Клиента.
Указанный счет ответчиком не оплачен.
Во исполнение претензионного порядка, предусмотренного разделом 8 Общих условий, истцом в адрес ответчика направлена претензия №ИСХ-0319/НКП 3-СИБ от 07.05.2021 с приложением подтверждающих претензионные требования документов.
Претензия №ИСХ-0319/НКП 3-СИБ от 07.05.2021 получена ответчиком 28.05.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления. Ответ на претензию истцом не получен, требования об оплате добровольно не удовлетворены.
Довод ответчика о том, что услуга по дооборудованию контейнера (установке заградительного щита) не была оказана, заградительный щит в предоставленных контейнерах отсутствовал, внутри контейнеров в наличии был только пиломатериал, без крепежа, следовательно, щит отсутствовал и не мог быть установлен грузоотправителем и/или представителем грузоперевозчика ООО «МСП», рассмотрен судом.
Согласно п. 2.6. главы 12 ТУ крепление груза, исключающее возможность его перемещений внутри контейнера, осуществляется заградительными щитами, которые могут выполняться в двух вариантах: с передачей продольных усилий от груза на угловые стойки дверного проема; с передачей продольных усилий на боковые стенки контейнера.
В обоих вариантах основой щита служат три поперечные доски сечением 50 x 150 мм, расположенные широкой стороной в горизонтальной плоскости приблизительно на одинаковых расстояниях по высоте друг от друга. Нижняя из них укладывается на пол контейнера, вторая располагается посередине высоты штабеля и третья - на уровне середины высоты верхнего яруса груза. Длина этих досок должна быть: в первом варианте исполнения щита - от 2310 до 2320 мм включительно, во втором - от 2410 до 2420 мм включительно.
В первом варианте изготовления щита (в приложении к возражениям на отзывы на исковое заявление вх. № 293360 от 08.11.2021, рис. 1 «Первый вариант крепления») поперечные доски соединяют с вертикальными, расположенными со стороны груза.
Вертикальные доски должны иметь толщину от 25 до 30 мм включительно, ширину от 120 до 150 мм включительно и длину, равную высоте штабеля. Вертикальные доски щита скрепляют с поперечными гвоздями длиной от 60 до 70 мм включительно, забиваемыми по две штуки в каждое сопряжение таких досок. Щит следует устанавливать вертикальными досками вплотную к грузу. Между поперечными досками щита и угловыми стойками контейнера вплотную к ним помещаются с обеих продольных сторон контейнера по три распорных бруска сечением 50 x 100 мм, которые удерживаются четырьмя вертикальными планками сечением не менее 30 x 70 мм, закрепляемыми по концам брусков гвоздями длиной 70 мм, по две штуки в каждом сопряжении. Кроме этого, две планки, расположенные со стороны щита, закрепляют к поперечным доскам в каждом месте прилегания к ним одним гвоздем.
При изготовлении щита по второму варианту (в приложении к возражениям на отзывы на исковое заявление вх. № 293360 от 08.11.2021, рис. 2 «Второй вариант крепления») концы поперечных досок должны быть опилены в соответствии с формой и размерами впадин гофров боковых стенок контейнера.
Все поперечные доски скрепляют с четырьмя вертикальными толщиной от 25 до 30 мм включительно, шириной от 120 до 150 мм включительно и длиной по высоте штабеля, расположенными шириной в вертикальной плоскости по ширине контейнера, гвоздями длиной 60 мм, забиваемыми по две штуки в каждом сопряжении указанных досок.
Таким образом, изготовление щита происходит по факту окончания погрузки с учетом особенностей размещения груза в контейнере (удаленность груза от дверей контейнера, высота погрузки, наличие зазоров, которые могут привести к продольным и поперечным смещениям груза, и т.д.).
В связи с чем, доводы ответчика о наличии в контейнерах пиломатериала (вместо изготовленного заградительного щита) подтверждают факт предоставления истцом оборудования для изготовления в соответствии с ТУ после окончания погрузки заградительного щита.
Довод ответчика, изложенный в уточненном отзыве от 04.10.2021 в п. 1 о том, что «по данным экспедитора транспортные средства находились под погрузкой 4 часа, превышение нормативного срока на 1 час», рассмотрен судом.
В исковом заявлении в п.2 (5, 6 абзац) указано, что время нахождения автомобилей с контейнерами TKRU 3081607, TKRU 3219321 под погрузкой по транспортным накладным №№117, 115 от 12.02.2021 составило 9 часов (превышение нормативного времени на 6 часов).
Довод ответчика, изложенный в уточненном отзыве от 04.10.2021 в пункте 2 о том, что «по данным Экспедитора транспортные средства находились под погрузкой 9 часов, превышение нормативного срока на 6 часов», рассмотрен судом.
В исковом заявлении в п.1 (5, 6 абзац) указано, что время нахождения автомобилей с контейнерами TKRU 3133315, TKRU 3251684 под погрузкой по транспортным накладным №№135, 134 от 19.02.2021 составило 4 часа (превышение нормативного времени на 1 час).
Автоперевозчиком контейнеров TKRU 3133315, TKRU 3251684 (заказ №13630981 от 15.02.2021) и TKRU 3081607, TKRU 3219321 (заказ № 13622387 от 11.02.2021) выступило ПАО «ТрансКонтейнер» (далее – ТрансКонтейнер, истец), данное обстоятельство подтверждается предоставленными в материалы дела транспортными накладными №№115, 117 от 12.02.2021 и №№ 135, 134 от 19.02.2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Сервис Перевозок» по договору от 03.02.2020 №33-НКП СКЖД предоставило истцу в субаренду транспортное средство с экипажем (автомобиль Iveco государственный регистрационный знак <***>, водитель ФИО3) для перевозки одного контейнера из четырех (TKRU 3219321, ТН №115 от 12.02.2021), что подтверждается актом приема передачи транспортного средства в субаренду №23 от 12.02.2021.
Довод ответчика о том, что в связи с получением с электронных адресов работников ПАО «ТрансКонтейнер» транспортных накладных №№117, 115 от 12.02.2021 и №№135, 134 от 19.02.2021, где отметки грузоотправителя АО Фирма «Агрокомплекс» о спорных простоях отсутствуют, он (ответчик) отказался от подписания актов и счетов по спорным грузоперевозкам в системе электронного документооборота и не удовлетворил досудебную претензию истца, рассмотрен судом.
Как следует из материалов дела, транспортные накладные №№ 117, 115 от 12.02.2021 и №№135, 134 от 19.02.2021 подписаны со стороны грузоотправителя АО Фирма «Агрокомплекс» и перевозчика (ТрансКонтейнер).
Таким образом, время прибытия и убытия автомобилей с контейнерами сторонами подтверждено. Копии данных транспортных накладных получены ответчиком вместе с претензиями истца 28.05.2021.
Акты об оказанных услугах истцом по заказам № 13622387 от 11.02.2021 и №13630981 от 15.02.2021 подписаны ответчиком на бумажном носителе без разногласий.
Доказательства оветчика об отказе подписания актов и счетов в системе электронного документооборота не отвечают признакам относимости, так как дополнительное соглашение об электронном документообороте к договору транспортной экспедиции №НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021 подписано 26.03.2021, то есть за пределами периода оказания услуг по заказам № 13622387 от 11.02.2021 и № 13630981 от 15.02.2021.
Ответчиком не направлялся ответ об отказе в удовлетворении претензий истца в установленном договором порядке, несмотря на получение 21.07.2021 от истца письма-напоминания №ИСХ-0726/НКП З-СИБ от 01.07.2021 о необходимости рассмотреть претензии и сообщить о принятом решении.
Суд обращает внимание, что в соответствии с п. 8.8 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции (в соответствии с п.1 Договора Клиент, подписывая Договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться Общими и Специальными условиями, размещенными для ознакомления в сети Интернет на веб-сайте ПАО «ТрансКонтейнер») признанием претензии помимо письменного ответа является также ненаправление возражений в установленный срок. В связи с чем бездействие ответчика в отношении полученной претензии является ее признанием, а не отклонением.
Довод ответчика о наличии вины экспедитора при исполнении заказа №13630981 от 15.02.2021 рассмотрен судом.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
При задержке (простое) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку, в соответствии с п. 81 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 (далее по тексту – Правила перевозок грузов), заинтересованной стороной составляется соответствующий акт, с кратким описанием обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Информация о наличии акта указывается в транспортной накладной.
Ответчик в обоснование своих возражений и доводов в части неоказания ПАО «ТрансКонтейнер» услуг по дооборудованию контейнера не предоставляет доказательств, предусмотренных Правилами перевозок грузов, при этом, отметки грузоотправителя в п. 17 транспортных накладных №№ 117, 115 от 12.02.2021 и №№135, 134 от 19.02.2021 отсутствуют.
Кроме того, ответчик не представляет доказательств, подтверждающих соблюдение им (его грузоотправителем) установленных временных норм (3 часа) на осуществление погрузочных работ.
На основании изложенного, услуги ПАО «ТрансКонтейнер» по заказам № 13622387 от 11.02.2021 и № 13630981 от 15.02.2021 исполнены надлежащим образом и приняты ответчиком в полном объеме. Каких - либо претензий относительно неоказания/некачественного оказания услуг от ответчика в адрес истца не поступало.
Грузоотправитель от погрузки не отказался, актов с указанием причин, зависящих от ПАО «ТрансКонтейнер» в задержке погрузки, не составлял. Факт простоя автомобилей с контейнерами под погрузкой сверх норматива ответчиком не оспаривается. Данные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем оказании услуг истцом по договору и подтверждают обоснованность исковых требований.
В соответствии с п. 2.3. Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции договора №НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021 клиент обязан нести ответственность за действия/бездействия грузоотправителя/ грузополучателя и иных привлеченных им лиц при исполнении ими обязательств, вытекающих из согласованного заказа, а также проинформировать указанных лиц об объеме их прав и обязанностей, условиях договора и согласованного заказа.
В отзыве третье лицо относительно договорных обязательств между ним и ответчиком указывает на то, что «..договоренностей относительно порядка, времени отгрузки товара договором и Спецификациями №1, 2, 4, 5 не предусматривалось» (10 абз. отзыва третьего лица), «обязательств по погрузке прибывших автомобилей/контейнеров в течение трех часов у общества не было» (17 абз. отзыва третьего лица). Отгрузка товара производилась в соответствии с внутренними технологическими процессами предприятия в порядке «живой очереди».
Таким образом, объяснения третьего лица указывают на наличие нарушений со стороны ответчика обязательств по договору и не проявления им той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, что привело к сверхнормативному простою автомобилей в пункте погрузки третьего лица.
Третье лицо в обоснование своих доводов о надлежащей и своевременной поставке, в том числе ссылается на представленные в дело транспортные накладные от 12.02.2021 №№ 117, 115 и от 19.02.2021 №№135, 134, тем самым подтверждая легитимность данных документов. Транспортные накладные, предоставленные в материалы дела истцом, оформлены в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортном (утв. постановлением Правительства Российской Федерации 21.12.2020 г. №2200) (далее по тексту - Правила) и являются подтверждением заключения договоров автомобильной перевозки груза между третьим лицом (АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И.Ткачева) и истцом.
Транспортные накладные, представленные в материалы дела ответчиком, оформлены в нарушение Правил, не содержат всех необходимых реквизитов, подписей уполномоченных лиц и не могут расцениваться как надлежащее доказательство по настоящему делу.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 944, 90 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021.
Пункт 5.5 Общих условий устанавливает оплату клиентом дополнительных расходов в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления и счета.
За нарушение сроков оплаты ТрансКонтейнер вправе начислить, а клиент обязан оплатить пеню в размере 0, 03 % от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 6.5 Общих условий).
Часть 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет сторонам возможность обеспечить исполнение обязательств в том числе неустойкой, предусмотренной законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенёй) признаётся определённая законом или договором сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По расчёту истца с ответчика подлежит взысканию пени в размере 944, 90 руб. по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021.
Расчёт суммы пени проверен судом и признан обоснованным, пеня в размере 944, 90 руб. по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021 подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
При этом одной из основных задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
В силу статьи 2, части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает условия для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, что необходимо для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов других участников гражданских и иных правоотношений.
При рассмотрении настоящего дела судом в порядке части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств, ответчик извещен надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства, что позволяло ответчику совершить процессуальные действия (в том числе ознакомиться с материалами дела; ходатайствовать о фальсификации доказательств либо подать иные процессуальные заявления; предоставить дополнительные доказательства, опровергающие доводы истца).
Исходя из принципа состязательности судопроизводства риск наступления последствий несовершения ответчиком процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов лежит на нем (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТК Агроиндустрия» (ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» (ОГРН <***>) 18 312 руб. задолженности по оплате времени работы автомобиля сверх норматива, 944, 90 руб. пени по договору транспортной экспедиции № НКП ЗСЖД-931172 от 10.02.2021, 2 000 руб. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А.Рыбина